Выступление на ШМО учителей начальных классов на тему: «Организация внеурочной деятельности в 1 е классе МОУ лицея Серпухов. Спортивно-оздоровительное направление. Клуб «Физкультошка».
материал

Сапичева Ольга Юрьевна

Проблема использования свободного времени младших школьников всегда была насущной для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shmo3.docx25.01 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО учителей начальных классов

на тему:

«Организация внеурочной деятельности в 1 е классе МОУ лицея Серпухов. Спортивно-оздоровительное направление. Клуб «Физкультошка».

Проблема использования свободного времени младших школьников всегда была насущной для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации.

Школа после уроков — это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Нам, учителям, важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Внеурочная деятельность для младших школьников – это способ научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя. Разнообразная форма организации внеурочной деятельности значительно повышает активность и работоспособность детей, способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно- нравственных ценностей и культурных традиций.

Задачи организации внеурочной деятельности:

  • знакомить учащихся с традициями и обычаями общения и досуга различных поколений;
  • использовать активные и творческие формы воспитательной работы;
  • создавать кружки, клубы, секции с учетом интересов и потребностей учащихся;
  • демонстрировать достижения учащихся в досуговой деятельности;
  • воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели;
  • развитие творческих и интеллектуальных способностей;
  • обучение правилам и формам совместной работы.

Практическая реализация внеурочной деятельности основывается на следующих принципах: 

  • Включение учащихся в активную деятельность.
  • Доступность и наглядность.
  • Связь теории с практикой.
  • Учёт возрастных особенностей.
  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
  • Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

Внеурочная деятельность позволяет осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин,  то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как   ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Именно сейчас ученики  должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать  новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности»

В 1 - е классе спортивно-оздоровительное направление реализуется в программах “Физкультошка”, “Здоровячок”, “Подвижные игры”.

Повышенная двигательная активность – биологическая потребность младшего школьника, от степени которой зависит его здоровье и общее развитие.

Основное внимание этого направления уделяется укреплению здоровья, развитию двигательных способностей, получению теоретических и практических знаний о здоровом образе жизни.

Формы работы: занятия в специальном помещении, на свежем воздухе, беседы, соревнования, игры, оздоровительные минутки.

Подробнее хочу остановиться на программе спортивно-оздоровительного направления клуба «Физкультошка».                

Актуальность программы

В современном обществе наблюдается снижение уровня культуры нации по сохранению своего здоровья и жизни, отсутствие навыков социальной адаптации, низкий уровень знаний способов выживания в неблагоприятных условиях, неумение оказывать помощь окружающим и себе лично. И как результат – ослабление здоровья нации, гибель большого количества людей в экстремальных ситуациях.

 Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей.

Главная цель  клуба — всестороннее развитие личности на фоне доступного в этом возрасте уровня физической культуры личности младшего школьника,  сохранение и укрепление здоровья учеников начальной школы в процессе образовательной деятельности.

Задачи:

  • Вызвать у учащихся начальных классов интерес к основам здоровья, позволив ощутить красоту и радость движения;
  • Повысить двигательную активность младших школьников;
  • Формировать у учащихся жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки;
  • Обучить школьников доступным физкультурным знаниям, двигательным умениям и навыкам;
  • Добиваться того, чтобы каждый ученик чувствовал себя равноправным членом коллектива, был активным и общительным;
  • Воспитывать у детей любознательность, честность, творческую инициативу.

Содержание программы

        В первом классе работа в клубе  “Физкультошка” проводится под общей темой “Физкульт-Ура! Начинается с утра!”

В 1 четверти ученики знакомятся с Физкультошкой, который научит детей элементарным упражнениям для формирования правильной осанки, расслабления, покажет пальчиковые малоподвижные игры.
        Во 2 четверти – школьники вместе с Физкультошкой учатся играть, а также придумывать комплексы утренней гимнастики.
        В 3 четверти дети знакомятся с закаливанием.
4 четверть подводит итоги знакомства с Физкультошкой. Он организовывает соревнования по видам движений на “Призы Физкультошки”.

Методы и формы работы клуба: спортивные соревнования, эстафеты, подвижные, малоподвижные и пальчиковые игры, упражнения на релаксацию, зрительную гимнастику, комплекс ОРУ, строевые и физические упражнения с предметами, упражнения для формирования осанки.

        Календарно – тематическое планирование  занятий клуба «Физкультошка»

1 класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Деятельность учащихся

1 четверть «Знакомимся с Физкультошкой» (9 часов)

1

Открываем дверь в Школу Здоровья

1 ч

Основы здорового образа жизни (философия цветка).

Осанка. Основные положения головы, рук, туловища, ног.

Игровые упражнения: «Будь внимательным», «Затейники», «Сделай фигуру», «Узнай по голосу», «Вершки и корешки»

Ходьба (с сохранением правильной осанки, с мячом, с гимнастической палкой, со скакалкой, на носках).

Упражнения на релаксацию.

Пальчиковые и малоподвижные игры

2

Мы - космонавты

1 ч

3

Разнообразие упражнений. Упражнения зрительной гимнастики.

1 ч

4

Правильная осанка

1 ч

5

Путешествие в город «Угадай-ка»

1 ч

6

Правила выполнения дыхательных упражнений

7

Закаливание организма

1 ч

8

Здоровый образ жизни младшего школьника

1 ч

9

Программы здоровья

1 ч

Личностные результаты: понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья.

Предметные результаты:

Обучающийся узнает:

- о способах и особенностях движений и передвижений человека, роли и значении психических и биологических процессов в осуществлении двигательных актов;

- о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;

-о терминологии разучиваемых упражнений, oб их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;

- об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки и поддержания достойного внешнего вида.

Многообразие форм внеурочной деятельности порождает богатство условий для разнообразных видов деятельности, позволяя включать в работу весь комплекс психических процессов ученика. Система внеурочной учебной деятельности рассматривается как неотъемлемый компонент образовательного процесса  школы, позволяющий не только расширить диапазон базового образования, но и получить специальные научные и профессиональные знания, навыки, умения, придать процессу образования творческий характер, обуславливая его целостность и многомерность в русле концепции непрерывного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Организация внеурочной деятельности. Преемственность начальной школы и дополнительного образования."

Выступление на круглом столе в МОУ школа № 8 г.о. Жуковский. Тема круглого стола:  "Функционирование воспитательной системы в ОУ в процессе реализации основных направлений образовательной програм...

Выступление по теме:"Организация внеурочной деятельности"

В своём выступлении старалась отразить все формы и методы работы в проведении внеурочных занятий по курсу"Земля-наш дом"...

Доклад на городском семинаре творческой группы начальной школы по теме:"Организация внеурочной деятельности младших школьников по русскому языку с учётом реализации ФГОС нового поколения в условиях МОУ "С(К)ОШИ №4"

В докладе даётся определение внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО, задачи внеурочной деятельности, направления внеурочной деятельности по русскому языку, формы организации занятий и це...

Итоговая практико -значимая работа. Тема "Организация внеурочной деятельности по направлению спортивно- оздоровительного развития и воспитания школьников"

В процессе игры происходит формирование эмоциального мира человека, поэтому она представляет собой большую ценность в учебной и воспитательной деятельности  с детьми, что является весьма актуальн...

Выступление на педсовете на тему " Организация внеурочной деятельности в 4-б классе"

Презентация содержит требования стандарта к организации внеурочной деятельности школьников, 5 направлений внеурочой деятельности, формы достижения воспитательных результатов....

Проект. Тема: «Организация внеурочной деятельности по направлению спортивно-оздоровительного развития и воспитанияобучающихся».

Цель работы: показать значимость внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления для формирования здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика. ...

Выступление на тему: Организация внеурочной деятельности по программе «РАЗГОВОР О ЗДОРОВЬЕ И ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ» в начальной школе

В настоящее время наблюдается снижение количества здоровых детей, увеличение числа эндокринных заболеваний и заболеваний пищеварительной системы. Программа по внеурочной деятельности «Разго...