Личностно - ориентированное обучение младших школьников.
статья по теме

Романовская Наталия Владимировна

Выступление на педсовете.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете.

Личностно – ориентированное обучение младших школьников.

-«Я хочу идти в школу, потому что там интересно учиться»

                                                             

 -«Я люблю учиться, потому что мне всегда помогают, поправляют и потом я получаю хорошую отметку».

                                                                       

-«Не хочу уходить из школы, она для меня самая лучшая».

                                                                       

-«Когда я прихожу в школу, даже если я не выспался, то я всегда улыбаюсь, и у меня поднимается настроение».

-«Пока, завтра приду, обязательно!!!

Это цитаты из высказываний моих учеников. Думаю, что я правильно иду по намеченному пути, школа стала родной для моих детей. Они с желанием идут в школу, их здесь ждут.

Моя задача состоит в изменении условий обучения так, чтобы большинство учащихся училось на уровне своих возможностей и были успешными, чтобы в процессе учёбы их интеллектуальное, нравственное, психологическое, физическое здоровье укреплялось.

Для себя я поставила главную задачу – создание условий для полноценного проживания ребёнком детства, поскольку тенденция к ускоренному прохождению начального этапа школьного образования ведёт к ряду трудновосполнимых  потерь в психическом и личностном развитии человека. Условиями полноценного проживания ребёнком детства являются организация культурной среды, обеспечивающей разностороннее развитие личности младшего школьника, и оказание ему помощи в нахождении своего места в культуре (выборе ценностей, среды и способов культурной самореализации в ней).

Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для развития творческого потенциала личности.  Для данного периода характерны:

- активность протекания всех процессов;

-слабое выражение рефлексии и критичности, рост поля реального самовыражения за счёт расширения круга общения, вхождение ребёнка в новые социальные группы, развитие мотивации, самосознания;

- потребность в  оценке взрослого человека;

- потребность в игровой деятельности;

- свобода воображения и фантазии, эмоциональная подвижность и чувствительность;

- стремление к новым впечатлениям и др.

Личностно-ориентированное обучение – это обеспечение права каждого школьника на индивидуальное развитие, которое не противоречит его психическому статусу (возможностям, склонностям, интересам). Развитие в данном случае рассматривается как «результат обучения, не совпадающий с его содержанием» (Л. С. Выготский). Это означает, что существенным итогом пребывания ребёнка в школе должна быть сформированность тех психических новообразований,   качеств его личности, которые необходимы школьнику для успешного обучения сегодня и завтра.

В рамках личностно ориентированного обучения стремлюсь к признанию индивидуальности каждого моего ученика, самобытности каждого ученика, стремлюсь к развитию его не как  «коллективного субъекта», но, прежде всего, как индивида, наделённого своим неповторимым субъективным опытом.

 

Применяю разнообразные приёмы организации познавательной деятельности на уроках, включаю школьника в решение проблемных задач, поисковую деятельность, приучаю к наблюдению, интерпретации и обобщению материала. В этом случае  обеспечивается разноуровневость и вариативность в решении учебных задач. Рассматриваю практическую деятельность достаточно широко – как  установку на связь с жизнью. Система заданий, которые отбираю для урока, направляет школьника на использование полученных знаний, их осмысление, возможность применения для оценки жизненных ситуаций, наблюдаемых природных и социальных явлений в системе знаний о мире, усваиваемых понятийных знаний.

Уделяя в своей работе  большое внимание личностно-ориентированному подходу, сначала думала о том, что я должна сформировать в ученике какие-то качества. Но, изучив теоретический материал по теме, поняла, что должна помочь ребёнку в развитии их индивидуальных качеств, способностей, возможностей, заложенных в нём изначально.

Считаю, что я должна помочь ребёнку в выстраивании собственной личности, определении позиции в жизни: открыть рефлексивный мир собственного «Я»  и научиться управлять им. Ученик должен свободно  саморазвиваться, а не только овладеть определённой системой знаний.

Обозначенные психолого-педагогические принципы, которые я применяю в обучении, находятся в тесном взаимодействии, взаимодополняют и корректируют друг друга, а следовательно, образуют целостную, гуманистически ориентированную систему, цель которой – формирование творческой личности школьника через реализацию личностно ориентированного обучения.

Конечно, не каждый мой урок от начала до конца является личностно ориентированным, но элементы личностно ориентированной направленности всегда налицо. Личностно ориентированная ситуация присутствует не только на каждом моём уроке русского языка, литературы, математики, но и на внеклассных мероприятиях, классных часах,

Уверена, что именно за личностно ориентированным уроком будущее.

Русский язык

Пока с одними уч-ся идёт работа по запоминанию букв. Иногда дети предлагают самим придумать рисунок к букве, и это они с удовольствием делают.

На минутке использую цепочки элементы букв разного уровня сложности, дети сами выбирают себе одну из цепочек и продолжают её. И всегда найдётся ученик, спросивший : «А можно свою придумать?» или : «А можно просто написать палочки?»

Индивидуальные разноуровневые задания для осуществления контроля за усвоением изученного.

Составить рассказ с помощью опорных картинок и озаглавить рассказ.

Ответь на вопросы чтобы получился связный текст.

План.

1.        Какое время года наступило?

2.        Какая погода зимой?

3.        Какие стоят деревья?

4.        Как живут зимой звери и птицы?

5.        Какие любимые игры детей в зимнее время?

6.        Нравится ли тебе зима?

2.        Литературное чтение

В первом классе на уроках обучения грамоте знакомлю учащихся с рифмой, учимся подбирать рифму, играем в различные игры: “Складно – Нескладно”, “Отгадка в рифму”, “Подскажи рифму”.

“От порога до порога нас ведет с тобой … (дорога)”, “Ша – ша – ша – мама моет … (малыша)”. Подбирается слово в рифму, подходящее по смыслу, выделяется изучаемый звук.

Задания такого вида развивают наблюдательность, формируют умение сравнивать.

Задания на выбор картинок, подходящих по смыслу:

Например: “Хороша у Тани строчка,

А в конце большая … (бочка, точка, почка)”.

“Прыгал птенчик по дорожке,

И клевал большие … (мошки, крошки)”.

В младших классах игра, как известно, занимает одно из важнейших мест в сознании и деятельности детей. При организации и проведении игр на уроке следует иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени.

Активное внедрение  в учебный процесс разнообразных развивающих игр считаю важнейшей своей задачей. Для развития интеллектуальных способностей, развития логического мышления, внимания и памяти использую в своей работе следующие игры:

    Игры на комбинирование: игры со спичками, логические задачи, головоломки и др. – предусматривают умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов.

    Игры на планирование: лабиринты, головоломки, магические квадраты, игры со спичками и прищепками – направлены на формирование умения планировать последовательность действий для достижения какой – либо цели. Способность планирования проявляется в том, что ученики могут определить, какие действия выполняются раньше, а какие позже.

     Игры на формирование умения анализировать: найдите пару, найди лишнее, загадки, продолжи ряд, занимательные таблицы – предусматривают умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов, умение описывать предмет по принципу «из чего состоит, что делает».

Работа с детьми данной возрастной категории имеет целый ряд своих психологических особенностей. На малышей ни в коем случае недопустимо оказывать хоть какое – либо психологическое давление. Так, например, ни в коем случае не стоит заставлять ребенка делать зарядку вместе со всеми, если он хочет просто посидеть. Согласитесь, что зарядка, сделанная ребенком под психологическим давлением учителя, вряд ли зарядит его энергией и позитивом. Или, к примеру, кроха наотрез отказывается рисовать домик или елочку, а хочет лепить из пластилина – вряд ли у него получится хороший рисунок. А вот поделка из пластилина может выйти просто замечательной. Именно в этом и заключается личностно – ориентированное обучение дошкольников – во главу процесса обучения должны ставиться интересы и потребности ребенка.

Ожидаемые результаты:

1.Созданы  условия для полноценного проживания ребенком

 детства за счет применения  современных образовательных технологий, личностно ориентированного обучения.

 

2.  Созданы условия для развития творческих способностей детей, раскрытия их индивидуальности, созданы предпосылки для дальнейшего их развития  в среднем звене.

3.Каждый ребенок ощущает себя личностью с присущими только ему индивидуальными особенностями и способностями, чувствует себя успешным человеком.

4.Сохранено и укрепляется  в процессе учебы  интеллектуальное, нравственное, психологическое , физическое  здоровье  школьников.

Психолого-педагогический портрет моего воспитанника – перед поступлением в 1 класс

Эмоциональный, волевой, интеллектуальный, трудолюбивый, усидчивый, внимательный; с развитой речью, мышлением,  со способностью ощущать и воспринимать признаки, свойства и качества предметов, с умением чувствовать окружающий мир, с первоначально отработанной памятью: зрительной, слуховой и мажорной; внимательный (умеющий слушать и слышать), рефлексивный (умеющий ощущать  себя), умеющий мыслить, обладающий чувством самоконтроля и самостоятельности.

Личностные качества моего воспитанника при поступлении в 1 класс

Развиты учебно-познавательные интересы, мотивация достижения  успеха, социальная мотивация (долг, ответственность); уверенность в себе, чувство полноценности, трудолюбие, усидчивость, дисциплинированность, адаптивность,  самостоятельность, коммуникативность, доброжелательность.

Учащиеся с удовольствием  принимают участие во всех творческих конкурсах, , проводимых в школе и районе. И не просто участвуют, а занимают призовые места.  Таким образом, считаю, что задачи, которые я поставила перед собой в своей работе, я успешно решаю.

ЛИТЕРАТУРА

Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.-Минск, 1990

Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.-М.,1995

Горелик И.Ф. Характерные черты личностно-ориентированного урока. Завуч, 2000, № 6 с. 130-137

Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.,2000.с 94


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированное обучение младших школьников

Необходимость учитывать личные особенности ребенка в процессе обучения поняли давно, по крайней мере, двадцать пять веков назад, еще во времена Конфуция. Это требование по- разному осуществлялос...

Методическая публикация на тему: "Организация урока в процессе личностно-ориентированного обучения младших школьников"

Данная разработка содержит исследование уровня самооценки младших школьников....

разноуровневая дифференциация как условие реализации личностно - ориентированного обучения младших школьников

разноуровневая дифференциация как условие реализации личностно - ориентированного обучения младших школьников...

разноуровневая дифференциация как условие реализации личностно - ориентированного обучения младших школьников

разноуровневая дифференциация как условие реализации личностно - ориентированного обучения младших школьников...

Статья "РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО И ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

В статье рассматриваются педагогические технологии, используемые при реализации стандартов второго поколения в обучении...