Коррекционно-развивающая среда в начальной школе
опыты и эксперименты по теме

Тюрикова Светлана Александровна

     Для создания коррекционно-развивающей среды необходимо соблюдение ряда задач и условий.

Задачи:

-коррекционная – исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей ребёнка;

- развивающая – оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития;

- профилактическая – предупреждение вторичных отклонений и нарушений развития.

Условия:

-учёт индивидуально-типологических особенностей детей с нарушениями интеллекта;

-эмоциональная насыщенность среды;

-сменность учебных пособий;

-учёт потребностей ребенка в индивидуальной и совместной деятельности;

-интеграция разных по содержанию видов деятельности;

-включение всех видов анализаторов;

-соответствие гигиеническим требованиям, правилам охраны жизни и здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krs_na_urokakh_v_nachalnoy_shkole.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

Учитель начальных классов: Тюрикова С.А.

Коррекционно-развивающая среда в начальной школе

    Для раскрытия потенциальных возможностей личности ребёнка с интеллектуальными нарушениями, содействия его развитию в личностном и познавательном плане следует уделять особое внимание созданию коррекционно-развивающей среды на уроках в начальной школе.

    Под коррекционно-развивающей средой понимается специально организованное пространство, обеспечивающее не только коррекцию и компенсацию нарушенных функций, адаптацию и социализацию ребенка  с интеллектуальными нарушениями, но и направленное на развитие личности ребенка.

     Для создания коррекционно-развивающей среды необходимо соблюдение ряда задач и условий.

Задачи:

-коррекционная – исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей ребёнка;

- развивающая – оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития;

- профилактическая – предупреждение вторичных отклонений и нарушений развития.

Условия:

-учёт индивидуально-типологических особенностей детей с нарушениями интеллекта;

-эмоциональная насыщенность среды;

-сменность учебных пособий;

-учёт потребностей ребенка в индивидуальной и совместной деятельности;

-интеграция разных по содержанию видов деятельности;

-включение всех видов анализаторов;

-соответствие гигиеническим требованиям, правилам охраны жизни и здоровья.

     В результате коррекционно-развивающегося обучения происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития, формируются ЗУНы, повышающие жизненную компетенцию детей с нарушением интеллекта, т.е. решается та задача, которая, по сути, стоит перед нашими образовательными учреждениями.          Коррекционно-развивающей среда в начальной школе включает в себя и пространственное окружение. В классах обновлена мебель: парты и стулья с регулируемой высотой, шкафы для верхней одежды с подставками для цветов, шкафы для коррекционно-развивающего материала. С помощью чего созданы зоны отдыха для обучающихся.    

    На активизацию познавательной и мыслительной деятельности, на расширение представлений о мире, на воспитание увлечённости влияет и оформление классов:

- размещение на стендах иллюстраций сказочных героев для стимулирования интереса к изучению обучающих материалов;

- оформление рубрик «Срочное сообщение», «Календарь наблюдений», «Твоя безопасность» и т.д.

     То есть в оформлении учитывается игровой момент, так как  игра, способствует накоплению запаса ярких, конкретных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, активизирует познавательную деятельность ребёнка. Она формирует внимание, настойчивость, память, мышление, развиваются познавательные способности, происходит овладение языком, коррекция психических функций, познание самого себя, социальных отношений.

      Главной задачей для педагога является: создание коррекционно-развивающей среды на уроках, способствующей развитию и коррекции высших психических функций (мышления, памяти, речи, внимания, восприятия). Коррекционно-развивающие уроки имеют большое значение для развития устной и письменной речи. В процессе выполнения специально подобранных заданий обогащается словарь учащихся, они отвечают на вопросы и формулируют ответы, им приходится планировать предстоящее действие, выделять главное и второстепенное, анализировать и сравнивать, устанавливать причинно – следственную зависимость, делать выводы. Представим примеры использования коррекционно-развивающих упражнений на уроках чтения и русского языка.

  1. Упражнения на развитие внимания:

Каждому ученику предлагается таблица из разноцветных кружков, расположенных в 3-4 ряда по 8 кружков в каждом.

  • Дети читают (называют цвета) с убыстрением.
  • Читают через 1 кружок.
  • Читают через два кружка.
  • Читают  с конца.

   2.Выработка помехоустойчивости зрительного восприятия.

Задание. Прочитай загадки, отгадай их. Если  трудно, выделяй границы слов карандашом. СТОИТАНТОШКАНАОДНОЙНОЖКЕЦВЕТНОЕКОРОМЫСЛОНАДРЕКОЙПОВИСЛО.

   3.Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков  и закономерностей):

- «Слова рассыпались»: АРСТА, АЗУБР, ААРМ, НАЛЕП, ЧКАТО, ГАИНК;

- «Вставь по аналогии»: котлеты жарят, а суп __________________________,

                                          сено косят, а волосы _________________________ и т.д.

      Важно заметить, что при этом учитель выступает не в роли основного источника информации, а в роли организатора эффективных условий обучения с применением различных дидактических приемов, коррекционно-развивающих упражнений и других видов деятельности.

     Далеко не каждый учебный предмет имеет в своем арсенале  такое разнообразие форм, средств и методов для коррекционно-развивающего обучения, каким располагает математика.

     Использование графических моделей, таблиц, головоломок, магических квадратов, краткой записи задач, условных знаков, обозначений способствуют развитию у детей логического мышления, пространственных представлений, глазомера, чувства пропорции, технического мышления, воображения.

Примеры заданий:

  1. «Заполни пропуски» (нумерация многозначных чисел).
  2. «Цепочка» (устный счёт – плюс – минус, сложение – вычитание с переходом через 10).
  3. «Отгадай фигуру»
  4. «Найди сходства и различия»
  5. «Выбери лишнее».

      Важно помнить, что невозможно в ходе одного урока одновременно корригировать все психические процессы, поэтому при планировании содержания урока учитель должен ориентироваться на активизацию тех психических функций, которые будут задействованы максимально т.е. через их активную работу будет поступать и отрабатываться учебная информация. Не надо забывать и о том, что любая картинка, схема, таблица, любая наглядность не должны быть развлекательным фоном, а должны решать определённую коррекционно-развивающую задачу. Учитель всегда должен уметь ответить на вопрос – для чего используется тот или иной материал.

     Таким образом, из всего сказанного становиться ясно, что дети с интеллектуальными нарушениями требуют особых условий для психического развития и коррекции нарушенных функций. Мы, педагоги, должны быть личностно готовыми к работе с такими детьми, иметь деликатность, такт, желание помочь ребенку в осознании его успехов и причин неудач его личностного роста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая воспитательная среда в условиях группы продлённого дня в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Так что же такое коррекционно-развивающая среда?Под этим понимается организация процесса общения воспитателя и воспитанника таким образом, чтобы исправлять, нейтрализовывать, устранять негативны...

Программа групповых коррекционно-развивающих занятий для детей начальной школы, обучающихся по программе VIII вида 2 вариант.

Данная программа предлагает систему игровых занятий для комплексного психического развития умственно отсталых школьников. Основной целью коррекционно-развивающей программы является развитие («доведени...

Использование программы «Мат-решка» в коррекционно-развивающих занятиях психолога в начальной школе

Программа Мат-решка может помочь детям преодолеть трудности в обучении и адаптации в школе....

Развитие коррекционно- развивающей сенсорной среда на логопедических занятиях

В материале подробно описаны приемы, виды игровой деятельности, используемый материал , способствующий развитии сенсорики и моторики....

Коррекционно - развивающее занятие для учащихся начальной школы "Развитие внимания и памяти".

Подробный конспект коррекционно - развивающего занятия для детей начального школьного возраста по развитию основных функций внимания и памяти. Может использоваться в работе учителем - дефектологом, пе...

Коррекционно-развивающая пространственная среда для учащихся с особыми возможностями здоровья и инвалидов в рамках инклюзивного образования.

Одним из важных условий тдля полноценной коррекции и адаптации учащихся с ОВЗ является созданик коррекционно- развивающей прстранственной среды с современным инатерактивным оборудованием...