Главные вкладки

    Диагностика развития речи
    картотека по теме

    Ольга Анатольевна Переводчикова

    Приведены диагностические задания для определения уровня развития речи детей

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Диагностика развития речи у детей №1

    Методика Эббингауза.

    Методика используется для выявления уровня развития речи, продуктивности ассоциаций.
    Инструкция: »Вставьте пропущенные слова».

    Инструкция: «Расставь точки».

    Анализ результатов: Фиксируются скорость нахождения и продуктивность ассоциаций.
    Методика изучения возможности осмысления ситуации на основе слухового или зрительного восприятия (понимание явного и скрытого смысла, связи деталей в единое целое).

    Данная методика используется для определения уровня развития понимания грамматических конструкций.

    Задание 1.

    1. «Послушай, что я тебе прочитаю, и расскажи».
    2. «Прочитай и перескажи».

    Галка и голубь.

    Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню.
    Голуби ее приняли как свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-галочъи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к галкам, но те тоже ее не приняли.

    Муравей и голубка.

    Муравей захотел напиться и спустился к ручью. Волна захлестнула его, и он начал тонуть. Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся.
    На следующий день муравей увидел, что охотник хочет пойти и поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

    Умная галка.

    Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что стало можно пить.

     Самые красивые.

    Летела сова. Навстречу ей летели другие птицы. Сова спросила:
    - Вы не видели моих птенцов?
    - А какие они?
    - Самые красивые!

    Анализ результатов: учитывается понимание последовательности событий, общего и скрытого смысла.

    Задание 2.

    Обращаясь к ребенку, учитель говорит: «Слушай внимательно. Я буду называть по несколько слов. Составь из каждого набора по несколько предложений (одно предложение). Если потребуется, измени эти слова или добавь к набору еще одно или несколько слов».

    Наборы слов:

    1. Девочка, альбом, рисунок.
    2. Ребенок, чашка, молоко.
    3. Из, клетки, чиж.
    4. Саша, лыжах, катается, на.

    Шкала оценивания.

    Количество правильно составленных предложений

    Оценка

    4 и более

    5

    3

    4

    2

    3

    1

    2

    0

    1

    Задание для углубленной диагностики.

    «Прослушай ряд слов и составь из них предложения».

    1. В, поют, хоре, девочки.
    2. Пассажиры, трамвая, выходят.

    Задание 3.

    Перед ребенком на столе выкладываются две карточки с рисунками:

    Учитель говорит: «Мальчика в белой рубашке зовут Петей, а мальчика в клетчатой рубашке — Ваней». Затем под этими картинками учитель раскладывает восемь отдельных карточек с напечатанными на них предложениями разной синтаксической сложности. Эти предложения представляют собой описание ситуаций, в которых субъектом действия является то Петя, то Ваня (активные и пассивные конструкции): Ваня нарисовал Петю. Ваню нарисовал Петя. Петю нарисовал Ваня. Ваня нарисован Петей. Петя нарисовал Ваню. Ваней нарисован Петя. Петей нарисован Ваня. Петя нарисован Ваней.

    Далее учитель говорит: «Прочитай эти предложения. Положи отдельно те из них, где говорится о том, что рисовал Петя, и отдельно те, в которых говорится о том, что рисовал Ваня».

    Примечание: Если ребенок не читает, используется дейктическая жестикуляция. Предложения читает учитель. Ребенок показывает пальцем, кто рисовал: Петя или Ваня.

    Задание для углубленной диагностики.

    «Покажи, где на картинке: — круг под квадратом; — квадрат над кругом; — круг на квадрате; — круг над квадратом».

     

    Тест различения и выбора фонем.

    Тест звукоразличения состоит из 8 основных заданий и 6 заданий для углубленной диагностики.
    Первое и второе из основных заданий направлены на оценку фонематического восприятия, третье и четвертое — на состояние фонематических представлений, пятое, шестое и седьмое — фонематического анализа и восьмое — фонематического синтеза.

    Для оценки состояния фонематического восприятия в комплекс включены задания, направленные на узнавание, различение и сравнение: отдельных звуков в ряду звуков (задание 1) и слов-паронимов (задание 2). Особое внимание в заданиях обращено на различение свистящих и шипящих, аффрикаты глухих и звонких, твердых и мягких фонем. При необходимости с этой целью могут быть использованы дополнительные задания.

    К моменту применения данного теста необходимо располагать данными о состоянии физического слуха ребенка. Это связано с тем, что даже незначительное снижение слуха в раннем детстве затрудняет различение речевых звуков. Вместе с тем и у детей с нормальным физическим слухом нередко возникают специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем. Эти трудности влияют на ход развития всей звуковой системы.

    Задание 1.

    Обращаясь к ученику, учитель говорит: «Сейчас я буду называть различные звуки. Будь внимателен: если среди этих звуков услышишь звук Ш, то подними руку. Слушай:

    Т, Ш, Ч, Ж, Щ, Ш».

    После выполнения учеником этой части задания учитель продолжает инструкцию: «А теперь подними руку тогда, когда среди звуков, которые я буду произносить, ты услышишь звук 3′ (зъ). Слушай:

    С’, Ц’, 3′, Т ‘, 3′ «.

    И, наконец, учитель говорит: «Сейчас я снова буду называть различные звуки. Подними руку только тогда, когда услышишь звук Ц. Слушай:

    С, Ч, Т, Ц, С, Ц, Щ».

    Примечание: Звуки Ш, 3′, Ц по два раза встречаются в заданных рядах звуков. Поэтому общее количество правильных ответов составляет шесть. Исходя из этого, предлагаются следующие нормы оценок.

    Задание для углубленной диагностики.

    «Услышав слог ТА среди других слогов, подними руку. Слушай: ДА, НА, ТА«. После того как ребенок дает ответ, учитель продолжает: «А теперь подними руку, если услышишь слог СЯ. Слушай:

    ЗЯ, СЯ, СА, СЯ, ТЯ».

    Задание 2.

    Перед ребенком на столе раскладываются 10 рисунков (см. ниже). Далее учитель говорит: «Рассмотри все рисунки и скажи, все ли предметы, изображенные на картинках, тебе известны? Знаешь ли ты названия всех этих предметов? (Обычно ребенок отвечает утвердительно.) Теперь будь особенно внимательным. Я буду показывать эти предметы попарно (по два слова), а ты будешь показывать их на рисунках».

    Далее учитель называет следующие пары:

    трава — дрова, уточка — удочка, крыша — крыса, мишка — мышка, бочки — почки.

    Задание 3.

    Учитель раскладывает на столе перед учеником представленные ниже картинки (за исключением двух картинок с домиками). В названиях предметов, которые изображены на этих картинках, содержится либо звук Д, либо звук Т. Далее учитель спрашивает: «Все ли предметы тебе известны?» Ребенок обычно отвечает утвердительно.

    Затем учитель раскладывает еще две картинки: на первой изображен белый домик, на второй — черный. Учитель вновь обращается к ученику: «Положи возле белого домика картинки с изображением предметов, в названиях которых содержится звук Т, а возле черного домика — со звуком Д«.

    Задание 4.

    Обращаясь к ученику, учитель говорит: «Вспомни и назови как можно больше слов, в которых есть звук С. Помни, что этот звук может быть в начале слова, в середине, в конце».

    Задание 5.

    Вначале учитель просит ребенка написать на листочке слово

    «сковородка».

    Как правило, ученик отказывается это выполнить, ссылаясь на неумение хорошо писать. Учитель успокаивает его, говоря: «Ну что ж, тогда мы поступим иначе. Записывать слова буду я. Для этого ты мне продиктуешь сначала первый звук в слове, затем — второй, третий и так до конца слова. Но мы начнем с короткого слова, а потом будем брать слова все более длинные и сложные».

    Затем учитель по очереди называет слова:

    нос, паук, школа, палатка, сковородка.

     

    Задание для углубленной диагностики.

    «Назови первый и последний звук в слове

    СЛОН«.

    Задание 6.

    Перед ребенком на столе раскладываются четыре карточки (см. ниже). Учитель уточняет, знает ли ученик названия предметов, изображенных на них, просит назвать их. Затем, обращаясь к ученику, говорит: «Отбери из этих четырех картинок ту, в названии которой первый звук такой же, как и в слове «ласточка».

    Задание для углубленной диагностики.

    «Отбери среди картинок ту, которая начинается со звука В«.

    Задание 7.

    Учитель выкладывает на столе перед ребенком четыре буквы:

    Ч Ш Ц Т

    Уточняет, знает ли ребенок, какие это буквы, просит их назвать. Далее учитель говорит: «Сейчас я произнесу одно слово — это слово «чашка». А ты отбери из этих четырех букв (Ш, Ч, Ц, Т) ту, которая соответствует первому звуку этого слова».

    Задание для углубленной диагностики.

    «Отбери из четырех букв ту, с которой начинается слово АИСТ«.

    О У А М

    Задание 8.

    Обращаясь к ученику, учитель говорит: «Сейчас я буду называть каждый звук в слове отдельно, один за другим. Слушай внимательно и скажи, какое слово получится из этих звуков». (Звуки учителем произносятся с интервалом 4-5 секунд.)

     

    Задание для углубленной диагностики.

    «Скажи, какое слово получится из звуков, которые я произнесу». (Звуки произносятся с интервалом 2-3 секунды.)

    «Назови первые звуки в словах, которые обозначают названия предметов, изображенных на этих рисунках».

    Диагностика развития речи у детей №2

    Методика «словарная мобильность».

    Методика предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 4-7 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики. Методика состоит из 6 заданий, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивается баллами и интерпретируется в зависимости от полученного резульгата.

    Задание А.

    Придумай как можно больше слов на букву  С .

    Время 1 мин.

    Оценка.

    6 — 7 слов — высокий уровень;
    4 — 5 слов — средний,
    2 — 3 слова — низкий.

    Задание Б.

    Оканчивание слов.

    Ход работы.

    Ребенка спрашивают: «Отгадай, что я хочу сказать? По…». Если ребенок молчит (несмотря на повторение данного слога) или механически повторяет сказанное, не пытаясь докончить слово, то можно перейти к следующему слогу: «А теперь, что я хочу сказать? Пона… « и т. д.

    Всего ребенку дается 10 слогов, неодинаково часто встречающихся в начале разных слов. Слоги следующие: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) ло, 7) че,  при, 9) ку, 10) зо.

    Дополнил все предложенные слоги до целого слова — высокий уровень.
    Справился с половиной предложенных слогов — средний уровень.
    Смог дополнить только 2 слога — низкий уровень.

    Задание В.

    Образование предложений с данными словами.

    Ребенку предлагается составить фразу, в которую входили бы следующие слова:

    1) девочка, мячик, кукла;
    2) лето, лес, грибы.

    Оценивается правильность составления фразы.

    Задание Г.

    Подбор рифмы.

    Инструкция: «Ты, конечно, знаешь, что такое рифма. Рифма — это такое слово, которое созвучно с другим. Два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково. Понял? Например, два слова: вол, гол. Они звучат одинаково, значит, они рифмуются. Теперь я тебе дам слово, а ты подбери как можно больше слов, которые с этимсловом рифмуются. Слово это будет «день» «.

    Если ребенок не понял, покажите ему, как это сделать, на примере со словом «день», прежде чем начать тест с другим словом. Два других слова: каша, вой.

    Время работы с одним словом — одна минута.

    Тест выполнен, если ребенок подобрал три рифмы по меньшей мере для двух слов. Имена собственные приемлемы.

    Задание Д.

    Словообразование.

    Как будет называться маленький предмет?

    мяч — мячик;
    рука — …;
    солнце — …;
    трава — …;
    плечо — …;
    ухо — …;
    таз — …

    Оценка.

    6-7 баллов — высокий уровень,
    4-5 баллов — средний,
    2-3 балла — низкий.

    Задание Е.

    Словообразование.

    Если предмет сделан из железа, то какой он?

    железо — …;
    дерево — …;
    снег — …;
    пух — …;
    бумага — ….

    Оценка.

    4-5 баллов — высокий уровень,
    2-3 балла — средний,
    0-1 балл — низкий.

    Задание Ж.

    Общий словарный запас.

    Как называется человек, который учит, столярничает, плотничает, строит, садовничает, переводит, проводит?

    Оценка.

    6-7 баллов — высокий уровень,
    4-5 баллов — средний,
    2-3 балла — низкий.

    Задание З.

    Исследование особенностей звукового анализа слова.

    Инструкция: «Я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается на букву «д«, сразу хлопнешь в ладоши».

    Слова для предъявления: дача, рука, туча, лиса, дом, Даша, ком, дорога, тарелка, стол, дождь, липа, тачка, каша, душ, пчела, дым, речка, кошка, вилка, трава.

    Оценка производится на основе подсчета количества правильно выполненных хлопков.

    Безошибочное выполнение — высокий уровень,
    1-2 ошибки — средний,
    3 и более ошибок — низкий.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса

    Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; Просвеще...

    Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса

    Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...

    Диагностика развития речи детей в приготовительном классе

    Задания позволяют определить уровень развития разных аспектов речи обучающихся приготовительного класса....

    Диагностика развития связной речи младших школьников на основе восприятия музыкальных произведений

    В статье предложены некоторые способы диагностирования уровня речевого развития младших школьников в процессе восприятия музыкальных произведений...

    ДИАГНОСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ.

    Г. Н. КОЗЛОВАДИАГНОСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ.Одним из главных направлений в области образования является повышение качества знаний. А одним из приоритетных этапов результативности обра...

    Диагностика ЗУН математика, русский язык, чтение, развитие речи, технология

    Диагностика ЗУН для начальных классов коррекционной школы...

    Диагностика БУД по чтению и развитию речи

    Диагностика БУД по чтению и развитию речи в начальных классах специальной коррекционной школы  VIII вида...