Рабочая программа по ОРКСЭ для учащихся 4 класса
рабочая программа (4 класс) по теме

 Рабочая программа по курсу Основам религиозных культур и светской этики может использована учителями, работающих в 4 классе. Программа рассчитана на 34 часа, при 34 учебных неделях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orkse.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

Бавлинского муниципального района Республики Татарстан 

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_________/ Шайдуллина Э.Г./

Протокол № ___                

от «___»__________20___г.

   

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

____________/Якунина Н.Н./

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №7»

______________  /Латыпова Н.М./

Приказ № ____ от «___»______20__г.

Рабочая программа

по Основам  религиозных культур и светской этики

( модуль «Основы мировых религиозных культур»)

в  4а классе

на 2012-2013 учебный год

учителя начальных классов

Берниковой Натальи Николаевны


Пояснительная записка

      Рабочая программа  по Основам  религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы мировых религиозных культур») для 4 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта образования,  примерной (авторской)  программы  под общ. ред. А. Н. Сахарова  «Основы духовно-нравственной культуры народов России : основы религиозных культур народов России».

        В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией  А.Н.Сахарова изд-во  Русское слово,2011     год. УМК состоит из: учебника: « Основы религиозных культур народов России»

Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2012/2013 учебный год и рекомендован (утвержден) МО РФ.

По количеству часов, отведенных на изучение каждой конкретной темы, программа соответствует  федеральному государственному образовательному стандарту.

На изучение « Основ религиозных культур и светской этики в  4 классе отводится 1 час в неделю. При 34 учебных неделях общее количество, отведенное на изучение предмета, составляет 34 часа.

        Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подрастающего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

        Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.

        Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

        Основной принцип, заложенный в содержание курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сущность нашей страны и современного мира.

        Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России;
  • единое пространство современной общественной жизни, включающая развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Учебный курс формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этики посредством:

  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
  • педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса , а так же между ними и другими учебными предметами;
  • ориентация учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций.

Основные задачи комплексного учебного курса:

  • знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимание религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

        Освоение школьниками учебного содержания модуля «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;
  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения  и развития культурных и духовных ценностей.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во

часов

1.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

2.

Основы мировых религиозных культур

25

3.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

8

Итого

34

Содержание

Россия – наша Родина.

         Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книга религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.      Милосердие, забота о слабых,  взаимопомощь, социальные проблемы  общества и отношение к ним  разных  религий.

         Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу

В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен:

знать/понимать:

основные понятия религиозных культур;

историю возникновения религиозных культур;

историю развития различных религиозных культур в истории России;

особенности и традиции религий;

описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений,

праздников и святынь;

уметь:

описывать различные явления религиозных традиций и культур;

устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни

людей и общества;

соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и

культурных традиций;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах;

слушать собеседника и излагать свое мнение;  готовить сообщения по выбранным темам.

Тематическое планирование


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Планируемые результаты освоения материала

Дата проведения

Примечание

План

Факт

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) 

  1.  

Россия  - наша Родина.

1

знать/понимать:

ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России 

1 нед.

Основы мировых религиозных культур ( 25 часов) 

  1.  

Культура и религия

1

знать/понимать:

основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур

уметь:

описывать различные явления религиозных традиций и культур 

 

 

 

2 нед.

  1.  

Культура и религия

1

3 нед.

  1.  

Возникновение религий. Древнейшие верования

1

 4нед.

  1.  

Возникновение религий. Религии мира и их основатели

1

5 нед.

  1.  

Священные книги религий мира: Веды,  Авеста, Трипитака

1

 

знать/понимать:

историю развития различных религиозных культур в истории России; особенности и традиции религий; описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений,

праздников и святынь

 

6 нед.

  1.  

Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран

1

7 нед.

  1.  

Хранители предания в религиях мира

1

8 нед.  

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад

1

знать/понимать:

описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением

9 нед.

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад

1

10 нед.

11.

Человек в религиозных традициях мира

1

знать/понимать:

историю развития различных религиозных культур в истории России; особенности и традиции религий; описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений,

праздников и святынь

11 нед.

12.

Священные сооружения

 (Православие. Ислам)

4

12 нед.

13.

Священные сооружения

(Иудаизм. Буддизм)

1

13 нед.

14.

Искусство в религиозной культуре (Православие. Ислам)

1

14 нед.

15.

Искусство в религиозной культуре (Иудаизм. Буддизм)

1

15 нед.

  1.  

Религии России

1

знать/понимать:

основы светской и религиозной морали, их значение в выстраивании конструктивных отношений в обществе

16 нед.

  1.  

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира (Православие. Ислам)

1

17 нед.

  1.  

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира      (Иудаизм. Буддизм)

1

18 нед.

  1.  

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

1

знать/понимать:

соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

историю развития различных религиозных культур в истории России;

особенности и традиции религий

19 нед.

  1.  

Религиозные ритуалы в искусстве

1

знать/понимать:

историю развития различных религиозных культур в истории России; особенности и традиции религий; описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений,

праздников и святынь

20 нед.

  1.  

Календари религий мира. Праздники в религиях мира

1

21 нед.

  1.  

Праздники в религиях мира (Православие. Ислам)

1

22 нед.

Праздники в религиях мира  (Иудаизм. Буддизм)

1

23 нед.

24. 

Семья.

1

знать/понимать:

ценности нравственности духовности в человеческой жизни

24 нед.

25.

 Семья. Семейные ценности

1

25 нед.

26. 

Долг, свобода, ответственность, учение и труд

1

26 нед.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России   (8часов) 

27. 

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий

 

1

знать/понимать:

ценности нравственности духовности в человеческой жизни

уметь:

излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни

людей и общества 

27 нед.

28. 

Защитники Отечества.  (Религия  Татарстана)

1

знать/понимать:

историю развития различных религиозных культур в истории России и Татарстана 

 

28 нед.

29. 

Защитники Отечества (герои России и Татарстана).

1

29 нед.

30. 

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры  (в моем городе, селе)» и т.д.

1

уметь:

участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам

30 нед.

31. 

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг»,  и т.д.

1

31 нед.

32. 

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).

1

уметь:

участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить презентацию по выбранным темам

 

32 нед.

33.

Урок – экскурсия в краеведческий музей

1

уметь:

участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение

33 нед.

34.

Урок – экскурсия

1

34 нед.

Литература:

  1. М. Т. Студеникин. Основы светской этики. 4 класс. М. «Русское слово». 2012.
  2. А. Н. Сахаров, К. А. Кочегаров. Основы религиозных культур народов России. 4 класс. М. «Русское слово».2011.
  3. А. Л. Беглов, Е. В. Саплина. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы. М. «Просвещение» 2010.
  4. М. Т. Студеникин. Основы светской этики. 5 класс. М. «Русское слово». 2012.
  5. А. Н. Сахаров, К. А. Кочегаров. Основы религиозных культур народов России. 5 класс. М. «Русское слово».2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса для коррекционной школы 5 вида

рабочая программа написана на основе учебника М. Т. Студеникина "Основы светской этики"....

Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе

Календарно-тематическое планирование курса Основы религиозных культур и светской этики для 4 класса....

Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе

Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе...

Рабочая программа по ОРКСЭ 4-г класс

Рабочую программу по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" составил учитель начальных классов ГБОУ лицея № 590 г. Санкт-Петербурга Тарасова Людмила Алексеевна...

Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса.

Рабочая программа  по ОРКСЭ для 4 класса. Модуль  "Основы православной культуры" составлена по учебнику А. В. Бородиной....

Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса.

Рабочая программа  по ОРКСЭ.  Модуль  "Основы православной культуры" 4 класс (по учебнику А.В.Бородиной )....

Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса.

Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль " Православная культура" ( по учебнику А. В. Бородиной)...