УРОК по ОРКСЭ по теме "Рождество Христово. Святочная неделя. Крещение».
план-конспект урока (4 класс) на тему

Цель: Повторить знания о празднике Рождество Христово. Обогащать словарный запас детей новыми словами историко-культурологического значения. Прививать интерес детей к изучению истории православной культуры. Воспитывать уважительное отношение к православным традициям, отечественной культуре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК по ОРКСЭ по теме "Рождество Христово. Святочная неделя.  Крещение».

Шабанова Светлана Викторовна, учитель начальных классов

Цель: Повторить знания о празднике Рождество Христово. Обогащать словарный запас детей новыми словами историко-культурологического значения. Прививать интерес детей к изучению истории православной культуры. Воспитывать уважительное отношение к православным традициям, отечественной культуре.

Ход урока.

1.Оргмомент.

2.Беседа по предыдущей теме (вспоминаем великий православный праздник – пасху, Покров Пресвятой Богородицы; 12 двунадесятых праздников, дети объясняют понятия: «переходящие» и «непереходящие» праздники).

3. Введение в новую тему.

Звезды зажглись в таинственной мгле…

 Ангелы сходят с небес.

 Дети, Младенец - Христос на земле-

 Чудо свершилось чудес!

 Будет конец преступленью и злу,

 Верой зажгитесь сердца!

 Бог, среди нас, поклонитесь Ему,

 Славьте Младенца - Христа!

- о каком православном празднике мы будем говорить на нашем уроке? (о рождестве). Запишите тему в тетрадь.

- как вы понимаете слово «рождество»? (рождение)

- кто родился в этот день? (Иисус Христос, Спаситель мира)

- когда мы празднуем это событие? (7 января по новому стилю, 25 декабря – по-старому)

Давным-давно в старинном городе Назарете  жила девушка Мария. Она была обручена с плотником Иосифом. Однажды явился Марии ангел и возвестил ей о том, что она должна будет родить сына Божьего и назвать его Иисус, потому что он спасёт людей от грехов их.

 

 - Почему «Рождество» стало большим событием? (Эта тайна Боговоплощения: Бог стал человеком).

Звучит Тропарь к празднику Рождество Христово (диск)

4. Новая тема.

Рождение детей – всегда важное и радостное событие в жизни людей, родственники, знакомые поздравляют счастливых родителей, дарят подарки, желают здоровья и благополучия родившемуся ребенку. Все люди любят свой день рождения и ежегодно его отмечают. А день рождения Христа празднуют во всем мире. Рождество стало важнейшим событием для всего человечества, современное летосчисление ведется именно от Рождества Христова.

 И сегодня мы с вами вспомним настоящую Рождественскую историю, которая происходила много - много лет назад (более двух тысяч лет). Я попрошу вас помогать мне озвучивать слайды.

 Произошло это событие в далекой  теплой стране, где находится святой город Иерусалим. Местность там гористая. По склонам гор разведено жителями множество виноградников и садов. К северу от Иерусалима в стране Галилейской в городе Назарете и жила Дева Мария в доме Иосифа.

 В то время римский император приказал сделать всенародную перепись населения. Каждый должен был записаться в том городе, где он родился, где жили его предки. Иосиф был родом из Вифлеема, поэтому он и Мария отправились из города Назарет в Вифлеем.

В Вифлеем съехалось много людей, гостиницы были переполнены и места для Марии с Иосифом, не оказалось.

 Они нашли место для ночлега за городом в пещере, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. Пещеру называли вертепом (дети записывают слово в тетрадь, разъясняя лексическое значение).

 Здесь и произошло величайшее событие в истории человечества – родился Спаситель мира. Самим Богом было указано Марии, как назвать сына.

                                 

ИИСУС  «СПАСИТЕЛЬ», потому что Он спасет людей от их грехов.

 Потом его стали называть Христос, что значит в переводе с греческого языка -  царь, помазанник или мессия.

ХРИСТОС  «ПОМАЗАННИК»

 Мария спеленала родившегося Младенца и положила его в ясли – решетчатый ящик, в который клали корм для скота. Теперь в память о колыбели Христа яслями называют детское учреждение, где воспитывают совсем маленьких детей.

                               

 Тесно в многолюдном мире, люди выполняют разные дела, а для Бога не находится места. Но, Господь, рождается, не зависимо ни от каких дел и планов человеческих, даже самых важных, какой была всенародная перепись. Все дела человеческие и государственные идут своим чередом, а вдали от суеты, в тихой пещере среди смирных животных  уже явился Спаситель мира. И только ангелы в небе пением восславили Бога.

 Но не прошло это событие незамеченным для людей. Первыми узнали о рождении Христа – простые пастухи, в ту ночь они пасли свои стада в поле. Вдруг перед ними явился ангел Божий и возвестил о рождении Младенца и указал место рождения. Они поспешили посмотреть на чудо - Младенца.

 

 Узнали об этом событии и волхвы, которые стремились к знаниям, к постижению тайн мира. В то время люди верили, что при рождении великого человека появится на небе  звезда. Увидев эту звезду, волхвы сразу поняли, что ожидаемый Младенец уже родился.

Сохранились имена этих волхвов - ВАЛТАСАР, ГАСПАР, МЕЛЬХЕОР. Мудрецы принесли подарки, поклонились до земли Ему.

ЗОЛОТО – как царю, в виде дани.

 ЛАДАН – Богу (маленькие шарики), использовали при богослужении.

 СМИРНУ – человеку, идущему на смерть, потому что, умерших людей помазывали благовонным маслом.

 Мария хранила эти дары всю свою жизнь. Сейчас они находятся в монастыре на горе Афон. От даров и поныне исходит удивительное благоухание.

                 

                   

Путеводная звезда или Вифлеемская  указывала путь к месту рождения Христа. Звезды, которыми украшают рождественские елки, напоминают нам о Вифлеемской звезде.

Вот так произошло это великое событие в истории человечества.

Согласно старинной легенде, ель стала символом Рождества по желанию небесных сил. Когда в Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель, под пение ангелов на темном небе зажглась новая яркая звезда. Внемля божественному знамению, к пещере поспешили не только люди, но и животные и растения. Каждый старался показать новорожденному свою искреннюю радость и принести какой-нибудь подарок. Растения и деревья дарили Младенцу свои благоухания, цветы, плоды и листья.

На радостное событие спешила с далекого севера и Ель. Она пришла самой последней и, стесняясь, встала в стороне.

Ель не пустили к Младенцу гордые Маслина и Пальма, насмеявшись над ее колючими иголками и липкой смолой. Пальма предлагала свои великолепные плоды, а олива – свое душистое масло, лишь ёлочка ничего не могла предложить младенцу. Скромная Елка не стала возражать и грустно смотрела в светлую благоухающую пещеру, думая о своей недостойности зайти в нее. Но Ангел, который слышал разговор деревьев, сжалился над Елью и решил украсить ее ветви небесными звездами. Ель великолепно засияла и зашла в пещеру. В этот момент Иисус проснулся, улыбнулся и протянул к ней ручки. Ель возрадовалась, но не загордилась, и за скромность Ангел наградил доброе деревце, сделав его отныне знамением светлого праздника Рождества.

5. А теперь скажите, как называется день накануне рождества? (сочельник)

-А после него,  до Крещения? (святки)

-Как их праздновали на Руси? (гадали, колядовали). Учебник, стр.105,106.

Давайте посмотрим домашние задания творческих групп (выступают ребята, рассказывая о гаданиях, а вторая группа исполняют колядки, приглашая присоединиться и всех остальных ребят).

6. -Ребята, как вы думаете,  тема рождества находила отражение в искусстве?

Конечно. Многие писатели, поэты, художники, музыканты затрагивали эту тему в своих произведениях. Об этом послушаем ребят.

(Выступают группы детей, читающих стихотворения, рассказывающие о произведениях и о картинах).

7.Заключение. Рефлексия.

Бог никогда не исчезает, но если человек что-то неправильно делает, грешит, он сам как бы отдаляется от Бога, перестает чувствовать Его присутствие. Заглянем в себя и постараемся найти конкретный поступок, за который нам было стыдно. Не будем говорить об этом вслух, но каждый пусть даст обещание больше не делать этого. Когда мы совершаем какой-нибудь поступок добрый или отказываемся принять участие в плохом  поступке, мы приближаемся к Господу.                                

 -  А какие поступки мы отнесем к хорошим, добрым? (Дети приводят примеры и записывают в свою тетрадь самый добрый свой поступок, делают отметку на лесенке достижений).

- Составьте синквейн (по желанию зачитывают).

-Давайте  мы сделаем и сейчас  доброе дело, подарим ангелочков (которых мы сделали на уроке технологии) нашим дорогим гостям. Пусть они их всегда охраняют и помогают.

Ангелы в небе высоком живут,

 Богу Всевышнему Славу поют,

 К небу возносят молитвы людей,

 Сладкие грезы детей!

(звучит клип «Свеча Рождества»).

 -Всем спасибо за урок!

8. Домашнее задание: продолжаем работу в группах – образ Иисуса Христа в искусстве (опережающее задание); стр.106-108 – прочитать о крещении. По желанию задание № 3, 4.



Предварительный просмотр:

Многие поэты писали о Рождестве. Вячеслав Иванов

 «В рождественскую ночь», Константин Льдов «Волхвы»,

Сергей Есенин «То не тучи бродят за овином», Иван Бунин

«Вечерний ангел», Александр Блок «Рождество» и др. Мы прочитаем стихотворение известного русского поэта А.А Фета, который жил  в 1820-1892 годах.

Афанасий Афанасьевич Фет

Ночь тиха. По тверди зыбкой

Звезды южные дрожат.

Очи Матери с улыбкой

В ясли тихие глядят.

Ни ушей, ни взоров лишних,

Вот пропели петухи —

И за Ангелами в вышних

Славят Бога пастухи.

Ясли тихо светят взору,

Озарен Марии лик.

Звездный хор к иному хору

Слухом трепетным приник.

И над Ним горит высоко

Та звезда далеких стран:

С ней несут цари востока

Злато, смирну и ливан.

Ливан (в Библии - ладан) - чистое, душистое вещество с желтоватым оттенком, острое и горькое на вкус, но необыкновенно приятно-пахучее.



Предварительный просмотр:

Ф. Достоевский «Мальчик у Христа на елке», А.Куприн «Тапер», Саша Черный «Рождественский ангел», А.П. Чехов «Ванька», Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король». А мы прочитали и хотим рассказать вам сказку Ханса Кристиана Андерсена «Ель».

ЕЛЬ

В лесу стояла чудесная елочка. Место у нее было хорошее, воздуха и света вдоволь; кругом же росли подруги постарше — и ели, и сосны. Елочке ужасно хотелось поскорее вырасти; она не думала ни о теплом солнышке, ни о свежем воздухе, не было ей дела и до болтливых крестьянских ребятишек, что собирали по лесу землянику и малину; набрав полные корзиночки или нанизав ягоды, словно бусы, на тонкие прутики, они присаживались под елочку отдохнуть и всегда говорили:

— Вот славная елочка! Хорошенькая, маленькая! Таких речей деревце и слушать не хотело.

Прошел год, и у елочки прибавилось одно коленце, прошел еще год, прибавилось еще одно — так, по числу коленцев, и можно узнать, сколько дереву лет.

— Ах, если бы я была такой же большой, как другие деревья! — вздыхала елочка. — Тогда бы и я широко раскинула свои ветви, высоко подняла голову, и мне бы видно было далеко-далеко вокруг! Птицы свили бы в моих ветвях гнезда, и я при ветре так же важно кивала бы головой, как другие!

И ни солнышко, ни пение птичек, ни розовые утренние и вечерние облака не доставляли ей ни малейшего удовольствия.

Стояла зима; земля была устлана сверкающим снежным ковром; по снегу нет-нет да пробегал заяц и иногда даже перепрыгивал через елочку — вот обида! Но прошло еще две зимы, и к третьей деревце подросло уже настолько, что зайцу приходилось обходить его кругом.

«Да, расти, расти и поскорее сделаться большим, старым деревом — что может быть лучше этого!» — думалось елочке.

Каждую осень в лесу появлялись дровосеки и рубили самые большие деревья. Елочка каждый раз дрожала от страха при виде падавших на землю с шумом и треском огромных деревьев. Их очищали от ветвей, и они валялись на земле такими голыми, длинными и тонкими. Едва можно было узнать их! Потом их укладывали на дровни и увозили из леса.

Куда? Зачем?

Весною, когда прилетели ласточки и аисты, деревце спросило у них:

— Не знаете ли, куда повезли те деревья? Не встречали ли вы их? Ласточки ничего не знали, но один из аистов подумал, кивнул головой и сказал:

— Да, пожалуй! Я встречал на море, по пути из Египта, много новых кораблей с великолепными высокими мачтами. От них пахло елью и сосной. Вот где они!

— Ах, поскорей бы и мне вырасти да пуститься в море! А каково это море, на что оно похоже?

— Ну, это долго рассказывать! — ответил аист и улетел.

— Радуйся своей юности! — говорили елочке солнечные лучи. — Радуйся своему здоровому росту, своей молодости и жизненным силам!

И ветер целовал дерево, роса проливала над ним слезы, но ель ничего этого не ценила.

Незадолго до Рождества срубили несколько совсем молоденьких елок; некоторые из них были даже меньше нашей елочки, которой так хотелось поскорее вырасти. Все срубленные деревца были прехорошенькие; их не очищали от ветвей, а прямо уложили на дровни и увезли из леса.

— Куда? — спросила ель. — Они не больше меня, одна даже меньше. И почему на них оставили все ветви? Куда их повезли?

— Мы знаем! Мы знаем! — прочирикали воробьи. — Мы были в городе и заглядывали в окна! Мы знаем, куда их повезли! Они попадут в такую честь, что и сказать нельзя! Мы заглядывали в окна и видели! Их ставят посреди теплой комнаты и украшают чудеснейшими вещами: золочеными яблоками, медовыми пряниками и тысячами свечей!

— А потом?.. — спросила ель, дрожа всеми ветвями. — А потом?.. Что было с ними потом?

— А больше мы ничего не видали! Но это было бесподобно!

— Может быть, и я пойду такою же блестящею дорогой! — радовалась ель. — Это получше, чем плавать по морю! Ах, я просто изнываю от тоски и нетерпения! Хоть бы поскорее пришло Рождество! Теперь и я стала такою же высокою и раскидистою, как те, что были срублены в прошлом году! Ах, если б я уже лежала на дровнях! Ах, если б я уже стояла, разубранная всеми этими прелестями, в теплой комнате! А потом что?.. Потом, верно, будет еще лучше, иначе зачем бы и наряжать меня!.. Только что именно? Ах, как я тоскую и рвусь отсюда! Просто и сама не знаю, что со мной!

— Радуйся нам! — сказали ей воздух и солнечный свет. — Радуйся своей юности и лесному приволью!

Но она и не думала радоваться, а все росла да росла. И зиму, и лето стояла она в своем зеленом уборе, и все, кто видел ее, говорили: «Вот чудесное деревце!» Подошло, наконец, и Рождество, и елочку срубили первую. Жгучая боль и тоска не дали ей даже и подумать о будущем счастье; грустно было расставаться с родным лесом, с тем уголком, где она выросла: она ведь знала, что никогда больше не увидит своих милых подруг — елей и сосен, кустов, цветов, а может быть, даже и птичек! Как тяжело, как грустно!..

Деревце пришло в себя только тогда, когда очутилось вместе с другими деревьями на дворе и услышало возле себя чей-то голос:

— Чудесная елка! Такую-то нам и нужно!

Явились двое разодетых слуг, взяли елку и внесли ее в огромную великолепную залу. По стенам висели портреты, а на большой кафельной печке стояли китайские вазы со львами на крышках; повсюду были расставлены кресла-качалки, шелковые диваны и большие столы, заваленные альбомами, книжками и игрушками на несколько сот далеров — так, по крайней мере, говорили дети. Елку посадили в большую кадку с песком, обернули кадку зеленою материей и поставили на пестрый ковер. Как трепетала елочка! Что-то теперь будет? Явились слуги и молодые девушки и стали наряжать ее. Вот на ветвях повисли полные сластей маленькие сетки, вырезанные из цветной бумаги, золоченые яблоки и орехи и закачались куклы — ни дать ни взять живые человечки; таких елка еще и не видывала. Наконец к ветвям прикрепили сотни разноцветных маленьких свечек, а к самой верхушке елки — большую звезду из сусального золота. Ну просто глаза разбегались, глядя на все это великолепие!

— Как заблестит, засияет елка вечером, когда зажгутся свечки! — сказали все.

«Ах! — подумала елка, — хоть бы поскорее настал вечер и зажгли свечки! А что же будет потом? Не явятся ли сюда из лесу, чтобы полюбоваться на меня, другие деревья? Не прилетят ли к окошкам воробьи? Или, может быть, я врасту в эту кадку и буду стоять тут такою нарядной и зиму и лето?»

Да, много она знала!.. От напряженного ожидания у нее даже заболела кора, а это для дерева так же неприятно, как для нас головная боль.

Но вот зажгли свечи. Что за блеск, что за роскошь! Елка задрожала всеми ветвями, одна из свечек подпалила зеленые иглы, и елочка пребольно обожглась.

— Ай-ай! — закричали барышни и поспешно затушили огонь. Больше елка дрожать не смела. И напугалась же она! Особенно

потому, что боялась лишиться хоть малейшего из своих украшений. Но весь этот блеск просто ошеломлял ее... Вдруг обе половинки дверей распахнулись, и ворвалась целая толпа детей; можно было подумать, что они намеревались свалить дерево! За ними степенно вошли старшие. Малыши остановились как вкопанные, но лишь на минуту, а там поднялся такой шум и гам, что просто в ушах звенело. Дети плясали вокруг елки, и мало-помалу все подарки с нее были посорваны.

«Что же это они делают! — думала елка. — Что это значит?» Свечки догорели, их потушили, а детям позволили обобрать дерево. Как они набросились на него! Только ветви трещали! Не будь елка крепко привязана верхушкою с золотой звездой к потолку, они бы повалили ее.

Потом дети опять принялись плясать, не выпуская из рук своих чудесных игрушек. Никто больше не глядел на елку, кроме старой няни, да и та высматривала только, не осталось ли где в ветвях яблочка или финика.

— Сказку! Сказку! — закричали дети и подтащили к елке маленького толстенького господина.

Он уселся под деревом и сказал:

— Вот мы и в лесу! Да и елка, кстати, послушает! Но я расскажу только одну сказку! Какую хотите: про Иведе-Аведе или про Клумпе-Думпе, который, хоть и свалился с лестницы, все-таки вошел в честь и добыл себе принцессу?

— Про Иведе-Аведе! — закричали одни.

— Про Клумпе-Думпе! — кричали другие.

Поднялся крик и шум; одна елка стояла смирно и думала: «А мне разве нечего больше делать?»

Она уж сделала свое дело!

И толстенький господин рассказал про Клумпе-Думпе, который, хоть и свалился с лестницы, все-таки вошел в честь и добыл себе принцессу.

Дети захлопали в ладоши и закричали: «Еще, еще!» Они хотели послушать и про Иведе-Аведе, но остались при одном Клумпе-Думпе.

Тихо, задумчиво стояла елка: лесные птицы никогда не рассказывали ничего подобного. «Клумпе-Думпе свалился с лестницы, и все же ему досталась принцесса! Да, вот что бывает на белом свете!» — думала елка: она вполне верила всему, что сейчас слышала, — рассказывал ведь такой почтенный господин. «Да, да, кто знает! Может быть, и мне придется свалиться лестницы, а потом и мне достанется принцесса!» И она с радостью думала о завтрашнем дне: ее опять украсят свечками, игрушками, золотом и фруктами! «Завтра уж я не задрожу! — думала она. — Я хочу как следует насладиться своим великолепием! И завтра я опять услышу сказку про Клумпе-Думпе, а может статься, и про Иведе-Аведе». И деревце смирно простояло всю ночь, мечтая о завтрашнем дне.

Поутру явились слуга и горничная. «Сейчас опять начнут меня украшать!» — подумала елка, но они вытащили ее из комнаты, поволокли по лестнице и сунули в самый темный угол чердака, куда даже не проникал дневной свет.

«Что же это значит? — думалось елке. — Что мне здесь делать? Что я тут увижу и услышу?» И она прислонилась к стене и все думала, думала... Времени на это было довольно: проходили дни и ночи — никто не заглядывал к ней. Раз только пришли люди поставить на чердак какие-то ящики. Дерево стояло совсем в стороне, и о нем, казалось, забыли.

«На дворе зима! — думала елка. — Земля затвердела и покрыта снегом: нельзя, значит, снова посадить меня в землю, вот и приходится постоять под крышей до весны! Как это умно придумано! Какие люди добрые! Не будь только здесь так темно и так ужасно пусто!.. Нет даже ни единого зайчика!.. А в лесу-то как было весело! Кругом снег, а по снегу скачут зайчики! Хорошо было... Даже когда они прыгали через меня, хоть меня это и сердило! А тут как пусто!»

— Пи-пи! — пискнул вдруг мышонок и выскочил из норки, за ним еще несколько. Они принялись обнюхивать дерево и шмыгать меж его ветвями.

— Ужасно холодно здесь! — сказали мышата. — А то совсем бы хорошо было! Правда, старая елка?

— Я вовсе не старая! — отвечала ель. — Есть много деревьев постарше меня!

— Откуда ты и что ты знаешь? — спросили мышата; они были ужасно любопытны. — Расскажи нам, где самое лучшее место на земле? Ты была там? Была ты когда-нибудь в кладовой, где на полках лежат сыры, а под потолком висят окорока и где можно плясать по сальным свечкам? Туда войдешь тощим, а выйдешь оттуда толстым!

— Нет, такого места я не знаю! — сказало дерево. — Но я знаю лес, где светит солнышко и поют птички!

И она рассказала им о своей юности; мышата никогда не слыхали ничего подобного, выслушали рассказ елки и потом сказали:

— Как же ты много видела. Как ты была счастлива!

— Счастлива? — сказала ель и задумалась о том времени, о котором только что рассказывала. — Да, пожалуй, тогда мне жилось недурно!

Затем она рассказала им про тот вечер, когда была разубрана пряниками и свечками.

— О! — сказали мышата. — Как же ты была счастлива, старая елка!

— Я совсем еще не стара! — возразила ель. — Я взята из леса только нынешнею зимой! Я в самой поре! Только что вошла в рост!

— Как ты чудесно рассказываешь! — сказали мышата и на следующую ночь привели с собой еще четырех, которым тоже надо было послушать рассказы елки. А сама ель чем больше рассказывала, тем яснее припоминала свое прошлое, и ей казалось, что она пережила много хороших дней.

— Но они же вернутся! Вернутся! И Клумпе-Думпе упал с лестницы, а все-таки ему досталась принцесса! Может быть, и мне тоже достанется принцесса!

При этом дерево вспомнило хорошенькую березку, что росла в лесной чаще неподалеку от него, — она казалась ему настоящей принцессой.

— Кто это Клумпе-Думпе? — спросили мышата, и ель рассказала им всю сказку; она запомнила ее слово в слово. Мышата от удовольствия чуть не прыгали до самой верхушки дерева. На следующую ночь явилось еще несколько мышей, а в воскресенье пришли даже две крысы. Этим сказка вовсе не понравилась, что очень огорчило мышат, но теперь и они перестали уже так восхищаться сказкою, как прежде.

— Вы только одну эту историю и знаете? — спросили крысы.

— Только! — отвечала ель. — Я слышала ее в счастливейший вечер в моей жизни; тогда-то я, впрочем, еще не сознавала этого!

— В высшей степени жалкая история! Не знаете ли вы чего-нибудь про жир или сальные свечки? Про кладовую?

— Нет! — ответило дерево.

— Так счастливо оставаться! — сказали крысы и ушли. Мышата тоже разбежались, и ель вздохнула:

— А ведь славно было, когда эти резвые мышата сидели вокруг меня и слушали мои рассказы! Теперь и этому конец... Но уж теперь я не упущу своего, порадуюсь хорошенько, когда наконец снова выйду на белый свет!

Не так-то скоро это случилось!

Однажды утром явились люди прибрать чердак. Ящики были вытащены, а за ними и ель. Сначала ее довольно грубо бросили на пол, потом слуга поволок ее по лестнице вниз.

«Ну, теперь для меня начнется новая жизнь!» — подумала елка.

Вот на нее повеяло свежим воздухом, блеснул луч солнца — ель очутилась на дворе. Все это произошло так быстро, вокруг было столько нового и интересного для нее, что она не успела и поглядеть на самое себя. Двор примыкал к саду; в саду все зеленело и цвело. Через изгородь перевешивались свежие благоухающие розы, липы были покрыты цветом, ласточки летали взад и вперед и щебетали:

— Квир-вир-вит! Мой муж вернулся! Но это не относилось к ели.

— Теперь и я заживу! — радовалась ель и расправила свои ветви. Ах, как они поблекли и пожелтели!

Дерево лежало в углу двора, на крапиве и сорной траве; на верхушке его все еще сияла золотая звезда.

На дворе весело играли те самые ребятишки, что прыгали и плясали вокруг разубранной елки в сочельник. Самый младший увидел дерево и сорвал с него звезду.

— Поглядите-ка, что осталось на этой гадкой, старой елке! — сказал он и наступил ногами на ее ветви — ветви захрустели.

Ель посмотрела на молодую, цветущую жизнь вокруг, потом поглядела на самое себя и пожелала вернуться в свой темный угол на чердак.

Вспомнились ей и молодость, и лес, и веселый сочельник, и мышата, радостно слушавшие сказку про Клумпе-Думпе...

— Все прошло, прошло! — сказала бедное дерево. — И хоть бы я радовалась, пока было время! А теперь... все прошло, прошло!

Пришел слуга и изрубил елку в куски — вышла целая связка растопок. Как славно запылали они под большим котлом! Дерево глубоко-глубоко вздыхало, и эти вздохи были похожи на слабые выстрелы. Прибежали дети, уселись перед огнем и встречали каждый выстрел веселым «пиф! паф!». А ель, испуская тяжелые вздохи, вспоминала ясные летние дни и звездные зимние ночи в лесу, веселый сочельник и сказку про Клумпе-Думпе, единственную слышанную ею сказку!.. Так она вся и сгорела.

Мальчики опять играли на дворе; у младшего на груди сияла та самая золотая звезда, которая украшала елку в счастливейший вечер ее жизни. Теперь он прошел, канул в вечность, елке тоже пришел конец, а с нею и нашей истории. Конец, конец! Все на свете имеет свой конец!



Предварительный просмотр:

Ангел с неба к нам спустился,

И сказал Иисус родился.

Мы пришли его прославить,

И вас с праздником поздравить.

Воробушек летит,

Хвостиком вертит,

А вы, люди, знайте,

Столы застилайте,

Гостей принимайте,

Рождество встречайте!

За привет, за угощенье

Вы примите поздравленье!

Жить вам вместе лет до двести!

Счастья вам да крепкого здравия!

Со святым Рождеством Христовым,

С наступающим Новым годом!

Коляда, коляда

Отворяйте ворота,

Доставайте сундучки,

Подавайте пятачки.

Хоть рубь,

Хоть пятак,

Не уйдём из дома так!

Дайте нам конфетку,

А можно и монетку

Не жалейте ничего

Накануне рождество!

Коляда, коляда!

Отворяй ворота!

Ты подай пирога,

Хлеба кусочек,

Сметаны горшочек!

Не подашь пирогов-

Напускаем клопов,

Тараканов усатых

И зверей полосатых!

Пришла Коляда накануне Рождества.

Дай бог тому, кто в этом дому.

Всем людям добрым желаем:

Золота, серебра,

Пышных пирогов,

Мягоньких блинов,

Доброго здоровья,

Маслица коровья.



Предварительный просмотр:

Вытащи предмет.

В корзину, сумку кладете несколько предметов. Например, ключи от дома, машины, обручальное кольцо… Затем с закрытыми глазами вытаскиваете предмет. Тот, что окажется у вас в руке, то и ждет вас в этот год.

Гадание (с валенком) на "сторону", в какую выйдешь замуж.

Это наиболее известный и распространенный вид гадания. Девушки поочередно бросают валенок (сапог, туфельку) на дорогу и по направлению "носка" валенка узнают сторону, в какую выйдут замуж.

Гадание с зеркалами на вызывание образа будущего жениха.

Одно из самых известных и страшных русских  святочных гаданий  на суженого. Когда именно гадать по зеркалам, сказать трудно – можно сидеть и за полночь, можно и поздним вечером. Но обычно начинают гадать ровно в полночь. Для гадания понадобится зеркало, свеча и полотенце. Зеркало поставьте напротив себя, рядом – свечу. Только она  должна освещать темную комнату. Произнесите заклинание: «Суженый- ряженый, приди ко мне ужинать», и всмотритесь в зеркало. Появление жениха предвестит легкое колыхание свечи и запотевшее зеркало. Как только это произойдет, быстро протрите стекло полотенцем. Жених подходит сзади и смотрит в зеркало. Разглядев его лицо, девушка должна сказать: «Чур, сего места». Жених сразу исчезает. Если девушка не произносит нужной фразы, он присаживается на стол и вынимает из кармана какую-нибудь вещь. Если девушка воскликнет «чур», вещь будет ее.

Оклик прохожих.

Выходите в полночь на улицу и спрашиваете имя у первого встречного. Именно так будут звать вашего суженого, точно так он будет красив и богат.

Подслушивание.

 Забираетесь под окно соседей и, естественно, слушаете. Если у них выяснение отношений с битьем посуды, можно ждать "веселого" года. Если в доме тишина - и у вас год будет гармоничным.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рождество Христово (Поклонение пастухов). Василий Шебуев. 1847 г.

Слайд 2

Андрей Рублёв. Рождество Христово (икона)

Слайд 3

Мозаика Рождество Христово, автор Сергей Леванский


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: учитель начальных классов МБОУ гимназии № 136 Шабанова Светлана Викторовна Рождество Христово

Слайд 2

В Вифлееме, куда пришли Мария и Иосиф, свободных мест в гостинице не осталось. Они заночевали в вертепе (пещере), куда пастухи загоняли скот во время грозы.

Слайд 3

Здесь и произошло величайшее событие в истории человечества -родился Спаситель мира.

Слайд 4

ИИСУС «СПАСИТЕЛЬ» ХРИСТОС «ПОМАЗАННИК»

Слайд 5

Мария спеленала младенца и положила его в ясли – решетчатый ящик, куда клали корм для скота.

Слайд 6

Первыми узнали о рождении Христа пастухи, в ту ночь они пасли свои стада в поле. Вдруг перед ними явился ангел Божий.

Слайд 7

Волхвы увидели в небе новую, необыкновенно яркую звезду. Согласно восточным пророчествам, факт появления звезды означал время пришествия в мир Божьего Сына – Мессии, которого ждал иудейский народ.

Слайд 8

Волхвы – восточные мудрецы. Валтасар Гаспар Мельхеор

Слайд 9

Мудрецы принесли подарки: ЗОЛОТО – как царю, в виде дани. ЛАДАН – Богу. СМИРНУ – человеку идущему на смерть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 15. (ОРКСЭ, модуль -Основы светской этики. Тема урока "Что значит быть моральным"

Урок 15. (Орксэ, модуль "Основы светской этики") Тема урока: "Что значит быть моральным"...

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."

Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы  религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....

Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль: «Основы мировых религиозных культур» .Тема урока: "Семья"

Представлен конспект урока и презентация для учащихся 4 класса по курсу ОРКСЭ (Модуль "Основы мировых религиозных культур"). Тема урока: "Семья"...

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"

Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....

Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.

Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные  методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...

Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24

Цель урока: раскрытие понятия  духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...