Программа дополнительного образования литературно- театральной студии "Лукоморье"
рабочая программа (1 класс) по теме

Леонова Татьяна Ивановна

Сейчас, когда детское чтение кричит SOS (а его кризис можно приравнять к национальному бедствию), перед учителем начальной школы как никогда остро встаёт задача защищать ценность чтения, поднять его статус в сознании ребёнка, привить к нему вкус.

Как же пробудить в ребёнке интерес к чтению, желание читать художественную литературу, обогощать свой словарный запас, развивать культуру речи?

Проанализировав, пришла к выводу, что на традиционных уроках чтения, как правило, мало места личным впечатлениям школьника, его переживаниям. Положительное отношение к чтению начинается с той минуты, когда ребёнок почувствует себя участником событий, когда книга предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного творческого потенциала.

Именно занятия литературно-сценической деятельностью и дают ребёнку эту возможность.

    Таким образом возникла необходимость в разработке и создании программы литературно-театральной студии "Лукоморье". Театральная игра для детей  должна стать и удовольствием, и развлечением, а на самом деле - инструментом пробуждения в ребёнке интереса к чтению, обогащения словарного запаса, приобщения к народным традициям, развития культуры речи, самораскрытию.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_lukomore.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА    ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО    ОБРАЗОВАНИЯ 

ЛИТЕРАТУРНО – ТЕАТРАЛЬНОГО   КРУЖКА

«ЛУКОМОРЬЕ»

Автор программы :

Леонова Татьяна          Ивановна,

учитель начальных  классов

I категории

2012-2013  учебный год

 

Пояснительная записка.

«Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта»

Д.И.Писарев.

            В динамичном и быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует и изменяет цели и задачи школьного образования.  

     На современном этапе  наиболее актуальным является  вопрос развития речи учащихся , творческого воображения  детей, их литературного творчества.

   Сейчас, когда детское чтение кричит SOS (а его кризис можно приравнять к национальному бедствию), перед учителем начальной школы, как никогда раньше, остро встает задача защищать ценность чтения, поднять его статус в сознании ребенка, привить к нему вкус.

     Как же пробудить в ребенке интерес к чтению, желание читать художественную литературу, обогащать свой словарный запас, развивать культуру речи?

    Проанализировав, пришла к выводу, что на традиционных уроках чтения  (литературы), как правило,  мало места личным впечатлениям школьника, его переживаниям; изучаемое произведение не рассматривается как  созвучное настоящей и будущей жизни ребенка, его внутреннему субъективному «Я». А если этого нет, нет и интереса к чтению, нет мотивации, идущей изнутри («хочу»), она всецело подчиняется мотивации, идущей извне («велели»).  Положительное  отношение к чтению, начинается с той минуты, когда  ребенок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем, когда откроет личный смысл в читаемом, когда книга  предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного творческого потенциала.

.

По сложности,  по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности программа является интегрированной.   В ней объединяются знания из разных областей: литература, театр, изобразительное искусство, музыка, хореография, технология. Внутри каждого года элементы содержания расположены по спиральной системе, т.е. тематические разделы обучения повторяются из года в год на более высоком качественном уровне, расширяя  и углубляя при этом материал из различных видов искусств.

Данная программа  актуальна, поскольку инсценировка литературных произведений становиться способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения. В процессе занятий приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом,  совместной работы и творчества.

 Сердцевиной  творчества является так называемая «игра в поведение». Дети – актеры от природы. Они  сами сочиняют свои роли, сами драматургически обрабатывают материал жизни. С помощью детского «как будто бы» дети прощаются со своими комплексами и неуверенностью, приобретают навыки жизненного общения.

Чтобы обучение привело к результату, оно должно задействовать не только ум, но и вовлекать в значимый опыт всю личность. Именно занятия литературно-сценической деятельностью и дают ребенку тот самый значимый жизненный опыт. Дети не только знакомятся с интересными сказками и фольклорными формами, они учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идей, свои представления в сценарий, оформление спектакля. Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности. Важно, что в кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером.

 Театральная игра для детей должна стать и удовольствием, и развлечением, а на самом деле – инструментом пробуждения в ребенке интереса к чтению, обогащения  словарного запаса, приобщения к народным традициям,  развития культуры речи, решения конфликтов, способствующим взаимопониманию и самораскрытию.

         Использование на занятиях кружка  современных средств обучения (СD,  DVD – записи, компьютерные презентации  ) позволяет детям еще глубже проникнуть в мир художественных произведений, помогает создать творческую атмосферу в классе,   повышает эмоциональный настрой детей.

       Работа со звукозаписью развивает творческие способности учащихся.  Со сказочной легкостью она не только переносит  в сказочную страну, где можно встретиться  с любимыми сказочными героями и их помощниками, но и раскрыть  сказочные секреты. Таким образом, жанровая форма радиопередачи облегчает восприятие материала на слух, помогает вызвать интерес к  художественным произведениям, показывает, как должна рассказываться сказка.

    Проецирование слайдов обеспечивает крупноформатное, четкое, красочное изображение, что облегчает восприятие, дает более яркое и емкое представление о героях художественной литературы.  Светящийся экран концентрирует внимание учащихся на изображении, поскольку ограничивает поле наблюдения и тем самым помогает управлять этим наблюдением, руководить движением мысли учащихся, стимулировать их познавательную деятельность.

      Благодаря использованию на занятиях  современных средств обучения школьники воспринимают мир художественной литературы во всем многообразии звуков, во всем блеске красок. Перед ними оживает чудесный мир, заполненный светом, солнечным сиянием, лесным шумом, посвистыванием ветра, ослепительным блеском молнии.

При планировании работы кружка учитываются основные цели:

  • развитие мотивации обучения и познавательного интереса учащихся;
  • совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры,
  • обучение орфоэпическим нормам современной русской речи, эффективному общению и речевой выразительности.
  • развитие интеллектуально-творческого потенциала младших школьников, наблюдательности, воображения, эмоциональной отзывчивости;
  • активное включение  детей в совместную творческую деятельность.

 Целеполагание определило задачи кружковой деятельности:

  • Расширять представления детей об окружающей действительности.
  • Вырабатывать практические навыки выразительного чтения произведений разного жанра.
  • Помогать учащимся преодолевать психологическую и речевую «зажатость».

  • Активизировать и уточнять словарь детей. Расширять словарный запас. Совершенствовать умение использовать слова точно по смыслу.
  • Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность используя игровые, песенные, танцевальные импровизации.
  • Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать над интонационной выразительностью речи.
  • Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.     Воспитывать культуру речевого общения. Поддерживать инициативу детей в пересказывании содержания литературного текста, сохраняя выразительные средства, характерные для данного произведения.
  • Формировать умение составлять небольшие рассказы, сказки из личного    опыта.
  • Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.
  • Воспитывать гуманные чувства. Формировать представления о честности, справедливости, доброте. Воспитывать отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Развивать способность анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы. Формировать взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи.
  • Воспитывать зрительскую культуру и культуру поведения в театре.

 

        Реализация программы проводится в соответствии  в основными педагогическими принципами: от простого к сложному, от известного к неизвестному, систематизации и последовательности, сознательности и активности, доступности, прочности, наглядности. А так же:

Принцип гумманизации.

Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип опоры.

Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

           Принцип обратной связи.

Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности.

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным.  Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценили, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Реализации этих технологий помогают следующие организационные формы: теоретические и практические  занятия (групповые, индивидуальные и сводные), а также показательные выступления на всевозможных праздниках и конкурсах.

          На теоретических занятиях даются основные знания,  раскрываются теоретические обоснования изучаемых тем.

         На практических занятиях даются основы культуры речи и движений, актерского мастерства, проводятся игровые и обучающие тренинги, подготовка к выступлениям, изготовление необходимых костюмов и декораций.

Формы организации учебного занятия:

  • концерт;
  • экскурсия;
  • творческий отчет;
  • беседа – диалог;
  • урок-путешествие;
  • заочная экскурсия;
  • творческая мастерская;
  • урок-игра;
  • интернет – викторина;
  • мастер – класс;
  • речевой тренинг;
  • видеопросмотр

Программа предусматривает формы работы с родителями:

  • совместные праздники, творческие конкурсы;
  • родительские собрания;
  • консультации;
  • беседы;
  • открытые занятия.

  1. Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

  • репродуктивный (воспроизводящий);
  • иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала;
  • проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
  • эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагается способы ее решения);

 и воспитания:

  • убеждения,
  • упражнения,
  • личный пример;
  • поощрения.

Все методы обучения реализуются различными средствами: 

предметными – для полноты восприятия учебная работа проводиться с использованием наглядных пособий и технических средств;

  1. практическими – тренинг, проблемная ситуация, игра, творческое задание,

интеллектуальными: логика,  воображение, интуиция, мыщечная память, внимание;

эмоциональными: переживание, представление, интерес.

        Рациональное применение этих форм, методов и средств обучения обеспечивает эффективность реализации дополнительной образовательной программы.

Основные направления работы с детьми

Работа с текстом включает в себя знакомство со сказкой,  фольклорными формами. Дети учатся слушать, говорить, сочинять. На основе анализа различных произведений по стилю, по жанру, по типу учащиеся выявляют их особенности, признаки, что помогает им в дальнейшем создавать свои произведения.

Задачи:

  • учить анализировать  содержание прочитанного;
  • учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом;
  • развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.);
  • пополнять словарный запас, образный строй речи.

Культура и техника речи. 

С помощью игр, тренингов и упражнений перед учащимися в доступной форме раскрываются основные функции речи.

 Задачи:

  • развивать правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи;
  • развивать связную образную речь, творческую фантазию;
  •  учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы;
  • произносить скороговорки и стихи; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;

Театральная игра – в игровой форме, через инсценировку произведений способствует приобщению  детей к литературному творчеству.

         

Задачи:

  • развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес  к прочитанному;
  • упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию;
  • учить запоминать слова героев спектаклей;
  • учить строить диалог с партнером на заданную тему;

Содержание  программы:

1. Знакомство со сказками. 

   На занятиях используются народные и авторские сказки, это могут быть и сказки о животных, о людях и т. д.  Сказка помогает превратить замкнутый мир ребёнка в разнообразный окружающий мир, поднять ребёнка до понимания связей и отношений между человеком и природой, человеком и человеком, подготовить его к драматическим сторонам бытия.

Работа строится ступенчато:  

  •     После прочтения рекомендуется непринуждённая беседа в связи с прочитанным. Дети сами раскрывают свои мысли и чувства, высказывают своё отношение к героям, к событиям. Главное внимание не столько содержанию, сколько эмоциональной сфере. Учитель должен поощрять самостоятельные ответы и коллективное обсуждение. Дети анализируют поступки героев, стремятся понять их смысл.
  •     Наблюдение за законами построения сказки:  троекратное повторение, зачин, сказочные герои, герои-помощники. Наблюдая за многими сказками, дети без труда придут к  выводу о том, что автор закладывает определённое нравоучение.
  •    Развитие эмоциональной отзывчивости. Достигается путём выразительного чтения. Работа над средствами художественной выразительности.
  •    Разбираются незнакомые слова,  можно предложить составить словарь. При объяснении нового слова не используется подбор синонима, так как это стирает своеобразие значения слова. Приём подстановки синонима приводит к бедности, штампованности высказываний детей, препятствует развитию речи. Объяснение незнакомого слова надо строить на раскрытии своеобразия его значения. Полезно раскрыть не только значение слова, но и сопоставить его со словом, близким по значению. Обращается внимание на речевые обороты, используемые в сказках..
  •      Инсценирование сказок. Эта работа идёт после разбора чувств, поступков главных героев, мотивов этих поступков. В распределении ролей участвуют сами дети. Инсценирование помогает ребёнку эмоционально раскрыться.
  •     Заключительным  этапом  идёт попытка детьми создать свою сказку. Если предварительная работа проведена успешно, дети испытывают потребность в написании. Это главный показатель сопричастности ребёнка, ему это интересно. Перед написанием учитель не проводит специальной подготовки, не прорабатывает содержание сочинения, не проводит словарной и орфографической подготовки. Сочинения пишутся без плана. Специальная подготовка и план ограничивают индивидуальное воплощение содержания в той речевой форме, которая соответствует индивидуальным особенностям ребёнка. После написания дети читают свои сказки, это имеет значение прежде всего для того, чтобы разбудить в детях любование искусством слова, желание писать. Главное – предоставить простор индивидуальности ребёнка.

2  .Знакомство  с  речевыми  произведениями  малых  форм.

  •      Загадки - это важный жанр детской литературы, овладение которым способствует умственному развитию ребёнка. Играя в загадки, ребёнок как бы сдаёт экзамен на знание и сообразительность. Хорошо ли он познакомился с окружающим миром? Знает ли он признаки, качества, свойства предметов и явлений? Знание загадок не только развивает память, но и воспитывает поэтическое чувство, подготавливает ребёнка к восприятию литературы. В процессе знакомства с народными и авторскими загадками дети  делают вывод, что  по части  можно узнать целое, на этом принципе построены загадки.
  • Скороговорки – это весёлая и безобидная игра в быстрое, чёткое повторение труднопроизносимых стишков и фраз.  Большой интерес вызывает у детей самостоятельное составление скороговорок
  • Пословицы и поговорки.  Работа с пословицами и поговорками не только расширяет кругозор детей, знакомит с народным творчеством, но также развивает речь детей, активизирует её. Часто, чтобы раскрыть смысл пословицы, ребёнок подбирает такие слова и обороты, которыми редко пользуется в повседневной жизни. Дети учатся понимать скрытый смысл в пословице, объясняя не только её прямое, но и переносное значение.

Прогнозируемые   результаты

      К  концу  1 года  занятий  ребёнок

ЗНАЕТ:

1.  Алгоритм сочинения сказки.  

2.  Речевые  произведения  малых  форм (загадки, поговорки, пословицы, скороговорки.)   

3.  Правила  поведения  в  театре.

УМЕЕТ:

1.   Анализировать  содержание литературного произведения.

2.  Выражать свое отношение к героям, к событиям.

3.  Использовать слова точно по смыслу

4.  Сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

5.  Понимать скрытый смысл в пословице, объяснять её  значение.

ПРИОБРЕТАЕТ  НАВЫКИ:

1. Выразительного чтения.

2. Использования интонаций, выражающих основные чувства.

3. Образного восприятия окружающего мира

4. Общения с партнером (одноклассниками).

5.  Коллективного творчества.


Планирование работы кружка.

(1 год)

Тема занятия

Кол-во часов

Цель занятия

Форма проведения

1.

« Клуб почемучек»

1

Рассматривание, чтение книжек

Час занимательного чтения

2.

Где живут книги?

1

Знакомство с библиотекарем и библиотекой.

Рассказать о правилах поведения в библиотеке,

порядке выдачи книг.

Экскурсия в  библиотеку школы.

3.

Из чего состоит книга?

1

Элементы книги: корешок, страницы, переплет, оглавление.

Урок - исследование

4.

 «Что за чудо эти сказки!»

1

Вспомнить сказки «Репка», «Курочка Ряба,» «Колобок»:

- прослушивание сказки;

-коллективное обсуждение;

-анализ поступков героев.

Интернет - викторина

5.

«Поляна сказок»

1

Чтение сказок учителем,

лепка героев из пластилина.

Сказочная  мастерская

6.

Законы построения сказок

1

Выявить основные законы построения сказок

Беседа - диалог

7.

 «Лучший рассказчик »

1

Развивать умение пересказывать содержание сказки, применяя речевые обороты, используемые в сказках.

Литературный конкурс

8.

Играем сказку.

Инсценирование сказки «Репка»

1

Учить запоминать слова героев;

учить строить диалог с партнером на заданную тему

Тренинг

1

Раскрывать творческие возможности детей

Ролевая  игра

9.

Сочиняем сказку

(по началу сказки придумать её концовку)

1

Развивать фантазию и  воображение,

раскрывать творческие возможности детей.

Мастер - класс

Я рисую сказку.

1

Изготовление книжки-малышки со сказками, которые придумают

дети.

Час  творчества

10.

Страна загадок

1

Учить отгадывать загадки.

Беседа с элементами игры

11.

Конкурс загадок.

1

Продолжить работу над формированием умения отгадывать загадки.

Интернет  - урок

12.

 Придумываем свои загадки.

1

Расширять творческие возможности детей, обогащать их жизненный опыт;

Творческая мастерская

13.

Коллективная

поездка в театр.

2

Воспитывать зрительскую культуру и культуру поведения в театре.

 

Экскурсия

14.

Малые фольклорные жанры: народные песенки, потешки.

1

Познакомить с традициями, обрядами русского народа: Рождество Христово, Масленица.

Видеопросмотр

15.

Мы танцуем и поём.

1

Заучивание народных песен. Побуждение  детей импровизировать простейшие танцевальные движения.

Хоровод

16.

Народная мудрость- пословица.

1

Знакомить детей с народным творчеством, расширять их кругозор .

Устный журнал

17.

Так ли всё просто? (смысловой разбор пословиц и поговорок).

1

Формировать умение понимать скрытый смысл в пословице, объясняя не только её прямое, но и переносное значение. Работать над развитием речи.

Беседа - практикум

18.

Малые фольклорные жанры: веселые скороговорки, забавные считалки.

2

Разучивание скороговорок и считалок, игры по желанию детей.

Игра

19.

Из чего «сделана» скороговорка?

1

Развивать и активизировать речь.

Урок - исследование

20.

Очень быстро говорим!

1

Формировать произношение, артикуляцию, быстроту и четкость проговаривания слов и фраз.

Тренинг

21.

Инсценирование музыкальной сказки

«Теремок на новый лад»

1

Вспомнить и обсудить сценарий   сказки, распределить роли.

Беседа - диалог

1

Разучивать с детьми текст сказки. Работать над дикцией. Совершенствовать внимание, воображение, память, общение детей.

Речевой тренинг

1

Совершенствовать память, внимание, воображение  детей. Работать над техникой речи

Тренинг

1

Изучать приемы импровизации с помощью музыки. Продолжать репетиции вступления. Развивать память, воображение, общение детей.

Мастер - класс

1

Развивать внимание, согласованность действий, работать над выразительностью речи.

Речевой тренинг

2

Работа над изготовлением декораций и костюмов.

Творческая мастерская

22.

Премьера театрализованного представления

«Теремок на новый лад» с приглашением родителей.

1

Раскрывать творческие возможности детей, предоставить возможность для их реализации .

Театрализованная

премьера

23.

«Фабрика  звёзд»

1

Развивать фантазию, воображение,  наблюдательность,  используя игровые, песенные, танцевальные импровизации.

Творческий  отчёт

Итого:    33 часа


ЛИТЕРАТУРА.

  1. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». – М.: Просвещение, 2004.
  2. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2007.  
  3. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная пресса.. – 2000. .
  4. . Побединская Л.А. «Жили-были сказки» - М.: Сфера, 2001
  5. Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских театров”),  2008.
  6. Танникова  Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников ( обучение сочинению сказок). – М. : ТЦ Сфера, 2008.
  7. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

12. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших   школьников. – СПб.: Речь, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

Рабочая программа дополнительного образования учащихся «Музыкально – театрального кружок»

В общепедагогическом плане программа ориентирована на удовлетворение общественной потребности в художественном образовании в системе учреждений общего образования с массовым контингентом обучающихся, ...

Программа дополнительного образования православно-театрального кружка «Истоки». Возраст учащихся 6,5-10лет. Период реализации 4 года.

Программа  ориентирована  на  работу  духовно-нравственной  направленности и православную тематику постановок и театрализованных  представлений. Тематическое планирование...

образовательная программа дополнительного образования школьного театрального кружка.

Образовательная программа дополнительного образования школьного театрального кружка....

Программа дополнительного образования. Объединение: театральная студия «Тик-так»

      Театр является предметом дополнительного образования и ставит те же цели, что и  многие предметы художественного цикла.       Театр &nda...

Адаптированная программа дополнительного образования театральной деятельности «Маски»

Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество.Особое место в художественном творчестве занимает театр...