Индивидуализация обучения и психолого – педагогическая поддержка слабоуспевающих.
консультация по теме

Рассамахина Елена Николаевна

из опыта работы со слабоуспевающими детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуализация обучения и психолого – педагогическая поддержка слабоуспевающих.

Индивидуальный подход, индивидуальное развитие ребенка… Кажется, что это сделать достаточно просто, когда читаешь работы психологов, опытных педагогов. Но на практике все гораздо сложнее. Бесспорно, дети с пониженной обучаемостью требуют особой формы учебной деятельности. Но прежде, чем проводить индивидуальную работу с учениками мл. школьного возраста важно сформировать у детей некоторые умения самостоятельной учебной деятельности.

Как же я в своей практической деятельности стараюсь осуществить индивидуализацию учебного процесса?

  • Чтобы помощь слабоуспевающим ученикам была эффективна,  нужно определить, в чем причины их неудач. Проблемы в обучении могут быть из – за нарушений в интеллектуальной сфере, из – за сниженной мотивации, личностных особенностей, из – за социальных отношений. В зависимости от этого планирую работу со слабоуспевающим учеником.
  • Необходимо развивать психические процессы, так как они являются важным условием для успешного обучения.
  • Одним из важных свойств индивидуальности является функциональная ассиметрия полушарий головного мозга – она определяет особенности восприятия, запоминания, эмоциональную сферу человека. Левое полушарие отвечает за последовательный логический анализ входящей информации и расшифровку языка. Правое полушарие занимается в основном творческими процессами, образами, эмоциями и музыкой, оно включается в работу при выполнении зрительных и пространственных заданий. Процессы в левом полушарии происходят поэтапно, а в правом полушарии обрабатывают информацию всю сразу, отыскивая примеры и объединяя все в единое целое. По поводу этих особенностей очень удачно высказался психолог Б. Белый «Левое полушарие не видит за деревьями леса, а правое видит лес, но не различает деревьев». У каждого человека активнее одно из полушарий, и поэтому будет преобладать та или иная стратегия мыслительных операций. На сегодняшний день, по данным профессора Захарова, современное образование имеет левополушарную направленность. Это не дает возможности проявляться творческим, интуитивным началам ребенка, способствует образованию неврозов, отбивает желание учиться. Поэтому на уроках подбираю задания с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей детей. Например: русский язык, тема «Корень. Однокоренные слова»

Варианты заданий:

«Гармоники» - заполни кроссворд, подобрав родственные слова на тему «Зима»

«Образники» - составь и запиши родственные слова с корнем груз на каждой ветке дерева. На листке нарисовано дерево.

«Логики» - дана таблица, в которой записано 6 групп слов. Нужно отметить + строчки, в которых слова являются однокоренными.

  • Также как все учителя, использую индивидуальные карточки, перфокарты, тесты, разноуровневые задания на контрольных работах.
  • Схемы, опорные слова.
  • Индивидуальные карточки – подсказки: части речи, виды разборов и т. д.
  • Индивидуальный подход к объяснению нового материала.
  • Групповая форма работы.
  • Прикрепляю сильных учеников к слабоуспевающим.
  • Обязательно на каждом уроке отвожу время на двигательные упражнения, массаж друг другу, массаж биологически активных точек головы, гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику и т. д.
  • При подготовке к уроку анализирую учеб. материал с целью выявления возможных трудностей, с которыми встретятся ученики.
  • Составляю развернутый план урока, который включает в себя вопросы и инд. задания для слабоуспевающих учеников.
  • Соблюдаю педагогический такт. Ученик должен доверять учителю, а учитель не имеет право быть равнодушным.

Амонашвили «Если ребенку трудно учиться, и мы действительно хотим ему помочь, то самое главное, с чего мы должны начать и чему постоянно следовать, - это дать ему возможность чувствовать, что он также способен, как все остальные, и что у него тоже есть своя особая «искра божия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционной работы с детьми «группы риска» (психолого – педагогической поддержки)

Проблема работы педагогов с детьми относящиеся к группе риска одна из самых важных и актуальных в современной России, когда в обществе множество факторов приводящих ребенка к депрессии, как на физичес...

психолого-педагогическая поддержка в процессе развития учебных возможностей

Профессиональная деятельность педагога должна быть направлена на создание психологических условий для успешного обучения и развития ребенка, т.е. на создание системы психолого-педагогичес...

«Формы участия родителей в психолого-педагогической помощи слабоуспевающим ученикам».

Этот материал может помочь учителю в проведении родительского собрания....

Совместное выступление педагога- психолога и учителя-логопеда «Психолого-педагогическая поддержка при переходе к субъектно-ориентированному обучению»

Субъектно-ориентированное обучение мы рассматриваем как здоровьесберегающий ресурс,который способствует сохранению и укреплению здоровья обучающихся....

"НОВЫЕ ФОРМЫ И ФОРМАТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ РЕБЁНКА С ОВЗ В РАМКАХ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ «РЕСУРСНЫЙ КЛАСС» В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ"

 В статье рассматривается специфика психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих детей с ОВЗ в рамках модели обучения «ресурсный класс» в...