Главные вкладки

    Диагностика готовности к школе
    материал на тему

    Федотова Наталья Васильевна

    Методика обследования готовности к школе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obsledovanie_gotovnosti_k_shkole.docx25.55 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОБСЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ

    РЕБЁНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ. 

    Начало учебного года –ответственный момент и для учителя, и для ученика. Но их встреча предваряется важным процессом в жизни будущего первоклассника- педагогическим обследованием его готовности к школе. Причём готовность ребёнка к обучению в школе определяется по трём параметрам: первый- состояние здоровья и уровень физического развития- определяют медики и отражают в медицинской карте,

    второй и третий- интеллектуальная и личностная готовность- определяется в ходе педагогического обследования. При приёме ребёнка в школу обязательно проводятся обследования психологом школы по специальным методикам.

    Однако учителю самому важно иметь представление о степени развития образных представлений, сенсорного развития, развития наблюдательности, памяти, воображения. Не менее важно учителю оценить запас знаний ребёнка по отношению к школе, к сверстникам и взрослым. Наиболее существенным для педагогической диагностики является определение сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой.

      Такими предпосылками являются соответствующий возрасту уровень развития устной речи (состояние слухо-речевой памяти, словарный запас, состояние связной речи); соответствующий возрастной норме уровень общего развития (обученность ребёнка, достаточно развитое нагляднообразное мышление, основы логического мышления) ; достаточная степень развития ряда неречевых функций (состояние зрительного восприятия, состояние пространственного восприятия, состояние моторики и зрительно- моторных координаций)

    КАК ПРОВЕСТИ ДИАГНОСТИКУ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ.  

    Психолого-педагогическая диагностика готовности ребёнка к школе включает в себя два взаимосвязанных этапа.

    Первый этап- групповое обследование

    Второй этап- индивидуальное обследование.

    Оба этапа равнозначно важны. При организации группового обследования необходимо придерживаться определённых правил:

    Число детей в группе не должно превышать 12-15 человек.

    Дети приглашаются в класс одни, без родителей, рассаживаются по одному за стол.

    Необходимо приготовить для каждого ребёнка рабочие листы и наборы цветных карандашей.

    На каждое занятие в среднем отводится около 3 минут. Общая продолжительность группового обследования не должна превышать 30-35 минут.

    Учитель должен создать доброжелательную атмосферу, не указывать на ошибки, почаще подбадривать словами: «Очень хорошо! Молодцы!»

     

    ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ

    ГРУППОВОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ.

    ЗАДАНИЕ 1.

    ЦЕЛЬ: выявить умение передавать форму фигуры, умение рисовать прямолинейные отрезки и углы, оценить твёрдость руки ребёнка.

    ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:

    Посмотрите сюда (на доске показывается рисунок к заданию). Вы видите фигуру. Рассмотрите её на своих рабочих листах. Возьмите карандаш и нарисуйте рядом похожую фигуру.

    (фигура даётся по усмотрению учителей во всех группах одинаковая)

    ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ:

    3 балла- изображена подобная фигура, пропорции в основном сохранены;

    2 балла- изображена подобная фигура, пропорции слегка изменены, но все углы прямые не везде соблюдены параллельности линий

    1 балл- общая форма фигуры схвачена плохо, существенно изменены пропорции

    0 баллов- не схвачена общая форма фигуры.

    ЗАДАНИЕ 2.

    ЦЕЛЬ: определить умения ориентироваться на плоскости, умения пересчитывать клеточки.

    ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:

    Задание будете выполнять на рабочем листе в клеточку. Найдите на своих листах клеточку, закрашенную в чёрный цвет.

    Возьмите красный карандаш, отсчитайте от чёрной клеточки вправо 4 клеточки и пятую закрасьте красным.

    Возьмите синий карандаш. От красной клеточки отступите вниз две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.

    Возьмите зелёный карандаш и клеточку, расположенную слева от синей через одну клетку закрасьте.

    Возьмите жёлтый карандаш. Отсчитайте от зелёной клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте жёлтым.

     

    ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ:

    Если всё выполнено правильно и ровно раскрашено, то общая оценка- 3 балла. За каждые два неверных шага снимается один балл.

    ЗАДАНИЕ 3.

    ЦЕЛЬ: выявить умения  выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания соответственно правильному пониманию текста задачи.

    ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:

    На чистом рабочем листе вы будете выполнять третье задание.

    На полянке играют 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей играют на полянке?

    Нарисуйте столько кружков, сколько детей играют на полянке.

     

    В автобусе ехали 6 человек. Двое вышли из автобуса. Нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в автобусе.

    ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ:

    3 балла- выполнены верно обе задачи

    2 балла- одна задача выполнена верно, сделана попытка решить вторую

    1 балл- выполнена одна задача, нет попыток решить вторую

    0 баллов- есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное.

    ЗАДАНИЕ 4 .

    ЦЕЛЬ: выявить уровень понимания терминов «внутри», «вне».

    ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:

    -Посмотрите на доску (учитель чертит на доске треугольник).

    -Я начертила треугольник. (Отмечается точка внутри треугольника)

    -Я отметила точку внутри треугольника. (Отмечается точка вне треугольника)

    -Я отметила точку вне треугольника

    -Теперь на своих рабочих листах найдите квадрат и круг.

    Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне квадрата

    Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри квадрата, но вне круга.

    Возьмите зелёный карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри круга и внутри квадрата.

          ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ:

    3 балла- всё выполнено верно.

    2 балла- выполнено верно 2 пункта

    1 балл- выполнен верно 1 пункт

    0 баллов- задание не выполнено

    ЗАДАНИЕ 5.

    ЦЕЛЬ: выявить умения сравнивать множества по числу элементов.

    ТЕСТ ЗАДАНИЯ:

    -Найдите у себя на листочках рисунок. (В три или четыре ряда изображены 25-30 кругов, в которые вписаны треугольники, один из кругов пустой).

    -Чего больше: кругов или треугольников?

    -Если кругов, то дорисуйте, сколько не хватает

    -Если треугольников, то дорисуйте треугольники.

     

    ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ:

    3 балла- сравнение проведено верно

    2 балла- сравнение проведено с небольшими неточностями

    0 баллов- сравнение проведено неверно.

    ЗАДАНИЕ 6.

      ЦЕЛЬ: выявить умения классифицировать, умения находить признаки, по которым произведена классификация.

    ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:

    На вашем рабочем листе две рамочки: в одной – 4 птицы, в другой –5 зверей. Между ними- белочка. Подумайте, где ей место. От белочки проведите карандашом линию к той рамке, где ей место.

    ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ:

    3 балла- линия проведена правильно: от белочки к рамке, в которой изображены звери.

    2 балла- линия проведена к птицам, но признак  связан с количеством предметов.

    1 балл- линия проведена неверно.

    0 баллов- линия не проведена.

     ЗАДАНИЕ 7.

    ЦЕЛЬ: обследовать состояние моторики, умения копировать заданный образец.

    ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:

    -Вы видите, что на ваших рабочих листах что-то написано на английском языке. Конечно, вы ещё не умеете читать и писать по-английски, но вы сможете срисовать эту надпись. Внимательно посмотрите, как написаны буквы, и перерисуйте их ниже.

    ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ:

    3 балла- -хорошо и разборчиво скопирован образец. Правильно передано количество букв в каждом из трёх слов.

    2-балла- достаточно разборчиво скопирован образец, но имеются пропуски букв или неверно написаны 2-3.

    1 балл- с образцом совпадают 2-3 буквы

    0 баллов- ничего нельзя разобрать.

    ЗАДАНИЕ 8.

    ЦЕЛЬ: определить состояние фонематического слуха.

    ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:

    -На ваших рабочих листах картинки (солнце, собака, зонт, самолёт, коса, слон, лиса, роза, цыплёнок, ваза, кисточка для рисования, капуста) под каждой- кружок. Нужно назвать каждую картинку и зачеркнуть кружок, если есть в названии звук, который я назову,- звук (с).

    ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ:

    3 балла- правильно выполнено все задание

    2 балла- выделен звук только в позиции начала слова

    1 балл- наличие ошибок( отсутствуют дифференциация звуков с-з)

    0 баллов- отсутствие дифференциации звуков (с-з, с-ц, з-ц)

     ЗАДАНИЕ 9.

    ЦЕЛЬ: выявить степень овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.

    ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:

    -Вы видите домики с разным количеством окошек и рядом с ними картинки (рак, лев, волк, сыр, бант). Поселите каждую картинку в домик так, чтобы каждому звуку было отдельное окошко. Посмотрите на картинку «рак». В слове рак- три звука. Значит, эта картинка для домика с тремя окошками. Попробуйте сделать работу дальше самостоятельно.

    ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ:

    3 балла- правильно выполнены  все задания

    2- балла- наличие единичных ошибок

    1 балл- наличие нескольких ошибок

    0 баллов- полное отсутствие соответствия количества звуков в слове и количества «окошечек»

     ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ. 

    ЗАДАНИЕ 1.

    ЦЕЛЬ: выявить уровень слухоречевой памяти.

    ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:

    -Послушай и повтори то, что я тебе скажу: «В огороде на грядках растут огурцы, капуста, лук».

    Если ребёнок повторил меньше 7 слов, ему предлагается послушать предложение ещё раз. Если необходимо, даётся и третья попытка.

    ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ:

    3 балла- если после второго раза повторено 7-8 слов.

    2 балла- если после второго раза повторено 6-8 слов.

    1 балл- если после третьего раза повторено 6-8 слов.

    0 баллов- после третьего раза меньше 6 слов.

     ЗАДАНИЕ 2.

    ЦЕЛЬ: выявить уровень развития связной речи.

    СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ:

    Ребёнку предлагают 3 картинки, связанные одним сюжетом. Ребёнок должен сам установить их последовательность и составить по ним рассказ. Если необходимо, можно предложить в качестве помощи следующие вопросы: «Где та картинка, на которой нарисовано то, с чего всё началось?» , «Где продолжение?»

    Если ребёнок не может выполнить задание при помощи наводящих вопросов, следует разложить картинки в правильном порядке и предложить ребёнку составить рассказ.

    ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ:

    3 балла- за верно выстроенный рассказ с правильным речевым оформлением.

    2 балла- за логически правильный рассказ, но выполненный с небольшими затруднениями в речевом оформлении, проявившимися в повторах одних и тех же слов, в ошибках согласования слов в предложении.

    1 балл- за рассказ, составленный при помощи учителя, состоящей в раскладывании картинок в необходимой последовательности.

    0 баллов- за невыполненное задание даже после оказания помощи.

    ЗАДАНИЕ 3.

    ЦЕЛЬ: обследование состояния фонематического слуха и восприятия.

                    Проводится только с теми детьми, которые допустили ошибки в задании № 8 в групповом обследовании. В набор картинок необходимо включить не только картинки, в названия которых входит заданный звук, но и картинки, названия которых содержат звуки, близкие к заданному по артикулярно - акустическим признакам. Примерный набор картинок:

    Шапка, шарф, шалаш, душ, карандаш, матрёшка, шишка, кошка, груша, жук, журнал, пожарник, щётка, собака, слон, весы.

    ЗАДАНИЕ.

    -Называй каждую картинку. Если в её названии есть звук (ш), положи картинку вправо.

    Если ребёнок отобрал только картинки, в которых звук (ш) находится в начальной позиции, учитель говорит: «Ты верно выбрал картинки, но некоторые пропустил. Послушай, я назову картинки ещё раз , а ты будешь говорить- есть звук (ш) или нет.

    (Учитель слегка интонационно выделяет звук (ш)- ш-шапка ).

    ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ:

    3 балла- за правильное выполнение

    2 балла- за самостоятельное выделение звука из начальной позиции, умение выделить звук в середине и в конце слова при помощи учителя.

    1 балл- за выделение звука только из позиции начала слова.

    0 баллов- за невыполнение задания даже с помощью учителя.

     ЗАДАНИЕ 4.

    Если ребёнок ошибся в выполнении задания № 5 группового обследования и получил 0 баллов, то ему предъявляется лист с его работой и задаётся вопрос: «Почему ты думаешь, что треугольников больше?»  Если в этот момент ребёнок заметил свою ошибку и дал правильный ответ, учитель уточняет: «Почему ты теперь считаешь, что кругов больше?»

    ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ:

    3 балла- в случае правильного ответа

    2 балла- в случае неправильного ответа, но при выполнении более простого аналогичного задания (например, даны 6 кругов, в каждом, кроме одного, нарисован треугольник, чего больше: кругов или треугольников) и верного объяснения.

    1 балл- задание выполнено, но не объяснено.

    0 баллов- не выполнено.

    ЗАДАНИЕ 5.

    Если ребёнок ошибся при выполнении задания № 6 группового обследования, необходимо выяснить причину ошибки.

    Дети, получившие в результате по большинству заданий низкие баллы, требуют особого внимания учителя. Для таких детей с низким уровнем готовности к школе необходимы дополнительные занятия.

    Высокий уровень подготовки к школе             24-27 баллов

    Средний уровень подготовки к школе             16- 23 балла

    Низкий уровень подготовки к школе                9-15 баллов

    Ребёнок к школе не готов                                  менее 9 баллов

     Для детей с низким уровнем подготовки к школе рекомендуется посещать дополнительные занятия для детей, испытывающих трудности в обучении

    Высокий уровень подготовки к школе             12-15 баллов

    Средний уровень подготовки к школе               8-11 баллов

    Низкий уровень подготовки к школе                 5-7 баллов

    Ребёнок к школе не готов                                  менее 5 баллов

    ПО ДВУМ ПРОТОКОЛАМ:

    Высокий уровень                                                    36-42 балла

    Средний уровень                                                    24-35 балла

    Низкий уровень                                                       14-23 балла

    Ребёнок к школе не готов                                      менее 14 баллов

    ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ

    ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ

    К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ. 

    Главными вопросами для изучения должны стать:

    желание учиться в школе

    мотивация к учёбе

    умение общаться, адекватно  вести себя

    навыки организованности

    Определяются следующие уровни готовности:

    высокий – ребёнок хочет идти в школу, осознаёт важность и необходимость обучения, умеет организовать свою деятельность и общение со сверстниками и взрослыми

    средний – усвоил принятые нормы поведения , умеет вести себя в группе, соотносить свои действия с действиями других детей, достаточно организован

    низкий – в школу идти хочет, но привлекает его только внешняя сторона, недостаточно организован и адекватен в поведении, больше склонен к игре, не в полной мере готов к школе

    очень низкий – ребёнок в школу идти не хочет, не проявляет интереса к учебным занятиям, нормы поведения и общения усвоил плохо, поведение неорганизованно

     Учителю важно знать и основные характеристики здоровья учащихся, основной метод изучения- анализ медицинских карт ребёнка.

    I группа здоровья – отклонений в системах и функциях организма нет, наследственными хроническими заболеваниями не отягощён, болеет редко.

    II группа здоровья- отклонения в системах и функциях организма незначительные (дефекты зрения, слуха, нарушения в костно- мышечной системе- нарушения осанки, плоскостопие), повышенная утомляемость, болеет часто, склонность к хроническим заболеваниям.

    III группа здоровья- значительные отклонения в системах и функциях здоровья. Характер возможных отклонений: хронические заболевания внутренних органов (печени, почек, лёгких), пограничные расстройства нервной системы (невротические состояния, астенический синдром) отягощённость наследственными заболеваниями. Часто болеет.

    Определяя уровень готовности к обучению в школе и оценивая уровень развития ребёнка, учитель должен оценить:

    развитие общеучебных умений и навыков

    развитие речи и мышления

    развитие эмоционально-волевой сферы.

    http://74214s010.edusite.ru/p89aa1.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Диагностика готовности детей к школе

    Особенности подготовки детей к школе...

    Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы

    Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...

    Диагностика готовности ребёнка к школе.

    Диагностика готовности ребёнка к школе проводится в форме теста, который позволяет определить на какой ступени "По дороге к школе " находится ваш ребёнок....

    Методическая разработка по теме: "Диагностика готовности к школе и адаптации к школе учащихся первых классов". 2013 год

    В Методической разработке рассматриваются способы диагностики интеллектуальных процессов первоклассников, школьная мотивация, уровень комфортности в классе, уровень критичности в отношении своих...

    "Школьный старт" диагностика готовности к школе.

    Этот материал позволит педагогу сделать правильный выбор при подборе КИМов УУД для первоклассника....

    Диагностика готовности к школе как условие успешной адаптации первоклассников.

    Данная презентация может применятся на родительских собраниях в детском саду...