из опыта работы "Использование ИКТ"
статья по теме

Федотова Марина Николаевна

Использование ИКТ на уроках в начальной школе как одно из условий повышения качества образования.

    (из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ на уроках в начальной школе как одно из условий повышения качества образования.

    (из опыта работы)

Подготовила учитель начальных классов

Филиала «МБОУ Бураковская СОШ»

в с. Куралово

Федотова Марина Николаевна

2014г.

Достоинство преподавания каждого

учебного предмета зависит  сколько

от личности преподавателя, столько же

 и от тех учебных средств, какими он может

свободно распоряжаться. Без них у него нет

возможности удовлетворить многим

 педагогическим требованиям, как бы не

казались они ему основательными и разумными.

В.Я.Стоюнин.

Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий. Современные дети подчас оказываются, более осведомлены, нежели взрослые, о новинках и достижениях в области компьютерной техники и возможностях сети Интернет. Обращение детей к образовательным возможностям информационных  технологий является весьма эффективным и целесообразным.  Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности.  Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа -  это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем  обществе.  Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшее время внедрение персональных компьютеров будет возрастать,  и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности учащихся начального звена. Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.  Новым образовательным стандартом предусмотрено формирование универсальных учебных действий.  Использование современных цифровых ресурсов указывается, как наиболее естественный способ формирования этих действий. С помощью компьютерных программ можно разрабатывать проверочные тесты, контрольные задания, карточки, анкеты и т.д. Использование дидактических материалов, созданных в текстовом редакторе, позволяет расширить возможности учебного процесса, сделать его не только более эффективным и разнообразным, но также повысить интерес к обучению.

Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка, и это налагает особую ответственность на учителя начальной школы. Долгое время начальная школа в системе образования являлась «школой навыка», т.е. рассматривалась как ступень образования, где ученик  должен освоить такие основные навыки, как чтение, письмо, счет для

дальнейшего образования. Сегодня начальная школа представляется иначе. Сегодня она должна стать первым опытом ребенка в образовательной системе – местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребенка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие.

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:

  • сделать учебный процесс более эффективным;
  • повысить качество усвоения материала;
  • построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;
  • осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, т.е. организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями;
  • облегчить деятельность педагога и создать эффективную обратную связь.
  • формировать навык исследовательской деятельности;
  • активизировать познавательную деятельность обучающихся;

Практика использования информационных технологий в начальной школе показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса. В работе учителя можно использовать готовые мультимедийные продукты и компьютерные обучающие программы, создавать собственные презентации, проекты, использовать средства сети Интернет в учебной и внеклассной работе. Информационные технологии нужно применять на всех учебных предметах, использовать на уроках учебные и игровые программы.

На уроках русского языка, например, я использую тренажер «Грамотное письмо», где дети на компьютерах  выполняют практические задания разных видов.  При обучении чтению в 1 классе на уроках обучения грамоте  использую электронное учебное пособие «Азбука». Пособие содержит разнообразный интересный иллюстрированный и озвученный материал для

звукобуквенного анализа слова, слоговой структуры слова, изучения некоторых орфограмм. Иногда использую данное пособие и на уроках русского языка. Яркие рисунки, необычные, интересные задания, включенные в «Азбуку», способствуют повышению интереса к родному языку у младших школьников, позволяют в игровой форме познакомиться с учебным

материалом, предоставляют широкие возможности для самоконтроля и учебной

рефлексии. Дифференциация процесса обучения по данному пособию достигается с помощью выбора заданий различного уровня сложности.

На уроках математики  использую диск «Математика в играх и задачах». Данное пособие содержит разнообразный материал по многим темам, изучаемым в начальной школе. Разнообразные виды заданий, разные по степени сложности, помогают развивать познавательные и творческие способности каждого обучаемого.

При работе над задачами  использую компьютерные анимационные слайды. Преимущество их в том, что в любое время можно вернуться к началу задачи, остановиться на отдельных его фрагментах, побеседовать с учащимися, выслушать различные мнения Но не только электронные диски с готовым для работы материалом можно использовать в работе. Целесообразно на всех учебных предметах использовать тестовые задания. Главное: при выполнении тестовых заданий участвуют и глаза, и мозг, и руки учащихся, а игровые элементы имеют немаловажное значение в развитии у них интереса к выполняемой работе, а, следовательно, поддержании необходимого уровня интенсивности процесса обучения. Кроме тестов можно еще использовать кроссворды, схемы, таблицы, с которыми учащиеся работают непосредственно на компьютере, самостоятельно изучая материал урока и по очереди работая на компьютере по определенному алгоритму.

Как писал великий педагог К. Д. Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Со времен Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет. Да и мы с вами можем сказать, что урок, включающий слайды презентации, данные электронной энциклопедии, вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых

инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Презентация даёт возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Презентации позволяют учителю:

  • наглядно представить материал;
  • интенсифицировать процесс объяснения нового материала;
  • регулировать объём и скорость выводимой информации посредством анимации.

Очень часто использую презентации на уроках окружающего мира.

При подготовке к урокам с использованием ИКТ уходит очень много времени для создания собственных презентаций, и я часто использую электронные ресурсы учебного назначения:

  1. ресурсы Интернет
  2. электронные энциклопедии.

Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Я часто применяю видеоролики, фотографии (репродукции) электронной энциклопедии, различные тесты, задания развивающего характера.

При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание здоровью детей. Обязательно включаю физические и динамические паузы, зарядку для глаз, смену поз.

Для упрочнения знаний, развития интереса к школьным предметам тем ребятам, которые уже хоть немного владеют компьютером, предлагаю самостоятельные творческие задания, которые могут выражаться:

-в составлении кроссворда, ребуса по теме;

-в изготовлении учебного пособия;

-в подготовке различных творческих сообщений;

- в создании презентаций.

На уроках математики при помощи компьютера решается проблема дефицита подвижной наглядности, когда дети под моим руководством на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, повторяют таблицу, решают задачи.

Для развития интереса к урокам русского языка предлагаю ребятам творческие задания, которые могут выражаться: в разгадывании кроссворда, ребуса по теме, но сначала перед детьми создаётся проблемная ситуация. Использование презентаций позволяет разнообразить виды словарной работы, наглядно продемонстрировать деление на группы слов по различным признакам.

В содержание уроков литературного чтения включаю аудио средства, предлагая записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению почувствовать настроение, определить характер героев. Повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, расширяют и закрепляют полученные знания уроки-викторины по сказкам.

Особенно яркими и результативными с позиции информационных технологий получаются уроки окружающего мира и изобразительного искусства. У младших школьников небогатая жизненная практика и поэтому для них многие образы окружающего мира, изучаемые по программе, незнакомы. А при помощи ИКТ мы имеем возможность подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику. Огромную помощь учителю при подготовке и проведении уроков оказывают электронные приложения к учебникам.

Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности обучающихся для развития индивидуальных качеств.

Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным ученых человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов – это основа любой современной презентации.

Компьютер не сможет заменить живого учителя, зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей,  обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала.

Я считаю, если учитель в своей работе использует ИКТ, значит ему не безразличен уровень своей профессиональной компетентности, его беспокоит, насколько он соответствует требованиям данного времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта" (из опыта работы)

Одной из задач, стоящих сегодня перед современной школой, является создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Успешная социализация - одно из условий подготовки совр...

Обобщение опыта учителя начальных классов «Активизация познавательной деятельности через духовно-нравственное воспитание» обобщение опыта

Я рассказываю ребёнку о том, как жили его предки много сотен лет, ввожу детей в жизнь традиции, стараюсь воспитывать на традициях русской культуры.Считаю, что школа, сберегающая и воспитывающая эти це...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИТЕРПРЕТАЦИЯ ОПЫТА. Тема опыта. «Обучение решению орфографических задач на уроках русского языка в системе развивающего обучения»

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИТЕРПРЕТАЦИЯ ОПЫТА.Тема опыта.«Обучение решению орфографических задач на уроках русского языка в системе развивающего обучения»...

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» Забатуриной Татьяны Викторовны Актуальность и перспективность опыта

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования  учебно- воспитательного процесса Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация...

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» Забатуриной Татьяны Викторовны Актуальность и перспективность опыта

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования  учебно- воспитательного процесса Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация...

Форма распространения собственного педагогического опыта. Тема представляемого педагогического опыта

Форма распространения собственного педагогического опыта.Тема представляемого педагогического опыта...

Презентация из опыта работы, распространение педагогического опыта

Логопедические методики на уроках в начальной школе...