"Подвижные игры" (внеурочная деятельность в начальных классах)
рабочая программа по теме

Полякова Татьяна Васильевна

Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_nar.mira_rab_progr_1_kl_-.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                       

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Щедровская основная общеобразовательная школа

Утверждена

приказом директора

МБОУ Щедровская ООШ

________       Огула Л.А.                

Приказ № ____

от «____» __________ 20__ г.

Рассмотрена и

рекомендована

к утверждению

МС школы

Протокол № ____

от «__»__________ 20__г.

Рабочая  программа по  курсу

внеурочной деятельности

                         

«Подвижные игры»

(наименование курса)

для 2-3 классов

(класс)

на 2013/2014 учебный год.

(срок реализации программы)

Направление: спортивно-оздоровительное.

Сроки реализации: 1 год  ( 1 час в неделю)

     Программу составила: учитель начальных классов Полякова Татьяна Васильевна.

с. Щедровка

2013

                                             Пояснительная записка

     

   Программа  «Подвижные игры народов мира » является модифицированной.  Разработана на  основе методических пособий:     «Игра и оздоровительная работа в школе» - О.А Степанова, серия «Игровые технологии», Москва  ООО «ТЦ Сфера», 2004 г., ISBN 5-89144-323-6,- 144 с.;«Игры на свежем воздухе для детей и взрослых» - Е.А.Ковалёва, серия                      «Азбука развития», Москва,  ООО «ИД РИПОЛ классик», ISBN 978-5-7905-4426-2, ООО «. ДОМ. XXI век, 2007 г.,-189 с.,  «Детские подвижные игры народов СССР» - составитель      А.В.Кенеман.

        Актуальность программы

       Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учащихся большого умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к школе обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, достаточно высокий уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать значительные психофизические нагрузки, связанные с новым — школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.

      Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, а также дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему для образовательной практики.

        Требования обязательной оздоровительной направленности образовательного процесса диктуют необходимость пристального внимания к тем возможностям игры, которыми она располагает с точки зрения адаптации младших школьников к новому режиму психофизической активности, регуляции и нормирования их интеллектуальной, эмоциональной и физической нагрузки, сохранения и укрепления здоровья.

        Являясь неотъемлемым компонентом оздоровительной среды, игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии и/или продолжают существовать в реальной жизни.

 

Роль и место данного курса

Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры: К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании детей, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка.  

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания  школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны,  создается  эмоционально  положительная  основа  для развития патриотических чувств. 

    Посещая кружок «Подвижные игры », дети узнают то , какие игры популярны в каждой стране, самобытность и культуру многих стран. Игры народов мира тем и интересны, что практически не повторяются и уникальны в своём роде. Хотя некоторые игры распространяются по всему миру, обрастая новыми правилами и названиями, а некоторые остаются неизменными на протяжении многих веков.
             Алгоритм работы с играми.

  1. Знакомство с содержанием игры.
  2. Объяснение содержания игры.
  3. Объяснение  правил игры.
  4. Разучивание игр.
  5. Проведение игр.

      Цели курса «Подвижные игры народов мира»
1.Формирование устойчивого, заинтересованного , уважительного отношения к культуре родной страны и культуре разных народов мира.
2.Донесение до учащихся национального колорита обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.
3.Формирование толерантности.
4.Охрана и укрепление физического и психического здоровья младших школьников. 
  5.Обеспечение эмоционального благополучия.

6.Формирование этических норм поведения.
7.Воспитание уважительного отношения друг к другу.
Задачи курcа  ”Подвижные игры народов мира”.
1.Пропаганда здорового образа жизни.
2.Формирование осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью.
3.Отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование различных физических качеств:
а) повышение уровня выносливости (беговые упражнения),
б) укрепление основной группы мышц, увеличивая подвижность в суставах, улучшая координацию движений (упражнения со скакалками и мячами)
Правила по проведению игр
1. При проведении знакомых игр кратко напоминать только основные правила.
2 Не следует разучивать предварительно текст игры, в которой есть зачин. Его желательно ввести в ход игры неожиданно.
3. Несюжетная игра:
а) объясняется кратко, лаконично, эмоционально, выразительно;
б) даётся представление о ёё содержании, последовательности игровых действий, расположения игроков и атрибутов, правилах игры;
в) даются 1-2 уточняющих вопроса для уяснения понятого;
г) основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей.

4. Сюжетная игра:
а) предварительно рассказать о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть;
б) показать иллюстрации, предметы быта и искусства;
в) познакомить с национальными обычаями, фольклором;
г) образно, кратко рассказать о сюжете игры;
д) дать прослушать диалог, если имеется;
е) перейти к распределению ролей, которое помимо применения считалок, проходит иногда путём назначения водящего в соответствии с педагогическими задачами;
ж) объяснить роль водящего, его выбор обязательно обосновать;
5.Сообщение результатов игры должно сопровождаться кратким разбором проведённой игры.
6.В конце игры следует положительно оценить поступки тех, кто проявил определённые качества: смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь.
7.После игры большой интенсивности целесообразно перейти на спокойную игру с несложными заданиями, не требующими точности и координации движений, или хоровую игру.
 Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, — ученики начальных классов.(6-10 лет)

Сроки реализации программы — 1год.

 Форма и режим занятий:

Форма обучения 

по количеству учащихся: групповая; коллективная;

по месту проведения: школьная (в классе, в спортивном зале, спортивная площадка).

 Режим занятий – 1  час в неделю/ 34 час. в год.

Основное содержание обучения

1 раздел Введение. Основы знаний о народной  подвижной игре. (3часа)

 - Что такое народная игра?  Познакомить с историей народной подвижной      игры.

-  Разбор и проигрывание игр наших родителей. Понятие правил игры.

 Выработка правил.

- Пятнашки.

- Фанты.

- Горелки.

- Лапта.

- Блуждающий мяч.

2 раздел

Игры на свежем воздухе. (6 часов)

- Русские народные игры. «Ловушка».

- Групповые игры. «Охотник и сторож».

- Групповые игры.  «Карусель», «Совушка».

3 раздел

Игры-эстафеты. (4 часа)

-   Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам».

-    Большая игра с малым мячом.  «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».

-   Эстафеты с бегом и прыжками.

-   Эстафеты с преодолением препятствий.

4 раздел Зимние забавы(4 часа)

-Зимой на воздухе. «Городки».

- Зимой на воздухе.  Скатывание шаров. «Гонки снежных  комов».

- Строительные игры из снега.  «Клуб ледяных инженеров».

- Эстафета на санках.

5 раздел

Подвижные игры разных народов. (10 часов)

-Игры русского народа.  «Гуси-лебеди»,   «Обыкновенные жмурки».

-Игры мордовского народа.  «Котел»  «Салки».

-Игры белорусского народа. « Михасик»,  «Прела-горела».

-Игры татарского народа.  «Серый волк»   «Скок-перескок»                

-Игры народов Востока. «Скачки» ,   «Собери яблоки».      

-Игры украинского народа. « Высокий дуб» «Колдун».  

-Игры азербайджанского народа «Белый мяч и черный мяч» , «Отдай платочек».   
-Игры чувашского народа.  «
Хищник в море»,  «Рыбки».      

 

6 раздел

  Подвижные игры, (4) основанные на элементах:

 - гимнастики с основами акробатики: «У медведя во бору», «Совушка»;

-  легкой атлетики: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву»;

- спортивной игры: «Брось — поймай», «Охотники и   утки».

7  раздел (1 час)

Итоговое занятие

-Праздник  здоровья и подвижной народной игры.

Календарно-тематическое планирование

                                                          №

Дата

Раздел, тема

Количество часов

Цели и задачи

По плану

Факт

теории

практики

1-3

5.09

12.09

19.09

Введение. Основы знаний о народной  подвижной игре.

*Что такое народная игра?  

*Фанты. Горелки.

*Блуждающий мяч

3

1

1

1

Познакомить с историей народной подвижной      игры.

-   Понятие правил игры.

 Выработка правил.

Разучивание и организация совместных народных подвижных игр для мальчиков и девочек.

.

Правила  безопасности во время игры.

Углубление знаний об истории, культуре народных игр.

Формирование навыка ЗОЖ.

Разбор и проигрывание игр наших родителей.

4-9

26.09

3.10

10.10

17.10

24.10

31.10

Игры на свежем воздухе.

Русские народные игры. «Ловушка».

- Групповые игры. «Охотник и сторож».

- Групповые игры.  «Карусель», «Совушка».

6

2

2

2

Отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование различных физических качеств:

10-14

Игры-эстафеты.

-   Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам».

-    Большая игра с малым мячом.  «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».

-   Эстафеты с бегом и прыжками.

-   Эстафеты с преодолением препятствий.

4

1

1

1

1

Развитие умений работать в коллективе.

15-18

Зимние забавы

-Зимой на воздухе. «Городки».

- Зимой на воздухе.  Скатывание шаров. «Гонки снежных  комов».

- Строительные игры из снега.  «Клуб ледяных инженеров».

- Эстафета на санках

4

1

1

1

1

Укрепление здоровья детей

19-29

Подвижные игры разных народов.

-Игры мордовского народа.  «Котел»  «Салки».

-Игры белорусского народа. « Михасик»,  «Прела-горела».

-Игры татарского народа.  «Серый волк»                   

-Игры народов Востока. «Скачки» ,   «Собери яблоки».      

-Игры украинского народа. « Высокий дуб» «Колдун».  

-Игры азербайджанского народа «Белый мяч и черный мяч» , «Отдай платочек».   
-Игры чувашского народа.  «
Хищник в море»,  «Рыбки».      

 

10

2

2

1

2

1

1

1

Развивать физические качества и внимание детей посредством подвижных игр

30-32

Подвижные игры,  основанные на элементах гимнастики с основами акробатики,  легкой атлетики, спортивной игры.

*«У медведя во бору», «Совушка».

*«Не оступись»,«Волк во рву»

*«Охотники и олени»,

 «Брось — поймай»,

 

3

1

1

1

 

Повторить правила ТБ во время игр.

Знание правил игр.

Соблюдение правил игры

33

Итоговое занятие

Праздник  здоровья и подвижной народной игры.

1

Уметь играть в подвижные игры.

Планируемые результаты

 В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности учащиеся должны  иметь представление:

 о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;

о режиме дня и личной гигиене;

о способах изменения направления и скорости движения;

 о народной игре как средстве подвижной игры;

об играх разных народов;

о соблюдении правил игры

       уметь:

  1.  выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки; 
  2.  выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
  3.  играть в подвижные игры;
  4.  выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами; 
  5.  выполнять строевые упражнения;
  6. соблюдать правила игры

            Ожидаемый результат

  1. Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.
  2. Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.
  3. Развитие умений работать в коллективе.
  4. Формирование у детей  уверенности в своих силах.
  5. Умение применять игры  самостоятельно.

Ресурсное обеспечение реализации программы

   

  Учебно-методическое обеспечение

А.В.Кенеман. «Детские подвижные игры народов СССР»

Е.А.Ковалёва «Игры на свежем воздухе для детей и взрослых», серия                      «Азбука развития», Москва,  ООО «ИД РИПОЛ классик», ISBN 978-5-7905-4426-2, ООО «. ДОМ. XXI век, 2007 г.,-189 с., 

О.А Степанова Игра и оздоровительная работа в школе» -, серия «Игровые технологии», Москва  ООО «ТЦ Сфера», 2004 г., ISBN 5-89144-323-6,- 144 с.

Интернет –ресурсы: сайт работников образования ,сайт прошколу.ру

Инвентарь: мячи ,прыгалки ,обручи.

 Рекомендуемая литература

Гриженя В.Е. Организация и методические приемы проведения занятий по  подвижным играм в вузе и в школе: Учебно-методическое пособие – М., Советский спорт, 2005. – 40 с.

 Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.

 Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 198

 Глязер С., Зимние игры и развлечения. – М., 1993.

Дусовицкий А.К., Воспитывая интерес. – М., 2005

Жуков М.Н., Подвижные игры. – М., 2000

Железняк М.Н., Спортивные игры. – М., 2001

Коробейников Н.К., Физическое воспитание. – М., 1989

Коротков И.П., Подвижные игры в занятиях спортом. – М.,1991

Литвинов М.Ф., Русские народные подвижные игры. – М.,  1986.

Миньков Н.Б., Игры и воспитание способностей. – М., 1999.

Осокина Т.И., Детские подвижные игры. – М., 1989.

Портных Ю.И., Спортивные и подвижные игры. – М., 1984.

Соловейчик С.Л., От интересов к способностям. – М., 1998.

Учебно-тематический план курса  « Подвижные игры народов мира»

                                                          №

Дата

Раздел, тема

Количество часов

Цели и задачи

По плану

Факт

теории

практики

1-3

Введение. Основы знаний о народной  подвижной игре.

*Что такое народная игра?  

*Фанты. Горелки.

*Блуждающий мяч

3

1

1

1

Познакомить с историей народной подвижной      игры.

-   Понятие правил игры.

 Выработка правил.

Разучивание и организация совместных народных подвижных игр для мальчиков и девочек.

.

Углубление знаний об истории, культуре народных игр.

Формирование навыка ЗОЖ.

Правила  безопасности во время игры.

Разбор и проигрывание игр наших родителей.

4-9

Игры на свежем воздухе.

Русские народные игры. «Ловушка».

- Групповые игры. «Охотник и сторож».

- Групповые игры.  «Карусель», «Совушка».

6

2

2

2

Отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование различных физических качеств:

10-11

Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!

*Я люблю поиграть

* «Кошки-мышки»

2

1

1

Совершенствование двигательных качеств.

12-19

Игры-эстафеты.

-   Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам».

-    Большая игра с малым мячом.  «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».

-   Эстафеты с бегом и прыжками.

-   Эстафеты с преодолением препятствий.

8

2

2

2

2

Развитие умений работать в коллективе.

20-39

Подвижные игры разных народов.

-Игры русского народа.  «Гуси-лебеди»,   «Обыкновенные жмурки».

-Игры мордовского народа.  «Котел»  «Салки».

-Игры белорусского народа. « Михасик»,  «Прела-горела».

-Игры татарского народа.  «Серый волк»   «Скок-перескок»                

-Игры народов Востока. «Скачки» ,   «Собери яблоки».      

-Игры украинского народа. « Высокий дуб» «Колдун».  

-Игры азербайджанского народа «Белый мяч и черный мяч» , «Отдай платочек».   
-Игры чувашского народа.  «
Хищник в море»,  «Рыбки».      

-Игры калмыцкого народа. «Альчики», «Забрасывание белого мяча»    

20

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Развивать физические качества и внимание детей посредством подвижных игр

40-45

Зимние забавы

-Зимой на воздухе. «Городки».

- Зимой на воздухе.  Скатывание шаров. «Гонки снежных  комов».

- Строительные игры из снега.  «Клуб ледяных инженеров».

- Эстафета на санках.

6

2

2

2

Укрепление здоровья детей.

46-51

Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.

-  Большая игра с малым мячом.  «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».

- Упражнения со скакалками.

- Бег с  высоким подниманием  бедра,  прыжками и  ускорением, с изменяющимся направлением движения

6

2

1

1

1

1

Уметь выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами.

52-61

Подвижные игры,  основанные на элементах гимнастики с основами акробатики,  легкой атлетики, спортивной игры.

*«У медведя во бору», «Совушка».

*«Не оступись», «Пятнашки», *«Волк во рву»

«Охотники и олени», *«Встречная эстафета», «День и     ночь», «Попади в ворота»

«Брось — поймай»,

*«Выстрел в небо», «Охотники и   утки»

10

2

2

2

2

2

 

Повторить правила ТБ во время игр.

Знание правил игр.

Соблюдение правил игры

62-67

Наши любимые игры.

(на усмотрение детей)

6

Придумывать двигательное содержание к предложенному сюжету, самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, новые формы движения.

68

Итоговое занятие

Праздник  здоровья и подвижной народной игры.

1

Уметь играть в подвижные игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа "Самоонализ профессиональной деятельности учителя начальных классов с точки зрения требований ФГОС в начальной школе"

Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, его прав и свобод, провозглашает как одно из неотъемлемых право каждого на образование. Это соответствует принципу, изложенному в ...

Инновационная деятельность учителя начальных классов. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности

В сообщении содержится тезис о важности духовно-нравственного воспитания  и развития патриотизма с младшего школьного возраста....

Представление инновационного педагогического опыта работы учителя начальных классов «Проекты - как средство развития исследовательской деятельности в начальных классах»

Представление   инновационного педагогического опыта работы  учителя начальных классов МБОУ « Пичпандинская средняя общеобразовательная школа» Зубово-Полянского муниципального района...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для начальных классов "Подвижные народные игры"

Программа "Подвижные народные игры" расчитана на обучающихся 1 - 4 классов с учетом 2 часа в неделю....

Подвижные игры. Внеурочная деятельность

Подвижные игры для начальных классов...