Из опыта работы учителей МБОУ СОШ №40 по теме «Виды рефлексии. Использование рефлексии на уроках в начальной школе»
статья по теме

Прохорова Наталья Александровна

Из опыта работы учителей МБОУ СОШ №40 по теме «Виды рефлексии. Использование рефлексии на уроках в начальной школе»  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksiya_na_urokakh_v_nachalnoy_shkole.docx29 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителей  МБОУ СОШ №40

Тема «Виды рефлексии. Использование рефлексии на уроках в начальной школе»

Использованы материалы Емелиной Г.В., Остроумовой И.В., Прохоровой Н.А.

Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.

Рефлексия связана с очень важным действием - целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующее осмысление способов достижения поставленных целей.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими. Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация

  1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
  2. Рефлексия деятельности
  3. Рефлексия содержания учебного материала

Классификация

Этап урока

Задачи

Приемы

Вопросы

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

в начале урока

установления эмоционального контакта с группой

Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

  • Я почувствовал, что…
  • Было интересно…
  • Меня удивило…
  • Своей работой на уроке я…
  • Материал урока мне был…
  • Мне захотелось…
  • Мне больше всего удалось…
  • Моё настроение…
  • Заставил задуматься…
  • Навел на размышления…
  • Могу похвалить своих одноклассников…

в конце деятельности.

Выявление эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой группы

Рефлексия деятельности

на этапе проверки домашнего задания,  защите проектных работ

осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных

прием «лестницы успеха». графического организатора «рыбья кость»

  • У меня получилось…
  • Я научился
  • Сегодня на уроке я смог…
  • Урок дал мне для жизни…
  • За урок я…

в конце урока

оценить активность каждого на разных этапах урока, Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации)

Рефлексия содержания учебного материала

Этап изучения учебного материала

выявления уровня осознания содержания пройденного,  выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей»,  оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта,  прием синквейна

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял что…
  • Теперь я могу…
  • Я приобрёл…
  • Я научился…
  • Урок для меня показался…
  • Для меня было открытием то, что…
  • Мне показалось важным…
  • Материал урока был мне…

Мы предлагаем рассмотреть конкретные способы применения рефлексии на примере урока русского языка в 4 класс

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Виды рефлексии

  1. Эмоциональный настрой.

- Ребята, сегодня нам на уроке предстоит серьезная работа. Какие слова вам помогут настроиться ?

- Вы мне поможете сделать урок интересным?  Закройте глаза и мысленно ответьте.

      2.  Организация диалога с детьми.

- Преступим к работе.

Согласны ли вы с мнением автора? 

Есть ли в мире наиболее волшебная и удивительная пора года, чем зима?

Укрывает она белым одеялом землю, которая  терпеливо ждала такой мягкой шубы. А как очаровательно выглядят деревья в своих пушистых платках, их ласково подарила им чудесница-зима. Она, как добрая волшебница, украсила все вокруг.

- Какой это текст?  (Текст-описание)

-  Какие средства выразительности использует автор для описания природы?

 - Каково отношение автора к зиме?

- Какие  части речи использованы в тексте для передачи красоты зимней природы?

    3.  Формулирование темы урока.

- Предположите, чем мы будем заниматься на уроке?

-Я вам хочу предложить попробовать свои силы в написании текста-описания зимней природы.

-  Давайте поставим перед собой задачи на урок.

4.  Словарная работа.

  Задание №1. 

(На доске написан текст, прилагательные закрыты).

      -Вставьте пропущенные слова. Какая это часть речи?

Вот зима пришла (серебристая),

(Белым ) снегом замела поле (чистое).

(Светлым )  днем на коньках

Все катается,

Ночью в (снежном) огне

Рассыпается.

                                                       (Р.А.Кудашева)

-  Какие средства выразительности использовал автор?

-  Выполните по выбору разборы: по составу, морфологический, разбор  по частям и членам предложения.

-  Перед выполнением следующего задания вам необходимо объединиться в пары.

 Давайте  повторим правила дружной работы

 ( На доску вывешиваются смайлики. Приложение 2).

1.   Общайся вежливо и доброжелательно.

2.  Говори спокойно и ясно.

3.  Не мешай другой группе, не вторгайся в их работу.

Игра «СУЕТА»

-  У вас на цветных листочках даны слова с пропущенными буквами. Ваша задача – вставить букву, выделить графически орфограмму.

       (Приложение 3).

Хором:

-У нас все получится!

Дети мысленно повторяют за учителем: «Учитель, я помогу тебе сделать урок интересным».

Дети вступают в диалог с учителем.

Ответы детей:

 работать с  именами прилагательными, наблюдать за ролью прилагательных в речи.

Дети формулируют учебные задачи, опираясь на слова: анализировать, различать, обосновывать.

Самостоятельная работа детей.

Дети по своему желанию выбирают вид разбора и выполняют его.

Взаимопроверка.

Дети повторяют правила работы в группе.

Самостоятельная работа детей.

Коммуникативные:

вступление в сочетательный  диалог.

Познавательные: формирование умения работать с информацией.

Коммуникативные: формирование умения ясно и четко излагать свою точку зрения.

Коммуникативные: вступление в сочетательный диалог, умение четко выражать свою точку зрения, умение слушать и слышать других.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебные задачи, планировать свою деятельность.

Познавательные: формирование интеллектуальной автономности;  умение работать с информацией.

Коммуникативные: формирование умения осуществлять выбор.

Коммуникативные: формирование умения работать в парах.

Познавательные: развитие операций мышления.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия деятельности

Рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия деятельности

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Рефлексия содержания учебного материала

З.ма                             сне.                              В холод.                       Около ледян.  дворца

Сн.жинка                   ле.                                  На пол.                         К зимн.  лесу

К.ток                           моро.                             В царств.                     В зимн.  наряде

Сн.говик                    сугро.                             На север.                     В снежн.  царство

Д.ревья                     холо.                              На мороз.                     Колюч.  снегом

Л.дышка                   наря.                              В сугроб.                       В серебрист.  инее

-  Найдите пару по одинаковой орфограмме. Проверь правильность написания.

Дети объединяются в пары по одинаковым орфограммам.

Взаимопроверка.

Коммуникативные: формирование умения работать в группах, умение слушать и слышать.

  Задание №2.

- Чтобы собрать словосочетания, вам нужно поделиться в паре  друг с другом словами.

В серебристом                снег                                                                

По искристому                ковер                                              

К зимнему                       сугроб                                                

Пушистого                        пушок                                                Свирепым                        холод                                               В сказочный                    мороз

      «Задание для друга»

-  Передайте свои листы сопровождения ребятам, сидящим напротив вас.

   Укажите падеж  прилагательных в словосочетании.

   -  Верните листы. Проверьте.

-  Кто доволен работой друга? Кто исправил ошибки, допущенные другом?

       

  -  В продолжение  разговора о зиме я хочу вам предложить прослушать стихотворение, из которого вы узнаете, кто помогает этой волшебнице украшать природу.

-Вам понравилось, как поэт изобразил зиму? Что он для этого использовал?

-  А как еще можно передать красоту природы?    

(  На доске – картины  известных русских художников и Владимирских художников.)

 Краткий рассказ  учителя о выставленных картинах .

     5.  Работа над сочинением.

- Настало время и вам попробовать выразить свои мысли о красоте зимы.

-  Вначале составим план сочинения «Волшебница Зима».

             1.  Вступление.

             2.  Зимний лес.

             3.  Суровая пора.

             4.  Узоры на окнах.

             5.  Снежинки.

             6.  Заключение.

-Какие пункты плана вы бы хотели заменить?

  Игра «СУЕТА»

-  Объединитесь в группы по цвету ваших листов сопровождения.

   

  -  Распределите роли в группе.      

     Задание №3

-Напишите  2 предложения о волшебстве Зимы по данному пункту плана.

Определяем критерии, по которым будем оценивать результат работы: объем, красота предложений, употребление прилагательных.

-  Проверяем работу групп.

-  Оцените работу каждой  группы.

 6.   Итоги урока.

-  Справились ли мы с задачами урока?

-  Сможете вы теперь самостоятельно написать сочинение-описание о зиме?

-  Оцените работу своей группы.

-  Кому вы благодарны?

-  Заполните лист самооценки.

Домашнее задание: написать сочинение на рисунках, которые мы подготовили на уроке ИЗО.

-  Спасибо за работу.

Дети работают в парах, составляя словосочетания.

Дети  работают в листах своих соседей напротив.

Взаимопроверка.

Ответы детей.

Стихотворение М.Пожарова «Разукрасилась зима» читает ученица. Разукрасилась зима. (М.Пожаров)

Разукрасилась зима:

На уборе бахрома

Из прозрачных льдинок,

звездочек – снежинок.

Вся в алмазах, жемчугах,

В разноцветных огоньках,

Льет вокруг сиянье, шепчет заклинанья:

- Лягте, мягкие снега,

На леса и на луга,

Тропы застелите,

Ветви опушите!

На окошках, Дед Мороз,

Разбросай хрустальных роз

Легкие виденья,

Хитрые сплетенья.

Ты, метелица, чуди,

Хороводы заводи,

Взвейся вихрем белым

В поле поседелом!

Спи, земля моя, усни,

Сны волшебные храни:

Жди, в парчу одета,

Нового рассвета.

(Языковые средства выразительности.)

(Рисунками, музыкой, фотографиями, фильмами и т. д.)

Дети по своему усмотрению в ходе обсуждения вносят коррективы в план.

 Дети образовали  четверки.

 Каждая из 6 групп получила номер определенного пункта плана.

(Организатор, докладчик, хронометрист, секретарь).

Дети работают в группах.

Дети в ходе обсуждения вносят свои предложения.

Докладчики читают по два своих предложения.

Итог работы – коллективное сочинение.

Дети дают оценку.

Высказывания детей.

Дети самостоятельно заполняют листы самооценки.

(Приложение 1.)

 - Спасибо за урок.

Коммуникативные: формирование умения осуществлять выбор.

Регулятивные: умение оценивать свою деятельность.

Познавательные: формировать  умение работать с информацией.

Коммуникативные: формировать  умения слушать и слышать.

Коммуникативные: формировать  умения связно выражать свои мысли.

Познавательные: формировать умение работать с информацией.

Регулятивные: формировать умение принимать и сохранять учебные задачи,  планировать работу.

Познавательные: развитие операций мышления.

Коммуникативные: выполнение этапов сочетательного диалога, умение работать в группах, формировать умение работать в подготовленной среде.

Познавательные: умение создавать собственный текст.

Регулятивные: умение оценивать и контролировать свою деятельность.

Коммуникативные: формирование умения связно выражать свои мысли, четко излагать свою точку зрения.

Рефлексия деятельности

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Рефлексия деятельности

Рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия деятельности

Рефлексия настроения и эмоционального состояния


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды и приемы рефлексии на уроках в начальной школе

Материал содержит теоретическое обоснование использования различных приемов рефлексии на уроках в начальной школе, Также описаны приемы рефлексии настроения и эмоционального состояния, рефлексии деяте...

Эффективность использования ИКТ на уроках в начальной школе (из опыта работы)

Актуальность использования Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически  и технически  готов  использовать  информационные технологии  в преподавании. Любой этап...

Мастер-класс по теме "Использование рефлексии на уроках в начальных классах"

В матриале приводится классификация приемов рефлексии, способы их реализации....

Выступление на педсовете (из опыта работы) «Совместная проектно-исследовательская деятельность учащихся и педагогов на уроках в начальной школе как совершенствование компетенции учителя»

Совместная проектно-исследовательская деятельность учащихся и педагогов на уроках является одним из механизмов реализации системно–деятельностного подхода. Вместо усвоения готовых знаний, у...

Бочарникова Т.Б. "Из опыта работы: «Внутренняя система оценки знаний обучающихся на уроках русского языка в начальной школе в условиях без отметочной системы обучения»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.Задачи:- продемонстрировать способы оценивания в условиях без ...

Из опыта работы по теме "Развитие вычислительных навыков учащихся на уроках математики в начальной школе

            Развитие активности , самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу  - это требования самой жизни, определяющие во многом то направл...