Диагностика развития речи детей в приготовительном классе
материал по теме

Задания позволяют определить уровень развития разных аспектов речи обучающихся приготовительного класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика развития речи детей

При подборе диагностических материалов использовалась следующая литература:

  1. «Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу» под редакцией Т.С.Комаровой и О.А. Соломенниковой, Ярославль, «Академия развития», 2006;
  2. Т.И. Гризик, Л.Е. тимощук. «Развитие речи детей 6 – 7 лет», Москва, «Просвещение», 2007.

 Обследование речи проводится два раза: в начале и в конце учебного года.

Цель: выявить исходный уровень речевого развития каждого ребенка для дальнейшего осознанного планирования работы; провести сравнительный анализ развития речи детей за год, т. е. определить динамику речевого развития.

Обследуются следующие стороны речи каждого ребенка:

  1. Словарь;
  2. Грамматический строй речи;
  3. Речевой слух;
  4. Связная речь.

Обследование словаря.

  1. Части предмета.

Педагог выкладывает перед ребенком предметные картинки с изображением автобуса, дома и просит назвать предмет и все возможные его части, видимые и невидимые на картинке. Для детей первого года обучение допускаются наводящие дополнительные вопросы.

Высокий уровень – названы все видимые и невидимые части;

Средний уровень – названы все видимые и 2 – 3 внутренние части;

Низкий уровень – названы только видимые части.

  1. Слова-обобщения.

Педагог выкладывает по 5 – 7 предметных картинок на каждую классификационную группу и предлагает разложить их так, чтобы они подходили друг другу  и назвать их одним словом. При этом для первого года обучения предлагаются картинки на тему «Одежда», «Посуда», «Животные», «Овощи», а для второго  года – «Транспорт», «Деревья», «Музыкальные инструменты», «Головные уборы».

Высокий уровень – правильно названы 4 обобщающих понятия;

Средний уровень – правильно названы 3 – 2 обобщающих понятия;

Низкий уровень – правильно названо 1 обобщающее понятие.

  1. Словарь глаголов.

Педагог показывает картинки и просит ребенка назвать кто что делает. Картинки для первого года обучения: рыба, конь, собака, бабочка, змея; для второго – повар, художник,

 учитель, швея, парикмахер.

Высокий уровень – названо 12 – 15 глаголов;

Средний уровень – названо 8 – 11 глаголов;

Низкий уровень – названо менее 11 глаголов.

  1. Словарь признаков.

Для первого года обучения: педагог последовательно показывает картинки с изображением предмета и просит назвать, какой он. Примерный перечень картинок: колокольчик, шкаф, лягушка, кровать, солнце, яблоко, звезды, часы.

Высокий уровень – названо 17 и более прилагательных;

Средний уровень – названо 9 - 16 прилагательных;

Низкий уровень – названо менее 9 прилагательных.

Для второго года обучения обследование проводится в устной форме без использования наглядного материала. Педагог говорит, из чего сделан предмет (ваза из хрусталя), а ребенок называет признак (хрустальная). Примерный перечень словосочетаний: ваза из хрусталя, воротник из  меха, кувшин из глины, мост из камня, кораблик из бумаги.

Высокий уровень – названо 4 – 5 прилагательных;

Средний уровень – названо 3 - 2 прилагательных;

Низкий уровень – названо менее 2 прилагательных.

  1. Антонимы.

Педагог называет слова, а ребенок подбирает пару с противоположным значением.

Для первого года обучения: хороший поступок, грязное белье, высокий дом, короткая дорога, толстая книга, самолет улетел, широкий мост, добрый волшебник, на улице темно, громкий звук.

Для второго года обучения: сильный ветер, зайчик заболел, открытая коробка, солнечный день, глубокая тарелка, мокрое белье, гладкая поверхность, веселое лицо, самолет взлетел, вышел из дома.

Высокий уровень – названо 9 - 10 антонимов;

Средний уровень – названо 6 – 8 антонимов;

Низкий уровень – названо менее 6 антонимов.

Грамматический строй речи.

  1. Множественное число имен существительных.

Для первого года обучения: педагог показывает ребенку карточку с парными изображениями одного и нескольких предметов и просит назвать то, что нарисовано: дерево – деревья, стул – стулья, перо – перья, лист – листья, якорь – якоря.

Высокий уровень: правильно назвал 5 слов;

Средний уровень: правильно названо 3 – 4 слова;

Низкий уровень: правильно названо менее 3 слов.

Для второго года обучения используется тот же демонстрационный материал. Педагог закрывает картинку с изображением нескольких предметов и просит сказать, чего не стало (деревьев, стульев, перьев, листьев, якорей.

Высокий уровень: правильно назвал 5 слов;

Средний уровень: правильно названо 3 – 4 слова;

Низкий уровень: правильно названо менее 3 слов.

  1. «Назови ласково».

Педагог просит назвать ласково слово или нарисованный предмет. Для первого года обучения: мама, папа, брат, сестра, Вова, Таня, Катя, лиса, заяц, кошка. Для второго года обучения: чайник, тарелка, ложка, чашка, кувшин, дерево, стул, перо, лист, якорь.

Высокий уровень: правильно назвал 9 – 10 слов;

Средний уровень: правильно названо 5 – 8 слов;

Низкий уровень: правильно названо менее 5 слов.

  1. Согласование числительного с существительным.

Для первого года обучения: ориентируясь на картинки с изображением машин, сказать сколько их (одна машина, три машины, пять машин).

Высокий уровень: правильно названо  3 слова;

Средний уровень: правильно названо 2 слова;

Низкий уровень: правильно названо менее 2 слов.

Для второго года обучения: ориентируясь на картинки с изображением предметов, сказать , сколько их (три дерева – пять деревьев, тир стула – пять стульев, три пера – пять перьев, три листа – пять листьев, три якоря – пять якорей).

Высокий уровень: правильно назвал 8 - 10 слов;

Средний уровень: правильно названо 5 - 7 слов;

Низкий уровень: правильно названо менее 5 слов.

  1. Согласование прилагательного с существительным.

Ориентируясь на картинки назвать предмет и его цвет (синий карандаш, синяя куртка, синее море, синие колокольчики, красный автобус, красное яблоко, красные маки, красная майка, желтый бант, желтая шляпа, желтые одуванчики, желтое солнце).

Для первого года обучения.

Высокий уровень: правильно назвал 9 - 10 слов;

Средний уровень: правильно названо  6 – 8 слов;

Низкий уровень: правильно названо менее 6 слов.

Для второго года обучения.

Высокий уровень: правильно названо 11 - 12 слов;

Средний уровень: правильно названо 9 – 10 слов;

Низкий уровень: правильно названо менее 9 слов.

Обследование речевого слуха.

  1. Определение согласного звука в слове.

Рассмотреть картинки, назвать изображенные на них предметы и назвать слово с заданным звуком.

Для первого года обучения: [c] – мост, [з] – заяц, [ц] – кольцо, [л] – волк, [р] – рыба, [м] – машина, [п] – палка.    

Для первого года обучения: [щ’] – щука, [ч’] – чашка, [з’] – зебра, [л’] – лимон, [р’]  - ремень, [р] – рыба, [з] – замок.

Высокий уровень: правильно подобрано 7 картинок;

Средний уровень: правильно подобрано 4 – 6 картинок;

Низкий уровень: правильно подобрано менее 4 картинок.

  1. Определение места звука в слове.

Для первого года обучения. Назвать одинаковый звук во всех словах и определить, где он находится (в начале, в середине или в конце): сумка, санки, слон, нос, автобус, ананас, лиса, носок, капуста, скамейка.

Высокий уровень: правильно определено место звука в 8 – 10 словах;

Средний уровень: правильно определено место звука в 5 – 7 словах;

Низкий уровень: правильно определено место звука менее чем в 5 словах.

Для второго года обучения. Рассмотреть картинки( щука, ящик, плащ, курица, стакан, мак, рак, ведро, топор) и найти предмет, в названии которого звук [щ’] находится в начале слова, звук [к] – в середине, звук [р] – в конце.

Высокий уровень: правильно подобраны 3 картинки;

Средний уровень: правильно подобраны 2 картинки;

Низкий уровень: правильно подобрана 1 картинка.

  1. Определение последовательности звуков в слове. Используется на втором году обучения.

Ребенок рассматривает картинку с изображением, например, мухи и последовательно называет все 4 звука в слове.

Высокий уровень: полностью справился с заданием;

Средний уровень: допустил 1 ошибку;

Низкий уровень: допустил 2 и более ошибок.

  1. Дифференциация звуков. Используется на втором году обучения.

Педагог раскладывает картинки парами (точка – дочка, крыса – крыша, лак – рак, глаз – класс, бочка – почка) и просит положить точку на дочку, крысу на крышу и т. д.

Высокий уровень: правильно разложил 5 пар;

Средний уровень: допустил 1 ошибку;

Низкий уровень: допустил 2 и более ошибок.

  1. Слоговая структура слова. Используется на втором году обучения.

Ориентируясь на картинки ( термометр, снеговики, гнездышко, парикмахерская) ребенок заканчивает предложения:

На окне висит …

Во дворе стоят …

Птичка свила …

На нашей улице есть …

Высокий уровень: правильно выдержал слоговую структуру во всех словах;

Средний уровень: допустил 1 ошибку;

Низкий уровень: допустил 2 и более ошибок.

Связная речь.

  1. Объяснение сюжетных картинок.

Педагог демонстрирует сюжетную картинку и просит ребенка рассказать, что здесь происходит. Для детей второго года обучения используются картинки-нелепицы.

 Высокий уровень: составляет связный рассказ с элементами фантазирования, часто использует сложные предложения разных типов, уверенно объясняет, что на рисунке смешно;

Средний уровень: составляет связный рассказ, часто использует простые предложения;

Низкий уровень: затрудняется составить связный рассказ, называет отдельные предметы, изображенные на картинке, не может объяснить, почему эта картинка смешная.

  1. Разложи по порядку.

Ребенку предлагается разложить серию сюжетных картинок (4 – 6 штук) по порядку и по ним составить рассказ. Для второго года обучения предлагается серия состоящая из большего числа картинок или с более сложным сюжетом.

Высокий уровень: правильно раскладывает все картинки и составляет полный связный рассказ;

Средний уровень: допускает ошибки при раскладывании картинок, но сам их исправляет, рассказ составляет полный;

Низкий уровень: допускает много ошибок при раскладывании картинок и затрудняется составить рассказ.

  1. Составление рассказа из личного опыта.

 Педагог демонстрирует ребенку иллюстрации, например, о цирке и просит рассказать, был ли он там и что  видел.

Высокий уровень: свободно и последовательно составляет рассказ из личного опыта;

Средний уровень: затрудняется последовательно составить рассказ самостоятельно, требуются дополнительные вопросы;

Низкий уровень: затрудняется составить рассказ, даже при помощи наводящих вопросов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика развития речи

Приведены диагностические задания для определения уровня развития речи детей...

Развитие речи детей с задержкой психического развития

Неумолимая статистика показывает, что год от года увеличивается количество младших школьников, которые с трудом усваивают родной язык как учебный предмет. Это не может не тревожить учителей. Поче...

Развитие речи детей. Путешествие в страну правильной речи.

Я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в страну Правильной речи. Для того, чтобы попасть в эту волшебную страну, нам нужно преодолеть путь, на котором будут встречаться разные вопросы...

Развитие мелкой моторики для развития речи детей начальных классов с помощью нетрадиционных методик. Пальчиковые игры.

    Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в  их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов, с использованием ...

Развитие артикуляционной моторики и дыхания для развития речи детей начальных классов с помощью нетрадиционных методик

 Правильное дыхание очень важно для развития речи младших школьников, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, ...

Использование пиктограмм, как одна из формы работы по развитию речи детей с ТМНР, в том числе у детей с интеллектуальным нарушением различной степенью тяжести.

Использование пиктограмм,  как одна из формы работы по развитию речи детей с ТМНР, в том числе у детей с интеллектуальным нарушением различной степенью тяжести....

Тема самообразования "Развитие речи детей в игровой деятельности у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Самообразование по речевому развитию детей. Разработано на три года: 1 младший возраст, 2 младший и средний возраст....