Мастер-класс "Использование приёмов технологии развития критического мышления"
материал по теме

На данном мастер-классе показан пример использования приёмов технологии развития критического мышления на каждом этапе урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx24.3 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Использование приёмов технологии развития критического мышления».

- Добрый день, уважаемые коллеги!

-  Сегодня я хочу  предложить вашему вниманию мастер-класс, на котором  постараюсь показать приемы и методы технологии развития критического мышления.

        - Просмотрите видеосюжет и сделайте предположение – о чём мы сегодня будем говорить.

- ВИДЕОСЮЖЕТ  (первые 34 секунды).

http://ru.ask.com/youtube?qsrc=1&o=7397&l=sem&q=Сочи+2014+трейлер+1+канала

        - О чём будем говорить?

Стадия вызова.

-Кому интересно поговорить об олимпиаде, прошу вас занять места в моем импровизированном классе. Начинаем урок. Давайте познакомимся. Напишите на бейджах, как бы вы хотели, чтобы я вас называла.

(Сейчас, на стадии вызова, я использовала прием «Яркое пятно» и приём привлекательной цели  для мотивации на участие в учебно-познавательном процессе. Чтобы сформулировать привлекательную цель к какой-либо теме, использую удивительный факт или занимательный материал по теме урока, который нахожу в дополнительной литературе).          

-Уважаемые коллеги, вы, конечно, знаете, что талисман зимней Олимпиады в Сочи выбирали всем миром. Ровно за три года до открытия,  7 февраля 2011 года, в эфире Первого канала прошла телевизионная презентация десяти изображений (из предложенных  24 тысяч!), которые претендовали на звание талисмана.

-  А что такое талисман? Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово? Зачем нужен талисман? Используя это слово в качестве опорного, на каждую букву подберите существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) по теме «Олимпиада в Сочи – 2014».

(Для активизации мыслительной деятельности и речевой активности учащихся на стадии вызова был использован прием технологии развития критического мышления - «Круги по воде».  По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.)

Выступление 3-х групп.

Стадия осмысления.

- По-мнению организаторов, талисманами олимпиады в Сочи должны были стать животные  – настоящие мастера спорта. Путём СМС голосования было решено оставить три символа - талисмана. А какие это животные и почему именно они – вы узнаете, работая в группах.

- Каждая группа получает  задание в конверте. Ваша задача: собрать пазлы, узнать символ, собрать об этом символе как можно больше информации, используя кубик. ( На сторонах кубика вопросы и задания. 1. Опишите символ. 2.С чем ассоциируется данный символ? 3. Каким видом спорта любит заниматься? 4. Другие увлечения. 5. Место обитания. 6. Выдвижение аргументов: «за» и «против».)

(На  стадии осмысления я использовала частично-поисковый метод: обучающиеся сначала практическим путём узнают символ, с которым будут работать, а затем с помощью дополнительной литературы находят необходимую информации.  

Групповая работа эффективно мотивирует школьников к учебной деятельности. Даже самые слабые, в групповой работе чувствуют себя раскованней - могут принять участие, оказывая помощь в подборе информации из учебника, оформлении работы и т.д.

Основной приём, который я хочу сейчас вам продемонстрировать – приём кубической демонстрации. Суть данного приёма в том, что учащиеся готовят ответы на вопросы, которые указаны на сторонах кубика. Затем, бросая кубик, отвечают на выпавший им вопрос.

Но для получения полной информации о талисманах Олимпиады в Сочи, я предлагаю немного видоизменить приём – выслушать ответы на все вопросы.)

Выступление групп: информация о леопарде, о мишке и зайке.

 Стадия рефлексии.

        - А что ещё вы хотели бы узнать об Олимпийских играх в Сочи? Заполните таблицу тонких и толстых вопросов.

(По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа, например, Кто? Что? Когда? Как звали…? Верно ли…? и др. В левой колонке - вопросы, требующие подробного развёрнутого ответа. Данный  приём «Тонкие и толстые вопросы» способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает  умение задавать ''умные'' вопросы.)

Выступление групп.

        - Я предлагаю вам домашнее задание – узнайте ответы на «толстые вопросы», записанные в ваших таблицах.

  (Использовала домашнее задание, связав его с интересами учащихся, что играет большую роль формирования учебно-познавательной мотивации младших школьников.)

        Спасибо группам за хорошую работу.  

- При проведении мастер-класса использовала  приёмы технологии развития критического мышления: приём «привлекательная цель», приём «Круги по воде», п кубическую демонстрацию, групповую работу, таблицу «Тонких и толстых вопросов», работу с различными источниками информации.

           К сожалению, временные рамки не позволяют познакомить вас, уважаемые коллеги, со многими другими приемами и методами, которые использую на своих уроках для развития критического мышления младших школьников.  В заключение хочу пожелать вам творческих успехов в нашей общей работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приёмов технологии развития критического мышления для формирования УУД у младших школьников

В статье рассматриваются возможности применения данной технологии для формирования УУД у младших школьников....

ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН – эффективный приём технологии развития критического мышления на стадии рефлексии.

На те или иные задания в школьной практике существует мода: точно так же, как есть мода на определённую одежду или музыку. И сейчас многие учителя вводят в планы своих уроков написание синквейнов....

Картотека приёмов технологии развития критического мышления.

В презентации представлены приёмы ТРКМ. Показаны приёмы стадии вызова, осмысления и рефлексии....

Мастер-класс «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения»

Цель: познакомить педагогов  с историей появления технологии, представить опыт своей работы.      Современный школьник должен получить не только знания, но и умение приме...

Мастер-класс «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения»

Цель: познакомить педагогов  с историей появления технологии, представить опыт своей работы.      Современный школьник должен получить не только знания, но и умение приме...

Использование приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения.

  Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях.   На уроках литературы обучающийся должен...

Использование методов и приёмов технологии «Развитие критического мышления» (ТРКМ) при работе с текстом

В материале содержится  теоретичесая  и практическая информация по работе с текстом в технологии критического мышления....