Современный ученик – грамотный читатель.
материал по теме

Побединская Марина Владимировна

Научная публикация о современном ученике, как грамотном читателе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennyy_uchenik.doc35 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_chtenie.ppt2.98 МБ

Предварительный просмотр:

Современный ученик – грамотный читатель.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему  школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования.

                                                     …..думать и говорить о книгах всегда

прекрасно, к чему бы это ни привело.

А.К. Дойл

Актуальность темы: Как показывают наблюдения, в последнее время дети очень мало читают, они не могут владеть фразой и затрудняются в выражении своих  мыслей. Это приводит к речевым ошибкам, состоящим в неудачном, неуместном употреблении слов. Читают многие  ученики плохо, непонятно,  неэмоционально, не понимают смысла произведения. Бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль в виде распространённых предложений, непонимание связей в тексте, отсутствие логики  приводят к тому, что ученики затрудняются  передать услышанное, увиденное, пережитое.

Поэтому тема является интересной и актуальной.

           Современный читатель….Каков он? Какие качества его отличают? Какая первая книга должна попасть в руки начинающему читателю, чтобы ему всю жизнь хотелось пройти вместе с книгами, их авторами? Где лежит та грань, которая отделяет того, кто не хочет читать, от другого, который не может ни дня прожить без книги?  Почему не каждый ребёнок мечтает стать настоящим читателем? Очень  хочется не только найти ответ на эти вопросы, но и   увидеть рядом с собой настоящего читателя.

 Кропотливая работа учащегося над словом, потребность к самостоятельной творческой работе над познанием родного языка должны изменить ситуацию, дать ответы на волнующие вопросы.

       Современный учитель – ключевая фигура перестройки школы.

От каждого учителя требуется прежде всего личная ответственность за свою деятельность, преодоление в себе психологического барьера, отказ от шаблонных форм  и методов работы, умение свободно, творчески строить учебно – воспитательный процесс.

Значит, современному учителю необходимо обладать:

- структурным ( системно – деятельный подход) мышлением;

- коммуникативной( самокритика)  и ситуативной рефлексией;

- коммуникативными (в том числе риторическими) навыками.

Поскольку существует школа и семья, то  в равной степени ответственность за нежелание брать книгу в руки лежит и на  родителях.  Сколько раз сами родители берут книги в руки в присутствии своего ребёнка и с упоением читают классику или новинки литературы?  Обсуждают ли дома, прочитанные ребёнком произведения?

Родители , которые вместе с ребёнком читают и обсуждают книги,  выслушивают мнение детей о прочитанном, добьются успехов.

Мы, взрослые, не хотим признаться  себе в том, что сами зачастую виноваты в нежелании детей читать – понимать литературу.

Нельзя заставить ребёнка полюбить книгу, нельзя заставить чувствовать, переживать. Дети тянутся к книге, когда у них есть желание и потребность. Что нам остаётся? Пробудить это желание! Умный учитель постарается организовать деятельность детей на уроке, что  им захочется понять автора и поступки героев, а значит, будет  желание читать.

Весь секрет кроется в том, как преподнести замысел автора. Понимающему учителю важно то, что замысел произведения  таится в каждом слове, каждой фразе автора, прячется между строк.

Каждое новое произведение  для ребёнка – это встреча с новым миром,  новым способом  отражения действительности, новым автором. Хочется, чтобы эта встреча навсегда осталась в памяти, поэтому к ней надо готовиться.

Литературное произведение на уроке, в отличие от самостоятельного домашнего чтения, становится объектом исследования читателей. В процессе «общения» читателя и автора созидается смысл текста. Каждый ребёнок учится понимать его, открывая новые способы  чтения – осмысление.

Конечно, важен первый этап – этап восприятия. Он сопровождается первыми эмоциями, переживаниями, вопросами детей, недоумением. На первом этапе наше внимание должно быть обращено на реакцию детей, выраженную в вопросах о том, что же осталось непонятным, необычным, что удивило, вызвало определённые чувства. Ценность этих вопросов состоит в том, что они являются отправными точками диалога между автором и читателем, ориентирами на пути осознания авторской позиции произведения, его основного смысла. Это этап начального самоопределения, самопознания читателя.

Первый этап знакомства получает своё логическое продолжение  – разбор текста, специально организованный  учителем. Что это за разбор?  Это путь наблюдения  читателя за тем, как развивается мысль автора от первого до последнего слова в тексте. Такой разбор предполагает  анализ  произведения.

 К.И. Чуковский высказал  удивительную точную и верную мысль: «Анализ – это открытие увлекательных и поражающих ценностей там, где дети их раньше не замечали». Учителю и нужно стремиться к такой  работе над  словом, чтобы ученик самостоятельно делал открытия   «смыслов».

А для этого необходимо научить ребёнка всматриваться и вчитываться в каждое слово  родного языка, потому что богатства его неисчерпаемы.

      Одним из важнейших показателей  богатства великого русского языка является многообразие синонимов в нашем языке.

Употребление синонимов делает речь каждого человека богаче, ярче, разнообразнее, точнее, осмысленнее, глубже и содержательнее.

 Лексико – семантические упражнения, которые я предлагаю на уроке, полностью базируются на доступных, знакомых детям, в основном программных произведениях, которые являются не только наиболее эффективным материалом и средством овладения синонимами, но и способствуют совершенствованию качества мыслительных операций и мышления в целом, а возможно, и это самое главное, помогают детям прикоснуться в процессе работы к духовным ценностям нашей великой культуры. В работе с синонимами используются следующие приёмы:

1) выделение из группы синонимов (синонимического ряда ) наиболее подходящего слова  к контексту содержания произведения, предложенной ситуации слова;

2) замена группы синонимов одним словом, но более выразительным и чаще употребляющимся в речи ;

3)подбор синонимов к данному слову.

Главным источником обогащения словарного запаса ребёнка синонимами является приобщение его к языку подлинной художественной литературы и устного народного творчества,  языку А.С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, С.А. Есенина…….

Надеюсь, что способы работы с текстом, творческие открытия детей, варианты занятий по конкретному литературному материалу помогут мне в дальнейшем организовывать читательскую и учебную деятельность своих воспитанников, а также позволят подняться ещё на одну ступеньку – стать современным компетентным читателем - собеседником.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование грамотного читателя в общеобразовательной программе "Школа - 2100"

Основной задачей преподавания литературы в школе является нравственно-эстетическое развитие учащихся, что связано с пробуждением интереса к серьезному чтению, расширение читательского кругозора, форми...

Формирование функционально грамотных читателей

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным вид...

Формирование функционально грамотных читателей

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным вид...

Как стать грамотным читателем

Советы для детей и их родителей о правильном способе работы с книгой, с текстом....

КОНКУРСНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по формированию, развитию и оценке функциональной читательской грамотности обучающихся начальной школы «Воспитание грамотного читателя через возрождение традиций материнского чтения»

laquo;Чтение – вот лучшее учение». Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анали...

Кружок Функциональная грамотность. Становлюсь грамотным читателем 2 класс

Кружок Функциональная грамотность. Становлюсь грамотным читателем 3 класс...

Кружок Функциональная грамотность. Становлюсь грамотным читателем 3 класс

Кружок Функциональная грамотность. Становлюсь грамотным читателем 3 класс...