Работа с родителями. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
статья по теме

Булгакова Ольга Валерьевна

Работа с родителями.  Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете 

«Наш край. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

                 Не на то надо смотреть, где человек родился, а каковы                      его нравы, не в какой земле, а по каким принципам решил он прожить свою жизнь….

Апулей

        Значение понятия «социально-нравственное воспитание» достаточно широко: социально все, что касается человека, живущего в обществе. Оно тесно связано с понятием «социализация», рассматриваемого как совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества (И.С. Кон). Социально-нравственное воспитание - это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения. 

Семья – уникальный первичный социум, который не могут дублировать общественные институты в способности давать ребенку психологическую защищенность, эмоциональный комфорт, поддержку, безусловное, безоценочное принятие. В этом особое значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.

В педагогике приоритетным является установление контакта с родителями дошкольников. Нельзя забывать, что каждая семья индивидуальна: полные, неполные, проживающие со старшими родителями, имеющие разное количество детей и т.п.  В каждой семье складываются особенные взаимоотношения между всеми членами семьи,  ребенка-дошкольника  с каждым членом семьи. Ребенок черпает определенный багаж опыта от общения со всеми близкими родственниками. Каждая модель общения носит ценный характер, как для ребенка, так и для его родственника.

При работе с родителями  в данном направлении можно использовать такие формы работы как:

  •   Анкетирование родителей
  •   Поддержание групповых традиций совместным участием в них «Сладкий вечер», «Приглашаем гостей»
  •   Индивидуальные консультации, беседы.
  •   Круглый стол для родителей «Воспитать патриота и гражданина».
  •   Фотовыставки   «Мой любимый поселок», «Самое красивое место в нашем поселке» «Семья и дети», «Мой любимый домашний питомец»,  «Мой папа служил в Армии», «Праздники и развлечения в детском саду»
  •   Совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций).
  •   Совместное создание взросло-детских  проектов «История моей семьи», «Моя любимая кукла», «Детка».
  •   Оформление информационного стенда:  рубрика «Домашнее чтение», «О подвигах наших предков» (список детской художественной литературы о патриотическом воспитании).
  •   Родительский клуб («Опыт семейного воспитания по патриотическому воспитанию старших дошкольников»).
  • Изготовление костюмов, участие в праздниках,  пополнение музея старинными предметами ( социально-нравственное воспитание путём приобщения к русскому народному творчеству )
  •  Проведение парада семейных коллекций;
  •  Организация ярмарки родительских идей.
  • Оформление информационных стендов «Мир нравственности в высказываниях и афоризмах».
  •   «Встреча с интересными людьми».

А также можно применять следующие формы работы с родителями воспитанников:

Совместные специально организованные занятия

Педагог приглашает родственников воспитанников посетить занятие (желательно, чтобы присутствовали родственники каждого ребенка). Занятие организуется по итогам изучения запросов и потребностей родителей. Цели и задачи занятия должны решать как развитие знаний, умений и навыков детей, так и обогащение опыта родственников в организации общения с ребенком. Деятельность на занятии должна быть продумана так, чтобы практические задания выполнялись совместно (в парах, в подгруппах и др.)

Встречи с родственниками умельцами и Занятия по интересам

В группу приглашаются родственники. Деятельность организуется так, чтобы сформировались подгруппы по интересам, в которых должны обязательно присутствовать родственники и дети (Например, вязание на спицах, моделирование, вышивание, роспись и др).

Викторины, конкурсы, досуги и др.

Данные мероприятия необходимо организовать так, чтобы дети взаимодействовали с родственниками.

Практикумы

Педагог организует разнообразную совместную деятельность детей и родственников так, чтобы дети и их партнеры получили и обогатили свой опыт по организации сотрудничества с детьми.

Например, совместные опыты и эксперименты, совместное составление сказок, рассказов, загадок, стихов; совместная художественная деятельность и др.

Совместные проекты

Проектный метод является одним из эффективных методов по привлечению к сотрудничеству семей воспитанников. Работа над проектами может осуществляться как в домашних условиях, так и в стенах ДОУ. Практика показала, что родители активно проявляют себя в работе проектов, выстраивают партнерские отношения с детьми. Совместная постановка целей и задач и их выполнение, организация совместной исследовательской, творческой деятельности, сбора материала.

Особое место в проектном методе отведено презентации, т.к. презентация является наиболее эффективной формой партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми. 
Метод проектов легко накладывается на работу по гармонизации партнерских отношений в детско-родственном сообществе.

Газеты

В газетах размещается разного рода  информация: новости, сообщения, объявления. Из газет родители и все родственники дошкольников могут узнать о жизни детей в ДОУ, о мероприятиях, в которых они могут поучаствовать.

        Воспитатель: Булгакова О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Презентация авторской программы "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста" в условиях Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних....

Воспитание детей дошкольного возраста на основе мордовской национальной культуры.

В настоящее время очень остро встал вопрос о сохранении и возрождении культурного наследия, поэтому современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать...

Нравственно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные иде...

Роль семьи и детского сада в воспитании детей дошкольного возраста.

Материал для родителей о том что воспитание начинается с семьи и основные качества ребенка закладывает семья, а в детском саду педагоги направляют детей общаться со сверстниками, реализовывать их деят...

Творческий отчёт на тему : "Краеведение как одна из форм патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

Данная работа является опытом работы по краеведению. Отчёт содержит планирование материала по краеведению в разных возрастных группах....

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Цель – формирование положительного отношения к природе, воспитыватьзащитников природы, дать экологические знания, научить детей бытьмилосердными, любить и беречь природу (землю, воду, возду...