Доклад на тему "Проектно - исследовательская деятельность обучающихся начальных классов в урочное время"
статья (3 класс) на тему

Никулина Диана Евгеньевна

Доклад на тему "Проектно - исследовательская деятельность обучающихся начальных классов в урочное время"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx24.12 КБ

Предварительный просмотр:

     Вся наша жизнь складывается из различных проектов. Одной из задач учителя начальной школы – научить ребенка успешно реализовать свои жизненые пректы.

    Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к самостоятельной деятельности, способствовать развитию интереса к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые стоят перед начальной школой.

     Главной задачей для себя, как учителя считаю: не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей задачи. В учебном процессе должно возникать «учебное общение», при котором учащийся, поняв, чего он не знает, не умеет делать, сам начинает активно действовать, восполняя недостаток знания и включая в этот процесс учителя, как более опытного партнера.

    Под проектной технологией понимается способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом,. Проект всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Проект, – прежде всего достижение  цели , принятой, осознанной детьми, актуальная для них..

Для организации самостоятельного добывания школьниками знаний с целью более эффективного их усвоения применяют учебные проекты. Учебный проект - это и форма организации учебного процесса, это и метод обучения, который может применяться на уроке и во внеурочное время.. Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:

1-й этап

УЧИТЕЛЬ ученик

2-й и 3-й этапы

учитель УЧЕНИК

Последний этап

УЧИТЕЛЬ ученик

       Как видно из схемы, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя не менее важна , поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым жизненым опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

.    Для того чтобы эта работа была плодотворной, в первую очередь, учу детей правильно строить свои высказывания: и в частности: как выразить свою точку зрения, как высказать своё несогласие с мнением другого ученика, как уточнить высказывание одноклассника. Кроме этого вырабатываем и фиксируем совместно с детьми правила работы в группе (говори вполголоса, один говорит – другие слушают, не перебивай выступающего). Итак, группа сформирована, между детьми распределяются роли:

• организатор — отвечает за работу группы в целом;

• докладчик — выступает перед классом с готовым решением группы;

• секретарь — записывает высказанные идеи и решения;

• критик — высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения;

• контролер — проверяет, все ли поняли принятое решение.

     После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий этап. Здесь учитель вообще может “ потеряться”, т.е. стать “малюсеньким наблюдателем”. Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель на контроле: правильно  ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности.

    Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.

   Поэтому целью моей работы является формирование у младших школьников умений использовать приемы проектирования для самоорганизации собственного учения – «научить учиться».

    При работе над любым проектом я обязательно обращаю внимание детей на основную идею проектного замысла: Что? Зачем? Для кого? Очень важно, чтобы дети в процессе проектной деятельности всегда помнили: кто и для чего будет использовать в дальнейшем созданный ими продукт (практическая или социальная значимость проекта).

     Для себя я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности:

1)Учёт интересов детей.

Ситуация, когда учеников "строят" и заставляют делать "проект", который им не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу. Если личностной включённости нет, нет и проекта.

2) Учение через деятельность.

Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы.

3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.

4) Сотрудничество участников педагогического процесса.

Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но между родителями и учениками, и самими учениками.

5) Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта.

Так же можно выделить виды презентаций проекта.

- Демонстрация продукта

- Инсценировка – диалог литературных героев

- Игра с классом

-Доклад

- Реклама

- Ролевая игра

-Спектакль

- Газета, журналы, справочник.

В чем же заключаются несомненные плюсы мини- проектов ?

  • Создание ситуации успеха:
  • Ориентирует на быстрый практический результат :
  • Учит эффективно распределять время и экономно его использовать.
  • Быстро ориентироваться в ситуации.
  • Строить новые отношения в сотруднечестве
  • Проявлять свои организаторские способности
  • Уроки – проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников.

      Мой класс так же активно участвует  в создании проектов по программе. Расскажу о некоторых проектах, которые выполнены в урочное время. Индивидуальные краткосрочные проекты укладываются  в 1-2 урока. Изготовление продукта таких проектов может осуществляться дома.

     Например проект по окружающему миру в 3 классе по теме « Какие предметы окружали людей в старину» На первом уроке мы прошли под тему « Какой у тебя дом?» и изготовили с ребятами макет избы, т.к работа была объемная  заканчивали они ее дома совместно с родителями. На втором уроке после того как мы обговорили и рассмотрели  предметы была христианского народа . Мы с  ребятами приступили к обустраиванию нашей избы. Выполняли из бумаги и пластелина печь и предметы быта. Данный урок ребятам был интересен и оставил много впечатлений . Результаты и процесс нашего урока вы можете наблюдать на экране .

      Так же мы выполняли мини- проект на уроке литературного чтения по произведению Леонида Пантелеева « Честное слово». На первом этапе урока ребята ознакомились с биографией автора и с моей помощью прочитали произведение. НА втором этапе урока началась групповая работа .   На данном этапе ребята  выполняли роль журналистов. Их главной  задачей было создать страницу из журнала по отдельным частям произведения. В виде заголовка статьи подобрали пословицу подходящую к произведению. Далее  к картинки находящейся в конверте нашли подходящий текст . К завершению проекта написали письмо ребятам которые оставили на посту маленького мальчика осуждая  плохой поступок этих ребят.

       Метод  краткосрочных проектов актуален  и для уроков русского языка и математике. Каждому человеку ежедневно приходится решать практические задачи. Например, надо рассчитать, когда выехать из дома на вокзал, чтобы не опоздать на поезд и не очень долго ждать начала посадки. Часто приходится рассчитывать, что выбрать в буфете на обед, чтобы хватило тех денег, которые имеются. Портниха решает задачу, как скроить и сшить ту или иную вещь, чтобы материала хватило, и не было лишних обрезков. Хорошая хозяйка постоянно учитывает, какие доходы есть в семье и какие возможны расходы. Вот и мы с моими учениками решили создать небольшой задачник по теме « Задачи – расчеты». На первом этапе  урока учащиеся были разделены по парам. Я дала понятие о  задачах – расчетах . все вместе мы пробовали составлять и решать подобные задачи. Затем дети в парах без моего участия  составляли задачи – расчеты , схемы и рисунки к ним. По обговоренному заранее плану работы. По итогам данного урока у нас вышел яркий и разнообразный сборник задач- расчетов.

       На уроках русского языка мы закрепили знания  о членах предложения. Способом создания города ЧП. На данном уроке ребята работали в группах. Каждой группе было предложено по желанию выбрать наиболее понравившийся им член предложения представив его как улицу города . Что  бы помочь детям показать свои знания по теме  я предложила им план для защиты своего проекта. В каждой группе для более удобной работы были выбраны организатор, докладчик , секретарь и контролер. Прежде чем группы начали свою работу мы с ребятами обговорили какие будут наши улицы  и дорисовали их в наш город ЧП . Разместили там наши улицы и украсили город цветами и деревьями. После совместного завершения макета города ребятам оставалось выполнить дома и  разместить их на улицах города совместно с этим защетив свой проект .Вот такой замечательный город у нас получился по завершению нашего урока.

        Надеюсь мое выступление было для вас полезным и поможет вам разнообразить свои уроки.  Спасибо за внимание готова выслушать ваши вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной работе я представляю свои выработавшиеся взгляды и сложившиеся подходы к применению метода проектов  в урочной и внеурочной деятельности учащихся начальных классов.  Проектные...

Проектная деятельность в начальных классах в урочное и неурочное время

Проекты в младших классах – это, конечно, трудно и проблематично, т.к. дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Речь идет не о полноценных проектах, выполненных...

Проектная деятельность в начальных классах в урочное и неурочное время

Проекты в младших классах – это, конечно, трудно и проблематично, т.к. дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Речь идет не о полноценных проектах, выполненных...

Организация исследовательской деятельности обучающихся начальных классов

Материал по организации исследовательской деятельности с обучающимися начальных классов...

Учебно-исследовательская деятельность обучающихся начальных классов

В работе рассматриваются методические вопросы, связанные с организацией проектной деятельности в начальных классах. Указывается значение начно-исследовательской деятельности для развития познавательно...

Организация профориентированной деятельности обучающихся начальных классов во внеурочное время

   В процессе развития ребенок с 2,5 - 3 лет насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия шофера, медсе...

Доклад на тему: "Из опыта организации и проведения проектно- исследовательской деятельности в начальных классах ​"

Доклад на тему: "Из опыта организации и проведения проектно- исследовательской деятельности в начальных классах ​"В современной школе реализуются разные технологии обучения, это проблем...