Конспекты уроков по литературе
план-конспект урока по теме

Кузина Екатерина Александровна

1. А.С. Пушкин. Осень.

2. Народные характеры и народный быт в повети Ночь перед Рождеством

3. Паустовский. Спеши делать добро.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема :  Осень.     А  С Пушкин  (Литературное чтение 6 класс)

Цели: Способствовать формированию эстетического вкуса учащихся;

           Побуждать учащихся овладению приемами выразительного, осознанного, беглого чтения;

Развивать у них эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве , в природе.

Методы: Интерактивные методы, словесный

Оборудование: Интерактивная доска, флипчарты, маркеры, стикеры,

толковый словарь Ожегова, золотые правила группы, видеоролики об осени.

Ход урока

 I Организационный момент

Учитель:

Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок.

Урок литературный, А мы народ культурный.

На уроке не лениться, Всем работать, отвечать,

Ну, а мы сегодня будем  Наши знанья пополнять

II Психологический настрой на урок

- Я вижу, ребята, что вы готовы к уроку. Как ваше настроение сегодня? Давайте улыбнемся  друг другу  и нам сразу станет теплее и радостнее на душе... Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда .. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям.

(Дети хором поют припев песни «Улыбка», демонстрируется видеоролик песни)

III   а)   Прогнозирование темы

С помощью слайд-шоу демонстрируется картины осени, дети определяют какое  это время года.

 б) Сообщение  цели урока

Проверка домашнего задания (Детям дано опережающее задание выучить стихи об осени)

IV  Объяснение нового материала

(Слово о Пушкине и о его стихотворении. Демонстрация презентации к стихотворению «..Уж небо осенью дышало»)

-  Пушкин не раз , и в прозе и в стихах , повторял, что осень – любимое время года. Осенью он лучше всего и больше всего писал. Знамениты две «Болдинские осени» - 1830 и 1833 годов, когда Пушкин , живя в своем имении Болдино, написал в короткое время множество первоклассных произведений, и мелких, и крупных ,и в стихах и в прозе.

V Словарная работа

Караван- группа следующих друг за другом объектов

Сень- покров, то, что покрывает, укрывает кого-нибудь, что-нибудь

Обнажалась-освобождалась от покровов (листвы)

VI    Чтение стихотворения учениками.

VII   Работа в группах

 (Деление класса  на группы  с помощью картинок)

-Ребята, мы будем работать в группах, прошу вас не забывать  ваши «Золотые правила», составленные в начале учебного  года .

 А)  (Дети создают презентацию  об осени,  параллельно отражают стихотворение на флипчарте)

Б) Творческая работа

(Демонстрируется  видеоролик с песней «У природы нет плохой погоды».

Задание группам: Дети должны по  просмотренному ролику писать мини - рассказы об осени, о природе осенью)

Презентация  работ каждой группы.

VIII  Физкультминутка

(На интерактивной доске демонстрируется физкультминутка мультяшного героя. сhttp://videouroki.net/)

IX   Игра «Автобусная остановка»  «остановка Осень в искусстве», «остановка словарная»

На плакате  «остановка словарная» дети пишут слова, с которыми ознакомились на уроке.

На плакате «остановка Осень в искусстве» пишут имена художников, поэтов ,писателей, музыкантов, которые написали об  осени.

X   Домашнее задание

Выучить стихотворение  Пушкина  об осени

XI   (Закрепление изученного «Время круга»)

.( Дети садятся в круг и высказывают свои мнения, вносят предложения по поводу проведенного урока. Параллельно отвечают на вопросы)

- Что нового вы узнали на уроке?

- Все ли вам понятно?

- Чье выступление понравилось, какая группа выступила удачно?

-Понравился ли вам в целом урок?

-Что бы вы изменили в дальнейшем в ходе урока?

XII Оценивание  

 Самооценка (Дети заполняют рефлексивные листы.

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец - это какая-то позиция, и дети красят тот палец , которому больше всего соответствует их мнения.

  • Большой – на уроке было интересно, увлекательно
  • Указательный – эту тему я усвоил очень хорошо;
  • Средний - мне было трудно (мне не понравилось);
  • Безымянный – я был активным , хорошо участвовал на уроке

Мизинец - для меня тема урока была непонятна)

Взаимооценка (Дети с помощью стикеров оценивают презентацию противоположной группы)

Суммативное оценивание учителя

Орфоэпическая разминка

Сшила Саша  Саньке шапку

Шуршат камыши,

  В камышах малыши

У ежа ежата

  У ужа ужата

Тише мыши, кот на крыше

XIII Вывод


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 «Спешите делать добрые дела…» (по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма», 6 класс, урок внеклассного чтения)

Цель: определение идейного звучания произведения и его взаимосвязь с темой

           «Библейская мифология и литература»

Задачи:

обучающая – уметь определять нравственные проблемы рассказа, давать характеристику

                          персонажам;

развивающая –развивать связную монологическую речь учащихся, мышление, умение

                          выделять главное, сравнивать, обобщать сложную информацию;

воспитательная – способствовать формированию высокой нравственной позиции:

                          воспитывать чувство уважения, внимания, заботы по отношению к своим

                          родным, близким, окружающим

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации  к произведению, текст, эпиграф

Методические приемы: методика направленного чтения, «Корзина идей»,

                            концептуальная таблица, письмо по ключевым словам, коллективно-

                            мыслительная деятельность учащихся, свободное письмо

Этап и цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Вызов

(мотивационный)

Цель:

активизация процесса мышления, актуализация знаний по теме

Слово учителя.

Сегодня урок внеклассного чтения по рассказу Паустовского «Телеграмма», после знакомства с рассказом, надеюсь, вы откроете для себя нового писателя. Какого, узнаем после знакомства с рассказом

- Что вы уже знаете о писателе?

-Какие произведения вам уже знакомы?

-Какие темы поднимает автор этих произведений?

-Кто герои рассказа, чем они необычны?

Мы уже говорили о нравственности. Дайте свое понимание этому слову

-Входят ли темы, которые мы перечислили, в это понятие?

-Затрагивает ли тема сегодняшнего урока это понятие?

Работа в технологии КМ

Начнем с «Корзины идей»: назовите свои ассоциации со словом телеграмма

Вывод: о чем из названного говорится в рассказе, мы узнаем на последнем этапе урока

Дискуссия об авторе и характере его творчества (работа по биографии и рассказу «Теплый хлеб»)

Определение тем творчества и запись этих тем на доске одним из учеников

Определение цели урока учащимися

«Корзина идей»: радость, новость, встреча…

2

Осмысление (операционный)

Инструкция к чтению 1 части. Вы будете читать текст частями, после каждой части я буду задавать вам вопросы, читайте вдумчиво

Чтение 1 части

3

Рефлексивный

Цель:

Формировать умение учащихся выражать свои мысли и понятия через информацию, которую они получили, стимулировать обмен мнениями

Вопросы после 1 части:

-Кто герои произведения?

-Кто из них главный?

-Почему вы так решили?

Охарактеризуйте каждого из героев, заполнив концептуальную таблицу:

герой

Прош

лое

Нас

тоя

щее

Отно

шение

к

близ

ким

Вы

вод

-Какая художественная деталь в последнем абзаце подчеркивает одиночество героини, призыв о помощи?

-Что должно произойти в действии рассказа?

-Что заставляет вас так думать?

-Какой герой войдет в повествование?

Высказывание мнений

Заполнение концептуальной таблицы

Высказывание мнений

2

Осмысление (операционный)

Инструкция к чтению 2 части.

-во время чтения обратить внимание на нового героя

Чтение 2 части

3

Рефлексивный

Вопросы после чтения 2 части:

-Кто такая Настя?

-Продолжить заполнение концептуальной таблицы по этой героини (устно проговорить об отношении героев друг к другу), в таблицу записать вывод:

Катерина Петровна думает о дочери, любит ее, несмотря ни на что,

Настя не оказывает должного внимания матери, ссылаясь на разные причины

-Как вы думаете, ради чего написан рассказ?

-Можно ли уже обозначить его тему?

-На чем вы основываете свое мнение?

-Как, по-вашему, развернутся события?

Высказывание мнений

Заполнение таблицы

Вывод о героях

Высказывание мнений.

Определение темы: невнимание близких к своим родным

2

Осмысление (операционный)

Инструкция к чтению 3 части.

-во время чтения внимательно следите за жизнью героини

Чтение 3 части

3

Рефлексивный

Вопросы после прочтения 3 части:

-о ком и о чем 3 часть?

Кмд учащихся.

Вопросы для работы в группе:

1-рассказать о жизни Насти от ее лица

2-поделитесь своим мнением о Насте на основе прочитанного

3-как автор относится к Насте, какие художественные детали говорят об этом

4-передайте состояние Насти после того, как она поняла смысл телеграммы

5-выстройте по восходящей линии действия Насти после осмысления содержания телеграммы с помощью глаголов

Вывод: что осознала Настя?

-Каким вы представляете концовку рассказа?

-Составьте продолжение рассказа по ключевым словам и выражениям (4-5 предложений): Катерина Петровна не вставала, она лежала бледная, маленькая, хоронили ее на следующий день, Настя проплакала всю ночь, уехала крадучись

Коллективно-мыслительная деятельность учащихся в группе

Письмо по ключевым словам, обмен мнениями в группе, выбор  и чтение лучшего

2

Осмысление (операционный)

Инструкция к чтению 4 части.

Чтение 4 части

3

Рефлексивный

-Оправдались ли ваши предположения?

-почему Настя уезжает крадучись?

-Зачем автор вводит образ молоденькой учительницы и ее матери?

Возвратимся к началу урока.

Как мы определи тему урока? Как тема урока и слова Тихона, обращенные к Манюшке, подтверждают тему? (добро-память о близких и оказание им внимания)

Обратимся к «корзине идей»:

-что совпало?

-как вы считаете, какова цель рассказа, ради чего он написан, только ли ради того, чтобы повествовать нам о взаимоотношениях дочери и матери?

Наш рассказ называется «Телеграмма», сформулируйте языком телеграммы предупреждение Паустовского, обратите свой призыв к людям.

Оценивание

Д\з 1.Свободное письмо на выбор:

-Прочитав рассказ, я сегодня понял…

-Мама в моей жизни

-Мое отношение к близким людям. Нужно ли его изменить?

2.Прочитать библейскую притчу «О блудном сыне» и карточку, подумать, в чем точки соприкосновения произведения библейской литературы и литературного произведения

Обмен мнениями

«За добро плати добром, не будь пустельгой»

«Корзина идей»

Составление телеграммы-призыва к людям по теме урока

Тема: Петербург Достоевского  10 класс.

Цели: 1. Показать многоплановость социально-психологического конфликта.    

            2.Подчеркнуть значение образа Петербурга в раскрытии идейного смысла  

              романа.

             3.Развивать критическое мышление: умение находить главное,

              анализировать, информацию, обобщать, свободно мыслить по теме.

Методические приемы: мозговой штурм, КМД, диаграмма Венна, свободное

                                            письмо, пятистишие.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Вызов

(мотивационный)

Цель:

актуализировать знания учащихся,

активизировать умственную деятельность

Постановка учебной задачи

1.Вступительное слово

Некоторые темы, философские и социальные проблемы становились для литературы сквозными. К ним писатели возвращались неоднократно, создавая их каждый раз по-новому в зависимости от исторических потребностей общества, конкретных жизненных условий, своих взглядов. Такой темой является и тема Петербурга. Исследователи творчества Достоевского подсчитали, что город изображен писателем в двадцати его произведениях. Иногда как фон, на котором развивается действие - чаще как действующее лицо. До Достоевского в русской литературе образ Петербурга был уже нарисован во многих произведениях.

2.Организация деятельности учащихся по проведению мозгового штурма по теме: «Петербург в русской литературе первой половины 19 века»:

-вспомните все, что вы знаете по данной теме

3.Выброс материала на доску

Пушкин-«Евгений Онегин», «Медный всадник», «Пиковая дама»

Петербург – социальный фон, целый мир: светское общество, «золотая дворянская молодежь»

Гоголь – «Невский проспект»- «маленький человек»

Некрасов – нищий, трудовой Петербург

4.Определите, с какой целью даны описания города в романе «Преступление и наказание» Достоевского

«Мозговой штурм»:  

Индивидуально,             в паре,

в группе

Выступление групп

2

Операционный

Цель:

Развивать умение работать с текстом художественного произведения,

Развивать умение выделять главное, анализировать информацию

5.Решение проблемы урока

Задание по группам:

1-какими красками нарисован город (защита рисунков по д\з)

2-в какой форме передается мысль об унижении и бесправии петербургского люда

(защита рисунков по д\з)

3- почему такое большое внимание уделяется описанию нищеты петербургских трущоб, как влияет окружающая среда на главного героя

(защита рисунков по д\з)

4- есть ли куда пойти Раскольникову

(защита рисунков по д\з)

6.Выброс материала ответов на доску

Работа в группах по домашнему заданию с защитой рисунков по теме урока

3

Рефлексивный

Цель:

Развивать умение свободно мыслить по теме, обобщать информацию, творчески ее интерпретировать

7.Организация деятельности учащихся по написанию эссе:

-что нового по сравнению с Пушкиным, Гоголем, Некрасовым внес Достоевский в изображение города

(диаграмма Венна)

-Петербург Достоевского

8.Организация деятельности учащихся по написанию пятистишия

Задание по группам:

эссе и диаграмма Венна

Написание пятистишия

1.Петербург.

2.Темный, желтый, серый

3.Унижать, страдать, голодать

4.Унижения и страдания рождают страшные мысли

5.Преступление


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литературе "Сочинение"

в данном коспекте представлены так же коспекты русского языка и математики для 2 класса...

Конспект урока по литературе в 1 классе "Рассказы о животных. Ю. Коваль "Бабочка"

Урок проводится в 1 классе в 4 четверти. Тема "Рассказы о животных. Ю. Коваль "Бабочка"Цели и задачи:1. Организовать деятельность детей по отработке правильности и выразительности чтения.  ...

Конспект урока по литературе 4 класс "А.И. Куприн Барбос и Жулька".

Цели и задачи урока:- Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.И. Куприна;- Познакомиться с произведением «Барбос и Жулька», раскрыть смысл рассказа, верности и дружбы между животными;- Учить ана...

Конспект урока по литературе 4 класс ." А.И.Куприн. Барбос и Жулька."

Цели и задачи урока:- Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.И. Куприна;- Познакомиться с произведением «Барбос и Жулька», раскрыть смысл рассказа, верности и дружбы между животными;- Учить ана...

Конспект урока по литературе - АКУЛА Л.Н.Толстой, 3 класс

Конспект урока по литературе на тему АКУЛА Л.Н.Толстой, 3 класс...

Конспект урока по литературе - КВАРТЕТ И.А.Крылов, 3 класс

Конспект урока по литературе на тему КВАРТЕТ И.А.Крылов для 3 класса...