Чему учить будущего первоклассника.
статья по теме

Романовская Наталия Владимировна

Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании на тему:

«Чему учить будущего первоклассника»

Оценка подготовленности ребенка к школе, прежде всего по уровню его интеллектуального развития – наиболее распространенная ошибка и учителей, и родителей. Многие считают, что необходимое условие подготовленности – максимально больший объем знаний, который должен иметь дошкольник. Старания родителей при этом не знают меры, а психолого-физиологические возможности детей в расчет не принимаются. Папы и мамы, не научив ребенка элементарным навыкам самообслуживания, загружают его всевозможными сведениями, не учитывая возрастные особенности. Такие дети приходят в школу читающими, считающими, но через полгода их обгоняют те, кто не умел ни читать, ни считать. Часто они не могут слушать учителя, если он не обращается непосредственно к ним, не подкрепляет их работу поощрениями, к чему они привыкли, занимаясь дома с мамой или бабушкой.

В условиях работы в классе, (при наполняемости 25-30 человек), к сожалению возможности, для индивидуальной работы с такими детьми минимальны, и они быстро теряют интерес к учебе, а так как сами сосредоточиться и активно работать не могут, то начинают отставать, и примерно с середины учебного года учиться им становится все труднее и труднее. А родители не могут понять, в чем дело.

Важной чертой общей подготовленности к школе являются не просто разрозненные знания, представления о предметах, их свойствах, но и умение увидеть связи, закономерности.

Учителя предпочитают получить ребенка, которого специально не учили ни писать, ни читать. Почему? Потому что процесс чтения и письма имеет очень сложную психофизиологическую особенность. Этот процесс может успешно осуществлять только грамотный специалист, т.е. учитель, владеющий методикой обучения грамоте. Ребенка неправильно подготовленного в домашних условиях, учителю придется не только учить, но и переучивать. Так что же, все пустить на самотек и не заниматься с ребенком? Нет, обязательно заниматься и создавать условия, предпосылки для успешного обучения чтению и письму. Важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, не учить писать, а создавать условия для развития мелкой мускулатуры, руки и пальцев.

Многие дети с трудом осваивают технику письма, не могут работать с кистью и красками. А все потому, что у них плохо развита мелкая мускулатура пальцев рук. Целесообразно задолго до школы начинать заниматься с детьми пальчиковой гимнастикой, пальчиковыми играми (с мячом, пластилином, счетными палочками, мозаикой).

Как правило, психолого-физиологическая готовность к школе возникает естественным путем при нормальном развитии дошкольника; имеется в виду, что малыш много играет сам, со сверстниками и взрослыми как в сюжетно-ролевые игры, так и в игры по правилам. Он рисует, лепит, раскрашивает картинки, занимается с разнообразными конструкторами, пытается играть на инструментах (бубне, дудке, барабане) и, конечно же, слушает сказки и рассказы. Чтение взрослых детям должно быть неотъемлемой частью каждого дня ребенка. Вырастая в такой атмосфере, ребенок к 6 годам, а порой и раньше, сам стремиться научиться читать, считать, и в этом на первых порах ему вполне могут помочь, не нарушая методики, окружающие его близкие взрослые. И все это происходит естественно, без лишнего напряжения в виде специальных уроков.

Вопрос о готовности ребенка к школе следует рассмотреть и с точки дефектолога-логопеда. Дети с нередко выраженными отклонениями в развитии в дошкольном возрасте обычно не выделяются (или мало выделяются) среди своих сверстников и поэтому не вызывают особой тревоги у родителей. Однако с началом школьного обучения часто обнаруживается полная несостоятельность этих детей. Они с трудом овладевают грамотой, пишут со специфическими ошибками, не успевают за темпом работы класса.

Для того чтобы ребенок смог научиться различать сходные по своему внешнему виду буквы, у него к началу школьного обучения должны быть достаточно хорошо сформированы зрительно-пространственные представления. А это значит, что ему должно быть доступно следующее:

1) ребенок должен уметь различать предметы и геометрические фигуры по их форме (овальный, круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный и т.п.);

2) он должен уметь различать фигуры по величине (большой, маленький, средний) и владеть такими понятиями, как больше-меньше, длинный–короткий, высокий–низкий, толстый–тонкий, широкий–узкий;

3) ребенок должен уметь определять расположение предметов и фигур в пространстве по отношению друг к другу, т.е. понимать пространственные отношения между ними: высоко–низко, вверху–внизу, выше–ниже, далеко–близко, слева–справа, впереди–сзади.

С логопедической точки зрения под полноценной устной речью, которая может служить надежной базой для овладения письмом, понимается правильное произношение всех звуков речи (прежде всего не должно быть замен одних звуков другими). Правильное произношение всех звуков речи важно потому, что на первых этапах обучения письму очень широко используется синхронное (одновременное с написанием) проговаривание ребенком каждого записываемого слова. Это позволяет уточнить его звуковой состав. Полное исключение проговаривания затрудняет звуковой анализ и синтез слов, что приводит к резкому увеличению количества ошибок у детей (пропуски букв, вставки лишних букв и т.п.). Неправильное же проговаривание, связанное с заменой одних звуков речи другими (типа [САЛФ] вместо [ШАРФ] или [ГОЛКА] вместо [ГОРКА]), дает тот же самый, если еще не худший, результат – в письме ребенка появляются однотипные и трудно устранимые буквенные замены.

Для успешного овладения письменной речью ребенок должен располагать целым рядом необходимых предпосылок, сформированных у него еще в дошкольном возрасте. К их числу относятся следующие:

1) Развитая слуховая память.

2) Достаточный уровень сформированной зрительно-простран - ственных представлений.

3) Хорошее вязание устной речью (звука-произношением, словарным запасом, связной речью).

4) Развитая тонкая ручная моторика. Сама возможность овладения этими предпосылками письменной речи предполагает также наличие у ребенка устойчивого внимания, памяти, мыслительных способностей.

Развитие детей может носить целостный, последовательный характер только тогда, когда проблемы дошкольного и школьного образования решаются не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи. Именно тогда становится возможным осуществление единой линии общего развития ребенка в детском саду и начальной школе. Необходимо, чтобы введение ребенка в школьную жизнь стало общей задачей и разделением ответственности не только педагогов детского сада и школьных учителей, но и родителей.

Библиография:

  1. Айзман Р.И., Великанова Л.К., Жарова Г.Н. Оценка степени готовности детей к обучению в школе. – Новосибирск, 1987.
  2. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу – с игрой! – Москва, 1991.
  3. Гильбух Ю.З. Психолого-педагогические основы индивидуального подхода к слабо подготовленным ученикам. – Киев, 1985.
  4. Жабицкая Л.Г. Психодиагностика для учителя. – Кишинев, Лумина, 1990.
  5. Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности. – Москва, 2001.
  6. Матвеева Л., Выбойщик И., Мякушкин Д. Практическая психология для родителей, или что я могу узнать о своем ребенке. – М.: АСТ – ПРЕСС, Южно-Уральское кн. изд-во, 1997.
  7. Немов Р.Ф. Психология. Учебник для ВУЗов. – М., 2001.
  8. Овчарова Р. Семейная академия: вопросы и ответы. – М., 1991.
  9. Семановский А.Э. Развитие творческого мышления у детей. – Ярославль, 1997.
  10. Тарабарина Т.И. 50 игр на логику. – Ярославль, 1999.
  11. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники (6–10 лет – М., 2000).
  12. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день. Логика для младших школьников. – Ярославль, 2000.

 



Предварительный просмотр:



УМК «Предшкола нового поколения»

Часто дети, которые приходят в 1 класс, находятся на разных ступенях развития. 

  Поэтому для меня был очень актуален вопрос подготовки детей к школе. Ведь главная цель предшкольной подготовки, как ее определил  А.Фурсенко, министр образования и науки РФ, «выравнивание стартовых возможностей будущих школьников».

     Чтобы успешно подготовить воспитанников к школе (а это надо сделать за короткий промежуток времени), необходимо отобрать наиболее действенные методы и приемы обучения.

     И когда я познакомилась с УМК «Предшкола нового поколения», мне показалось, что это как раз то, что нужно:

 - УМК ориентирован на подготовку каждого ребенка к школе физически, психологически, социально и интеллектуально.

 - УМК обеспечивает целостность педагогического процесса посредством взаимосвязи целей и задач образования, воспитания и развития.

 - УМК включает в себя взаимосвязанные интегрированные области знаний: развитие речи (начальное представление о языке, литература, изобразительное искусство, музыка, математика, социальные отношения), окружающий мир и математика (предметный и природный окружающий мир и его изучение, ОБЖ), мир художественной культуры (изобразительное и прикладное искусство, музыка, театрализованная деятельность), основы физической культуры (спортивные занятия и игры, представления о собственном теле и уходе за ним).

 - средствами всех пособий комплекта создается единая художественная и коммуникативно-игровая среда, которая разворачивается вокруг событий дидактической волшебной сказки.

 - благодаря интриге, сохраняется интерес детей к занятиям.

 - УМК разработан так, что на его основе можно выстраивать и индивидуальные программы коррекционно-развивающей работы с детьми, распределять  нагрузку в зависимости от темпа усвоения материала детьми (Например: на 1 занятии взять материал 1-2 занятий, а можно и только часть). Обязательная часть программы может быть освоена в течение 1-2х лет или в течение 2-х месяцев.

 - УМК создает все условия для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности ребенка и взрослого, строится на адекватных возрасту формах работы (коллективных, подгрупповых, индивидуальных); предусматривает разные виды деятельности ребенка (игры. рисование, конструирование, экспериментирование и др.)

 - Еще один из самых больших плюсов – это то, что педагогу практически не надо готовиться к занятиям: не нужно разрабатывать конспекты занятий, составлять планы, готовить демонстрационные материалы – всё есть! Нужно только взять книгу и тетрадь и внимательно прочитать. В Программе дано примерное распределение часов по образовательным областям для разных режимов работы

 - Все пособия, входящие в УМК, соответствуют современным требованиям: стандартам, Санпинам (имеют сертификат), личностно-ориентированы (т.е. позволяют учиться любому ребенку с разными возможностями) – это тоже для нас очень важно. Главный «минус» УМК – это его цена. Поэтому я купила учебники и тетради сама, а родители купили тетради.

 - С родителями были проведены ряд консультаций: «Предшкола нового поколения»,  «О новых федеральных требованиях к дошкольному образованию»,  «Психолого-педагогическое сопровождение образования детей в предшкольный период».  

Нужно отметить, что данный УМК способствует формированию у детей стойкого интереса к учебным занятиям,  учебно-познавательной  мотивации, произвольного поведения, самооценки, развитию любознательности и умственной активности, направленного внимания, навыков общения со сверстниками и взрослыми, учит думать и рассуждать, иметь свою точку зрения по каждому вопросу. Содержательный компонент УМК понятен и близок детям дошкольного возраста, поэтому они с желанием идут на занятия.

     Конечно, были и трудности. Главная – непросто перестроить свой взгляд на обучение, поменять позицию педагога с «Я УЧУ» на «Я СОПРОВОЖДАЮ И НАПРАВЛЯЮ», непросто научиться принимать иную, отличную от своей точку зрения и уважать ее, особенно если она принадлежит ребенку; непросто научиться доверять ребенку, верить в его возможности и предоставлять право на ошибки, ведь мы всегда стараемся его опекать, уберегать от трудностей; непросто научиться готовиться к занятию за несколько минут, не загружая себя работой,  ничего не рисуя и не мастеря. В целом работать по УМК учителям нравится, результаты их работы ощутимы и заметны всем. Поэтому в нашей школе и в этом учебном году будущие первоклассники занимаются по УМК «Предшкола нового поколения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нам есть чему учить, нам есть чему учиться

Эссэ учителя о  системе развивающего обучения Л.В.Занкова в условиях введения ФГОС...

Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"

В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...

Праздник для будущих первоклассников "Чему учат в школе"

Цель: - познакомить родителей и будущих первоклассников с предметами, которые изучаются в нашей школе, с вн. работой. Действующие лица:1....

Материал с собрания с родителями будущих первоклассников. Советы родителям будущих первоклассников.

Материал выступления на родительском собрании по готовности ребенка к школе, в котором хотелось отобразить некоторые аспекты формирования у ребенка желания учиться....

Куда пойти учиться? (Беседа с родителями будущих первоклассников)

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИТЕМА: Куда  пойти  учиться? Беседа с родителями будущих первоклассников...

Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника"

Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника...