Компетентностный подход в обучении школьников
статья по теме

Киселева Галина Владимировна

Подробное рассмотрение теоретического материала по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompetentnostnyy_podkhod_k_obucheniyu_shkolnikov.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Компетентностный подход к обучению  младших школьников 

Киселёва Галина Владимировна

учитель начальных классов

г.Воронеж , МБОУ лицей №8

Понятия «компетентностный подход» и «ключевые компетентности» получили распространение в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к этим понятиям связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании, в том числе в школьном, обусловленные изменениями, происходящими в обществе.

Современному  обществу  нужны  образованные, нравственные, мобильные, предприимчивые люди, которые  могут самостоятельно принимать решения, прогнозировать  последствия, способные к сотрудничеству, обладающие  чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.  

Новыми нормами становятся:  жизнь в постоянно изменяющихся условиях, решение постоянно возникающих  нестандартных проблем,  повышенные требования к толерантности,  взаимодействию и сотрудничеству.

Компетентностный подход - это  совокупность общих принципов определения цепей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

К числу таких принципов относятся следующие положения: 

• развитие  у учащихся способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального и собственного опыта  учащихся.

•создание условий для формирования у учащихся опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

• Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.

Для обсуждения проблем компетентностного подхода в образовании необходимо ответить на вопросы о том, какие изменения в обществе обусловили поиск новой концепции образования и почему сложившийся подход к определению целей и содержания   образования   не позволяет провести его модернизацию.

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, — ускорение темпов развития общества. Школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.

С позиций компетентностного подхода основным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей

Компетентность — это способность действовать в ситуации неопределенности.

Под ключевыми компетентностями  понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.

Определение целей школьного образования с позиций компетентностного подхода означает описание возможностей, которые могут приобрести школьники в результате образовательной деятельности.

Цели школьного образования заключаются в следующем:

 Научить… 

  • определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками.
  • объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы.
  • ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни — экологических, политических, духовных.

Компетентностный подход выдвигает на ведущее место не информированность учащихся, а их умение и опыт в решении проблем, возникающих в различных жизненных ситуациях:

1) в познании и объяснении явлений действительности;

2) при освоении современной техники и технологий;

3) во взаимоотношениях людей, в нормах поведения, в оценке собственных поступков и поступков других людей;

4) при выполнении социальных ролей ;

 5) в эстетических переживаниях, в выражении и понимании чувств, эмоций;

6) при выборе профессии, ориентации на рынке труда;

 7) в процессе жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни.

Учащийся сам должен осознать проблемную ситуацию, сформулировать задачу, решить её, оценить приобретённый опыт, контролировать собственные действия.

Компетентность в решении проблем можно определить как образовательный результат. Особенность компетентности в том, что она не вытекает из обучения прямым образом, а является  результатом  саморазвития личности, личностного роста, личностного опыта. Это индивидуально-личностный способ существования знаний, умений и навыков, синтез опыта познания, предметно-практического преобразования и субъективно-личностного переживания мира. Таким образом, моя компетентность включает направленность моей личности, мой темперамент, мои способности, мой характер, мою самостоятельность и целеустремлённость.

Таким образом, компетентность в решении проблем включает в себя:

а) знание о проблемах, причинах их возникновения и т.д.;

 б) знание о способах решения проблем и владение ими;

 в) эмоциональная оценка проблемной ситуации, выявление эмоциональных стимулов;

г) ощущение радости от успеха и огорчения от неудачи в процессе решения проблем; уверенность в преодолении трудностей; многообразие вариантов, способов, путей достижения цели; удовлетворённость от выполнения . Компетентность –   способность (готовность) человека,  использовать    образование для решения социально значимых  практических задач. Компетенция – это «знание в действии», способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.  Достижение «умения учиться» предполагает  полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы,  учебную цель,  учебную задачу,  учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

     В условиях реализации стандартов второго поколения учителю необходимо по-новому взглянуть на процесс обучения, выйти за рамки знаниево-ориентированного урока, научиться разрабатывать уроки развития компетентностей, создать благоприятную среду для открытия новых знаний в процессе самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Учить учиться и применять полученные знания в нестандартных ситуациях. 

    Приходя в школу , каждый ребёнок мечтает о невероятных открытиях, увлечённом учении, радостном открытии знаний. Однако, сталкиваясь со школьной реальностью, где востребовано жёсткое следование заданному алгоритму, воспроизведение готовой информации, дети довольно быстро охладевают к учёбе, привыкая к мысли, что учиться трудно, что без принуждения хороших результатов не достичь. Уже к окончанию начальной школы у учащихся и их родителей вырабатывается стойкое убеждение, что школу надо пережить как неприятную повинность во имя будущего.

 Теперь у школы появилась возможность показать, что учение может быть радостным, что каждый урок – открытие, что знания и навыки необходимы не для отметки, а востребованы в реалиях настоящего и будущего.

Список литературы:

  1. Зимин В. Н. Методы активного обучения как необходимое условие овладения обучающимися ключевыми компетенциями. – Иркутск, 2009.
  2. Бермус  А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании.
  3. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе//Педагогика. – 2006. - №10.
  4. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. – 2008. - №5.
  5. Планируемые результаты начального общего образования /  под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2010
  6. Подмазин С.И. Личностно-ориентированное образование: Социально-философское исследование.– Запорожье: Просвещение, 2000

  1. Хуторский А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход в обучении младших школьников

Выступление на педсовете, в котором расскрывается компетентностный подход в обучении мл. школьников (на примере математики). Образовательные программы начальной школы уже сейчас позволяют формироват...

Компетентностный подход в обучении и воспитании младших школьников по системе Л.В. Занкова

Компетентностный подход в отечественном образовании является сегодня важнейшей инновацией.  Чтобы быть успешным, необходимо уметь учиться в течение всей жизни. В подобных обстоятельствах ...

Компетентностный подход в обучении младших школьников

В статье говорится о компетентностном подходе в обучении детей младшего школьного возраста....

«Компетентностный подход в обучении младших школьников с использованием новых технологий»

Использование компетентностной модели в образовании предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в управлении им, в деятельности учителей. Основной ценностью становится не ус...

Компетентностный подход в обучении младших школьников

Использование компетентностной модели в образовании...

Компетентностный подход к обучению младших школьников взаимодействию и сотрудничеству в процессе интерактивного общения

Представленная система работы направлена на формирование и развитие ключевой компетенции  в сфере социально – трудовой деятельности: построение с другими людьми отношений сотрудничества и п...