Портфолио педагога - психолога Гуржаповой Л.В.
статья по теме

Гуржапова Лариса Владимировна

Портфолио педагога - психолога

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portfolio_gurzhapovoy.doc876.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки

Республики Бурятия Джидинский район   МОУ

«Белоозерская  средняя  общеобразовательная  школа»

Портфолио

Гуржаповой

Ларисы Владимировны

Педагог-психолог

2010

Общие сведения об аттестуемом.

                                   

Анкетные данные:

Дата рождения:         24.    10.   1970г.

Место рождения:      село Сулхара   Кижингинский район Республика Бурятия

Национальность:        русская

Гражданство:        Россия

Адрес регистрации:  с. Белоозерск  Джидинский       район РБ

Адрес фактического места проживания: с. Белоозерск  Джидинский  район РБ  

Телефон (дом., сотовый):  8(301)3496129

Образование

высшее

Учебное заведение

Бурятский государственный  университет

Год окончания

 25 апреля 2001

Диплом (серия, номер)

БВС  №0822841

Специальность по диплому

Преподаватель дошкольной педагогики психологии по специальности «Дошкольная педагогика и психология»

Категория (номер приказа)

Первая ( № 160)

Аттестация (дата)

30.04. 2005

Дата следующей аттестации

2010 год

Общий стаж работы

25

Педагогический стаж

17

Педагогический стаж (подробно)

1990-1991 воспитатель дет.сада «Золотой ключик»  Еравнинского района, РБ

В 1993-1996   работала  педагогом дополнительного образования Сосново-Озерского дома детского творчества Еравнинского района РБ

Стаж работы в нашей школе

10

Личное педагогическое кредо

Виды

Содержание

Основные личные педагогические ценности

личность ребенка , ситуация успеха , стимулирование самообразования и  самовоспитания.

Психологические цели и задачи на учебный год

На мой взгляд целью всей  моей психологической деятельности  является,  стремление прийти в процессе работы к такой модели выпускника школы, которая бы  помогла нашему школьнику  стать в жизни- активным, самостоятельным членом общества, способным к постоянному самообразованию, уважающим и принимающим общечеловеческие ценности.

Практические цели и задачи на учебный год

-Формирование и развитие субъективной позиции учащихся.

-Развитие навыков самоанализа, рефлексии собственной деятельности.

-Учет индивидуальных и психологических особенностей учащихся.

Используемые  методы, формы, приемы

Индивидуальная, групповая работа, наблюдение, тестирование,беседа,опрос,релаксация,коррекция, консультирование,тренинг, игровые упражнения, арт-терапия и

Характеристика-представление

педагога-психолога Белоозерской СОШ Джидинского района

Гуржаповой Ларисы Владимировны

                                                               1970 года рождения, русская,

                                                                     образование высшее,

                                                                                       стаж работы школьным

                                                                                       психологом-6 лет                

          Гуржапова Лариса Владимировна работает в Белоозерской средней общеобразовательной школе педагогом-психологом с 2004 года, за время работы в данной школе зарекомендовала себя опытным специалистом, компетентным в вопросах психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса. Лариса Владимировна осуществляет работу по всем направлениям деятельности школьного психолого-педагогического сопровождения, разработала и внедрила в школьную практику целостную систему психодиагностической, коррекционно-развивающей и учебно-просветительной работы по психологии на основе комплексной программы «Психологическая культура: жизненно-важные навыки» для учащихся, учителей и родителей. Ведет апробацию и внедрение новых методов работы по специальности, просветительскую и организационно-методическую работу в масштабах школы и района.

         В стенах школы Лариса Владимировна осуществляет психологическое просвещение педагогического коллектива в рамках работы педсоветов, методического совета школы, заседаниях предметных объединений, семинара классных руководителей, семинара для учителей.

          Ею осуществляется постоянный контроль  за состоянием учебы детей с помощью курирования классов, бесед с детьми, учителями и классными руководителями. С этой целью посещаются уроки и внеклассные мероприятия, осуществляется контроль успеваемости и учебной деятельности, проверка и анализ документации по классному руководству, что способствует своевременному выявлению и устранению проблем обучения, воспитания и развития учеников, качества межличностных отношений, своевременной разработки стратегии и тактики психологической помощи как детям, так и педагогам. Проводится работа по адаптации детей к школе, наблюдение за их состоянием.

          Регулярно проводится в течение года психодиагностика с целью разработки стратегии индивидуальной  и групповой коррекционной или развивающей работы с детьми в соответствии с их особенностями.

В течение года действуют коррекционные группы, также проводятся индивидуальные коррекционные и развивающие занятия с учениками разных классов школы. Для учащихся 10-11 классов продолжается работа по психологическому сопровождению ЕГЭ.

          По результатам диагностики и анкетирования, состоявшихся в течение года проводятся консультации для все желающих, как индивидуальные, так и групповые. В течение года оказывается консультативная помощь классным руководителям, педагогам по работе с трудными детьми.

         Лариса Владимировна разрабатывает и совершенствует программы проводимых коррекционных и развивающих занятий. Разрабатываются и апробируются комплексы профилактической  разгрузочной гимнастики для всех классов школы. Регулярно проводит массовые анкетирования  участников учебно-воспитательного процесса в школе. Результаты анализируются, обобщаются, практические рекомендации используются  для совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. По итогам аттестации 2005 году  ей была присвоена первая квалификационная категория.

Гуржапова Лариса Владимировна является членом Профсоюзного комитета школы, участвует в общественной работе, пользуется в коллективе заслуженным авторитетом, отличается доброжелательным и заинтересованным отношением к ученикам и коллегам, охотно делится своим богатым опытом.

Директор школы:______________(Чойнжуров А.Б.)

23.04.2010

Муниципальное образовательное учреждение «Белоозерская средняя общеобразовательная школа »

Самоанализ  

Содержание:

1 Цели и задачи

2 Профориентационная работа

3.Диагностическая работа по изучению адаптации 1-го,5-го,4-го  классов

4Коррекционнно-развивающая работа

5.Психологическое консультирование

6.Просветительская работа

7.Выводы

1    Цели и задачи школьного психолога:

   Основная цель  - обеспечение условий для  полноценного психического и личностного развития  всех субъектов образовательной среды в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями.

Задачи :

  • сохранение и укрепление психологического здоровья участников образовательного процесса;
  • содействие в приобретении обучающимися, воспитанниками образовательного учреждения психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешной социализации;
  • осуществление  необходимой консультативной, диагностической, просветительской  и психопрофилактической помощи руководителям, педагогическим работникам и родителям;
  • определение  индивидуальных особенностей детей на каждом возрастном этапе и их учет при построении образовательной стратегии учреждения;
  • выявление  и устранение причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;
  • оказание необходимой срочной психологической помощи субъектам образовательной среды в условиях образовательного учреждения;
  • проведение адаптационных мероприятий со вновь поступившими в учреждение воспитанниками и обучающимися, формирование благоприятного психологического климата в коллективах;
  • определение готовности детей к обучению в школе; переход из начального звена в среднее; профориентационная работа в старших классах;
  • разработка и реализация индивидуальных и групповых коррекционных программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа и существующих проблем;
  • осуществление психологического консультирования детей и взрослых;
  • участие в работе педсоветов, консилиумов и др. с правом совещательного голоса;
  • составление заключений и рекомендаций по обучению, воспитанию детей и подростков;
  • осуществление научно-методической работы по теме проводимых исследований, методическое обеспечение  инновационной педагогической деятельности;  

проведение ряда организационных мероприятий, направленных на оформление кабинета психолога и необходимой визуальной информации 

2 Профориентационная работа

Последние 2 учебных года профориентационная работа с учащимися 8-го  класса ведется планомерно, в связи с чем удаётся провести полноценную диагностику склонностей и интересов, а также провести с учащимися классные часы по различным вопросам психологического развития.

Работа проводится в соответствии с определённой программой, которая состоит из  блоков:

1Блок диагностики

2.Мир профессий  и правила выбора профессий

3. Блок психологического просвещения

4. Консультации

1.Блок диагностики

Включает в себя

А) Вводное анкетирование, которое  выявляет склонности ученика к тому или иному профилю, профессии, любимые предметы, а также причины, влияющие на выбор. Цель анкеты как актуализирующая (для учащихся) -  так  как учащиеся делают первичный выбор и мотивируются на проведение с ними профориентационной работы, и информационно аналитическая (для завуча, кл. руководителя, родителей), которая позволяет оценить примерно состав и количество учащихся 10-го класса в будущем учебном году, а также склонности и характер выбранного профиля.

Б) Тест Голланда

В) Методика «За  и против»

Г) ШТУР

Д) Методика Айзенка (по выявлению характерологических особенностей личности)

Комплекс методик позволяет выявлять особенности учащихся (характер, уровень умственного развития, тип личности, склонность к той или иной профессии)

По результатам диагностики проводятся консультации, которые позволяют учащимся глубже осознать проблему и перспективы профессионального выбора, а также профиля обучения.

Анкетирование типов личности в течении 2-х лет проводилось, что анкета обрабатывается на компьютере и все учащиеся получают распечатку результатов с подробным описанием особенностей своего типа, а также рекомендуемыми профессиями.

Вот обобщённые данные, полученные в 2008-2010 г.г.:

«Профессиональная направленность учащихся 9 класса»

        

Относительно предполагаемого выбора профессии характерна диаграмма,

построенная по результатам анкетирования в первом полугодии этого учебного года. Как видно из диаграммы, учащиеся склоняются к выбору «модных»», «престижных» профессий без учёта своих склонностей,  возможностей, а также реальных потребностей рынка труда. Практика показывает, что проведение предпрофильной подготовки нацеливает учащихся на осознанный  профессиональный выбор  и в конце концов по окончании 9-го класса мыслят более реально, знают свой тип личности, особенности психики, оценивают свои возможности и приведённые цифры в значительной степени смещаются в сторону реального, практического выбора профессии.

Приведу лишь названия некоторых тем  данного блока :

1 Склонности и интересы в выборе профессии.

2 Темперамент и выбор профессии.

3 Мышление. Тест

4 Память, особенности человеческой памяти.

5 Внимание. Что следует учитывать при выборе профессии.

6 Воображение и профессия.

7 Способности и их развитие.

8 Характер и самооценка.

9 Классификация профессий. Тест на профессиональную склонность.

10 Человек – техника.

11 Человек – знаковая система.

12 Человек – человек.

13 Человек – природа.

 

Профориентационная работа с учащимися 10-11х классов идёт в основном по запросу  учащихся и классных руководителей. В этом году была проведена  профориентационная работа в 9 классе (кл. рук Раднаева  Ц.Д-Н.) и принято участие в открытом  классном часе «Мир профессий»  на котором мною освещались результаты анкетирования в данном классе

3.Диагностическая работа по изучению 1-го,5-го,4-го классов

Данный блок диагностики относится к числу обязательных диагностических минимумов, необходимых для отслеживания динамики развития и контроля  за возможными отклонениями в обучении и развитии учащихся на ранних этапах школьной жизни.

Структура блока:

1 Диагностика уровня готовности первоклассников к школьному  обучению (сентябрь)

2 Диагностика адаптации первых классов (октябрь-ноябрь)

  А) изучение тревожности

  Б)  построение эмоционального профиля

  В)  мотивация

  Г)  изучение типа нервной системы

3.Изучение мотивации во 2-м классе (январь)

4. Изучение адаптации пятиклассников (ноябрь)

5.Изучение уровня умственного развития учащихся 4-м классе (февраль-март)

1 Диагностика уровня готовности первоклассников к школьному  обучению

Проводится с мая месяца с целью выявления неготовых  или слабоподготовленных учащихся (для предоставления данных на консилиум, а также для проведения коррекционных мероприятий). Выявление готовности проводится по методике Р.В Овчаровой (см «Практическая психология в начальной школе», Сфера 1996г) индивидуально с каждым учащимся. В этом учебном году в школу прибыло 23  первоклассника. С каждым учащимся проводилась индивидуальная беседа-исследование, родители посетили кабинет психолога, каждый получил рекомендации по адаптации ребёнка к школе.

 2 Диагностика адаптации первого класса

А) Проективная методика Дарки по выявлению уровня тревожности проводится индивидуально и анализируется не только количественно, но и качественно.  Также  по этой методике выявляется структура тревоги. По результатам диагностики приглашаются родители, с  которыми в случае необходимости проводится изучение характера и стиля семейного воспитания. Как показало исследование , тревожность ребёнка определяется не только стилем семейного воспитания, но и особенностями учителя. В ближайшем рассмотрении это хорошо видно из диаграммы  уровня адаптации в первом классе:

1 класс

  В течение двух лет в 1-х классах проводилось обследование  первичной адаптации  с целью  изучения особенностей адаптационного периода первоклассников и разработки психолого-педагогической программы работы с выявленными трудностями. В нем  принимало участие 30 учащихся.  Первичное обследование содержало анализ наблюдений учителя, родителей и психолога. В оценку учителя включены были следующие критерии: учебная деятельность, школьные нормы поведения, успешность социальных контактов (взаимоотношения с одноклассниками), эмоциональное благополучие. Родители фиксировали наблюдения  за эмоциональным состоянием своих детей, характером  их желаний, поведением ребенка после школы, отношением к трудностям, возникающим во время приготовления домашних заданий. В результате  было выявлено адаптированных  первоклассников  по оценке учителя - 79,9 %, с точки зрения родителей – 64,2 %. Дезадаптированных (ДА) -7.9% и 4.9 %. К внешнедезадаптированным (ВДА) учащимся учителя  отнесли 13 %,  а родители - 31,4 %  первоклассников.  Как известно, при неблагоприятных условиях  данная категории детей может перейти в разряд дезадаптированных. В 2008-10 г процент ДА, отмеченных  родителями составляет 7,7% и ВДА 13,1. Ответы родителей  на вопросы анкеты продемонстрировали   завышенный  уровень   притязаний и требований к своим детям, непонимание взрослыми  возрастных возможностей 6-7-летнегоребенка .

Исследование: «Адаптация первоклассников» 2008-2009г.г.

«Адаптация первоклассников». 2009-2010.

Исследование: «Готовность детей к обучению в школе».

  

Возьмем еще один показатель-тревожность в1 и во 2 классе, посмотрим в сравнении. В 1классе  зона тревожности самая большая, а в 2классе зона высокой тревожности отсутствует. Посещая уроки и бывая на переменах в этих классах, я могу с уверенностью сказать ,что тревожность, сформированная семейным воспитанием, усиливается учителем. Таким образом, профилактика школьной тревожности, а следовательно ,улучшение адаптационных процессов, должна носить комплексный характер.

Исследование показало, что уровень тревожности- это лишь показатель психического здоровья учащихся. Далее же необходима кропотливая работа по формированию мотивации. И в классе с низкой тревожностью мотивация может оказаться ниже. Покажем для сравнения:

Сравнительная диаграмма школьной мотивации в1-м классе

Сравнительная диаграмма школьной мотивации 2-м классе

В 2008 учебном году впервые проводилось исследование типа нервной системы первоклассников (модифицированная мною методика теппинг тест). Данные тестирования помогают понять педагогу зависимость темпа деятельности, утомляемость, производительность деятельности на уроке от типа нервной системы и не искать причину неудач только в способностях ребенка. Это должно послужить правильному взаимодействию педагога и ребёнка, найти индивидуальный подход к каждому.

После проведения процедуры теппинг теста данные заносятся в таблицу. Далее идёт сравнение с возрастной нормой. Мной было замечено, что те учащиеся, которые отстают от среднего значения, отстают и на уроке. И именно к таким детям необходимо присматриваться. По данным строится также индивидуальный график и определяется тип нервной системы. Следующий этап - это консультации с учителем и родителями.

3.Изучение мотивации  во 2-м классе

 Исследование проводится по опроснику Лускановой как мониторинг отношения учащихся к школе и проводилось в этом году также впервые. Вывод: учащиеся 2-го класса показали положительное отношение к учебе, с удовольствием посещают уроки, им нравится учитель, любят выполнять поручения и они сплоченные, спортивные.

4. Изучение адаптации пятиклассников

В 2009-2010учебном году был проведен анализ тревожности  учащихся  в динамике с  4-го по  5-е  классы. По  результатам  диагностики уровень тревожности  вырос с 21%  до 27 %, что является    вполне закономерным при переходе в новые условия обучения. Качественный анализ родительских анкет 5-классников  зафиксировал высокий уровень   притязаний и тревожности родителей.

Диаграмма №1

Попробовав различные методики,  я взяла за основу опросник Филипса, модифицировав его.  Он проводится традиционно каждый год.

Диаграмма № 2 «Уровень тревожности»

Так ,для опроса я оставила только 20 вопросов теста , касающихся исследования школьной тревожности. Если учащийся показывает высокую тревожность, то индивидуально ведётся опрос по остальным шкалам теста с целью выявления школьной тревоги

Из данных исследований, из бесед с родителями и учениками  особенно ярка реакция на учителя при переходе в 5 класс. Так ,в некоторых классах уровень тревоги особенно связывался с авторитарным стилем учителя.

Уровень высокой тревоги пятиклассников вполне оправдан (переход в среднее звено, новые преподаватели).

Поэтому необходимо принимать комплексные меры в адаптационный период. (Тренинги, вовлечение в общешкольные мероприятия, совместные встречи учителей и учащихся).

3.Коррекционнно-развивающая работа

Как известно, коррекционная работа занимает важную роль в эффективности работы психолога в качестве помощника по адаптации учащихся, по развитию их познавательных способностей но, к сожалению большинство психологов просто не успевают заниматься коррекционной работой полноценно. Не исключение и мой опыт работы. Я пришла к выводу, что в школе  коррекционная работа может быть эффективной в случае введения часов работы психолога в расписание, а также в случае увеличения числа психологов в школе. Тем не менее такая работа ведётся как в 1-м классе, так и в 5-м. Учащиеся первых класса с большим интересом посещали занятия. Это и не удивительно : игровая атмосфера, новая обстановка (игровая комната), малые группы – всё это создаёт привлекательную атмосферу и способствует адаптации учащихся.

4.Психологическое консультирование

Как показывает практика  многих психологов, очень редко и  родители, и учащиеся идут на консультации к психологу «специально». Первые годы своей работы я также не понимала, почему мало обращаются за консультацией. Но за последний год сложилась благоприятная практика.

 Консультирование – следствие психологического просвещения. Т.е выступление на родительских собраниях привлекло в кабинет большое количество родителей. Рассказ на классных часах или при неформальных встречах с учащимися о существующих методиках, о проблемах ,изучаемых психологией вызывает у учащихся получить дополнительную консультацию.

Так ,после рассказа о тесте «несуществующее животное» в 6 классе сразу вызвало желание некоторых учащихся прийти на консультацию. Приведу ещё один пример возможной формы консультационной работы: в прошлом учебном году на компьютер   медиакабинета   было установлено несколько тестов, информация об этом сразу привлекла поток учащихся.

 Т.е психологическое консультирование как одна из форм работы с учащимися исходит не только из потребностей самих учащихся, но и из  активности самого психолога, его таланта, проявляемого  по пропаганде психологии как науки.

5.Просветительская работа

За последние 3 года просветительская работа занимала одно из ведущих мест в моей работе :это выступление на родительских собраниях (особенно в 1-м и 5-м классах,

участие в семинарах и педсоветах,   школьных мероприятиях, проведение тематических классных часов и психологических тренингов. Отмечу лишь некоторые из них:

Районные мероприятия

 2008 г – (март-апрель) тренинговые занятия  «Психология новой эры». Школа волонтёров.

 2009г – (декабрь районная научно-практическая конференция «Шаг в будущее» . Номинация в секции «Психология» -«Я познаю себя»

 2008г – Районная НПК «Шаг в  будущее» по психологии (2-е место Ведерников Саша ученик 9 класса, 3-е место Костылевич Таня ученица  11 класса)

  2009 г- МО психологов района - Тренинг для учителей « Учительский  стресс», психологическое открытое занятие –«Работа с негативными переживаниями» в 5 классе.

2010г - Открытый классный час «И на Солнце есть пятна» в 6-7 классы, посвященный  толерантности (на классном часе был показан видеоспектакль с использованием интерактивной доски).

2.Мной была разработана программа кружка  «Познай самого  себя», которая реализовывалась в течении 2х лет.

Цель: создание таких условий и возможностей, при которых у детей могут формироваться адекватные формы поведения в группе сверстников и со взрослыми, способствующие наиболее полноценному развитию личности каждого и соответствующие нормам, критериям и социальным традициям.

Задачи:

1.Сформировать у детей позитивный образ «Я», основанный на адекватном представлении о своих качествах, возможностях.

2. познакомить ребят с глубинами своего характера, помочь глубже почувствовать и оценить его сильные стороны.

3. помочь определить круг профессий в соответствии с основными чертами характера.

Контингент учащихся:  14 учащихся из 6 класса ( 11-12 лет)

Результаты: Формируется положительное отношение к окружающим людям, учатся находить выход из трудных ситуаций, умение находить контакт, с другими людьми, повышается самооценка, интерес к самопознанию, расширяется кругозор.

3Были проведены классные часы, например:

«О вреде курения» 2-6 классы

«О вреде телевидения»  2-9 классы

«Что такое толерантность, или зачем нам конфликты?» 7-е классы 

«Почему ненормативная лексика  вредна  для духовного здоровья?» 7-9 классы

«Как подготовиться к сдаче экзаменов» - 9 класс

«Изучите свою память» - 9, 10 классы

Классный час на тему «Что такое чувства?» (проведено в 10  классе)

Классный час на тему «Конфликты в нашей жизни» (проведено в 9классе)

 Классный час-исследование «Размышляя о жизненном опыте»

 4. Проектная деятельность

В рамках работы школьного научного общества открыта и психологическая секция. Совместно с учащимися   6 класса  (Савельева  Маша возглавляла исследовательскую группу) был осуществлён проект « Радуга настроений». Целью проекта было изучить настроение учащихся при помощи цветов Люшера в течении учебной недели,  и проанализировать возможные причины изменения этого настроения. А также сделать выводы и рекомендации для учащихся и преподавателей. В настоящее время ведётся работа над проектом «» ,целью которого является отслеживания типа ассиметрии полушарий и установления зависимости с художественными и математическими способностями.

5. Работа с  педагогами.

Работа ведётся в как участие с докладами и выступлениями на педсоветах и совещаниях (первые 2 года). Но хочется отметить и создание самостоятельных семинаров для педагогов, например: семинар-практикум  по профилактике эмоционального выгорания педагогов (январь 2007), «Актуализация психологических знаний» семинар-практикум (март 2008), «Скрытые признаки наркомании» (1 ноября 2009) семинар для учителей в рамках  акции «Нет табачному  дыму»- февраль 2010 г. «Формула решения школьных конфликтов» в 9 классе, и с этой же темой я выступала на семинаре классных руководителей, давала Мастер- класс  по теме «Решение школьных конфликтов»

В связи  с новыми формами предстоящей аттестации была проведена большая работа с аттестующимися учителями. Были разработаны психологические рекомендации, а также проведены психологические исследования с учащимися. Изучался характер, мотивация учения, личностная тревожность, тип ассиметрии полушарий, а также тип конфликтности. Была проведена огромная диагностическая работа, которая помогла лучше узнать аттестующимся учителям своих учащихся.

Просветительская работа- это и консультации  и  индивидуальные  беседы.

В своей будущей внеклассной работе я собираюсь расширить количество мероприятий, а также разнообразить тематику ,включать в тематику идеи психологического самопознания и самовоспитания, способствовать духовному развитию учащихся.

Выводы:

Проработав педагогом-психологом  и подводя итог работы за учебный год,  считаю необходимым  сделать для более успешного психолого-педагогического сопровождения учащихся в нашей школе:

1.Успешное и эффективное планирование работы, учитывая практический опыт последних лет.

2. Учёт результатов своей деятельности для более детального рассмотрения вопросов психического развития учащихся, особенностей их темперамента, помощь классным руководителям и учителям предметникам в составлении программ развития классного коллектива и личности ребенка.

3. Необходимость оснащения компьютера пакетом диагностических программ.

4. Индивидуальный  учёт  результатов психодиагностики в профориентационном направлении на более высоком уровне.

5.  Охват  2-х и 3-х  классов для  коррекционно-развивающей работы.

Диагностическая деятельность

 

План диагностических мероприятий

Диагностика

четверть

класс

№ диаграммы

1

«Уровень воспитанности»

           I

6

№ 1

2

«Уровень воспитанности»

           I

8

№ 2

3

«Уровень воспитанности»

           I

10

№ 3

4

«Профессиональная направленность школьников »

           I        

8

№4

5

«Межличностные отношения и общение»

II

9

№5,6

6

«Тревожность»

II

5,6

№7,8

7

«Эмоциональная сфера старшеклассников»

II

10

№9

8

«Уровень агрессивности»

III

7

№10

9

«Межличностные отношения»

III

8

№11

10

«Свойства внимания»

IV

9

№12

11

«Память»

IV

5

№13,14

12

«Личностная сфера школьников»

IV

6

№15,16,17

13

«Интеллект»

IV

10

№18

По результатам диагностики «Уровень воспитанности» в 6,8,10  классах можно сделать следующие выводы:

Диаграмма № 1,2,3

Результаты по 6 классу:

1.      Низкий уровень воспитанности - 0

2.      Уровень воспитанности ниже среднего-0

3.      Средний уровень воспитанности имеет -1;

4.      Уровень воспитанности выше среднего имеют 14 человек.

Диаграмма №1«Уровень воспитанности»

Результаты по 8 классу:

1.      Низкий уровень воспитанности-0

2.      Уровень воспитанности ниже среднего имеет-0;

3.      Средний уровень воспитанности имеют-6;

4.      Уровень воспитанности выше среднего имеют 8 человек.

Диаграмма №2

Результаты в 10-м классе:

1.      Низкий уровень воспитанности имеют -0

2.      Уровень воспитанности ниже среднего имеют -0

3       Средний уровень воспитанности имеют 1;

4       Уровень воспитанности выше среднего имеют 10 человек.

Диаграмма №3

По результатам диагностики «Профессиональная направленность школьников» учащихся 8-х классов были получены следующие результаты:

1.      Наиболее доминирующими среди типов профессий в 8-х классах стали профессии типов «человек-человек», т.е. все профессии, связанные с общением с людьми, например, психолог, учитель, врач, адвокат и  др., и «человек-природа», такие профессии, как фермер, садовник, ландшафтный дизайнер и т.п.

2.      Наименее выбираемая профессия - тип «человек - знаковая система» (2-3 человека из класса).

3.      Ученики 8-го класса наиболее склонны к работе с людьми. Это профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием.

      Ученики 9- класса наименее склонны к интеллектуальной деятельности, эстетическим видам деятельности и планово-экономическим видам деятельности.

Диаграмма №4«Профессиональная направленность школьников»

По результатам исследований в 9-м классе «Межличностные отношения и общение» можно сделать следующие выводы:

1. Коллективистический тип  в 9-м классе наиболее выраженный. Это говорит о том, что ученики привыкли работать в команде, ярко выражена потребность работать в группе, заинтересованность в своем классе.

2. Наименее выраженный тип  - "прагматический тип".

3. Наиболее выраженный показатель принятия других - средний с тенденцией к низкому.

4. 5 человек из  класса имеют низкий показатель принятия других.

5. 6 человек имеют средний показатель принятия других с тенденцией к высокому.

6. Высокий показатель принятия других не имеет никто.

Диаграмма №5,6 «Межличностные отношения и общение»

Диаграмма №6

По результатам диагностики в 5-м и 6-м «Тревожность» классе можно сделать следующие выводы:

1.      Из всех учащихся 5-го класса высокий и средний уровень тревожности имеют 6 человек, в 6-м классе - 5 человек. Это говорит о том, что этап адаптации после младшей школы прошел успешно.

2.      Наиболее выраженные  страхи у учащихся -  страх самовыражения  и страхи в отношениях с учителями. Наименее выраженный страх - страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Тем не менее страх присутствует  у 20 учащихся из 5-го и 6-го классов.

3.      Все ученики имеют высокую физиологическую сопротивляемость  стресса.

Диаграмма №7,8«Тревожность»

 по результатам диагностики: ( в сравнении 5 и 6 класс)

Диаграмма №8

По результатам проведенных исследований в 10-м классе  «Эмоциональная сфера старшеклассников» можно сделать следующие выводы:

1.      2 человека из 11 - эмоциональны, общительны

2.      4 человека из 11 - энергичны

3.      6 человек из  11 - эмоционально сдержанны, утомляемы

4.      1 человек пассивно-безразличный.

Диаграмма № 9«Эмоциональная сфера старшеклассников»

По результатам диагностики « Уровень агрессивности» в 7-м классе можно сделать следующие выводы:

1.      Высокий уровень физической агрессии (т.е. использование физической силы против другого лица) имеют 3ученика из 21 учащихся.

2.      Высокий уровень вербальной агрессии (т.е. выражение негативных чувств через форму(ссора, крик, визг),так и через содержание словесных ответов - угрозы, ругань) имеют 2 подростка из 21.

3.      Высокий уровень косвенной агрессии (агрессия, направленная косвенно на другое лицо в виде шуток, сплетен)  имеет 4 подросток из 21.

4.Низкий уровень физической агрессии имеют 15 учащихся из 21.

5.низкий уровень вербальной агрессии имеют 4 учащихся из 21

6. низкий уровень косвенной агрессии имеют 9 учащихся из 21.

Диаграммы № 10 Физическая, вербальная, косвенная агрессия

По результатам диагностики учащихся 8-го класса «Межличностные отношения» были получены следующие результаты:

1.      Из  14 человек 2 человека  выбирают конкуренцию  как способ регулирования конфликта.

2.      5 человек из 14 выбирают приспособление, т.е. жертвуют своими интересами ради другого.

3.      3 человека выбирают компромисс.

4.      2 человека выбирают избегание как способ регулирования конфликтов.

5.      Сотрудничество выбирают всего 5 человек, хотя этот способ является самым эффективным в разрешении конфликтов.

Диаграмма  №11 «Межличностные отношения».

По результатам диагностики учащихся 9-го  класса тест на «Свойства внимания» были получены следующие результаты:

1. Низкий уровень концентрации внимания -3 человек.

2. Средний уровень концентрации внимания - 11 человек.

3. Высокий уровень концентрации внимания - 3 человек.

Диаграмма №12 «Свойства внимания».

По результатам диагностики учащихся 5-го класса  тест «Память» можно сделать следующие выводы:

1.Методика с образами (картинками).  Высокий уровень кратковременной памяти в 5      классе -  имеют 2 человека из 17.  12- учеников со средним уровнем кратковременной памяти.5- учащихся имеют низкий уровень.

2. Из этого можно сделать вывод, что учениками 5-го класса, лучше  воспринимаются образы с образами и картинками, чем с числами

Диаграмма №13,14

1 методика (с картинками)

Диаграмма №14

2 методика (с числами)

По результатам проведенной диагностики  «Личностная сфера  школьников» 6-м классе можно сделать следующие выводы:

  1. количество учеников с высокой самооценкой-6 человек
  2. со средней самооценкой-13 человек

1. Наиболее высокий уровень тревожности -4 человека

2.средний уровень тревожности- 4человека

3.низкий уровень-6 человек.

Диаграмма № 15,16,17

САМООЦЕНКА

Диаграмма № 16ТРЕВОЖНОСТЬ

Высокий уровень агрессивности имеют-0

Средний уровень- 3 учащихся.

Низкий уровень агрессивности-11 учащихся

Диаграмма №17

АГРЕССИВНОСТЬ

По результатам диагностики « Интеллект»  № 18, в 10-м классе можно сделать следующие выводы:

1.      2 человека из 11имеют по первой методике высокий результат. Это говорит о том, что ученики способны приспосабливаться к различным видам деятельности, перестраиваться с решения одной задачи на другую, выполнять различные задания на интеллект за короткий промежуток времени.

2.      8 человек из 11 имеют средний уровень гибкости мышления. Эти ученики  способны лишь к некоторым видам деятельности.

4.      1 человек из 11 имеет очень высокий результат. В задании не было сделано ни одной ошибки. Эта ученица успешна в различных видах деятельности, имеет хорошую успеваемость, эрудированна, собранна, креативно, быстро, продуктивно мыслит.

Диаграмма № 18« Интеллект»  

                                              Методическая копилка

Конспект занятия по психологии в 5 классе.

Работа с негативными переживаниями.

Цели: -  повышение эмоциональной устойчивости детей;

           -  формирование навыков принятия собственных негативных эмоций;

           -  формирование умения адекватно воспринимать обидчивые замечания;

           -  формирование качеств слаженности действий внутри группы.

Материалы:

Плакат с изображениями эмоций;

Альбомные листы, цветные карандаши, повязка для глаз ( для упражнения « знакомство с закрытыми глазами» и « рисуем обиду»)

Приветствие: Добрый день ребята , здравствуйте уважаемые гости!

Дети приветствуют, хлопая в ладоши.

Начнем наше занятие ребята, с упражнения какого цвета мое настроение.

Хорошо!

Дети сегодня мы поиграем с вами в игру «Пчелы и змеи»

Нам необходимо баночка меда и ящерица- игрушка.

В круге мы разделимся на две команды путем «фрукты и овощи» выбираем, например, яблоко и свекла .В своей подгруппе ребята, выберите короля.

А теперь я расскажу вам правила игры. Оба короля выходят из класса и ждут, пока их не позовут. Затем я спрячу два предмета , которые короли должны разыскать в классе. Король пчел должен найти мед, а змеиный король отыщет ящерицу. Пчелы и змеи будут помогать своим королям, каждая подгруппа будет издавать свой звук , пчелы жужжать, змеи шипеть , чем ближе король к спрятанному предмету , тем громче звуки. Внимательно следите за тем, насколько ваш король удален от цели, тогда вы легко сможете ему помочь, повышая громкость жужжания или шипения при его приближении к цели и понижая при его удалении. Пожалуйста, помните о том, что во время этой игры вы не имеете права ничего говорить.

 Мне очень интересно узнать, кто из королей первым найдет свой предмет.  
Упражнение1 « Представьте себе»

Ведущий :  Сядьте поудобнее, расслабьтесь, обратите внимание на  свое дыхание… Ваше дыхание ровное, тело расслабленно… Представьте себя в том месте, где вам наиболее комфортно… Осмотрите это место… какое оно? А теперь ,вспомните когда вы впервые почувствовали себя успешными? Какие ощущения вызвало это в вашем теле? На что похож ваш успех? Что это за образ? Рассмотрите его, какой он? Поприветствуйте его.

Посмотрите на его реакцию. А теперь поблагодарите свой успех, вам пора возвращаться. На счет «три» вы снова окажитесь в комнате. 1,2,3 откройте глаза, вы можете пошевелить руками , потянуться.

Упражнение 2 Сила моего желания».

Ведущий : Успех часто связан с нашей самореализацией, а также с силой нашего желания. Покажите с помощью рук, насколько сильно ваше желание самореализоваться. Сила вашего желания это домик. Сейчас у вас есть возможность нарисовать свои « домики желания». Возьмите карандаши и на листе нарисуйте то что придет вам сразу не задумываясь, рука знает ,что делать.( звучит музыка). Участники показывают рисунки и анализируют.  А теперь возьмите визуально то что нарисовано у вас на листе поместите на ладошку,  зажмите ее , и поднесите к щеке почувствуйте энергию, которая есть в вашем желании…  Какие ощущения она у вас вызывает? Сожмите ладонь и поднесите  к губам, мысленно проговорите то, чего вы хотите. Разожмите ладонь и дайте своему желанию свободу… Помогите ему взлететь, легонько сдуйте его с ладошки.

Рефлексия Ведущий : Теперь вы можете поделиться своими ощущениями, чувствами, которые вызвали у вас выполненные задания.

Обсуждение д/задания.

На стенде выставка рисунков на тему « Счастье – это..»

Обращаю внимание на то, какие рисунки встречаются чаще,
чем различаются , у каждого свое переживание счастья. Спросить у детей кто на их взгляд самый счастливый судя по рисункам. Некоторые люди редко радуются, какие бы советы вы могли бы им дать ( по кругу дети высказываются), ребята по кругу расскажите о самом счастливом моменте из своей жизни. Дети, а что помогло бы вам быть счастливыми? Как вы могли бы помочь окружающим людям почувствовать себя счастливыми ? На доске запишем основные показатели счастья .Занятие подошло к завершению , спасибо за участие, до встречи! Дом зад.- нарисовать рисунок Счастье – это, нарисовать свое самое сокровенное желание.

Конспект психологического занятия

«Учительский стресс»

«Моя жизненная позиция. Саморегуляция эмоционального состояния»

Цель: Знакомство участников с проблемой профессиональной  Я- концепции, развитие позитивной Я – концепции. Знакомство участников с различными способами регуляции своего эмоционального поведения, в том числе в напряженных ситуациях, освоение приемов  восстановления эмоционального равновесия и профилактики негативных последствий профессионального выгорания.

Здравствуйте уважаемые коллеги, я предлагаю вам поучаствовать в занятии целью, которого послужит– знакомство с проблемой Я- концепции, развитие позитивной Я – концепции, я познакомлю вас со способами регуляции своего эмоционального поведения, в том числе в напряженных ситуациях, приемами восстановления эмоционального равновесия.

Среди учителей был проведен тест: « Нужно ли вам учиться бороться со стрессом?» Вы отвечали на десять вопросов. Если положительных ответов было больше четырех, нужно задуматься  о том, что стресс отнимает у вас слишком много сил, ресурсов, а значит- и здоровья.  Обратите внимание на правила участия в тренингах.( на доске).

Начнем наше занятие первое упражнение «Имя – качество»

Передаем мяч и называем свое имя и какое – либо одно свое качество, начинающееся с любой буквы, которая есть в вашем имени, фамилии, отчестве. Подведем итоги и скажем , мы увидели разнообразие качеств друг друга, но несмотря на то , что мы разные нам предстоит совместная работа. Уважаемые коллеги представьте себе , что вы какое то дерево, любой породы по кругу называем породу своего дерева, какой частью дерева вы бы хотели быть – корень, ствол, крона и почему? Дерево – это жизненная позиция человека: кто я в этой жизни, от корня питается все дерево, ствол держит на себе всю тяжесть, крона дает возможность дереву дышать.

Я  проведу упражнение « Продолжи фразу»

По кругу участники проговаривают « Я , как и все мы…» , т.е. цель - что нас всех объединяет .

Уважаемые коллеги все мы любим получать комплименты я начну это упражнение и скажу комплимент тому кого выберу , а следующий дальше и так по кругу.

Сейчас мы узнаем хорошо ли мы знаем друг друга и проведем игру

 « Ассоциации». Цель: получение обратной связи от группы.

Сейчас кто то из нас выйдет из кабинета , а мы будем называть ассоциации связанные с этим человеком и запишем. Человек должен угадать кто из участников предложил данную ассоциацию, игру повторяем.

Следующее упражнение поможет нам научиться регулировать эмоциональное состояние самого себя.

Итак, познакомимся с различными способами регуляции своего эмоционального состояния, в том числе в напряженных ситуациях; освоением приемов восстановления эмоционального равновесия и профилактики негативных последствий профессионального выгорания.

Уважаемые коллеги вспомните пожалуйста, наиболее яркие примеры ситуаций, связанных с эмоциональным напряжением. Это могут быть примеры из кино, литературы, житейского, профессионального опыта. По кругу каждый приводит свои примеры.

После того как все участники выскажутся , участники обсуждают, как им удается восстанавливать свои силы после напряженных ситуаций.

Многие из нас называют , что отдых, смена обстановки, физические упражнения являются хорошим способом снятия эмоционального напряжения. Сейчас я познакомлю вас с аутотренинговыми формулами и с формулами самовнушения, с помощью которых можно быстро восстановить свои силы.

Основная рекомендация к способу регуляции очень проста : « Расслабьте мышцы лица при первых признаках психического напряжения». Это мышцы лба, глаз, щек, шеи и затылка. Когда вы полностью расслабились, переходим к следующему этапу – расслабление скелетной мускулатуры. Этот способ достаточно эффективен.  В начале кратковременно напрягитесь, а затем приступим к выполнению. Применяем словесное самовнушение .

Мое внимание останавливается на моем лице, мое лицо спокойно, мышцы лба расслаблены, мышцы глаз расслаблены, мышцы щек расслаблены, губы и зубы разжаты, мое лицо как маска.

Я рекомендую применять самоприказы –внимание на руки, мои пальцы расслаблены, мои пальцы и кисти расслаблены, мои предплечья и плечи расслаблены. Мои руки полностью расслаблены. Мое лицо спокойно и неподвижно. Внимание на мои ноги, мои пальцы расслаблены, мои стопы и голени расслаблены, мои бедра расслаблены, мои ноги полностью расслаблены, все мое тело спокойно и неподвижно, мышцы шеи и затылка расслаблены, моя спина расслаблена, грудь и живот расслаблены, все мое тело спокойно и неподвижно, мое лицо и мое тело полностью расслаблены.Уважаемые участники тренинга,, хочу заметить , что невозможно сразу оценить эффективность аутотренинговых техник, их освоение потребует времени, но тот кто сможет проявить упорство, получит в свои руки отличные приемы восстановления душевного равновесия, так как учитель как никто другой обязан владеть способами сохранять эмоциональную устойчивость.

( распечатать на каждого)    

В завершении нашего тренинга проведем всеми любимую игру – упражнение « Подарок»

Участники по кругу, поворачиваясь к своему соседу справа, изображают при помощи мимики и жестов какой- либо подарок. « Адресат»должен догадаться, что ему хотят подарить.

И на прощание запускаем по кругу фразу и продолжаем ее : « Неожиданным для меня сегодня было…; « Я и раньше знала, что сегодня услышала о …»

Завершая наше занятие, я благодарю всех за участие, желаю успехов, здоровья, душевного равновесия, побольше всем нам положительных эмоций!!!

Самоанализ психологического занятия в 5 классе.

Класс-5

Тема занятия- «Работа с негативными переживаниями»

Тип занятия и его структура- тренинговое занятие состоящее из упражнений направленных на развитие защитных реакций и негативных переживаний.

-Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущими, как он работает на последующие уроки?

-Данный урок 12 по счету, перед этим уроком было проведено занятие на тему «Конфликт или взаимодействие», где мы развивали навыки общения и разрешения конфликтов, учились умению свободно, не боясь неодобрения, высказывать свои мысли.

Целями данного мероприятия я обозначила:

            -  повышение эмоциональной устойчивости детей;

           -  формирование навыков принятия собственных негативных эмоций;

           -  формирование умения адекватно воспринимать обидчивые замечания;

           -  формирование качеств слаженности действий внутри группы.

В замысле данного занятия лежат условия максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка.

Для построения таких занятий активно использую принципы:

Самоактулизации,;

Индивидуальности;

Субъективности;

Выбора;

Творчества и успеха;

Веры, доверия и поддержки.

Цели обучения данного занятия –предполагают формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы простейших научных знаний – обобщение и систематизация  ранее полученных знаний, вновь приобретенных на данном занятии, отрабатываем навыки- принятия собственных негативных эмоций. Учимся воспринимать обидчивые замечания, добиваемся усвоения учащимися умений слаженно действовать внутри группы.

Цели воспитания занятия- предполагают  формирование у учащихся нравственных качеств , готовность помогать ближним, сопереживать.

Цели развития занятия – предполагают в основном развитие психических качеств-  интеллекта, мышления, памяти, внимания, познавательных умений.  

Доброжелательная психологическая атмосфера на занятии, коммуникативное взаимодействие позволило в полной мере осуществить все задумки данного мероприятия.

Самоанализ психологического занятия

« Учительский стресс»

« Моя жизненная позиция»

Цель: Знакомство участников с проблемой профессиональной  Я- концепции, развитие позитивной Я – концепции. Знакомство участников с различными способами регуляции своего эмоционального поведения, в том числе в напряженных ситуациях, освоение приемов  восстановления эмоционального равновесия и профилактики негативных последствий профессионального выгорания.

Тип занятия – тренинг.

Известно , что по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров т.е. других профессий, непосредственно работающих с людьми.

По данным НИИ медицины труда, к неврозам , связанным с профессиональной деятельностью, склонны около 60 % учителей.

На таких занятиях основной задачей психолога является- создание оптимальных условий для эмоционального отдыха, информирование педагогов о том, что такие проблемы существуют и бывают вызваны объективными причинами – работой в сфере человек – человек.

Так же необходимо посвятить осознанию и принятию педагогами своего перфекционизма, т.е. страха совершать ошибки, не достигнуть обязательного успеха.

Такие занятия можно закончить призывом  цитатой из сочинения Н.Рериха : « … мы изгоним всякий страх, мы пустим по ветру все разноцветные перья страха. Синие перья застывшего ужаса, зеленые перья изменчивой дрожи, желтые перья тайного уползания, красные перья иступленного стука, белые перья умолчания, черные перья падения в бездну. Нужно твердить о разнообразии страха, иначе останется где – то серенькое перышко угодливого лепетания или же пушинка торопливой суеты, а за ними все тот же идол страха. Каждое крыло страха несет вниз». Давайте учиться мужеству  

  Эти занятия по существу должны накапливать ресурс учителя с пользой изменения , как рекомендация администрации школы ввести публичное поощрение педагогов, в форме специального стенда, к примеру с названием « Вам говорим «спасибо».

Далее. Необходимо проводить работу по сплочению коллектива- совместные поездки в дацан, в дом культуры, участие в праздниках, выезд в театр, совместное пение, празднование дней рождений, в нашей школе мы планируем организовать место для отдыха, чаепития, только после этого в коллективе установится атмосфера безопасности, такая работа должна проводится очень осторожно, так как предстоит встретить сопротивление некоторых участников, но нужно дать им право на это сопротивление, уделить еще большее внимание и показать принятие, тогда уже можно ожидать хороших результатов.

Анализ тестирования

«Нужно ли вам бороться со стрессом

Необходимо ответить на 10 вопросов, если положительных ответов будет больше 4, пора задуматься о том, что стресс отнимает у вас слишком много сил, ресурсов, а значит - и здоровья.

Вопрос

«да»

«нет»

«иногда»

1

Часто ли вы чувствуете, что слишком устали, чтобы отвечать вниманием на внимание со стороны окружающих?

2

7

1

2

Бываете ли вы вспыльчивы по пустякам?

3

7

1

3

Случалось ли вам чувствовать, что вы устали после отпуска ( выходных, каникул) больше, чем до него?

3

7

1

4

Случалось ли вам испытывать по вечерам ощущение, что шея онемела, мышцы плеч ноют, а в спине - тупая боль?

6

3

1

5

Испытываете ли вы сильные головные боли от конфликтов в семье?

5

5

1

6

Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения?

10

1

7

Бываете ли иногда слишком плаксивы или близки к слезам?

4

6

1

8

Предрасположены ли вы к астме или кожной сыпи и дают ли они о себе знать, когда вы эмоционально расстроены?

1

9

1

9

Приходилось ли вам испытывать внезапные приступы болезни как раз тогда, когда нужно было собрать все силы для решающего поступка?

2

8

1

10

Часто ли вам кажется, что тратите слишком много времени на решение чужих проблем и у вас не остается времени на себя?

6

5

Из опрошенных учителей один человек нуждается в помощи - преодоление стрессового напряжения, в остальных случаях положительные ответы не превышают 4 баллов.

Анализ

социально-психологической деятельности в проекте социальная гостиная «Вектор»

Задача- создать условия для развития личности Ребенка и научить взаимодействовать между собой взрослых и детей.

Мы старались отработать такую модель самостоятельной деятельности детей ( безусловно при широком взаимодействии и помощи взрослых) для самосознания и развития различных сторон Личности. Главный смысл этой деятельности в том, что ребенок шаг за шагом открывает для себя собственные психологические особенности, свойства, учится осознавать их, анализировать и затем использовать эти знания и умения в жизни.

Наша деятельность строилась по таким направлениям :

-общие занятия;

-тренинг ( участники учатся развивать и управлять собственным «Я», цель первого занятия:

Диагностика, самодиагностика проблем семейного воспитания и взаимодействия внутри семьи.

Родителям помогает данное занятие понять и осуществлять анализ позитивных и негативных сторон педагогических воздействий. Понять почему их ребенок испытывает трудности адаптации, социализации в классе.

Эти занятия открыли нам возможность увидеть позицию в общении с ребенком занимают родители (упр- «Цветик-семицветик», «Загадай желание», «Волшебный Цветок», в 80% дети доминируют. Обсуждая , работая на первых  занятиях, мы увидели что родители испытывают: небольшой шок, растерянность, осознание собственной несостоятельности, потерянности, затруднялись выполнять такие  упр-я,  как «бланк пожеланий», «Хвасталки», «Расскажи о себе и о ребенке», «Комплимент».

У детей данный процент ниже 45%, это объясняется опытом участия в коммуникативных играх на занятиях психолога и других подобных мероприятиях,

Такие занятия позволили нам установить контакт на невербальном уровне, научились понимать эмоциональное состояние другого по мимике, жестам, выразительным движениям. Все взрослые испытывали трудности при соотнесении слов и чувств, а значит и в понимании своего ребенка, другого близкого человека. Именно после прохождения этого дня у участников появилась общность «МЫ». В завершении данной работы мы ожидаем увидеть уверенность и поддержку от взрослых, сильных людей.      

Были проведены следующие тренинги и занятия с детьми и родителями:

1.«Моя семья в образе круга»

3 –П» принятие, признание, понимание.

2 «Очищение от тревог или цветик- семицветик желаний»

3 «Пойми меня, сочини сказку про своего ребенка»

4 «Здравствуй добрый человек!»

Безусловно, какой бы результат не был получен, это повод для дальнейшего анализа и работы. В выигрыше оказываются все: дети, получив время для общения и игры с родителями, родители: «получили знания, навык как в сложной ситуации понять ребенка и разобрать проблему вместе  с ним», а мы педагоги возможность осуществить рефлексию собственной деятельности и повысить свое профессиональное мастерство.

Психологическое занятие

В социальной гостиной «Вектор»

 «Я познаю себя».

Материал: косынка.

1.Приветствие: « Здравствуй добрый человек!» направо и налево, в центр круга.

2. И.у. «угадай родителя по руке. Ребенку по кругу подают руки он угадывает по руке.

3. И.у «Хвасталки». Каждый ребенок должен похвастаться про свою маму, рассказать всем о ней.

4. Представление домашних игр.

5. «Соломинка на ветру». Все встают в круг, вытягивают руки ладонями вперед. Выбирается «соломинка» из детей. Она встает в круг с завязанными глазами. По команде взрослого: «Не отрывай ноги от пола и падай назад» Участники осторожно передают «соломинку» по кругу.

6.А сейчас дети с закрытыми глазами представляют запахи ( сено, розы, яблоко, жареной рыбы, кофе), давайте обсудим какие запахи нравятся, какие нет. А теперь ребята я приготовила восточные благовония, духи, что вам нравится, что вы себе представляете, когда чувствуете эти запахи?

7.Предлагаем детям «пощупать» различные предметы в классе с закрытыми глазами.(шероховатый камень, вата, кусочек коры дерева, кусочек ткани), кто угадает.

Выступление кукольного театра

8. и.у  «здравствуй друг!»

Здравствуй друг! – рукопожатие

Как ты тут? Стучат по плечу друг другу.

Где ты был? Склоняются к уху друг друга.

Я скучал! Стучат по обеим плечам.

Вот ты здесь! Раскрывают руки, разводят их

Как я рад! Обнимаются, похлопывая друг друга по спине.

9.Игра «Барыня»

Зал делится на 4 команды

1-я- «В бане веники мочены».

2-я –«Веретена не точены»

3-я-«А мочала не сушены»

4-я-«С моря бревна прикачены»

Слова для всего зала : «Барыня-барыня,сударыня-барыня!»

Ведущий дирижирует залом,то первые, то вторые и т д.

  1. «домики и мышки»

Участники делятся по 3 человека.

Двое изображают домик, а один участник –мышка.

Произношу слово-мышка, мышки выбегают из домика и ищут себе новый домик.

 Ведущий тоже может занять место и оставшаяся мышка будет ведущей.

Также меняются домики не расцепляя рук, ищут себе мышку.

А если произносится слово землетрясение, то домики рушатся и складываются новые, а мышки ищут себе новое жилье.  

  1. Прощание при свече: «я хочу, чтобы пламя этой свечи уничтожило все ваши печали, невзгоды, тепло этой свечи согрело души, сердца, ее свет озарил ваши лица улыбкой, любовью, а теперь мысленно поблагодарим , друг друга за работу, вздохнем и дружно погасим свечу.
  2. Продолжи предложение- от работы в тренинге я приобрел…
  3. Мне понравилось…

Спасибо за сотрудничество, всем положительных эмоций, удачи!!!

Социальная гостиная «Вектор»

Этот тест предлагается для выявления особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребенка. Данный метод используется преимущественно при обследовании детей, начиная с четырехлетнего возраста. В тестировании участвовало 10 учащихся из первого класса, которые находились в социальной гостиной «Вектор»

1.Иерархические отношения:

2.Семейные роли.

3.Внутрисемейные контакты:

4.Сверхтесные контакты:

5.Нарушение эмоциональных контактов:

6.Конфликтные взаимоотношения в семье:

7.Агрессия в семейных отношениях:

Самоанализ занятия

Вопрос взаимодействия и понимания друг друга становится все более актуален внутри семьи по мере взросления ребенка. Ребенок взрослеет и меняется, также должны изменяться и развиваться детско-родительские отношения. А для этого необходимо учиться понимать, смотреть и видеть друг друга. Опыт работы с семьями свидетельствует о трудностях установления контакта как следствие непринятия проблем ребенка. Групповые формы работы дают уникальную возможность снять ощущение единственности, уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь и взглянуть на свой собственный опыт с иной точки зрения.

Цель: Повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми.

Задачи тренинга:

Усиление способности родителей к пониманию и вчувствованию в эмоциональный мир своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдение и совместную деятельность;

Изменение неадекватных родительских позиций;

Оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.

Описание организации деятельности в занятии: повышение родительской компетенции в вопросах воспитания, организация коррекционных игр с детьми, направленными на формирование нового типа отношений равноправия и партнерства- организация свободных игр с детьми и родителями.

Что удалось сделать: налажено сотрудничество с родителями и детьми, заложены основы доброжелательных, теплых отношений детей и их родителей, мы старались в  нашей совместной деятельности показать  родителям ,то что ребенок имеет право на выбор, на всех занятиях отрабатывались навыки общения.

Какие личные способности я использовала при подготовке и проведении данных занятий: умение организовать работу с незнакомыми людьми и настроить их на взаимодействие, способность создания  атмосферы теплых, доверительных отношений, старалась вызвать  желание  участников тренинга посещать такие занятия, повышать свой багаж знаний, умений в области воспитания детей.

С кем удалось наладить сотрудничество. Кем и как моя идея и деятельность была поддержана: В процессе построения деятельности налажено сотрудничество с родительским сообществом, более тесно сотрудничаю с кл.руководителем, детьми. Идея всецело поддержана коллективом учителей, администрацией школы.

Что на мой взгляд, реально изменили данные тренинги и занятия в окружающем мире:

Я думаю, что такие занятия реально помогают в решении проблем семейного воспитания, участники  строят доброжелательные  взаимоотношения в своих семьях ,а также с окружающими. Родители учатся принимать позицию своих детей, а дети научаются уважать и прислушиваться к мнению родителей, выстраиваются прочные, толерантные отношения между взрослыми и детьми.

Чему новому я научилась, что узнала, работая в данном направлении: Я научилась планировать занятия направленные на работу с семьями, находить проблему и решать ее, не одна , а в тесном сотрудничестве с родителями и их детьми, также мне стало ясно, что родителям важны такие встречи, у них возникают вопросы, требующие компетентных подходов и  они нуждаются в консультировании, а наши занятия, я думаю, сблизили нас  и теперь участники не чувствуют психологического барьера при решении своих личных проблем, мы можем решать их совместно.

Тест «Рисунок-пожелание»

Социальная гостиная «Вектор»

Фамилия, имя учащегося

Содержание теста, примечание

1

Иванова Снежана

«Пусть всегда будет -солнце, пусть всегда будет- небо»

2

Афанасьев Андрей

«Я люблю тебя Россия, дорогая моя Русь!

Цвети родная Бурятия!»

3

Матвеев Максим

«Чтобы мир был в доме, пусть светит солнце в окна, пусть в нашем доме будет красиво, цветут цветы».

4

Жаркой Юля

«Моя подружка Катя, я играю с ней, мы дружны, нам весело, я буду беречь ее всегда».

5

Чупышева Кристина

«Я Кристина- хохотушка, у меня косички на макушке, я танцую просто класс, так не получится у вас!»

6

Панев Паша

«Я хочу построить дом, дом хороший дом большой, чтобы жить вместе с мамой и папой».

7

Багаев Костя

« Терем –терем- теремок! Кто в тереме живет? Я- Татьяна Валерьевна, Пустите меня в дом,

А ты кто?

Я- Костя Багаев- ваш внук!

Заходи! Будем жить дружно и весело!»

8

Плюснина Катя

«Хочу пожелать детям.

Чтоб они с настроением ходили на занятия.

А учителей благодарим, за то, что они их проводят».

9

Спиридонов Миша

«Пусть наши дети, будут всегда такими счастливыми, веселыми. Чтобы было больше таких интересных занятий».

10

Демашова Катя

«Пусть наши дети, будут всегда такими счастливыми, веселыми. Чтобы было больше таких интересных занятий».

Список использованной литературы

  1. «Психология» уч.пособие 11 класс. Москва. Воронеж 2006. Под.ред.И.В.Дубровиной.
  2. «Я- целый мир» программа развития личности подростков и юношества М.А. Одинцова. Изд. «Институт психотерапии»  Москва  2004.
  3.  «Организация психологической работы в школе». М.Р.Битянова. Генезис. Москва 2000 .
  4.  «Справочник психолога средней школы». Ростов- на Дону. Феникс 2006. О.Н.Истратова. Т.В. Эксакусто.
  5. «Тропинка к своему Я». О.В.Хухлаева. начальная школа (1-4).

Генезис. Москва. 2004.

  1.  «Психологические рисуночные тесты»А.Л.Венгер. Москва «Владос Пресс». 2006.
  2. «Педагогическая диагностика в работе классного руководителя». составитель Н.А.Панченко. Волгоград. 2007.
  3.  «Социальная педагогика»Ю.С. Василькова. Т.А. Василькова.Москва Академия 2001.
  4.  «Настольная книга классного руководителя». Л.И. Саляхова. Москва Глобус. 2007.
  5.  «Планирование воспитательной работы в классе». Методическое пособие. Под.ред. Е.Н.Степанова. Москва Творческий  Центр. 2001.
  6.  Журнал «Классный руководитель» 2009  №  3,5,7,8.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолог в школе и работа педагога-психолога с родителями детей школьного возраста.

1) Введение……………………………………….3 2) Какой психолог нужен школе…………&hell...

Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психоло...

Портфолио педагога-психолога Зенкиной Е.А.

Освещены основные направления работы педагога-психолога начальной школы...

неделя психологии МО педагогов – психологов, социальных педагогов, учителя – логопеда «Доброта – спасет мир» и "Жить в мире с собой и другими"

второй год в нашей школе проходит неделя психологов, социальных педагогов и логопеда.Цель - развитие представления учащихся о доброте, воспитание у детей положительных качеств характера, мотивировать ...

Перспективный план работы педагога- психолога ОУ в начальной школе. План работы педагога- психолога на уч.год.

Материалы раскрывают содержание и направление деятельности педагога- психолога ОУ  с обучающимися 1-4 классов.План работы включает мероприятия, сроки реализации и используемы программы, формы кон...