Исследовательская работа младших школьников
статья по теме

Что такое исследование? Как написать исследовательскую работу? На эти и другие вопросы можно найти ответ в данной статье.

Исследовать окружающий мир, научиться самостоятельно добывать знания, причём в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений - вот главные задачи исследовательской работы. Эти знания, как правило, прочнее и глубже, чем сведения, которые получены путём выучивания. Чтобы научиться добывать знания, надо овладеть техникой исследовательского поиска.

Начинать работу надо с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Курашимская средняя общеобразовательная школа

Пермского района Пермского края

Исследовательская работа младших школьников.

Работу выполнила

Теленкова Ольга Анатольевна,

 учитель начальных классов

 Курашимской средней школы

Теленкова Ольга Анатольевна

2013 год

Любой человек любознателен. Всякий ребёнок рождается исследователем. Любознательность, стремление наблюдать, экспериментировать, самостоятельно добывать новые сведения о мире - это главные черты детского поведения. Ребёнок постоянно познаёт, исследует окружающий мир. Что такое исследование?

 Чтобы решить данную проблему, я обратилась к трудам доктора педагогических и психологических наук, профессора МПГУ Александра Ильича Савенкова. «Исследование в обыденном употреблении понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути,  процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование- решение определённой ясно осознаваемой задачи».

Исследовать окружающий мир, научиться самостоятельно добывать знания, причём в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений - вот главные задачи исследовательской работы. Эти знания, как правило, прочнее и глубже, чем сведения, которые получены путём выучивания. Чтобы научиться добывать знания, надо овладеть техникой исследовательского поиска.

Основные этапы исследовательской работы:

1.  Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).

2.   Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).

3.  Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования).

4.  Выработка гипотезы.

5.  Выявление и систематизация подходов к решению.

6.  Определить последовательность проведения исследования.

7.  Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).

8.  Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).

9.  Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).

10.   Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

Все исследовательские работы и проекты детей выполнялись по этой схеме. В зависимости от темы и ряда условий какой-то из моментов доминировал, какой-то несколько сворачивался.

Тема исследования. Все темы можно объединить в три группы:

Фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях.

Экспериментальные - темы предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.

Теоретические - темы по изучению и обобщению сведений , фактов,  материалов, содержащихся в различных теоретических источниках.

Определить цель исследования - значит ответить себе и другим на вопрос о том зачем мы его проводим. Задачи исследования уточняют цель. Если цель указывает общее направление, то задачи основные шаги. Задач не должно быть много 3-5: провести анализ, выявить, определить, установить и т.д.

Для решения проблемы потребуется гипотеза – предположение о том,  как проблема может быть решена. В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается.

 Методы исследования могут быть такие: подумать самостоятельно, прочитать книги о том, что исследуете, познакомиться с теле- и кинофильмами, найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например в Интернет, спросить у других людей, понаблюдать, провести эксперимент,

 Следующий этап работы – это обобщение информации. Полученную информацию надо проанализировать и обобщить. Это очень сложная задача, выделить главные идеи и второстепенные, дать определения понятиям. Однако в процессе обобщения результатов исследования хорошо развиваются мышление и творческие способности ребёнка.

Сообщение по результатам исследования. Этап защиты итогов выполненной работы пропустить нельзя Без него исследование не может считаться завершённым. Защита- венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.

Остановлюсь на примерах конкретных исследовательских работ, которые мы выполняли всей семьёй. Наша семья необычная – педагогическая. Педагогов в нашей семье -5 человек. Общий педагогический стаж -132 года. Я, Теленкова О.А., работаю учителем начальных классов. Мой муж, Теленков А.В., учителем труда. У нас двое детей: Елена и Андрей.

Первая тема, к которой мы обратились,  была очень дорога и близка нашей семье:  « Моя родословная». Проблемы выбора темы не было. Мы давно всей семьёй собираем материал о наших предках, об истории села Курашим. У нас большая копилка архивных документов, воспоминаний, записей и старинных фотографий. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Нам было очень интересно окунуться в мир генеалогии, записывать воспоминания родственников,  составлять родословное древо. Определив цель исследования, уточнили её в задачах и составили план исследовательской работы. Основная трудность состояла в том, что в процессе работы постоянно приходилось что-то менять, совершенствовать, потому что исследование представляет творческий процесс, в ходе которого приходится что-то дополнять , а от чего-то отказываться.

 Главный результат от нашей семейной исследовательской работы –включение в активный творческий процесс, от которого невозможно отказаться. Через год, пополнив нашу работу, мы приняли участие в областном конкурсе «Корнями дерево сильно». Наш семейный архив пополняется и сейчас воспоминаниями и записями. Нам есть, кем гордиться. Один дедушка-первый комсомолец, делегат московского съезда передовиков, арестован в 1937 году, реабилитирован в 1953 году. Другой дедушка организатор комсомольской ячейки в селе Курашим, ветеран Великой Отечественной войны. У каждого человека очень интересная биография, судьба и его жизнь. Каждый родственник достоин того, чтобы о нём написать целую книгу.

 Собирая материал о родословной нашей семьи, мы поняли насколько нам всем  дорога наша малая родина – Курашим. Мы занялись изучением истории нашего села, так как невозможно представить себе жизнь отдельного человека без истории  России.

Нас заинтересовала жизнь и деятельность Калинина И. И., который очень много сделал для развития нашего села. И опять мы увлечённо включились в работу: собирали материал, ведь печатных изданий нет, ездили в Бершеть, изучали историю лицея №75, записали воспоминания очевидцев, сделали фотографии, связанные с деятельностью Калинина в селе Курашим. Работа по теме: «Человек в истории» была оценена, приняли участие в региональном конкурсе исследовательских работ.

Тема, которую выбирает ребёнок для исследовательской работы, должна быть интересна и увлекательна. Кто, как не родители,  знают интересы и наклонности своего ребёнка, поэтому именно они должны помочь определиться в выборе темы.

Теленков А.В.работает учителем труда. Свой интерес к изобретательству, творчеству он передаёт сыну Андрею, ученику 4 класса. В 2006 году мы писали исследовательскую работу « Как определять время? Часы». Мы собирали материал о разных видах часов, проводили исследование,  измеряли, конструировали, производили подсчёты, искали научный материал, почему эти часы работают. Андрей защитил свою работу: на районной конференции занял 1 место, а на областной -2 место.

Мы сделали вывод, что трудных тем нет. Одна и та же проблема может решаться детьми разного возраста на разных этапах обучения по-разному, с различной степенью глубины. Искусство взрослого при проведении данной работы в том и состоит, чтобы помочь ребёнку.

Общее дело, исследовательская работа объединяет нашу семью Мы все с увлечением вносили свои коррективы. Исследуя проблему, вместе приобретали знания, помогали друг другу, открывали для себя новые горизонты.

Накопленный опыт по исследовательской работе я  применила в работе с младшими школьниками. В начальной школе работу  эффективно начать с конкурса проектов, выполненных самими учениками, учениками с участием членов семьи, разновозрастными группами школьников. В 2008 году мы провели коллективную исследовательскую работу по теме «История нашей школы».  Накапливая, опыт исследований, мы совместно с родителями обратились к истории нашей малой Родины. В 2012 году нами были подготовлены исследовательские работы «История Курашимского медеплавильного завода, или о чём рассказали старые письма», «Творческие кони нашей семьи», «Моя родословная».

Я думаю, что занятия исследовательской деятельностью, выполнение творческих проектов, сплотят семейные узы , будут способствовать развитию аналитических способностей. Это один из самых результативных путей обучения творчеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа младших школьников

Проектная деятельность детей. Здесь представлен материал  посвящённный классному часу " Мы помним их.."...

Организация исследовательской работы младших школьников

В статье рассмотренывозможные формы организации исследовательской работы младших школьников на уроке и во внеурочной деятельности...

Учебно-исследовательская работа младших школьников

Проектно-исследовательская работа в начальной школе, являясь предметом дополнительного образования, преследует те же цели, что и многие дисциплины. Организация проектной деятельности учащихся становит...

Общие рекомендации по написанию исследовательских работ младших школьников

Научно – исследовательская работа – это поисковое исследование, направленное на выявление и, возможно, решение какой-либо проблемы. Выбор темы. Исследовательская   работа...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)»

АннотацияВ августе 2013 года прошел районный семинар для учителей начальных классов. На протяжении многих лет занимаюсь с учащимися начального звена исследовательской деятельностью. В теоретической ча...

Алгоритм составления исследовательской работы младшими школьниками

В тексте даются рекомендации - как правильно, последовательно составить исследовательскую работу. Дан алгоритм работы....