ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ
статья по теме

Говорова Юлия Николаевна

Статья на тему: "Использование краеведческого материала при обучении младших школьников решению нестандартных задач". В настоящее время в обществе отмечается возрастающий интерес к изу­чению народных традиций, истории, культуры, природы своего родного края. Данная потребность реализуется через национально-региональный компонент государственною образовательного стандарта. Возможны раз­личные способы введения данного компонента в образовательный процесс начальной школы: через вариативные курсы, через включение регионально­го компонента в содержание дисциплин и другие. Но существует ряд предметов, в содержании которых региональный компонент пока не определен. В част­ности, ни документально, ни на уровне практико-ориентированных исследо­ваний в достаточной мере не представлены возможности введения регио­нального материала в содержание начального математического образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_koltykova_e.a.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ

Е.А. Колтыкова,

учитель начальных классов

 МОУ «СОШ №1» города Валуйки

В настоящее время в обществе отмечается возрастающий интерес к изучению народных традиций, истории, культуры, природы своего родного края. Данная потребность реализуется через национально-региональный компонент государственною образовательного стандарта. Возможны различные способы введения данного компонента в образовательный процесс начальной школы: через вариативные курсы, через включение регионального компонента в содержание дисциплин и другие. Но существует ряд предметов, в содержании которых региональный компонент пока не определен. В частности, ни документально, ни на уровне практико-ориентированных исследований в достаточной мере не представлены возможности введения регионального материала в содержание начального математического образования.

Нам представляется, что одним из вариантов реализации национально- регионального компонента в содержании образования начальной школы в образовательной области «Математика» может быть использование регионального материала при составлении текстов задач. На наш взгляд, использование местных материалов в фабулах задач дает возможность показать взаимосвязь различных явлений в общественной жизни родного края, в его природе, в историческом прошлом и в современности. В задачах нужно использовать тот материал, который доступен учащимся, типичен для родного края, отражает современный уровень развития общества или соответствует исторической действительности. Источниками получения необходимых данных для составления задач могут служить краеведческая литература, экскурсии в различные музеи, по исторически значимым местам, на производства, беседы с представителями различных профессий, материалы местных газет и журналов.

В действующих школьных учебниках реализуется принцип обучения математике через задачи, в ходе решения которых учащиеся усваивают смысл арифметических действий, связь между компонентами и результатами действий, зависимость между величинами и другие вопросы. Общепризнано, что математические задачи являются не только средством введения и закрепления теоретических знаний, но и действенным условием развития интеллекта и воспитания эмоций учащихся. Вместе с тем приходится признать, что в начальной школе рассматриваются в основном типовые текстовые задачи, нестандартным задачам в курсе математики начальной школы уделяется недостаточно внимания. Нестандартные - это задачи, для которых не имеется общих правил и положений, определяющих точный алгоритм их решения. Поэтому решение задач такого вида становится открытием, эвристическим достижением для школьника.

Особенностями нестандартных задач является то, что для их решения не требуется большого запаса математических знаний, они носят занимательный характер, активизируют познавательный интерес, развивают логическое мышление.

Интересны логические задачи, в которых нужно найти цепочку логических рассуждений, позволяющих в итоге с помощью простых арифметических вычислений дать ответ на вопрос задачи (например: «В 1911 году в городе Валуйки в здании бывшей гимназии открылись первые учительские курсы. Через 26 лет распахнуло двери для учителей медицинское училище. А еще через 30 лет в педагогическом училище открылось музыкальное отделение. Сколько лет у выпускников есть возможность выбрать самые гуманные профессии?»).

Часто обращаемся к задачам, теоретической основой которых являются логические рассуждения («о переправах»), например: «Части города Валуйки – Зацеп и Стрелецкая улица расположены на берегах реки Валуй. Двум жителям этого города нужно перебраться на противоположный берег. У берега стояла лодка. Она вмещала только одного человека. И тем не менее, жители смогли переправиться в этой лодке через реку и продолжить свой путь. Как это могло произойти?»

Задачи, включающие в себя понятие «высказывание истинное или ложное» и «отрицание высказывания», по силам лишь очень сообразительным детям: «Ходит сказ, что в подземелье пещерного храма Игнатия Богоносца было три особых комнаты. В одной из них находилась комната для молитвы, в другой – для написания книг, а в третьей эти книги хранили. Во время восстановления невнимательные строители перепутали таблички с надписями. На первой двери написано: «Комната для молитв», на второй двери: «За третьей дверью не хранятся книги», на третьей двери написано: «Здесь пишут книги». Что находится за каждой дверью?»

        Задачи на логическую догадку без осуществления арифметических действий составляются даже самими детьми. Например: «Водитель с Валуйского молочного завода развозил продукцию по разным городам. Выехав из своего города, он проехал на восток 20 км до поселка Волоконовка. Далее он проделал путь в два раза длиннее и попал в город Старый Оскол. Из Старого Оскола он направился в город Губкин, проехав на запад половину расстояния от Старого Оскола до Губкина. Затем он свернул на север и проехал расстояние в 40 км до следующего города. На каком расстоянии от города Валуйки оказался водитель?»).

Развивающий эффект достигается путем решения комбинаторных задач. Это задачи, для решения которых надо уметь осуществлять подсчет всех возможных, или ограниченных какими-либо условиями, вариантов. Например: «Детский парк в 1983 году ко дню города установил аттракционы, среди которых был детский автодром. В каждую машинку могут сесть только 3 человека – один водитель и два пассажира. Желающих покататься оказалось 7 человек. Сколько вариантов экипажа можно составить из юных посетителей?»

 Оговоримся, что к нестандартным задачам их можно отнести условно, только применительно к начальной школе. Решение таких задач несет в себе большие развивающие возможности: на их основе совершенствуются приемы умственной деятельности, формируется важная способность комбинировать.

На основе содержания таких и подобных задач составлены презентации с изображениями исторических мест, о которых говорится в тексте. Данный продукт может применяться на уроке как для фронтальной, так и индивидуальной работы с учащимися. Дети узнают историю своего города, улиц, зданий, предприятий и учебных заведений. Выполнение домашних заданий с решением нестандартных задач, составленных самими детьми и потом представленных в классе, повышает познавательный интерес, ответственность, способствует выработке умения работы с текстом, историческим материалом, повышает уровень мотивации не только к предмету, но и к истории своего края, а, значит, и к своей малой родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение младших школьников решению творческих задач

В данной статье рассматривается вопрос как обучить младших школьников решению творческох задач с использованием проектной деятельности...

Обучение младших школьников решению текстовых задач

Как научить детей овладеть умением решать текстовые задачи...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ

В настоящее время в обществе отмечается возрастающий интерес к изу­чению народных традиций, истории, культуры, природы своего родного края. Данная потребность реализуется через национально-региональны...

Доклад по теме: Методические подходы к обучению младших школьников решению текстовых задач.

В докладе рассматриваются возможные виды работ с текстовыми задачами и  анализируются некоторые затруднения, возникающие при решении текстовых задач....

Доклад по самообразованию на тему "Схематическое моделирование как способ обучения младших школьников решению текстовых задач".

Автор: Пономаренко Л.Н. Описание: данный материал предназначен для учителей начальных классов....

Обучение младших школьников решению открытых задач.

Методическая разработка на тему "Обучение младших школьников решению открытых задач"....

Доклад на тему:"Теория и практика обучения младших школьников решению математических задач"

Доклад на тему:"Теория и практика обучения младших школьников решению математических задач"Решение задач- это особое направление в обучении математике.В четвёртом классе знакомимся с величинами:V-скор...