Алгоритм составления исследовательской работы младшими школьниками
статья по теме

Аверьянова Людмила Васильевна

В тексте даются рекомендации - как правильно, последовательно составить исследовательскую работу. Дан алгоритм работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algoritm_issledovatelskoy_raboty_mladshimi_shkolnikami.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм

составления исследовательской работы младшими школьниками

Автор: Аверьянова Л.В. ,

учитель начальных классов

 При внедрении федерального государственного образовательного стандарта второго поколения приоритетом начального образования становится формирование у младших школьников умения учиться, создание условий, способствующих реализации потенциальных возможностей учащихся и обеспечивающих их личностный рост.

Модель выпускника начальной ступени обучения – творчески развитая личность, которая обладает жизненной и нравственной культурой, осознаёт ценности образования, проявляет инициативу и творчество.

Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но исследовательская практика, бесспорно, - одна  из самых эффективных.

 Актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.

Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы.

Научное исследование – это особый вид познавательной деятельности, отличающийся от стихийного познания, от диагностики и от познания в искусстве. Целью научного исследования является получение новых данных, либо моделирование известных решений.

Основная цель данной работы – помочь начинающим исследователям – школьникам освоить форму научного произведения при написании исследовательской работы.

Алгоритм составления исследовательской работы

Любая исследовательская работа состоит из следующих частей:

  • Актуальность (почему выбрана данная тема, что заинтересовало).
  • введение (где отражены цель и задачи, актуальность проблемы)
  • основная часть (в которой раскрывается содержание работы: теоретическая и практическая часть)
  • заключение (в котором содержатся итоги работы, выводы и рекомендации)
  • список литературы (представляет собой перечень использованных книг и статей)
  • приложение (наглядное представление опытных данных в виде таблиц, схем, диаграмм,  и т.д.)

Если перечисленные части работы выстроить в определенной последовательности, то получится алгоритм составления научно-исследовательской работы.

Алгоритм – это определённая программа действий.

Когда у учащегося возникает интерес к какой-либо ситуации, предмету,  то первое, что он делает  -  формулирует гипотезу, т.е. научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и требующее подтверждения.

Тема – это предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества.

Определив тему исследования, объект и предмет изучения, формулируют гипотезу и приступают к ее проверке. Для этого необходимо поставить цель. Цель – предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить

Цель есть планируемый, ожидаемый результат.

Цель может начинаться со следующих слов:

  • Выявление…
  • Исследование…
  • Оценка…
  • Анализ…
  • Разработка…
  • Цель достигается через решение определенных задач.

Задачи, поставленные в научно-исследовательской работе – это план (этапы) достижения цели исследования. Формулировка задачи должна начинаться с глагола:

  •  Выявить…
  •  Разработать…
  •  Провести…
  •  Решить…
  •  Проанализировать…

 Обобщить…

Решение задач связанно с использованием определенных методик. Методика – совокупность методов практического выполнения какой-либо работы. Метод – способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо.

Любой метод изучения предполагает использование материально - технического обеспечения.

Заключительной частью работы являются выводы, к которым пришел автор и его рекомендации.

Вывод – умозаключение, содержит аналитическую оценку ситуации, намечает перспективы исследования.  

И в завершении необходимо указать список источников информации.

   

Предлагаю рассмотреть фрагмент исследовательской работы

 ученицы3 класса.

Актуальность: 

Каждый день на уроке мы пользуемся учебниками, словарями, художественной литературой. И чем больше страниц пройдено, тем труднее найти нужную информацию. А поэтому, мы теряем много времени. Как же ребятам, не листая книгу быстро открыть нужную страницу?

Цель моего исследования:

-Найти быстрый способ нахождения нужной страницы.

Задачи исследования:

  •  Познакомиться с историей появления закладки.
  • Исследовать, какое значение имеет закладка в информационной жизни человека.
  • Экспериментальным путем доказать необходимость систематического использования закладки.
  • Проанализировать затраты времени на поиск нужной страницы.
  • Провести анкетирование учащихся среди 1-4 классов.
  • Воспитывать бережное отношение к книге.

Гипотеза: Скорее всего, в современном мире существует альтернатива такому предмету как закладка. Если это так, то мы её найдём.

Я использовала следующие методы исследования:

1.Анализ литературы.

2.Поиск информации в Интернете.

3.Анкетирование учащихся.

4.Практическая работа.

Литература:

  1. Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учебное пособие для студентов сред. и высш. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2002.
  2. Культура научной речи: Учебное пособие к спецкурсу для начинающих исследователей-педагогов / Сост. В.Т. Садченко. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005.
  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук, 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999.
  4. Петрова Н.Н., Сухинин С.А. Статистический метод // География в школе. – 2004. - №4. – с.51-55.

  1. Методические рекомендации. Алгоритм составления  исследовательской работы учащегося. Гедик Александра Александровна, зав. отделом дополнительного  экологического образования.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа младших школьников

Проектная деятельность детей. Здесь представлен материал  посвящённный классному часу " Мы помним их.."...

Организация исследовательской работы младших школьников

В статье рассмотренывозможные формы организации исследовательской работы младших школьников на уроке и во внеурочной деятельности...

Учебно-исследовательская работа младших школьников

Проектно-исследовательская работа в начальной школе, являясь предметом дополнительного образования, преследует те же цели, что и многие дисциплины. Организация проектной деятельности учащихся становит...

Исследовательская работа младших школьников

Что такое исследование? Как написать исследовательскую работу? На эти и другие вопросы можно найти ответ в данной статье.Исследовать окружающий мир, научиться самостоятельно добывать знания, причём в ...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)»

АннотацияВ августе 2013 года прошел районный семинар для учителей начальных классов. На протяжении многих лет занимаюсь с учащимися начального звена исследовательской деятельностью. В теоретической ча...

Алгоритм составления исследовательской работы младшими школьниками

В тексте даются рекомендации как правильно, последовательно составить исследовательскую работу. Дан алгоритм работы и представлен пример оформления....