Применение ИКТ на уроках в начальной школе
методическая разработка по теме

Иноземцева Елена Зыгмундовна

 

ИКТ - технологии могут быть использованы:

  • Для объявления темы, целей и задач урока, постановки проблемного вопроса
  • Как сопровождение объяснения учителя
  • Как информационно-обучающее пособие
  • Как интерактивная лаборатория
  • Для контроля знаний
  • Для снятия напряжения, релаксации
  • Для сопровождения собственного доклада ученики также могут готовить презентации.
  • Для подведения итогов урока: выводы, ответ на поставленный вопрос, рефлексия.
  • Для проведения тренинга (словарная работа, устный счёт)
  • Для сопровождения интерактивных игр
  • Для индивидуального и  дистанционного обучения

Учебные электронные ресурсы я применяю в качестве:

  1. Иллюстрации учебного материала (таблицы, схемы, опыты, видеофрагменты, 

музыкальные произведения);

  2. Поддержки учебного материала (задания, тесты, тексты изложений и т.д.)

  3. Источника учебного материала (электронный учебник, разработка задания

       для самостоятельной работы учащегося).

 

Использование ИКТ-технологий в начальных классах на различных уроках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение ИКТ на уроках

в начальной школе

Иноземцева Елена Зыгмундовна

                             Информационно-коммуникативные технологии.

  

Современное общество переживает значительные перемены, связанные с переосмыслением ряда научных, политических и социальных положений. Это происходит во всех сферах человеческой жизни, затрагивает все общественные институты, в том числе систему образования. В нашей стране целые группы населения меняют ценностные ориентиры, в связи с лавинообразным ростом информации. Бурное развитие средств телекоммуникации и информационных технологий, формирование мирового информационного пространства предъявляет новые требования к современному обществу и его важнейшего института — системы образования.

Одним из приоритетных направлений информатизации общества является процесс информатизации образования, который предполагает широкое использование информационных технологий обучения.

Информационные технологии не только облегчают доступ к информации и открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.

В настоящее время ведущим направлением в развитии сферы образования становится информатизация и внедрение современных информационно-коммуникационных технологий. Глобальная сеть открыла доступ к информационным серверам и ресурсам, находящимся в различных точках земного шара. Для российского образования это позволило обратиться к мировому опыту и зарубежным разработкам по внедрению и применению современных технологий в учебном процессе. В этой связи  нельзя ни отметить значительное увеличение российских образовательных компьютерных продуктов, широкое внедрение интернет - технологий в образовательный процесс. Создаются электронные учебники и интерактивные учебные программы, разрабатываются автоматизированные системы обучения, в помощь учителю создаются целые комплексы электронных образовательных ресурсов, организуются виртуальные экскурсии, создаются электронные библиотеки.

         

          XXI век – век высоких компьютерных технологий. Поэтому в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий.

Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно - коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

          Использование ИКТ в начальной школе позволяет:  индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания; вовлекать каждого учащегося в активный познавательный процесс; учить школьника находить, отбирать и использовать информацию для решения стоящих перед ним задач; формировать первичные навыки работы на компьютере; учить учащихся представлять свою точку зрения и отстаивать ее на основе полученного материала.

       Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.

 Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).

Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.

Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации, имеют возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.

Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося.

Информационные технологии в современной школе нужно рассматривать как один из методов обучения. Всякое включение ИКТ в образовательную среду должно быть аргументировано.

Необходимо учитывать, что урок с использованием информационных технологий несколько отличается от традиционного урока. Единую структуру подобного урока выделить сложно, так как каждый урок индивидуален, что определяется рядом причин: спецификой предметной области, содержанием конкретного урока, привязкой к аппаратным средствам информационных технологий, дидактическими возможностями программных средств, типом и качеством электронных ресурсов, ИКТ — компетенцией педагога.

Разработка урока с использованием информационных технологий возможна лишь при наличии электронного ресурса.

      Учебные электронные ресурсы можно разделить на три группы, в зависимости от выполняемой функции.

  1. Иллюстрация учебного материала (таблицы, схемы, опыты,  

видеофрагменты);

2. Поддержка учебного материала (задания, тесты и т.д.)

3. Источник учебного материала (электронный учебник, разработка задания

     для самостоятельной работы учащегося).

    По способу разработки они могут принадлежать к одному из следующих видов:

  1. Интернет ресурсы (могут использоваться не только непосредственно на

уроке, но и для подготовки).

  1. Специальные (сюда включаются все электронные ресурсы, выпускаемые

различными издательствами).

  1. Универсальные (Word, Excel, Power Point и т.д.- предназначены для

создания педагогами собственных образовательных ресурсов).

      На мой взгляд, самыми интересными и эффективными уроками являются уроки с использованием образовательных ресурсов, разработанные педагогом с учётом особенностей конкретного ученического коллектива и для конкретных учащихся. В процессе создания такого урока возникает уникальный образовательный ресурс, в который вложены не только знания, умения и опыт педагога-разработчика, но и частичка его души.

ИКТ - технологии могут быть использованы:

  • Для объявления темы, целей и задач урока, постановки проблемного вопроса

 (Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса.)

  • Как сопровождение объяснения учителя

 (В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше.)

  • Как информационно-обучающее пособие

В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.

  • Как интерактивная лаборатория

Наличие мультимедийного обеспечения позволяет компенсировать недостаточность лабораторной базы, благодаря возможности моделирования процессов и явлений природы, что особенно актуально для проведения уроков по окружающему миру и др.

  • Для контроля знаний

 Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов, по желанию учителя смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени.

При создании теста с выбором ответа на компьютере, можно организовать вывод реакции о правильности (не правильности) сделанного выбора или без указания правильности сделанного выбора. Можно предусмотреть возможность повторного выбора ответа. Такие тесты должны предусматривать вывод результатов о количестве правильных и не правильных ответов. По результатам таких тестов можно судить о степени готовности и желании учеников изучать данный раздел.

  • Для снятия напряжения, релаксации

Для снятия напряжения, переключения внимания, особенно когда урок проходит в конце учебного дня, используем презентации, способные развлечь, снять напряжение. Например, физкультминутки.

  • Для сопровождения собственного доклада ученики также могут готовить презентации.
  • Для подведения итогов урока: выводы, ответ на поставленный вопрос, рефлексия.
  • Для проведения тренинга (словарная работа, устный счёт)
  • Для сопровождения интерактивных игр
  • Для индивидуального и  дистанционного обучения

Учебные электронные ресурсы я применяю в качестве:

  1. Иллюстрации учебного материала (таблицы, схемы, опыты, видеофрагменты,  

музыкальные произведения);

  2. Поддержки учебного материала (задания, тесты, тексты изложений и т.д.)

  3. Источника учебного материала (электронный учебник, разработка задания

       для самостоятельной работы учащегося).

Использование ИКТ-технологий в начальных классах на различных уроках.

Математика.

На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе PowerPoint, может осуществляться демонстрация примеров, задач, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка и т.д. Использую презентации для заданий математической разминки из коллекции игр и упражнений для устного счета. Анимационная презентация при изучении нового. При закреплении таблицы умножения применяю тренажеры в игровой форме.

Окружающий мир

Вообще для этих уроков презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся. В занимательной форме знакомятся с внешним и внутренним строением тела человека, узнают о мерах профилактики и правильном сбалансированном питании. Неоценимую помощь оказывают презентации, материалы видеофильмов, электронные учебники при знакомстве с различными городами и странами.

Обучение грамоте

Первые дни ребёнка в школе являются самыми трудными. Игра необходима для сохранения преемственности между детским садом и школой, и для снижения психических и физических перегрузок. С помощью презентаций открываются большие возможности для привлечения элементов игры и занимательности на уроках обучения грамоте.

Они кроются в картинности текстового и иллюстрированного материала и дают толчок детской фантазии, работе творческого воображения. Необходимо отметить, что огромную роль в презентации играет не просто демонстрация изображения, а анимация, т.е. движение картинки, буквы, слова.

Русский язык

Наверное, многие согласятся, что дети считают уроки русского языка скучными и неинтересными. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мёртвый груз. Как же заставить учеников слушать на уроке, с помощью каких средств и методов зажечь в из глазах пытливый огонёк жажды знаний? Всегда можно отыскать что-то интересное, увлекательное и занимательное в русском языке (словообразование, правописание шипящих, лексика и т.д.). Очень удобно использовать презентации при работе над изложением и сочинением: план, вопросы, трудные слова, сама картина – всё это перед глазами детей. Да и не всегда в школе найдётся картина, которая необходима по программе, поэтому мультимедиа очень удобна.

Литературное чтение

Особенно интересными с помощью презентации можно сделать уроки чтения. Портреты писателей, места, где они жили и творили, инсценировки отдельных эпизодов из произведений, составление плана, словарная работа, чистоговорки, скороговорки, литературные викторины - всё становится интересным, если использовать эти современные методы.

Наряду с презентацией на уроках литературного чтения можно смотреть видеофильмы по теме, сопровождать урок музыкой. Например, при чтении рассказа К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», я предлагаю ребятам прослушать произведения Э.Грига. Это всегда вызывает живой эмоциональный отклик, повышает интерес к прочитанному тексту.

Изобразительное искусство, технология.

Презентацию также можно использовать на уроках изобразительного искусства: портреты художников, репродукции, схемы, последовательность выполнения рисунка и т.д. Образцы изделий и этапы работы по проектной деятельности на уроках технологии и т.д.

Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.

В начальной школе я использую презентации на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Анализ занятий с применением презентаций показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.

Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:

• повышает качество знаний

• продвигает ребенка в общем развитии

• помогает преодолеть трудности

• вносит радость в жизнь ребенка

• позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития

• создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Компьютеры и информационные технологии вообще – удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, облегчить учителю задачу подготовки к занятиям.

Применение компьютера на разных этапах обучения позволяет довести время активной работы учеников на уроке до 75-80% времени урока, вместо обычных 15-20%. Современные школьники быстрее и с большим интересом усваивают информацию с экрана компьютера, чем со слов учителя.

Результатом использования методик, технологий, инноваций в образовании всегда является качественный рост показателей обученности учащихся, активизации познавательного интереса.

  1. Повышение качества знаний учащихся начальных классов до 80%
  2. Вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс;
  3. Школьник умеет находить, отбирать и использовать информацию из разных источников для решения стоящих перед ним задач;
  4. У учащихся сформированы первичные навыки работы на компьютере;
  5. Учащиеся умеют представлять свою точку зрения и отстаивать ее на основе полученного материала.
  6. Увеличение количества учащихся - победителей разного рода конкурсов и олимпиад.
  7. Создана медиатека, где собрана коллекция многообразных современных цифровых средств обучения.

       Использование мультимедиа на уроках превращает их в творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения, позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке, значительно улучшает четкость в организации работы класса или группы учащихся.

       Контроль и коррекция, осуществляемые с помощью компьютера, дают возможность быстро и эффективно оценить успехи ученика, снизить трудоёмкость подготовки процесса контроля обучающихся учителем.

      Широко применяется ИКТ и во внеурочной деятельности: классные часы, заочные виртуальные путешествия, викторины, интеллектуальные игры.

      В работе с родителями ИКТ позволяют учителю предоставить объективную информацию об успеваемости ребенка, а также в интересной форме провести встречу с родителями.

      Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными технологиями обучения, использованием активных методов обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Вывод: при активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения, повышается интерес к изучаемым предметам.

Таким образом, можно сделать вывод, что данные технологии, которые я эффективно использую, позволили мне, как учителю, спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результатов.

          В заключение хотелось бы сказать, что современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав – право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной “меловой технологии”, существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет.

          Список литературы

1. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.

2. Виноградова Л.П. Использование информационных технологий в начальной школе. Материалы научно-практической конференции.- 2000 г.

3.  Егорова Ю.Н. Мультимедиа как средство повышения эффективности обучения в общеобразовательной школе//Автореф. дисс. канд. пед. наук - Чебоксары, 2000 г

4.  Работа с современным инновационным учебным оборудованием: Учебно-методическое пособие. / Составители: Вайндорф-Сысоева М.Е., Хапаева С.С., Шитова В.А. – М.: ООО «Диона», 2009. – 34 с.

5. Клемешова Н.В. Мультимедиа как дидактическое средство высшей школы//Автореф. дисс. канд. пед. наук - Калининград, 1999.

6Усенков Д. Ю. ЦОРы? ЦОРы... ЦОРы!!! [Электронный ресурс]: Интернет-журнал "Вопросы информатизации образования" №9. – Электрон. журн. – М., 2007. – Режим доступа: http://www.npstoik.ru/vio/inside.php?ind=articles&article_key=214


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение ИКТ на уроках в начальной школе.

Статья освещает следующие аспекты ИКТ: теоретические представления об ИКТ, использование ИКТ в учебно-воспитательной работе учителя начальных классов....

" Применение ИКТ на уроках в начальной школе."

ИКТ помогают оживить уроки, выступают в роли яркого наглядного образа, позволяющего малышам лучше усвоить программный материал....

Применение ИКТ на уроках в начальной школе как средство повышения мотивации учащихся в процессе познавательной деятельности

доклад на креатив-марафон "Современные образвоательных технологии как средство повышения эффективности образовательного процесса", Омск-2010....

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ПРОГРАММЕ УМК « ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке растущей информации, т. к. современное общество становится информационным, и информационные технологии позволяют по- новому организовывать пр...

Статья. "Применение ИКТ на уроках в начальной школе"

Использование компьютерных технологий - это не влияние моды, а необходимость диктуемая сегодняшним уровнем развития образования....

Мастер класс "Применение АМО на уроках в начальной школе"

Приведены примеры АМО на уроках в начальной школе...

Мастер класс "Применение АМО на уроках в начальной школе"

Приведены примеры АМО на уроках в начальной школе...