ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИТЕРПРЕТАЦИЯ ОПЫТА. Тема опыта. «Обучение решению орфографических задач на уроках русского языка в системе развивающего обучения»
статья на тему

Тушева Светлана Викторовна

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИТЕРПРЕТАЦИЯ ОПЫТА.

Тема опыта.

«Обучение решению орфографических задач на уроках русского языка в системе развивающего обучения»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5tema_nad_kotor_rabotaet_uchitel2.docx309.51 КБ

Предварительный просмотр:

-  -

5. Тема, над которой работает учитель. Обоснование её выбора.

Её актуальность. Планируемые и фактические результаты.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИТЕРПРЕТАЦИЯ ОПЫТА.

Тема опыта.

«Обучение решению орфографических задач на уроках русского языка в системе развивающего обучения»

Теоретическая база.

Опыт основан на знании учебных возможностей учащихся, принципах развивающего обучения и приемов их реализации. Теоретической основой опыта являются труды Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.К. Дусавицкого; руководством по организации процесса обучения работы П.С. Жедек, М.Р. Львова, В.В. Репкина; в практике используются методики Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, Л.В. Занкова.

Актуальность и перспективность.

Уровень грамотности учащихся – одна из острейших проблем образования, составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мыслей. Потребность в людях грамотных, с прочными и осознанными навыками правописания.

Условия возникновения и становления опыта.

1. Понимание социальной роли орфографии.

2. Потребность учителя в поддержании и развитии интереса учащихся к изучению предмета.

3. Многолетние наблюдения и выводы о недостаточной грамотности учащихся и развитии орфографической зоркости.

4. Наличие объективных потребностей во владении алгоритмом решения орфографических задач.

Сущность опыта.

Цели и задачи:

1. Дать представление учащимся о целостном системном характере русского правописания.

2. Подвести учащихся к осознанию общей природы орфографических правил и единого порядка выполнение действий.

 3. Научить младших школьников ставить и решать орфографические задачи.

4. Обеспечить формирование подлинной орфографической зоркости.

Результативность.

Основные результаты обучения орфографии:

1. У младших школьников складывается представление о целостном, системном характере русского правописания, в не которого невозможно возникновение познавательного отношения к языку и к орфографии в частности.

2. Формируются обобщенные способы постановки и решения орфографических задач.

3. Возникают предпосылки для содержательного анализа каждой новой орфограммы с единой позиции ведущего принципа русского правописания, что позволяет создать на уроках ситуации благоприятные для развития речи младших школьников.

Область применения

Начальные классы

Городское методическое объединение. Обмен опытом работы.

Обобщение опыта работы Тушевой С.В. по теме: «Обучение решению орфографических задач на уроках русского языка в системе развивающего обучения»

Городской уровень

4.02.09

Обобщение моего опыта, как  учителя начальных классов МОУ «Гимназия № 231 г. Знаменск», по теме «Обучение решению орфографических задач на уроках русского языка в системе развивающего обучения», было опубликовано в методическом бюллетене «Учитель – ученик: проблемы, поиски, находки» методического кабинета городского отдела образования администрации ЗАТО Знаменск.

PICT2784.JPG

Совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности учащихся – одна из важнейших задач, стоящих сегодня перед учителями.

Целью моей работы явилось изучение основных направлений перестройки обучения орфографии в школе, которая позволила бы вооружить учеников прочными и осознанными навыками правописания и, кроме того, способствовала бы решению речевых задач курса русского языка.

Основой развития младших школьников является учебная деятельность как ведущая в этом возрасте (Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов и др.). Д.Б. Эльконин, анализируя учебную деятельность школьников, усматривал её специфику и сущность в самоизменении индивидом самого себя как субъекта.

Участвовать в учебном процессе в качестве субъекта ребёнок может лишь в случае, если он способен самостоятельно находить способы возникающих перед ним задач. Но для этого обучение необходимо начинать не с усвоения способа решения элементарных частных задач, а с освоения ребёнком общих принципов задач определённого класса, например орфографических.

Психологические исследования показали, что наиболее благоприятные условия для построения учебных программ складываются при такой организации обучения, когда уже на начальном этапе в учебном материале выделяются фундаментальные понятия, вокруг которых концентрируется весь теоретический материал и которые лежат в основе формирования практических навыков.

Содержательный анализ понятия орфограммы на начальном этапе обучения языку позволяет и в дальнейшем постоянно углублять и расширять знания учащихся о трудных для написания местах. Конкретизация понятия об орфограмме происходит как в связи с накоплением знаний по языку, так и по мере изучения орфографических правил, т.е. по мере развития умения решать орфографические задачи.

Сознательный акт правописания включает в себя два структурных компонента: постановку и решение орфографической задачи. При обучении на основе фонематического принципа письма создаются предпосылки, для того, чтобы сначала учить ставить орфографические задачи, а затем их решать. Другими словами, устанавливается соответствие между программой обучения и логикой становления орфографического действия.

Таким образом, руководствуясь фонемным принципом, мы получаем большие возможности для создания у учащихся необходимой учебной мотивации в обучении правописанию, и при этом не только ставим перед детьми орфографические задачи, но и вооружаем их общим способом их решения.

Успех обучения решению орфографических задач зависит от того, насколько полноценно раскрывается понятие сильной и слабой позиции. Обучение на фонемной основе ни в коем случае не должно исключить занимательную, игровую форму проведения занятий. Не следует пренебрегать также мнемоническими приёмами, облегчающими запоминание учебного материала, например, как одна «палочка» — 1 (первое спряжение) легко преобразуется в букву Е, а две «палочки» (второе спряжение) - в букву И.

В целях формирования орфографических навыков и развития письменной речи я использую различные виды упражнений:

1. Диктанты, включая выборочный, свободный, комментированное письмо, самодиктант или письмо по памяти, диктант с предварительной подготовкой по учебнику.

2. Списывание с дополнительными заданиями.

3. Творческие работы, которые наряду с орфографическим умением, развивают умение воспринимать, воспроизводить, создавать текст.

Хорошо использовать стихотворные упражнения. Условно их можно разделить на две группы.

Первая группа - это так называемые запоминалки.

Например:  

Имена, фамилии,

Клички, города

все с заглавной буквы

пишутся всегда.

Назначение таких упражнений предельно просто.

Они служат для выделения орфограммы и запоминание её правописания в стихотворной форме. Основное требование - не подменять ими правила учебника.

Вторая группа  — рифмованные упражнения, которые используются нами для чтения и письма орфографически насыщенного материала. Так, на уроке обучения грамоте после знакомства с сочетаниями ЖИ и ШИ дети обосновывают орфограмму и читают стишок - запоминалку:

ЖИ и ШИ, ЖИ и ШИ

С буквой И всегда пиши;

Мыши, ёжики, моржи,

Лыжи, лужи, камыши.

Использование подобных рифмованных упражнений в сочетании с заданиями учебников, другими приёмами и способами работы способствуют более успешному овладению детьми орфографическими навыками.

В своей работе я также использую систему различных сигналов и моделей. На уроке труда с ребятами сделали эти карточки, сшили кассу и условные обозначения орфограмм на плакате, и он долго висел на видном месте.

- гласные

- звонкие согласные

- глухие согласные

- твердые согласные

- мягкие согласные

Модели.

- слова – предметы

- слова – признаки

- слова – действия

На своих уроках я использую перфокарты. Работа с ними развивает орфографическую зоркость, воспитывает внимание, развивает наблюдательность, умение анализировать, самостоятельно разбираться в поставленных целях. И главное дает возможность осуществлять на уроке обратную связь.

Помочь научить детей выделять все орфограммы, связанные с обозначением звуков буквами, может таблица, которая, наряду с правилами списывания, вывешивается в нашем классе:

КАКИЕ БУКВЫ НЕЛЬЗЯ ПИСАТЬ НА СЛУХ

Безударные гласные (кроме У и Ы на конце слова не после шипящих) 

Гласные под ударением после шипящих и Ц 

Согласные парные по звонкости -  глухости: 

а) на конце слова 

б) перед др. согласными (но не Р, Л, М, Н, Й и В)

Согласные  парные по мягкости – твёрдости: перед мягкими согласными 

Кстати, эта таблица помогает учащимся выполнять все другие орфографические упражнения, в том числе - писать под диктовку.

Схема состава русских орфограмм.

ОРФОГРАММЫ

связаны с произношением

не связаны с произношением

Орфограм-мы слабых позиций

Орфограммы сильных позиций

Правила пере-носа

Употребление прописной буквы

Слитно- разделительные написания

безударные гласные в корне;

парные согласные на конце слов и

перед согласными;

непроизноси-мые

согласные в приставках;

безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;

безударные гласные в окончаниях имён прилагательных;

безударные личные окончания глаголов

жи, ши, ча, ща, чу, щу, разделительные ь и ъ;

мягкий, знак в конце существительных и глаголов

после шипящих;

буква г в окончании родительного падежа единствен-ного числа имён прилагательных;

- тся и ться в глаголах

Предлоги с существительными и местоимениями;

не с глаголами;

Положительный результат развития орфографической грамотности, я увидела в использовании на уроках в период обучения грамоте орфографических сказок. Для формирования первичных представлений об орфограмме орфографические сказки использую с учетом психологических особенностей у детей. Они помогают учить детей не только видеть орфограммы, определять их тип, но и выполнять орфографические действия. Орфографические сказки вызывают интерес к изучаемым явлениям, а учение с увлечением всегда успешно. Да и в воспитательном плане орфографические сказки ценны: учат дружить, помогать друг другу в трудную минуту.

Всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущим, опираться на них и делать шаг вперед.

Обучение решению орфографических задач, воспитание орфографической зоркости и овладение учащимися орфографическими навыками необходимая ступень в обучении правописанию.

Еще раз назову основные результаты первоначального обучения орфографии на фонемной основе:

а) у младших школьников складывается представление о целостном, системном характере русского правописания, вне которого невозможно возникновение познавательного отношения к языку и к орфографии, в частности;

б) формируются обобщённые способы постановки и решения орфографических задач, которые освобождают школьника от необходимости видеть слово написанным до того, как использовать его в своей письменной речи;

в) возникают предпосылки для содержательного анализа каждой новой орфограммы с единой позиции ведущего принципа русского правописания, что позволяет создавать на уроках ситуации, благоприятные для развития речи младших школьников.  

Умение сознательно решать орфографические задачи - необходимая предпосылка грамотности. Но действительно грамотный человек не размышляет во        время письма над тем, почему он пишет так, а иначе. Для того, чтобы стать фундаментом речевой деятельности в её письменной форме письмо без ошибок должно достичь автоматизма.

Таким образом, опираясь на фонематический принцип письма, приемы, формы и методы развивающего обучения, уже на начальном этапе начинается обучение решению орфографических задач. Чтобы решение их стало эффективным способом усвоение норм правописания и, следовательно, способом повышения грамотности, необходимо сформировать у учащихся соответствующие фонетические и графические знания и умения, развить интерес и желание ставить и решать орфографические задачи, орфографическую зоркость, обеспечить сознательное усвоение школьниками некоторых регулярных приемов проверки в единстве их содержания и формы.

Анализируя свою работу по данной теме, я считаю, что на начальную школу возлагаются важнейшие задачи. Именно на начальном этапе базовые орфографические умения должны быть сформированы на таком уровне, чтобы впоследствии их можно было развивать, а не перестраивать.

Работая в начальной школе на протяжении многих лет, я поняла, что достичь орфографической грамотности учащихся можно лишь ежедневным упорным трудом, начиная с первого класса. Причем если в первом классе я формировала обобщенное представление о постановке и решении орфографических задач, то во втором классе одно из двух орфографических умений – умение выделять орфограммы уже достигло автоматизма. К концу второго года обучения были проведены письменные работы, их результаты показали, что около 60 % учащихся совсем не допустили ошибок, или допустили по одной ошибке в какой-либо из работ.

После завершения четвёртого класса были сопоставлены результаты обучающих и контрольных письменных работ. Было обнаружено, что в отношении таких умений как умение распознавать орфограммы, определять их место в слове, подбирать проверочные слова и обосновывать способ проверки, учащиеся демонстрировали более высокие результаты. Качество успеваемости в итоговой контрольной работе составило 83%.

(Приложение №6) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

русский язык (по системе развивающего обучения Л.В. Занкова).

Задачи:*Систематизировать  сведения по правописанию буквосочетаний  ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.*Развивать память, внимание, ассоциативное мышление, образную речь.*Дать ориентир на познавательный ин...

Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (из опыта работы)

Материал содержит формы и методы обучения младших школьников на уроках русского языка. Дается разработка модели способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка с целью и...

Конспект урока русского языка по системе развивающего обученя Л.В.Занкова

Конспект урока во 2 классе по русскому языку по системе развивающего обучения Л.В.Занкова по теме "Род имён существительных"...

Конспект урока русского языка по системе развивающего обучения

Конспект урока во 2 классе по русскому языку по системе развивающего обучения Л.В.Занкова по теме "Род имён существительных"...

Развитие интеллектуальных умений младших школьников на уроках русского языка в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

    В начальной школе нужно не только закладывать основу знаний учащихся, но и формировать отношение к окружающему миру, следует учить самостоятельно, мыслить и творчески работать....

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ РЕШАТЬ ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Цель исследования – теоретически обосновать и разработать комплекс заданий, направленных на формирование умения решать орфографические задачи на уроках русского языка в начальной школе....