Главные вкладки

    Урок русского языка по программе развивающего обучения (образовательная система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.)
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    Тюрина Оксана Викторовна

    Конспект урока по русскому языку, 2 класс.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка по программе развивающего обучения. (образовательная система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.)

    Базовый учебник:  С. В. Ломакович, Л. И. Тимченко «Русский язык»
    (в двух частях) . - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013 г.

    Класс:  2

    Тема:    Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова по сильной         позиции

    Вид урока:  Урок контроля и оценки

    Цель и задачи :

    •  Систематизировать полученные знания при работе с родственными словами
    • Закрепить и отработать последовательность действий при проверке орфограмм слабых позиций в корне слова по сильной позиции
    • Контроль и взаимоконтроль за овладением способами проверки орфограмм слабых позиций в корне слова по сильной позиции
    • Учиться работать в группах и действовать в позиции «учителя» и «ученика»

    Планируемые результаты:

    Личностные:

    • способность оценивать такие личностные качества одноклассников, как аккуратность, организованность, товарищество, умение отстаивать свою точку зрения, самостоятельность;
    • способность понимать другого человека, становиться в его позицию и рассматривать свои действия и их результат с точки зрения этого человека;

     Метапредметные :

    • умение вместе с одноклассниками составлять план анализа изучаемого объекта, планировать последовательность собственных действий с изучаемым объектом;
    • способность осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач (вопросы к одноклассникам и к учителю, обращение к  источнику — словарям, энциклопедиям, интернету);
    • работать с информацией, представленной в виде таблиц, схем, моделей ,алгоритма;

        Предметные:

    • владение способом определения значимых частей слова окончания, основы, корня;
    • постановка орфографических задач по ходу письма;
    • владение способом определения корня слова,
    • умение подбирать к слову однокоренные слова;
    • определение лексического значения слов с помощью контекста и толкового словаря;
    • владение способами проверки орфограмм слабых позиций в корне слова по сильной позиции;

    Универсальные учебные действия:

     Личностные: 

    • осознавать единство и целостность русского языка;

    Регулятивные:

    • планировать свою деятельность, оценивать работу одноклассников;

    Познавательные:  

    • обобщать, классифицировать, сравнивать;  моделировать общий способ проверки орфограмм слабых позиций;
    • выделять причины и следствия для получения необходимого результата;

    Коммуникативные: 

    •     умение точно выражать свои мысли, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;

    Преобладающие методы:

    • проблемно-поисковый метод обучения;
    • исследовательский ;
    • учебные дискуссии;

    Основные формы организации деятельности учащихся на уроке:

    • учебный диалог;
    • групповая работа и работа в парах;
    • действовать в позиции «учителя» и  «ученика»;

    Техническое оборудование:

    • ИКТ;
    •  презентация к уроку (мультимедийное сопровождение);
    • толковый словарь С. И. Ожегова;
    • листы с заданиями;
    • таблица;
    • раздаточный материал(кружки красного и зеленого цветов);

                       

        Структура и ход урока:

    1. Орг. момент

    Возьмитесь пожалуйста за руки, улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи и успехов своим одноклассникам на уроке.

    1. Создание учебной ситуации

    - Мы продолжаем учиться работать по группам, в паре, а также выступать в роли «учителя». Поэтому мы с вами договорились, что этот урок мы будем вести вместе.

    - Подумайте, чему будет посвящен наш урок?

    - А задания чему будут посвящены?

    - Сформулируйте тему нашего урока.                               (слайд 2)

    - Работать на уроке мы будем по плану.                            (слайд 3)

    - Приступаем к первому пункту плана. Какие цели будут решаться в ходе урока?                                                                          (слайд 4)

    - Перейдем ко второму пункту плана. Предоставим слово моей помощнице, вашей однокласснице.

    1. Анализ условий решения задачи. Контроль и оценка.

    Ученик: 

    - Ребята, посмотрите на экран и определите, какое задание я вам предлагаю выполнить?                                                         (слайд 5)

                    - Для того, чтобы выполнить это задание, что необходимо

    вам вспомнить?

                      - Дайте определение, что такое родственные слова.

                      - По какому алгоритму вы будете работать?     ( слайд 6)

                      - Запишите родственные слова к слову гриб.

    Учитель:

    - Поменяйтесь листочками с соседом по парте. Проверьте работу одноклассников. Оцените их работу с помощью кружочков. Почему вы подняли красный кружочек? Зеленый? Обоснуйте свой выбор.

    - Какие родственные слова вы подобрали к слову гриб?   (слайд 7-9)

    - Докажите, что все эти слова родственные.

    - Как вы думаете зачем вы выполняли данное задание? Зачем вам необходимо это умение? Что вы пожжете сказать о подобранных родственных словах?

    - Вспомните алгоритм проверки орфограмм слабых позиций в корне слова по сильной позиции.                                                ( слайд 10)

    - А сейчас я хочу предоставить слово вашему однокласснику, который предложит вам задание на отработку алгоритма по проверке орфограмм слабых позиций в корне слова по сильной позиции.                  

    Ученик:

    - Ребята, я вам предлагаю выполнить следующее задание. На экране вы видите текст. Этот текст лежит у вас на парте. Подумайте, что необходимо вам выполнить.                                            ( слайд 11)

    Учитель:

    - Это задание каждый выполняет индивидуально, а ваша одноклассница выполнить эту работу на компьютере.  За выполненную работу вы получите оценку.

    - С какой целью ваш одноклассник предложил данное задание?

    1. Динамическая пауза:                                                 (слайд 12)

    - Совсем недавно закончились зимние олимпийские игры 2014 года. Мы с большим интересом наблюдали за выступлениями спортсменов. Пообщавшись с вами на классном мероприятии, на уроках окружающего мира, посвященных олимпиаде, я выяснила, что больше всего вас привлекли такие виды спорта, как лыжные гонки, биатлон, бобслей, скелетон, прыжки на лыжах с трамплина, горнолыжный спорт. И вы наверное обратили внимание, сколько разных горок и пригорков пришлось преодолевать спортсменам. Им покорялась любая высота.

    - Я приглашаю вас выйти из-за парт, присоединиться ко мне. Попробуйте изобразить самую высокую горку (дети поднимают руки вверх), а теперь маленький пригорок (дети приседают), а теперь на вашем пути опять крутая гора.  

    - Молодцы. Возьмитесь за руки. Благодаря взаимовыручке, поддержке наши российские спортсмены добились колоссальных успехов в своем нелегком спортивном труде. Я желаю вам таких же олимпийских побед в учебе. ( дети возвращаются на свои места)

    - Посмотрите на доску. Прочитайте записанные слова. (слайд 13).  Что вы можете сказать об этих словах? Ученик рассказывает о своей исследовательской работе при работе со словарем Ожегова. Идет прослушивание информации о лексических значениях слов.

                                                                                              ( слайд 14-15)

    - Сделайте выводы.

    1. Задание с ловушкой:

    - А теперь поработаем в группах. Давайте вспомним, как вы будете работать в группах?

    - На экране вы видите текст. В этом тексте слово водитель выделено красным цветом. Как вы думаете, какое задание я вам предлагаю выполнить? Как вы будете его выполнять?                      (слайд 16)

    -Проверим вашу работу. Первая группа отчитается о проделанной работе Вторая и третья группа оцените работу первой группы с помощью кружочков. Были ли трудности при выполнении данного задания? Какой вывод вы можете сделать из этого задания?

    1. Рефлексия:

    - Достигли ли вы поставленных целей на уроке?

    - Как вы думаете, на каком уровне находятся ваши знания, умения, навыки по данной теме? На пригорке или горе? Или между ними? Почему?

    - Возьмите пожалуйста лист с таблицей. Заполните её. Оцените свою деятельность на уроке.                                                        ( слайд 17)

    - Кого вы хотите поблагодарить за урок?

    - Чем вам урок был полезен?                                              ( слайд 18)

                                          Самоанализ

                      урока русского языка по теме:

    « Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова по сильной         позиции»

    Урок русского языка был проведен во 2 классе в рамках обмена опытом среди педагогов начальных классов.

    Тип урока: урок контроля и оценки

    Основная цель урока контроля и оценки для учителя: через контрольно-оценочные действия детей проверить и оценить их уровень овладения известным способом действия и понимания границ его применения.

    На уроке целенаправленно осуществлялась переда учащимся учительских функций контроля и оценки действий. При этом младшие школьники осваивали позиции «учителя» и «учащегося». Задания, которые предлагались детям для выполнения на уроке , отвечали следующим требованиям:

    • Задания были подобраны так, чтобы дети целенаправленно использовали известный способ действия( алгоритм работы) и способы самопроверки при его использовании
    • Задания содержали ошибки, связанные с использованием изученного способа действия для поиска, обнаружения и исправления ошибок, анализа их причин.
    • Среди предложенных заданий были задания с «ловушками».

    На данном уроке учащиеся учились разграничивать собственные знания и незнания, задавать «умные вопросы», осознанно отказываться от выполнения некоторых заданий.

    Урок был построен в соответствии с основными компонентами в структуре урока контроля и оценки:

    1. Создание учебной ситуации
    2. Контроль и оценка использования способа действия
    3. Рефлексия

    На уроке русского языка сочетались разные методы и приемы проведения :

    •  проблемно-поисковый метод обучения;
    •  исследовательский ;
    •  учебные дискуссии;
    •  наглядная презентация по ходу выполнения задания урока;

    Основные формы организации деятельности учащихся на уроке:

    • учебный диалог;
    • групповая работа и работа в парах;
    • действовать в позиции «учителя» и  «ученика»;
    • работа с   известными алгоритмами действий;

    Цель применения ИКТ на уроке:

    • усиление воспитательной функции урока
    • активизация познавательной деятельности учащихся
    • формирование коммуникативной компетенции
    • повышение уровня умения работать с информацией различных источников
    • формирование информационной культуры

    В ходе урока были достигнуты цели и задачи . Данный урок позволил проявить учащимся познавательную активность и интерес к изучаемой теме, осознать личное участие и ответственность за успех совместной работы.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В РАМКАХ ОБМЕНА ОПЫТОМ СРЕДИ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ . Подготовила учитель начальных классов МБОУНОШ №5 Тюрина Оксана Викторовна 2014 г.

    Слайд 2

    Тема урока Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова по сильной позиции

    Слайд 3

    План урока Поставить цели на урок Выполнить задания Подвести итог урока

    Слайд 4

    Цель урока Систематизировать полученные знания при работе с родственными словами Закрепить и отработать последовательность действий при проверке орфограмм слабых позиций в корне слова по сильной позиции Контроль и взаимоконтроль за овладением способами проверки орфограмм слабых позиций в корне слова по сильной позиции Учиться работать в группах и действовать в позиции «учителя» и «ученика»

    Слайд 5

    Гриб

    Слайд 6

    Алгоритм работы по подбору родственных слов к данному слову Определить лексическое значение данного слова При возникновении трудностей в определении лексического значения слова воспользоваться толковым словарём Подобрать родственные слова Выделить общую часть - корень

    Слайд 7

    Гриб гр_ бочки гр_ бной гр_ бник

    Слайд 8

    Гриб грибочки грибной грибник

    Слайд 9

    Алгоритм проверки орфограмм слабых позиций в корне слова по сильной позиции Определить что слово называет Выделить окончание и основу Подчеркнуть орфограммы слабых позиций Определить лексическое значение слова Подобрать родственные слова Выделить общую часть – корень Проверить орфограмму слабой позиции в корне слова по сильной позиции

    Слайд 10

    На л и сной п а лян и з и л и неет тр а ва. Маша в тр а ве ищет гр и бы. Из них мама будет в а рить вкусный гр и бной суп. Маша – настоящий гр и бник!

    Слайд 11

    гора пригорок

    Слайд 12

    Толковый словарь С.И. Ожегова

    Слайд 13

    Лексическое значение слова

    Слайд 14

    Зимние олимпийские игры 2014 г.

    Слайд 15

    Пригласил Водитель родственников на день рождения. Водяной с дочкой Водицей подарили ему морские водоросли. Подводник принёс водолазный костюм. Веселятся гости, поздравляют Водителя. Он им свои водительские права показывал, а ещё рассказывал, как любит водить машину. И я там был, но кто родственники, так и не уяснил. А ты?

    Слайд 16

    Рефлексия + - +/- Я знаю, что такое родственные слова Я умею подбирать родственные слова, пользуясь алгоритмом Я умею выделять в словах общую часть - корень Я знаю алгоритм проверки орфограмм слабых позиций в корне слова Я умею проверять орфограммы слабых позиций в корне слова Я умею видеть в заданиях «ловушки» Я умею работать в группе Я умею оценивать ответы одноклассников Я доволен своей работой на уроке

    Слайд 17

    Спасибо за работу


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка во 2 классе по образовательной системе "Школа 2100" по теме "Объединение слов в тематические группы"

    Урок построен с использованием проблемно-диалогической технологии через реализацию деятельностного метода работы. Цель урока: создать условия для развития универсальных учебных действий, формировать п...

    Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку в 1 классе (РО Образовательная система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)

    Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку в 1 классе  разработана в рамках ФГОС. Данная программа  предназначена для изучения русского языка в школах, работающих по си...

    Контрольные работы по русскому языку по программе развивающего обучения Л. В. Занкова (автор учебника А. В. Полякова) во 2 классе

    Сборник диктантов по русскому языку 2 класс Литература:1.«Поурочные планы по учебнику А. В. Поляковой»  автор О. В.Росланова ,/Волгоград  2010г/2.Контрольные и проверочные работы  ...

    Контрольные работы по русскому языку по программе развивающего обучения Л. В. Занкова (автор учебника А. В. Полякова) в 3-ем классе

    Контрольные работы по   русскому  языку по программе развивающего обучения Л. В. Занкова  (автор  учебника А. В. Полякова) в 3-ем классе Литература:1.«Поурочные планы по ...

    Контрольные работы по русскому языку по программе развивающего обучения Л. В. Занкова (автор учебника А. В. Полякова) в 4-ом классе

    Контрольные работы по   русскому  языку по программе развивающего обучения Л. В. Занкова  (автор  учебника А. В. Полякова) в 4-ом классеЛитература:1.«Поурочные планы по учебни...

    Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по образовательной системе «Перспектива» Разработала Малова Л. Н., учитель ГБОУ школы №113 г. СПб Тема: «Тематические группы слов»

    1.Приветствие учителя: Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?Все ль на месте, все ль в порядке?Книги, ручки и тетрадки? 2.Целеполагание:- Прочитайте девиз нашего урока: (Слайд 1)Грамоте учитьс...