Совместное сотрудничество семьи и школы в воспитании ребёнка.
статья по теме

Чучупал Татьяна Николаевна

Семья – это целый мир, в котором ребенок живёт......

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совместное сотрудничество семьи и школы в воспитании ребёнка.   

Для воспитания детей нужен не великий

ум, а большое сердце - способность к общению, к

признанию равенства душ взрослого и ребенка.

С. Соловейчик.

Семья – это целый мир, в котором ребенок живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Являясь её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

Семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок — школьник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.

Семья – не единственный, но наиболее важный участник сложного процесса воспитания детей. Ребенок рождается от семьи и в семье. Здесь он проводит большую часть своей жизни. Именно здесь он усваивает три главных компонента системы формирования своей личности:                                                                                                                                                          – материнский язык,                                                                                                                                                              -  этнос своего народа                                                                                                                                                           - мировоззрение своего  времени.

Бытует всеобщая уверенность, что мы, воспитанные в семье, автоматически способны сами воспитывать:   мы просто будем делать со своими деть все то  же самое, что наши родители делали с нами. Но так не получится: слишком многое уже изменилось в нашей жизни и продолжает стремительно меняться. Если мы хотим принести нашим детям добро, а не вред, нам следует повышать свою педагогическую квалификацию.                                                                                Семья — это основа творчества, колыбель любви и фундамент наших будущих побед. Так важно сегодня в бурлящем скоростном потоке информации, событий и людей не растерять главное, не разрушить семейные узы. Чтобы семья была крепкой и здоровой, нужно чаще бывать вместе, посвящать каждую свободную минуту своим детям и друг другу.

Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи – это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.

Актуальность. На сегодняшний день остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании. Поэтому немаловажную роль играет семья в процессе воспитания. Она закладывает основной фундамент в процессе воспитания ребёнка. 
Младший школьный возраст – это тот период, когда активное принятие участия семьи в воспитании оставляет печать для дальнейшего развития, воспитания и самовоспитания. Сюда следует отнести последующую самореализацию ребёнком своих возможностей и способностей, становление которых определяются воспитанием в семье. По-прежнему роль семьи является важным катализатором воспитания ребёнка, а именно есть только самая универсальная - самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье, - это творение человека. 

 Детей, родителей, учителей объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от характера их взаимодействия Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы классного руководителя, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Взаимодействие участников педагогического процесса должно быть спланировано и организовано как в школе, так и в каждом классе.       

   Набирая детей в первый класс, я обязательно провожу изучение семей. Для этого предлагаю родителям и детям анкеты.

В моём класс – 25 учеников, из них: 13 – девочек и 12 – мальчиков; 1 ребёнок проживает в многодетной семье, 8 человек – в неполных семьях, 17 – человек в полных семьях.

Изучая анкеты, я пришла к следующим выводам:

- родители невполне владеют информацией о своём ребёнке (с кем дружит, чем интересуется, чем увлекается);

- родители затрудняются при ответе на вопросы, касающиеся  индивидуальных особенностей детей;

- в  75% семьей на первом месте стоят дела, а потом дети;

- в 15% семей организовывают совместное проведения досуга

- только 20% семей, где дети и родители являются настоящими друзьями;

 -и самое главное – родители очень мало времени проводят с детьми ( в среднем 15 – 20 минут в день).

Исходя из всего выше сказанного я пришла к выводу, что необходимо направить усилия на сближение детей и родителей, создать условия для совместного общения, сблизить интересы родителей, педагогов по формированию личности учащегося, создать условия для проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, искренности в реальной жизни, развивать коммуникативные качества.

Ни семья, ни школа, ни общественные институты в отдельности не исчерпывают всего многообразия факторов, влияющих на личность ребёнка. Поэтому целостный, систематический процесс воспитания предполагает соединение усилий всех заинтересованных сторон. Инициатива в этих контактах по праву принадлежит школе.

Суть взаимодействия школы  и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств . В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации, для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи.  
Семья во все времена была общечеловеческой ценностью. Именно таким пониманием семьи и семейного отдыха я  руководствовалась, создавая семейный клуб. Все мероприятия организованы для совместной детско-родительской аудитории.

Этот проект помогает сохранить, развить эмоциональную жизнь, вызывает богатый спектр ассоциаций, творческих способностей младшего школьника.

Помогает сплотить коллектив семьи, где каждый может проявить себя в новой роли, почувствует ценность и радость от совместно проведённого времени в обстановке праздника, совместного торжества.

Проект улучшает настроение, работоспособность, здоровье.

Семейный клуб дарит любовь, новые знания, хорошее настроение, воспитание.   Рядом с ребёнком самые дорогие люди – мама, папа, учитель и одноклассники.

Цель программы: повышение роли семьи в воспитании младших школьников.

Задачи программы:

Организовать сотрудничество с родителями в воспитательном процессе.

Пропаганда семейных ценностей.

Развитие инициативы и творчества.

Приобщение к культурному наследию своего народа.

Формирование позитивных межличностных отношений.

Формирование ответственного отношения к здоровью, безопасности жизнедеятельности.

Использовать традиционные и нетрадиционные формы работы с семьями в современных условиях.

Организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей;

Изучать индивидуальные интересы и потребности ребят;

Способствовать формированию нравственных и гражданских качеств через разнообразную творческую деятельность;

Демонстрировать родителям, учителям достижения ребят;

Создавать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания, доверия.

Вовлечь родителей и учащихся в разнообразные формы внеурочной деятельности в воспитании младших школьников.

Оказание родителями помощи в оформлении класса.

Оформить альбом “ Наша дружная семья ” совместно с родителями.

Ожидаемые результаты:

 Осознание ребёнком социальной значимости своей семьи.

Активизация родителей в решении воспитательных задач школы.

Снижение асоциальных проявлений у младших школьников.

Повышение уровня осознанного отношения детей и родителей к сохранению своего здоровья и безопасности.

Укрепление дружеских и партнёрских отношений между детьми и их родителями.

Создание классного семейного клуба.

Оформление альбома «Наша дружная семья»..

Создание системы традиционных семейных праздников.

Семейное оформление  папки – портфолио на своего ребенка к окончанию начальной школы.

Программа рассчитана на 4 года .Она включает в себя 3 блока.

1 блок – работа с родителями.

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения. В своей практике я использую следующие формы работы.

Университет педагогических знаний — это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа университета составляется мною с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей, обучающие семинары, родительский всеобуч. Темы всеобуча: « Шестилетний ребенок за партой», «Как развить интерес к чтению, т. к. культурный человек – это читающий человек».

 Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам учитель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции я  вскрываю причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.

При подготовке лекции я  учитываю ее структуру, логику,  составляю план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций — опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции — непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.

Тематика лекций  разнообразная, интересная и актуальная для родителей, например: «Возрастные особенности младших школьников», «Режим дня школьника», «Что такое самовоспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей детей в семейном воспитании», «Ребенок и природа», «Искусство в жизни детей», «Половое воспитание детей в семье» и т.д.

Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовится выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.
Темы конференций  конкретные, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание детей в семье» и т. п. Чтобы собрать материал и привлечь внимание родителей, на занятиях университета педагогических знаний, предшествующих конференции, иногда предлагаю  заполнить анкеты.
Конференция открывается вступительным словом  учителя. С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Затем подводятся  итоги конференции.

 Тренинговый практикум — это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.
В ходе педагогического практикума я  предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и  школы и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Один-два раза в полугодие даю возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволяет избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в школе..

Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники знакомяться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута — ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута — уважение к позиции и мнению любого участника. Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания,

Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.

Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы я получаю помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, родителей так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, я же — необходимые мне сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Обменявшись информацией, мы приходим к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями я проявляю максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери.  Мой подход является таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки.. Принципы успешного консультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

Круглый стол — общество, конференция или собрание для непосредственного обсуждения определённых проблем (в частности, конфликтов) .Круглый стол  один из способов организации обсуждения некоторого вопроса; этот способ характеризуется следующими признаками: все участники круглого стола выступают в роли пропонентов (должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников); отсутствие набора нескольких ролей характерно не для всех круглых столов;

все участники обсуждения равноправны; никто не имеет права диктовать свою волю и решения.

 цель обсуждения — обобщить идеи и мнения относительно обсуждаемой проблемы;

Данная модель обсуждения, основываясь на соглашениях, в качестве итогов даёт результаты, которые, в свою очередь, являются новыми соглашениями. В процессе круглых столов оригинальные решения и идеи рождаются достаточно редко. Более того, зачастую круглый стол играет скорее информационно-пропагандистскую роль, а не служит инструментом выработки конкретных решений. Темы: « Безотметочное обучение? Смысл есть!», «Самостоятельность ребенка во время выполнения домашнего задания»

 Родительское собрание – основная форма работы родителей, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллектива. Школой воспитания родителей, формирующей родительское мнение, являются родительские собрания. Это основная форма коллективной работы учителя с семьями учащихся. Как показывает опыт работы, система проведения классных собраний не только вызывает интерес у родителей и положительно оценивается ими, но и помогает совместно решать важные вопросы по воспитанию детей. Большую роль играют памятки для родителей, а также подготовленные к собранию отзывы учителей об учебной деятельности учащихся. Темы: «Компьютер, телевизор и режим дня»

2 блок – работа с детьми. Формы работы с детьми, используемые мною , разнообразны.

 Нравственные и этические  беседы.   Беседа — специально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме).  Она может быть организована с использованием игры.  Ведущий приобретает роль учителя, остальные участники — учеников, а правила такой игры соответствуют правилам обычного школьного урока. Беседы часто использую в своей работе.

 Экскурсия — специально организованное передвижение участников с целью демонстрации им какой-либо экспозиции.  Это форма организации учебно-воспитательного процесса, позволяющего проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках и прочее.  Для успешного проведения экскурсии  составляю подробной план, разрабатываю  маршрут, формулирую задания и вопросы для учащихся. Функции участников экскурсии: с одной стороны -организация наблюдений, консультирование, сообщение необходимых сведений, с другой — самостоятельное наблюдение, ведение записей, фото и видеосъемки. Проводим совместные экскурсии с родителями в другие города.

 Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Он включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в определенный день. Обычно классный час проходит в форме лекции, беседы или диспута, но может включать в себя и элементы викторины, конкурса, игры, а также других форм воспитательной работы. Ребята готовят дома презентации по теме классного часа.

 Конкурсы рисунков, стихов – эта форма работы очень нравится детям, они с удовольствием участвуют в конкурсах. Обязательно вручаю призы победителям.

Игры  — это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения. Ситуационно-ролевая игра как форма воспитательной работы — это специально организованное соревнование в решении задач взаимодействия и в имитации предметных действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации, и регламентированное правилами игры.  С помощью ситуационно-ролевой игры я развиваю коммуникативные способности. Игры  способствуют саморегуляции, самопознанию и самоопределению участников как субъектов взаимодействия, стимулирую интерес к познавательной деятельности. Классический вариант проведения данной формы предполагает ознакомление участников с правилами игры, общей легендой и индивидуальными вводными, непосредственно само игровое ролевое взаимодействие, обмен впечатлениями после игры. В жизни младшего школьника игра является ведущим видом деятельности, поэтому в своей работе я стараюсь как можно чаще использовать игры. Особенно нравится детям игра-путешествие, она помогает мне в сплочении коллектива.

 Игра-путешествие имеет и другие названия «маршрутная игра», «игра на преодоление этапов», «игра по станциям», «игра-эстафета».  Назначение игры-путешествия вариативно: эту форму я   использую:

для информирования учеников;

для  отработки каких-либо умений (организаторских, коммуникативных, решать изобретательские задачи и др.);

 для контроля соответствующих знаний, умений и навыков, в этом случае я провожу её как  соревнование  между командами участницами;

для  осознания взглядов, отношений или ценностей через «проживание» воспитывающих ситуаций,

для организации совместного планирования деятельности коллектива.

 Соревнования - это игра, в которой определяется победитель, это путь, к закреплению достигнутых результатов,  это стремление к приоритету любыми путями. 

Соревнование - метод формирования и закрепления необходимых качеств личности в процессе сравнения собственных результатов с достижением других участников. Ребятам моего класса нравится эта форма работы. Я стараюсь ежедневно использовать эту форму    Детский массовый праздник - одна из самых распространенных сложных форм работы. Праздник нужен детям как вид творчества, как одна из форм их духовного самовыражения. Воспитательная роль праздника состоит в его "мудрости", "чтобы, развлекая, поучать". Праздник — это своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребенка. Он призван служить познанию юными гражданами мира и развивать их мировоззрение, укреплять в них высокие нравственные принципы и прививать им тонкие эстетические вкусы.
   Особенностями детского праздника являются: общественно значимое содержание; игровая форма; зрелищность; эмоциональность; гармоничное соотношение между поучением и развлечением, познавательным и эмоциональным содержанием; взаимодействие различных видов искусств, нагрузка на слова и музыку; использование ярких художественных средств; коллективное участие и коллективное восприятие; добровольность участия, свободное единение детей во имя радости. В начале учебного года вместе с ребятами мы определяем темы наших праздников. Стараюсь вовлекать весь класс. В подготовке к праздникам принимают активное участие и родители. Готовятся реквизит и костюмы. На праздники приглашаются гости. В заключении праздников мы проводим чаепития обязательно с родителями.

 КТД ( коллективные творческие дела). Защита проектов — представление, в ходе которого участники или группы демонстрируют какие-либо проекты. “Защита проекта” – это форма групповой деятельности детей. В ней проявляет себя школьник как индивидуальность, способная не только оценивать действительность, но и проецировать в ней какие – то необходимые изменения во имя улучшения жизни. В этой групповой деятельности школьник проявляет себя как индивидуальность, способная не только оценивать действительность, но и проектировать в ней какие-то необходимые изменения во имя улучшения жизни. Ребята защищали проекты: «Город будущего», « Что там на Марсе», «Моя будущая профессия».
Викторина.Воспитательные задачи: способствует повышению познавательной активности школьников. Это игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь темой.                                                                                                                                    Требования к викторине:                                                                                                                                           – общая тема;
– вопросы должны быть конкретные;
– подбираю определенное количество вопросов;
– учитываю возраст и объем знаний детей, их интересы;
– продумываю форму проведения – “Что? Где? Когда?”, “Поле чудес”, “Брей – ринг”, “Счастливый случай”;
– вопросно – ответная (устная или письменная);
– иногда провожу викторину без предварительной подготовки или вопросы даю детям заранее.

Викторина может быть с разными заданиями:

– объясни, если сможешь; 
– какое утверждение верно и т.д.                                                                                                                Даю вопросы на расширение кругозора детей, на которые должны найти ответ самостоятельно из источников. Литературу указываю.                                                                           Были проведены викторины : «Дорожные знаки», «Олимпийские игры», «Зелёная аптека», «Птицы», «Путешествие по карте мира».

Живая газета. Недавно мы с ребятами попробовали эту форму работы. Воспитательные задачи: развитие творческих и коммуникативных способностей. Собственно говоря, это спектакль в виде газеты, сценарий которой написан, придуман и поставлен учителем  и детьми с соблюдением жанров журналистики: передовица, фельетон, репортаж, очерк, интервью, анкета, шарж, литературная пародия, веселая смесь, информация, объявления, реклама и т.д. Участники газеты, а их должно быть не менее 7-10 человек, сначала обсуждают программу номера, придумывают его композицию. Газета может затрагивать международные события, рассказывать о новостях в стране, в родном крае, городе, селе и обязательно о своем  классе. Главное – выбирается идея, которую газета будет защищать, и явления, против которых она будет выступать.

У газеты могут быть постоянные рубрики: “Шар земной”, “Родной край”, “Спрашивай – отвечаем”, “Поздравляем”, “Это интересно”, “Очевидное – невероятное” и т.д. “Живая газета” может использовать традиции радио и телевидения, жанры живого слова – сказку, басню, загадку, былину, частушку, куплеты.  Газеты были посвящены нашему классу и 1 апреля: «Наш класс», « День смеха».

3 блок – совместная деятельность учеников и их родителей. В этом блоке я использую такие формы как:                                                                                                                                           - Семейный праздник.                                                                                                                                            - Капустник.                                                                                                                                                    - Чаепитие.                                                                                                                                                                 - К Т Д.                                                                                                                                                              - Проектная деятельность.                                                                                                                                       - Спортивный праздник.                                                                                                                                        - Интеллектуальный марафон.

 Интеллектуальный марафон представляет собой форму внеурочной учебно-воспитательной деятельности, в которой проверяется не только мастерство, но и выносливость. Цели проведения марафона следующие:

• формирование у учащихся умений проявить свои умственные способности в условиях соревновательного характера;

• формирование у учащихся стремления к интеллектуальным победам, как необходимому условию самоуважения для умственно развитого человека;

• формирование, у учащихся реальной самооценки своих умственных способностей и стремления к их совершенствованию;

• развитие положительной учебной мотивации;

• формирование уважения к интеллектуальным возможностям других людей и умения радоваться успехам других. Я проводила марафон на тему «Семья». Ребята участвовали со своими родителями.

 Экскурсии -   это поездки в другие города с целью посещения зоопарка, дельфинария, детского театра и т.д., отдых на природе.

Во 2 классе мы работали над проектом «Моя семья – моё богатство». Все мероприятия были разделены на3 блока: совместную деятельность родителей и детей, работа с родителями, работа с детьми. Все виды работ, предложенных ученикам, требовали помощи родителей.                                                                                                                Подготовительный этап.                                                                                                                                1.Урок «Моя семья». (подготовка презентаций)                                                                                                                                     2. Интервью с родителями: "Расскажи мне о себе…"                                                               3.Беседа « Зачем человеку нужно знать свою родословную?» ( с детьми)                                                  4. Мостик познания: «Родословная семьи» (составление родословной)
5. «Копилка народной мудрости» ( подбор пословиц, поговорок о семье)                                                       6. «Паспорт семьи» - оформление (совместное оформление паспорта)                                                                                                            7. Конференция «Законы жизни семьи» - работа с родителями.                                                  8.Мозговой штурм «Счастливая семья»(работа с детьми)                                                            
Основной этап.                                                                                                                           1.Выставка рисунков: «Портрет семьи».                                                                                                    2. Классный час: «Семейные реликвии» (подготовка презентаций)                                                                                               3. Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»                                         4.Семейная викторина ( участие семейных команд)                                                                                                                                                      5.Что такое семейные традиции?   - беседа с  родителями.                                                                                               6..Фотовыставка «В кругу семьи».                                                                                          7.Семейный праздник: «Настроенье не пустяк».                                                                          8. Написание сочинений о маме, о папе.

Заключительный этап.
1.Праздник: «Хорошо, что есть семья».                                                                                  2. Оформление альбома «Моя семья – моё богатство».                                                        

 3.Защита проекта.
Работа над проектом способствовала:

укреплению дружеских и партнёрских отношений между детьми и их родителями. осознанию ребёнком социальной значимости своей семьи.

активизации родителей в решении воспитательных задач школы.                                          повысился  уровень осознанного отношения детей и родителей к сохранению своего здоровья и безопасности.

Результатом своей воспитательной работы я считаю:                                                                                  - дружеские отношения детей в классе;                                                                                                                   - сплочение детского коллектива;                                                                                                                               -укрепление семейных отношений;                                                                                                               -готовность родителей оказать помощь школе всегда;                                                                                       - активное участие родителей в воспитательном процессе;                                                                                                   - больше времени родители проводят с детьми.                                                                              - сложилась система традиционных семейных праздников.

                           Приложения .                                                                                                                         Анкета для родителей.

1.Что Вы ожидаете от школы? 
2. Что Вас не устраивает в школе? 
3. Какие черты характера присущи Вашему ребёнку? 
4. Какие индивидуальные особенности требуют особого внимания со стороны учителей? 
5. Какими способностями обладает Ваш ребёнок? 
6. Какими способностями в его возрасте обладали родители? Как оправдалось это в дальнейшем? 
7. Склонность к каким учебным предметам Вы заметили у Вашего ребёнка? 
8. По каким предметам он испытывает затруднения? 
9. Чем любит заниматься Ваш ребёнок в свободное время? 
10. Что Вам нравится в Вашем ребёнке? 
11. Усидчив ли он? 
12. Быстро ли он утомляется? 
13. Самостоятелен ли Ваш ребёнок? 
14. Много ли он читает? Какую литературу предпочитает? Много ли в доме книг? 
15. Что Вы хотите от своего ребёнка? 
16. Что, на Ваш взгляд, ребёнок хочет от Вас? 
17. Испытывает ли Ваш ребёнок трудности в общении? Какие, с кем? 
18. Есть ли у Вашего ребёнка своя комната? 
19. Много ли у родителей свободного времени? 
20. Что в данный момент входит в сферу приоритетных интересов: а)мамы; б)папы? 
21. Нужна ли Вам консультация психолога, по каким вопросам? 
22. Что Вы считаете «хорошим образованием»?                                                                                  23. Какую помощь классу, школе Вы могли бы оказать (материальная, ремонт кабинета, проведение мероприятий, оформительская, услуги ксерокса)? 

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
(Ответьте сами себе как можно искренне)

Можете ли вы:

1.В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

2.Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?

3.Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

4.Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?

5.Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?

6.Поставить себя на место ребенка?

7.Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?

8.Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

9.Всегда воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

10.Пообещать исполнить желание ребенка за хорошее поведение?

11.Выделить ребенку один день, когда он может делать все, что желает, и вести себя как хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?

12.Не прореагировать, если ребенок ударил, толкнул или незаслуженно обидел другого ребенка?

13.Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ.

А - могу и всегда так поступаю - 3 балла.
Б - могу, но не всегда так поступаю - 2 балла. 
В - не могу - 1 балл.

От 30 до 39 баллов - вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.
От 16 до 30 баллов - ваш метод воспитания: кнут и пряник. 
Менее 16 баллов - у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.


  АНКЕТА для родителей

Уважаемые родители! Эта анкета поможет педагогическому коллективу определить индивидуальный подход в воспитании вашего ребенка. Из предложенных вариантов ответа на вопрос подчеркните один.

1.            Фамилия, имя ребенка, возраст.

2.            Терпеливы ли Вы, когда Ваш ребенок капризничает, плохо ест?

    Всегда                       иногда                          нет

3.            Ваш ребенок послушен?

Всегда                           иногда                          нет

4.     Если Вы что-то запрещаете ребенку, объясняете ли ему причину  запрета?

Всегда                           иногда                          нет

5.    Требуете ли Вы от своего ребенка исполнения всех обязанностей,
возложенных на него?

Всегда                           иногда                          нет

6.    Можете ли Вы в любой момент оставить свои дела и заняться ребенком?

могу, и всегда так поступаю          

могу, но не всегда так поступаю            

не могу

7.    Можете ли Вы извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?
могу, и всегда так поступаю          

могу, но не всегда так поступаю            

не могу

8.    Можете ли Вы поставить себя на место ребенка?
могу, и всегда так поступаю          

могу, но не всегда так поступаю             

не могу

9.    Можете ли Вы воздержаться от высказываний, которые могут ранить
ребенка?

могу, и всегда так поступаю          

могу, но не всегда так поступаю            

не могу

10.  Можете ли Вы выделить ребенку один день, в течение которого он
может делать что хочет и вести себя как хочет, и ни во что не вме
шиваться?

могу, и всегда так поступаю

могу, но не всегда так поступаю

не могу

11.  Принято ли в Вашей семье совместное проведение досуга? (Выходы
в кино, театры, занятия спортом, семейные праздники, дни рожде
ния, выезды на природу, общая работа и отдых на даче.

 

Фамилия и имя Вашего ребенка ………………………………………………

Охотно ли Ваш ребенок идет в школу?

- неохотно;

-охотно, с радостью;

-когда как;

-затрудняюсь ответить.

Приспособился ли он к школьному режиму?

-пока нет;

-приспособился;

-затрудняюсь ответить.

Ваш ребенок привык к учителю и коллективу класса?

-пока нет;

-привык;

-затрудняюсь ответить.

Часто ли Ваш ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?

-никогда;

- делится иногда;

      -делится довольно часто;

       -делится всегда.

Какие впечатления преобладают у вашего ребенка?

–отрицательные;

      -положительные;

      -положительных и отрицательных поровну;

      -в основном,  положительные.

Переживает ли Ваш ребенок по поводу своих учебных неудач?

-нет;

-скорее нет, чем да;

-скорее да, чем нет;

-да.

Как обычно Ваш ребенок преодолевает трудности в учебе?

–сразу пасует;

–обращается за помощью;

–старается преодолеть сам;

–затрудняюсь ответить.

Способен ли Ваш ребенок самостоятельно найти и исправить свою ошибку ?

-если побудить его к этому;

-не сможет;

-как правило, может.

Часто ли ребенок жалуется на одноклассников, обижается на них?

- довольно часто;

-бывает, но редко;

-практически не бывает;

-затрудняюсь ответить.

Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой?

-нет, не справляется;

-скорее нет, чем да;

-скорее да, чем нет;

-да.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество семьи и школы, как средство успешного воспитания детей младшего школьного возраста

Данная статья содержит материал в котором отражены формы взаимодействия классного руководителя с семьей обучающихся воспитанников для успешного воспитания детей....

Доклад по теме: "Сотрудничество семьи и школы в воспитании здорового образа жизни у младших школьников."

В докладе раскрывается актуальность возникшей проблемы, приводятся данные исследований врачей г.Саратова. Предлагаются пути совместной профилактической работы учителя с родителями....

Сотрудничество семьи и школы в воспитании здорового образа жизни младших школьников.

В докладе приводятся результаты исследований врачей саратовского института педиатрии и проблем физиологии детства; указываются две категории семей, относящиеся к группам риска по сохранению здоровья в...

Программа воспитательной работы "Сотрудничество семьи и школы в воспитании младших школьников"

Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня....

Сотрудничество семьи и школы в воспитании ребёнка

Беседа на родительском собрании...

Эссе " Сотрудничество семьи и школы в развитии ребёнка"

   Я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи.. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, - своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя...

Совместная работа семьи и школы в воспитании и формировании личности младшего школьника.

Совместная работа семьи и школы в воспитании и  формировании личности младшего школьника.        "Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимат...