Главные вкладки

    Развитие речи учащихся классов «Особого ребенка», как фактор совершенствования личности ребенка.
    статья по теме

    Левицкая Анна Олеговна

    Развитие речи учащихся классов «Особого ребенка», как фактор совершенствования личности ребенка.

    Развитие речи тесно связано с нарушением интеллекта детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Степень развития речи чаще всего соответствует степени общего психического состояния детей. Для них характерно глубокое недоразвитие всех сторон речи: фонетико-фонематической, лексической, грамматической, поэтому работа по развитию речи ведется последовательно-параллельно на протяжении всех лет обучения. Общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средством общения. Вся коррекционно-образовательная работа с детьми должна строиться таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная (Почему учащийся должен говорить?), целевая (Зачем он должен говорить?) и исполнительская (Каким образом он должен говорить?).

    Первостепенной задачей учителя является необходимость организовать речевую среду, пробудить речевую активность учащихся, интерес к предметному миру и человеку ( прежде всего к сверстнику), сформировать у ребенка предметные  и предметно-игровые действия, способность к коллективной деятельности.

    Необходимо создавать условия для возникновения речевой активности и использование усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни. Нужно формировать и расширять словарный запас, поддерживать стремление к общению, учить задавать вопросы, строить фразовую речь, формировать представления о микро-социальном окружении. Целью совместной образовательной деятельности, исходя из современных  подходов в образовании данной категории детей, является формирование навыков самостоятельного общения, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого.

    Актуальность этой темы трудно переоценить, так как нарушение речи

    у данной категории детей носит системный характер, распространяется  на все ее функции: коммуникативную, познавательную, регулятивную. Однако в структуре общего речевого недоразвития на первый план выходит слабость коммуникативной функции, которая рассматривается как часть общего нарушения коммуникативной деятельности.

    Речь практически не вступает и в процесс познавательной деятельности младших школьников. Поэтому и общеразвивающая, и логопедическая работа направлена на обучение детей коммуникативным действиям в неразрывном единстве с формированием у них средств невербального и вербального общения, обогащением лексического словаря и совершенствованием грамматического строя речи, побуждением детей к речевой самостоятельности.

      На начальном этапе коррекционной работы особое внимание уделяется обучению детей игре, которое происходит в совместной деятельности детей и взрослых ( учитель-логопед, учитель-психолог, учитель по физической культуре и другие взрослые). Элементы игры включаются в структуру групповых и индивидуальных занятий, в общеобразовательную деятельность, которая осуществляется в процессе организации различных видов взаимодействия детей и взрослых. Они активно используются во время режимных моментов, в ходе самостоятельной  деятельности детей.

     На первой ступени предпочтение отдается следующим дидактическим играм: играм с природным материалом (с песком, с водой), с дидактическими игрушками. На этой ступени дети начинают осваивать простейшие настольно-печатные игры. Много внимания уделяется и подвижным играм, не перегруженным  сложными  речевыми инструкциями, используются предметные и ролевые игры, а затем театрализованные игры, являющиеся на  первом этапе простейшими вариантами режиссерских игр и игр-драматизаций. Сюжетами таких игр являются песенки и потешки, сказки.

       Уроки развития речи, включающие в себя занятия по ознакомлению с окружающим,  специальные логопедические занятия, направлены на расширение у детей представлений об окружающем мире и умений пользоваться речью. Детей учат понимать обращенную к ним речь, выполнять несложные инструкции, формируют умение общаться со взрослыми, с детьми. Для того чтобы повысить речевую активность, нужно ставить детей в ситуации, когда речь необходима, включать речь в игру. Одновременно учитель ведет работу по расширению и уточнению словарного запаса учащихся, основанную на изучении предметов и явлений окружающего мира. Главное требование при этом – максимально возможная наглядность. Если речь идет о рыбах, то надо принести в класс живых рыбок в аквариуме, если о животных – объемные муляжи и т. д. Сначала происходит знакомство с натуральным объектом, выясняется из каких частей он состоит, а после производят сопоставление с его изображением на картинке. Сопоставление разных объектов, нахождение сходных признаков и  различий исключительно полезны для развития и речи, и мышления детей, для обогащения их представлений, развития восприятия и памяти.

    У большинства учащихся начальных классов «Особого ребенка» фразовая речь почти полностью отсутствует. Способность воспроизводить звуковую и слоговую структуру слова еще не сформирована. Активный словарь этих детей находится в зачаточном состоянии. Он включает звукоподражания, лепетные  слова, небольшое количество  обще-употребляемых  слов, структура и звуковой состав которых нарушены. Пассивный словарь шире активного, однако понимание речи вне ситуации ограничено. Из пяти учащихся 2 «ОР» класса трое не владеют речью, двое имеют серьезные речевые нарушения.

    Вся речевая работа с данной категорией детей должна осуществляться согласованно, единым комплексом, - в классе, группе продленного дня,  родителями в семье. Только в этом случае она будет наиболее эффективна.  

    За первый учебный год у детей значительно активизируется и обогащается речь, расширяется словарный запас и представления об окружающем, появляются слова-обобщения, элементарная фразовая речь. Ко второму году обучения дети становятся более контактны, лучше чувствуют себя в коллективе класса, повышается самостоятельность и организованность,  можно отметить положительные сдвиги  во владении навыками самообслуживания, в ориентировке. Поскольку первый год обучения является наиболее сложен в плане организации и проведении коррекционной работы, большое место на первом году обучения отводится пропедевтической работе, начиная со второго класса, обучение может идти более интенсивно.

    Первостепенной задачей учителя является необходимость организовать речевую среду, пробудить речевую активность учащихся, интерес к предметному миру и человеку  (прежде всего к сверстнику), сформировать у ребенка предметные  и предметно-игровые действия, способность к коллективной деятельности.

    ЛИТЕРАТУРА:

    1. Бойков Д. И.,  Бойкова С.В. Как учить детей общаться - СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2004.

    2. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М.: ИЦ «Академия», 2003.

    3.  Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

    4.   Клюева Н. В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 1996.        

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл med._tema_rech.docx22.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие речи учащихся классов «Особого ребенка», как фактор совершенствования личности ребенка.

    Развитие речи тесно связано с нарушением интеллекта детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Степень развития речи чаще всего соответствует степени общего психического состояния детей. Для них характерно глубокое недоразвитие всех сторон речи: фонетико-фонематической, лексической, грамматической, поэтому работа по развитию речи ведется последовательно-параллельно на протяжении всех лет обучения. Общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средством общения. Вся коррекционно-образовательная работа с детьми должна строиться таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная (Почему учащийся должен говорить?), целевая (Зачем он должен говорить?) и исполнительская (Каким образом он должен говорить?).

    Первостепенной задачей учителя является необходимость организовать речевую среду, пробудить речевую активность учащихся, интерес к предметному миру и человеку ( прежде всего к сверстнику), сформировать у ребенка предметные  и предметно-игровые действия, способность к коллективной деятельности.

    Необходимо создавать условия для возникновения речевой активности и использование усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни. Нужно формировать и расширять словарный запас, поддерживать стремление к общению, учить задавать вопросы, строить фразовую речь, формировать представления о микро-социальном окружении. Целью совместной образовательной деятельности, исходя из современных  подходов в образовании данной категории детей, является формирование навыков самостоятельного общения, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого.

    Актуальность этой темы трудно переоценить, так как нарушение речи

    у данной категории детей носит системный характер, распространяется  на все ее функции: коммуникативную, познавательную, регулятивную. Однако в структуре общего речевого недоразвития на первый план выходит слабость коммуникативной функции, которая рассматривается как часть общего нарушения коммуникативной деятельности.

    Речь практически не вступает и в процесс познавательной деятельности младших школьников. Поэтому и общеразвивающая, и логопедическая работа направлена на обучение детей коммуникативным действиям в неразрывном единстве с формированием у них средств невербального и вербального общения, обогащением лексического словаря и совершенствованием грамматического строя речи, побуждением детей к речевой самостоятельности.

      На начальном этапе коррекционной работы особое внимание уделяется обучению детей игре, которое происходит в совместной деятельности детей и взрослых ( учитель-логопед, учитель-психолог, учитель по физической культуре и другие взрослые). Элементы игры включаются в структуру групповых и индивидуальных занятий, в общеобразовательную деятельность, которая осуществляется в процессе организации различных видов взаимодействия детей и взрослых. Они активно используются во время режимных моментов, в ходе самостоятельной  деятельности детей.

     На первой ступени предпочтение отдается следующим дидактическим играм: играм с природным материалом (с песком, с водой), с дидактическими игрушками. На этой ступени дети начинают осваивать простейшие настольно-печатные игры. Много внимания уделяется и подвижным играм, не перегруженным  сложными  речевыми инструкциями, используются предметные и ролевые игры, а затем театрализованные игры, являющиеся на  первом этапе простейшими вариантами режиссерских игр и игр-драматизаций. Сюжетами таких игр являются песенки и потешки, сказки.

       Уроки развития речи, включающие в себя занятия по ознакомлению с окружающим,  специальные логопедические занятия, направлены на расширение у детей представлений об окружающем мире и умений пользоваться речью. Детей учат понимать обращенную к ним речь, выполнять несложные инструкции, формируют умение общаться со взрослыми, с детьми. Для того чтобы повысить речевую активность, нужно ставить детей в ситуации, когда речь необходима, включать речь в игру. Одновременно учитель ведет работу по расширению и уточнению словарного запаса учащихся, основанную на изучении предметов и явлений окружающего мира. Главное требование при этом – максимально возможная наглядность. Если речь идет о рыбах, то надо принести в класс живых рыбок в аквариуме, если о животных – объемные муляжи и т. д. Сначала происходит знакомство с натуральным объектом, выясняется из каких частей он состоит, а после производят сопоставление с его изображением на картинке. Сопоставление разных объектов, нахождение сходных признаков и  различий исключительно полезны для развития и речи, и мышления детей, для обогащения их представлений, развития восприятия и памяти.

    У большинства учащихся начальных классов «Особого ребенка» фразовая речь почти полностью отсутствует. Способность воспроизводить звуковую и слоговую структуру слова еще не сформирована. Активный словарь этих детей находится в зачаточном состоянии. Он включает звукоподражания, лепетные  слова, небольшое количество  обще-употребляемых  слов, структура и звуковой состав которых нарушены. Пассивный словарь шире активного, однако понимание речи вне ситуации ограничено. Из пяти учащихся 2 «ОР» класса трое не владеют речью, двое имеют серьезные речевые нарушения.

    Вся речевая работа с данной категорией детей должна осуществляться согласованно, единым комплексом, - в классе, группе продленного дня,  родителями в семье. Только в этом случае она будет наиболее эффективна.  

    За первый учебный год у детей значительно активизируется и обогащается речь, расширяется словарный запас и представления об окружающем, появляются слова-обобщения, элементарная фразовая речь. Ко второму году обучения дети становятся более контактны, лучше чувствуют себя в коллективе класса, повышается самостоятельность и организованность,  можно отметить положительные сдвиги  во владении навыками самообслуживания, в ориентировке. Поскольку первый год обучения является наиболее сложен в плане организации и проведении коррекционной работы, большое место на первом году обучения отводится пропедевтической работе, начиная со второго класса, обучение может идти более интенсивно.

    Первостепенной задачей учителя является необходимость организовать речевую среду, пробудить речевую активность учащихся, интерес к предметному миру и человеку  (прежде всего к сверстнику), сформировать у ребенка предметные  и предметно-игровые действия, способность к коллективной деятельности.

    ЛИТЕРАТУРА:

    1. Бойков Д. И.,  Бойкова С.В. Как учить детей общаться - СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2004.

    2. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М.: ИЦ «Академия», 2003.

    3.  Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

    4.   Клюева Н. В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 1996.        


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Деловая игра как способ совершенствования личности ребенка»

    Цели: воспитывать добрые и уважительные чувства друг к другу...

    Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьника Гущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классов Разделы: Преподавание в начальной школе.http://festival.1september.ru/articles/311514/

    Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьникаГущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классовРазделы: Преподавание в начальной школеТруд учителя нелегок, но ...

    совершенствование техники чтения и развитие речи учащихся

    3вуковая разминка1. Артикуляция.Гласные: а, о, у, ы, и, з.Сочетания: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о, аоуиз, аиуоэ.Согласные: з-с-ж, ш-ж-с.Согласные и гласные: же, че, ща, жра, жри.2. Слова, трудные для произ...

    Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьника Гущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классов Разделы: Преподавание в начальной школе.http://festival.1september.ru/articles/311514/

    Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьникаГущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классовРазделы: Преподавание в начальной школеТруд учителя не...

    Статья на тему «Развитие творческих способностей, как один из ведущих факторов социализации личности учащихся»

    Проблема человеческих способностей вызывает огромный интерес педагогов во все времена....

    Предметно -практическая деятельность в работе с учащимися классов особый ребенок

    Этот материал может быть использован учителями, воспитателями коррекционных учреждений в работе с детьми с ОВЗ....