Главные вкладки

    статья "Развивающее обучение по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова"
    статья по теме

    Сазонова Ирина Семёновна

    статья о развивающем обучении

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_razvivayushchee_obuchenie.docx22.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  гимназия № 12 им. Г.Р. Державина

    города Тамбова

    Статья на тему:

    «Развивающая система

    Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова».

    Сазонова Ирина Семеновна

    2013год

    Когда людей станут учить не тому,

     что они должны думать,

     а тому, как они должны думать,

     то тогда исчезнут всякие недоразумения.

    Г.Лихтенберг

    В настоящее время в начальной школе существует несколько параллельных образовательных систем. Одна из них- система РО Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. Особый интерес  к данной системе связан прежде всего с тем, что она  полностью отвечает требованиям ФГОС второго поколения.

    Основная цель ФГОС второго поколения - развитие личности ребенка.

    В системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова обучение строится в соответствии с тремя принципами:

    • Предметом усвоения являются общие способы действия — способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия.
    • Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением — информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающиеся с предметно-практического действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель-понятие. В модели общий способ действия зафиксирован в "чистом виде".
    • Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.

    Следование указанным принципам позволяет достичь основной цели обучения:

    -развития теоретического мышления обучающихся, передача детям не столько знания (ЗУН), сколько способов умственных действий (СУД), формирование целенаправленной учебной деятельности (ЦУД).

    Методы развивающего  обучения:

    • Проблематизация (проблемное изложение);

    • Метод учебных задач;

    • Метод эвристических вопросов;

    • Коллективно-групповая работа;

    • Сотрудничество

    Основные условия реализации учебной деятельности в технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова:

    • Развёртывание учебной деятельности с целью формирования у школьников учебной потребности всегда происходит на основе дискуссии.

    • В процессе поиска и осмысления научного познания у школьника не может быть ошибок, а могут быть только пробы и затруднения.

    • Суть учебной деятельности состоит в разделении поиска способов решения задачи и самого её решения.

    Условия развёртывания учебной деятельности:

    • Учитель ищет учебный материал, задания которого позволяют ввести школьников в историю происхождения и сущность того или иного явления (события).

    • Школьники с помощью учителя, опробуя различные способы деятельности, пытаются найти пути решения учебной задачи.

    • Нужный способ решения задачи школьник должен находить в дискуссии со сверстниками и самим учителем.

    Специфика технологии развивающего обучения

    Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

    • Построение учебной деятельности.

    • Формирование учебной деятельности.

    • Осознание цели предстоящей деятельности.

    • Осмысление и внутреннее принятие мотивов познавательной деятельности.

    • Предоставление возможности выбора средств в процессе осуществления познавательной деятельности.

    • Обеспечение возможности самостоятельного выполнения учебного действия.

    • Создание условий для самооценки индивидуального результата.

    • Самоконтроль.

    Содержание и принципы организации учебной деятельности:

    Выделение основных содержательных блоков программы, позволяющих выстроить теоретическое обобщение.

    Обучение учащихся общим принципам решения учебных задач, построение понятий.

    Изложение научных знаний – от абстрактного к конкретному.

    Обучение способам построения понятий, образов, ценностей и норм для усвоения содержания теоретических знаний.

    Модельное изображение выводов.

    Формы взаимодействия учебной деятельности:

    Коллективно - распределительная деятельность - коллективное размышление, дискуссия и совместные поиски.

    Диалоговое общение между учителем и учащимися, между обучающимися.

    Общение по типу «учитель - ученик» в момент постановки проблемы.

    Работа в паре «ученик – учитель» во время поведения самоконтроля и самооценки.

    Групповая работа в процессе поиска способа решения учебной задачи (учитель играет роль консультанта).

    Межгрупповое взаимодействие при обобщении, выведении общих закономерностей, формулирование выводов.

    Работа ученика с родителями во время выполнения домашнего задания (обсуждение той или иной задачи).

    Индивидуальная работа во время выполнения заданий по пройденному материалу и творческих работ.

    Типология уроков в системе РО:

    • урок постановки учебной задачи;

    Структура урока:

    - создание «ситуации успеха»;

    Результатом работы на данном этапе урока является:

    • Эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями и умениями и положительная оценка учителем достижений учащихся;
    • Фон, на котором более четко проявится 2 этап-разрыв

    - возникновение ситуации «интеллектуального конфликта»;

    Результат работы на данном этапе урока - фиксация на доске различных вариантов решения одной и той же задачи.

    - фиксация места «разрыва» в графико-знаковой форме.

    Результатом работы на данном этапе является:

    Фиксация в графико-знаковой форме в рабочей тетради каждого ученика ситуации «интеллектуального конфликта».

    - формулировка учебной задачи учащимися и педагогом.

    • урок моделирования и преобразования модели;

    Структура урока:

    - преобразование условия задачи;

    - собственно моделирование;

    - преобразование модели.

    • урок решения частных задач по применению открытого способа;

    На данном этапе учащиеся овладевают уже установленным, обобщенным способом действий или понятием на уровне навыка, позволяющего решать конкретно-частные задачи, и формирование действий контроля и оценки.

    • урок контроля:

    - проведение тестовых диагностических работ;

    - самостоятельная работа учащихся;

    - проверочная работа;

    - контрольная работа;

    - стартовые и итоговые административные проверочные работы.

    • урок оценки:

    -  урок работы с эталонами оценка;

    - урок выработки собственных эталонов детьми;

    - урок анализа и корректировки выполнения работ.

    Исходя из вышесказанного, можно отметить следующие преимущества развивающей системы обучения Эльконина-Давыдова:

    • приобретаемые в школе знания становятся более прочными, благодаря активному исследованию, а не пассивному запоминанию;

    • дети учатся не теряться, попадая в новую для себя ситуацию, они способны самостоятельно проанализировать сложившиеся обстоятельства и найти решение для преодоления возникших трудностей (обычная фраза «стандартных» школьников «мы этого не проходили!» естественным образом исключается);

    • дети становятся более уверенными в своих знаниях и способностях, в том числе из-за того что высказанная на уроке даже неверная гипотеза становится не предметом резкой критики, а шагом к более глубокому пониманию изучаемых предметов и явлений.

    Используемая  литература:

    • Воронцов Л.Б. Практика развивающего обучения  по системе Д.Б.Эльконина-
    • В.В.Давыдова. - М.: ЦПРО «Развитие личности», 2010
    • Дусавицкий А.К. Развивающее образование. Основные принципы. -Харьков, 2009
    • Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения – М.: Директ-Медиа, 2010.
    • Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М.: Академия, 2010


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Фрагмент урока обучения письму по системе д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова по теме "Строчная буква к"

    Фрагмент урока письма с комментариями по формированию универсальных учебный действий. В материале содержится ролик с конструированием буквы "К"  из элементов букв....

    Урок обучения грамоте в первом классе по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова

    Данный урок входит  в раздел «Формирование действий чтения и письма». Учащиеся  уже могут выделять слог как единицу чтения и письма, умеют обозначать мягкость-твёрдость  согласных звуко...

    Конспект урока обучения грамоте 1 класс. (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). Тема. Повторение изученного. Формирование действий чтения и письма.

    Тема урока. Повторение изученного. Формирование действий чтения и письма.Тип урока. Урок решения частных задач.Цель урока. Продолжить работу над формированием действий чтения и письма.Задачи урока.1) ...

    Урок обучения грамоте (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова)

    Урок обучения грамоте (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова)...