РЕФЛЕКСИЯ. ЕЁ ЗНАЧИМОСТЬ И ВИДЫ.
статья по теме

Жерлицына Елена Николаевна

 

 

       Одни из условий воспитывающей деятельности является рефлексия.

Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением; самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. В социальной психологии рефлексия означает умение индивида осознавать то, как он воспринимается другими людьми, партнёрами по общению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon рефлексия80.5 КБ

Предварительный просмотр:

РЕФЛЕКСИЯ. ЕЁ ЗНАЧИМОСТЬ И ВИДЫ.

       Одни из условий воспитывающей деятельности является рефлексия.

Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением; самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. В социальной психологии рефлексия означает умение индивида осознавать то, как он воспринимается другими людьми, партнёрами по общению. Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.

       Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В данном случае нельзя говорить о личностно ориентированном обучении. Поэтому в начальной школе целесообразно обучать школьников рефлексивной деятельности. Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека.

       При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебных рефлексий, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

       физическую  (успел – не успел);

       сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);

       интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

       духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

       Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.

        Таким образом, рефлексия может:

         Выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия);

         отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия);

         быть средством самопознания.

ВИД РЕФЛЕКСИИ

        Наш день (урок, мероприятие, игра) подошел к концу, и я хочу сказать…

        Мне больше всего удалось…

        А особенно удалось…

        Что я получил от этого дня (урока, праздника)…

        За что ты можешь себя похвалить?

        За что ты можешь похвалить одноклассников?

        За что ты можешь похвалить учителя?

        Что думал?

        Что чувствовал?

        Что приобрел?

        Что меня удивило?

        Как строил отношения?

        Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?

        Для меня было открытием то, что…

        Что, на ваш, взгляд удалось?

        Что, на ваш, взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

        Поделимся впечатлениями о нашем уроке (мероприятии).

        Зачем нам нужен был этот урок?

        Отследите состояние своей души.

        Мои достижения на уроке…

        Сегодня на уроке я:

        научился…

        было интересно…

        было трудно…

        мои ощущения…

        Что мне этот урок дал для жизни?

        Чему вы научились на занятии?

        Какие задания вам  понравились больше всего?

        Мне показалось важным…

        Я понял, что…

        Я почувствовал, что…

        Урок:

        привлёк меня тем…

        показался интересным…

        взволновал…

        заставим задуматься…

        навёл меня на размышления…

        Что на вас произвело наибольшее впечатление?

        Пригодятся ли вам знания, приобретённые на этом уроке в дальнейшей                            

        жизни?   

        Что нового вы узнали на уроке?

        Что вы считаете нужным запомнить?

        Над чем ещё надо поработать?

        Своей работой на уроке я:

        доволен;

        не совсем доволен;

        я не доволен, потому что…

        Я выбрал эти задания на уроке, потому что…

        они мне нравятся больше остальных;

        я чувствую, что справлюсь с ними пока хуже, чем с другими заданиями;

        они легче остальных заданий;

        затрудняюсь ответить.

           

       

         

         

       

   

   

     

   

РИСУЕМ  НАСТРОЕНИЕ

        Настроение человека, прежде всего, отражается в продуктах его деятельности: рисунках, рассказах, высказываниях и др. Чтобы проверить, как воздействует обучение на состояние ребёнка, целесообразно дать задание по рисованию на тему «Моё настроение».

        1-й вариант: мокрый лист бумаги и краски. Попросите ребёнка нарисовать своё настроение.

        2-й вариант: на общем листе ватмана с помощью красок каждый ребёнок рисует своё настроение в виде полоски, облачка, пятнышка (в течение минуты).

        Затем листочки передаются по кругу. Задача каждого: определить настроение друг друга и дополнить его, дорисовать. Это продолжается до тех пор. Пока листочки не вернутся к своим хозяевам.

        После этого обсуждают получившийся рисунок.

        Чтобы определить настроение по использованному в рисунке цвету, можно применить характеристику цветов Макса Люшера:

        красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное,

        восторженное настроение. Использование в больших количествах

        яркого, слишком красного цвета (цвета крови, пожара) говорит о

        нервозном, возбуждённом состоянии, агрессии;

        синий – грустное настроение, пассивность, усталость, желание

        отдохнуть;

        зелёный – активность, но в то же время слишком большое внимание к

        зелёному цвету говорит о беззащитности, о желании быть защищённым;

        жёлтый – спокойный цвет (цвет дня, радости), но слишком большое

         внимание к этому цвету в рисунке говорит о возникающей пассивности

         ребёнка;

        фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к

        разочарованию;

        серый – говорит о том, что ребёнок не раскрывает своих возможностей,

        что-то его ограничивает, огорчает, останавливает;

        чёрный – уныние, отрицание, нежелание выполнять задание и осознание

        того, что его недооценивают или плохо к нему относятся;  

        коричневый – цвет пассивности, беспокойства и неуверенности.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ДНЯ

«Огонёк общения»

         1. Дети встают в круг, обняв друг друга за плечи, и каждый говорит, что, по его мнению, было сегодня самым интересным.

        2. Дети садятся в круг и передают по кругу сердечко. Тот, у кого в руках сердечко, говорит:

        - Сегодня меня порадовало…

        - Сегодня меня огорчило…

        3. На парте у каждого ребёнка лежат три цветочка разных цветов. Учитель объясняет детям:

        -Голубой цветочек вы дарите самому вежливому в общении (кому хочется сказать сегодня спасибо), зелёный – самому уступчивому, покладистому, фиолетовый – самому скромному с вашей точки зрения.

         Формулировки указаний меняются по усмотрению учителя

        - Посмотрим, у кого самый большой букет получился. Как вы думаете, почему?

«Древо творчества»

        По окончании дела (дня, урока) дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды.

        Плоды – дело прошло полезно, плодотворно.

        Цветок – довольно неплохо.

        Зелёный листик – что-то было, конечно, а вообще ни то ни сё.

        Жёлтый листик – «чахлый», пропащий день.

 

«Светофор»

«Солнышко»

        Моё настроение похоже на:

       

          В классном уголке висит «солнышко». Количество лучиков соответствует количеству детей в классе. Лучик – косичка с бантом на конце, которая есть у каждого ребёнка. Цвет бантика соответствует настроению ребёнка.

       

«Ёлочка настроения»

       

        Детям раздают вырезанные из бумаги игрушки, на которых они рисуют своё настроение.

«Пик взаимодействия»

        Пик – вершина, предел, высшая точка. На вершине стоит ребёнок. По склону карабкается учитель. Насколько близко он подобрался сегодня к детям, как прошла работа, достигнуто ли взаимопонимание – это решают дети, помещая фигурку учителя либо у подножия, либо выше по склону.

ученик

                 учитель

«Выбери утверждение»

всё понял, могу помочь другим;         интересный;

                                         

всё понял;                                              запомню надолго;

могу, но нужна помощь;                      неинтересный;

ничего не понял;                                   скучный;

отличный;                                              однообразный.

Ощущал себя:

хорошо;                                                          глупо;                                                                    

уверенно;                                                       неуверенно;              

 

смело;                                                             испуганно;            

гордо;                                                             сердито;            

комфортно;                                                    грустно.            

«Состояние моей души»

        Ребёнок берёт изображение человека и ставит его на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.

«Маятник настроения»

        В зависимости от того, «солнечное» или «дождливое» настроение, маятник в конце дня отклоняется влево или вправо. При этом внизу отмечается число и причина.

«Почта»

        В конце урока детям предлагается написать мини-письмо с пожеланиями, отзывом о работе на уроке. «Почтальон» или дежурный ученик разносит письма по адресам.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды рефлексии

Материал содержит виды рефлексии, которые можно применять на разных этапах урока в разных возрастных группах....

Задания для коррекциии школьно-значимых функций в коррекционой школе VIII вида.

В данной работе предлагаются задания для диагностики и коррекции школьно-значимых функций:памяти, внимания, речи, зрительно-моторной координации. Данный материал окажет помощь  в работе учителю, ...

Из опыта работы учителей МБОУ СОШ №40 по теме «Виды рефлексии. Использование рефлексии на уроках в начальной школе»

Из опыта работы учителей МБОУ СОШ №40 по теме «Виды рефлексии. Использование рефлексии на уроках в начальной школе» ...

Виды и приемы рефлексии на уроках в начальной школе

Материал содержит теоретическое обоснование использования различных приемов рефлексии на уроках в начальной школе, Также описаны приемы рефлексии настроения и эмоционального состояния, рефлексии деяте...

Презентация на тему «Виды рефлексии в учебной деятельности на уроке

Рефлексия - обязательная составляющая современного урока. Это своеобразное подведение итогов учебной деятельности учащихся, некий самоанализ, позволяющий зафиксировать достигнутый результат и оценить ...

Рефлексия как этап урока виды, приемы, примеры

Приемы рефлексии в учебной деятельностиМинутка рефлексии. Выбери своё!...

Презентация к выступлению на семинаре "Внедрение системно-деятельностного подхода в начальной школе" на тему "Виды рефлексии"

Презентация к выступлению на семинаре "Внедрение системно-деятельностного подхода в начальной школе" на тему "Виды рефлексии"...