Выступление на заседании МО учителей начальных классов на тему: "Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах"
статья

Новикова Елена Александровна

Выступление на заседании МО учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_m.o.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 40»

Выступление на м.о. учителей начальных классов

«Проектно-исследовательская деятельность

в начальных классах»

Подготовила: учитель начальных классов

Новикова Елена Александровна

г.о. Саранск, 2014г.

На протяжении многих лет идёт большая дискуссия о проектно-исследовательской деятельности учащихся. Мнений отрицательных, равно как и положительных, было огромное количество. На сегодняшний день стало понятно, что без подобной деятельности в школе обучение невозможно. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения записано, что в его основе «…лежит системно-деятельностный подход, который предполагает… учет индивидуальных возрастных особенностей обучающихся,…разнообразие форм, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, …что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения знаний. В соответствии со Стандартом, на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ учиться и способности к организации своей деятельности…»

Современный подход существенным образом меняет порядок взаимодействия педагога и учащегося. Он переводит деятельность педагога на новую ступень. Сегодня это не просто обучение – это управление развитием ученика, с учетом особенностей его индивидуального развития.

Все дети от природы любознательны. Но… не секрет, что в первый класс общеобразовательной школы приходят дети с разной подготовкой. Есть дети, у которых склонность к исследованию в дошкольный период поддерживалась и уже есть интерес к исследовательской деятельности, и дети, у которых подобная склонность еще не сформирована. Поэтому работа учителя начальных классов строится в двух направлениях: первое – работа с детьми мотивированными на проектно-исследовательскую деятельность, и второе – работа с детьми, у которых подобной мотивации пока нет. Работа в первом направлении имеет своей целью, опираясь на уже сформированный интерес, научить ребенка самостоятельно «добывать» информацию из различных источников (книги, цифровые носители), анализировать эту информацию, делать свои выводы, представлять результаты своей работы.

Работа по второму направлению изначально ставит перед собой цель – сформировать у ребенка интерес к исследовательской деятельности, затем, следующей целью должно стать побуждение ученика к исследовательской деятельности. Только после этого можно ставить основную цель – развитие способностей к проектно-исследовательской деятельности, и умение вести такую работу, т.е. умение находить ответы на поставленные вопросы и таким образом формировать новые умения: информационные, социальные, презентационные, рефлексивные, менеджерские, развивать уверенность, смелость и другие психологические качества личности.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, работа по двум направлениям разделяет учеников класса на две различные группы по уровню развития: группа детей, у которых интерес уже сформировался и группа, у которой интерес предстоит сформировать. КАК ПРАВИЛО, ведение отдельных проектов с отдельными учащимися в соответствии с уровнем их развития приводит к повышению самооценки первой группы детей и понижению самооценки второй группы детей. Как результат – у детей второй группы может возникнуть неприязнь с последующей агрессией к первой группе. Такая организация проектной деятельности педагогом является демотиватором для учащихся из второй группы и как следствие – потеря их интереса.

Исправить это может коллективная работа всего класса над одним проектом.  Преимущество этого состоит в том, что, внося свой посильный вклад в общую работу, ребенок присваивает общий результат и воспринимает его как собственный. Повышается самооценка детей обеих групп, которая приводит к дальнейшему развитию личности.

Включение проектной деятельности в работу младших школьников

В проектную деятельность необходимо включать школьников постепенно, начиная с первого класса. Вначале – это доступные творческие задания, выполняемые на уроках окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития. Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью рекомендуется на родительских собраниях разъяснять родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказывать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.

Исследование и проект?

Довольно часто мы задаем вопрос «Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?». Это достаточно серьезный вопрос.

Во-первых, главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель: цель проектной деятельности – реализация проектного замысла, а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п. Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.

Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.

В-третьих, проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами.

Основными этапами проектной деятельности являются:

•    Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;

•    Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;

•    Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;

•    Подготовка и защита презентации;

•    Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

Этапы научного исследования:

Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.

Постановка цели и конкретных задач исследования.

Определение объекта и предмета исследования.

Выбор метода (методики) проведения исследования.

Описание процесса исследования.

Обсуждение результатов исследования.

Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

В-четвертых, проект – это замысел, план, творчество по плану. Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.

Общие правила для педагогов – руководителей проектов

• Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь со всяческими проявлениями конформизма и стереотипными банальными решениями.

• Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.

• Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.

• В процессе работы не забывайте о воспитании школьника.

• Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

• Не делайте скоропалительных допущений, научитесь не торопиться с вынесением оценочных суждений и учите детей поступать также.

• Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.

• Не следует полагаться на то, что дети уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями, помогайте им осваивать новое.

• Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.

• Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать сами, или то, чему они могут научиться самостоятельно. Избегайте прямых инструкций.

• Учите детей прослеживать дальние связи и выстраивать длинные ассоциативные цепочки.

• Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями.

• Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.

• Старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.

• Используйте трудные ситуации (проблемы), возникшие у детей в школе и дома, как область задач приложения полученных навыков в решении исследовательских задач.

• Обучайте детей преимущественно не мыслям, а мышлению. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.

• Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.

• Помогайте детям научиться управлять процессом собственного исследования.