Педагогическая система Марии Монтессори
материал по теме

Грибанова Анна Николаевна

Много десятков лет имя Марии Монтессори (1870-1952), которая являлась психиатром и психологом, опытным детским врачом и философом, неутомимым ученым-исследователем и страстным подвижником новейших гуманистических идей, привлекает к себе не слабеющий интерес общественности, и не только педагогов. Система Марии Монтессори пользуется мировым признанием. Она получила широкое распространение и является замечательным примером эффективности практического осуществления идеи свободного воспитания, сильного, гуманистически ориентированного течения педагогики, которое появилось на рубеже XIX-XX вв в Америке и Европе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл montessori.docx98.62 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение………………………………..…………………………………………3

1.  Педагогическая деятельность Монтессори………………..…………………5

1.1 Биографическая справка о Марии Монтессори……….…………………….5

1.2 Педагогическая деятельность и теория Монтессори……………………….9

2.  Основы  педагогики  Монтессори……………………………..……………13

2.1 Методологические основы системы Марии Монтессори……..…………13

2.2 Сущность, цели задачи системы  М.Монтессори………………...………..19

2.3 Педагогические принципы М. Монтессори………………...……………..22

2.4 Средства обучения в системе М. Монтессори……………..………………24

2.5 Особенности использования дидактического материала в системе М. Монтессори………………………………………………..……………………..29

Заключение……………………………………………….………………………31

Глоссарий……………………………………………..………………………….33

Список использованных источников…………………….……………………..36

Приложения…………………………………..………………………………….38


Введение

Много десятков лет имя Марии Монтессори (1870-1952), которая являлась психиатром и психологом, опытным детским врачом и философом, неутомимым ученым-исследователем и страстным подвижником новейших гуманистических идей, привлекает к себе не слабеющий интерес общественности, и не только педагогов. Система Марии Монтессори пользуется мировым признанием. Она получила широкое распространение и является замечательным примером эффективности практического осуществления идеи свободного воспитания, сильного, гуманистически ориентированного течения педагогики, которое появилось на рубеже XIX-XX вв в Америке и Европе.

Педагогике Монтессори за это время были посвящены сотни статей и десятки книг на многих языках мира. Но основное - это отсутствие равнодушия, эта методика не покрыта архивной пылью, как это часто случается со многими внешне абсолютно верными педагогическими системами. В результате многолетней напряженной творческой деятельности ей удалось создать стройную систему, которая благодаря высокому технологизму может быть перенесена в дошкольное, школьное, семейное воспитание.

Педагогика Монтессори обаятельна, как детство. Она ворвалась в XX в. "негаданным метеоритом среди рассчитанных светил", и ее собственный путь продолжается, вовлекает в свой шлейф все большее количество стран, учителей, детей. Это может происходить только потому, что подобного органического сплава разных знаний о людях, которые даются наукой и философией, религией и искусством, синтезированными Марией Монтессори в цельную "Педагогическую антропологию", снабженную тонкими дидакти- ческими и методическими инструментами, в мировом масштабе еще не было.

Тема "Педагогическая система Марии Монтессори", является актуальной, так как Монтессори-педагогика ориентируется на личность ребенка, и может быть признана уникальной, она гуманистически направлена и признана очень продуктивной большим количеством педагогов разных стран. Монтессори использовала гуманистический подход к воспитанию детей и ставила его во главе своей педагогической системы, подчиняя педагогические принципы нуждам ребенка. При этом педагог должен выступать как помощник, а не как регламентатор формирования ребенка.

Цель: выявить главные особенности в педагогической деятельности и педагогических взглядах Монтессори

Предмет: Педагогическая система  Монтессори

Объект: педагогические взгляды и педагогическая деятельность Марии Монтессори

Задачи:

1.Изучить жизнь и педагогическую деятельность Марии Монтессори.

2.Рассмотреть основные принципы педагогики Монтессори.


  1.  Педагогическая деятельность  Монтессори

1.1 Биографическая справка о Марии Монтессори

31 августа 1870 года в маленьком итальянском городе Кьярвалле в семье высокопоставленного государственного чиновника Алессандро Монтессори и Ренильде Стопани родилась долгожданная дочь. Ее назвали Марией.

Ее отец служил высокопоставленным госудаpственным чиновником, а мать была родом из стаpинного итальянского pода Стопани, а в нем пpеобладали ученые. О детских годах Маpии известно лишь то, что ее pодители старались делать для своей дочери все, чтобы ею в будущем могло бы реализовываться высокое человеческое пpедназначение. Для стpогих католических правил в Италии это не могло соответствовать пpивычному статусу женщины. Обучение и экзамены в начальной школе Марии давались легко, потому что она занималась с характерной для нее дисциплини- pованностью. Она увлекалась естествознанием и, наконец,  сделала  пpофес- сиональный выбоp. Она решила стать детским врачом. Но в те времена в  Италии такое было невозможно. Медицина являлась привилегией мужчин. Но настойчивость Маpии Монтессоpи дало плоды. Она в Италии стала первой врачом-женщиной [4, с. 6].

Шел 1896 год. Работая в унивеpситетской клинике, она получила частную пpактику. Здесь состоялась ее пеpвая встpеча с детьми с огpаничен- ными возможностями. В пpодвижении развития таких детей никто не был заинтересован, они были предоставлены сами себе. Например, после окончания пpиема пищи эти дети ползали, собиpая кpошки хлеба, по полу и лепили шаpики. Окpужающая обстановка не могла побудить их к полезному действию. Наблюдая за ними, Монтессоpи упрочилась в мысли, котоpая явилась начальным пунктом в ее педагогической системе, что как для больных детей, так и для здоpовых – необходимо создавать специальную pазвивающую сpеду, в котоpой нужно сконцентpиpовать знания о миpе, которые будут пpедставленны чеpез образцы, представляющие собой  основ- ные достижения человеческой мысли, а pебенку нужно изучить путь людей к цивилизации в возpасте дошкольника.

Углубившись в вопросы лечения и учения детей с огpаничениями в pазвитии, Мария Монтессоpи штудировала работы Гаспаpа Итаpа и Эдуаpда Сегена - фpанцузских психиатоpов. Мария Монтессоpи пришла к выводу, что их слабоумие является пpоблемой педагогической, нежели медицинской. Ее нужно pешать в школах и детских садах, а не в больницах и клиниках. Она изучает труды по педагогике и психологии. Но больше ее пpивлекла антpопология, в частности, она заинтересовалась вопpосами эволюции человека, пpиpодными фактоpами, влияющими на умственное pазвитие детей. В 1898 году у Марии Монтессоpи pождается сын. Их отношения с возлюбленным не пpивели к замужеству и она отдает сына воспитываться в интеpнат, понимая, что ее пpедназначением на этой земле стало воспитание чужих детей [4, c. 3].

Лигой женщин Италии в 1900 году была открыта в Риме орто- френическая школа. Ее возглавила Мария Монтессори. Ею впервые была сделана попытка создания для детей, которые имеют ограниченные возможности, специальной развивающей среды.  Три месяца спустя после того, как была открыта Школа, комиссия, которая проверяла ее деятельность, признала итоги увиденного ошеломляющими.

Кафедрой антропологии в Римском университете Мария Монтессори начала заведовать в 1904 году. Здесь она начала проводить антропологичес- кие исследования. Она работала с дидактическими материалами Сегена, совершенствовала и дополняла их, пробовала развивать собственные  методики обучения письму и чтению. Она открыла, что у дошкольников  первично письмо, а не чтение, и это стало подлинной сенсацией. Паpаллельно она изучает основы педагогики для умственноотсталых детей впо программе медико-педагогического института. В то же время она формулирует основы своей собственной педагогики. Она много pаботает с дидактическими матеpиалами Сегена, совеpшенствует и дополняет их, пpобует pазвивать свою собственную методику обучения детей письму и чтению. Ее заявление о пеpвичности письма, а не чтения у дошкольников стало настоящей революцией. Монтессоpи начинает интеpесоваться методикой работы со здоpовыми детьми и она pешается пpодолжать учиться дальше. Она стала изучать педагогику воспитания здоpового pебенка.

Первый "Дом ребенка", деятельность которого строилась на принципах Монтессори, был открыт в Сан-Лоренцо 6 января 1907 года. Его жителями стали 50 детей от 2 до 6 лет из самых бедных слоев населения ближних окраин. Заботливо и внимательно Мария Монтессори оборудовала среду, заказала сенсомоторный материал, подобрала мебель. Терпеливо и упорно она вела занятия с детьми, наблюдала удивительные изменения, которые происходили с ними. Она разработала свои материалы [1, c. 12].

Вторая школа Марии Монтессори открылась в 1908 году, а еще через год она провела самый первый свой курс по подготовке Монтессори-учителей. Она обучила 100 наставниц. Так метод Монтессори начал свое победное шествие по миру. К Марии Монтессори приезжали педагоги разных стран. Курсы лекций, которые читались профессором Монтессори, были опубликованы отдельной книгой, которая называлась "Антропологическая педагогика".

Метод Монтессоpи с 1909 года стал активно внедpяться в жизнь. Были открыты куpсы Монтессоpи-педагогики. К Маpии пpиезжали педагоги из Баpселоны, Лондона, Паpижа. Тогда же встpетилась с Монтессоpи и наша землячка Юлия Фаусек. Она в последствии пеpвая откpыла в России детский сад по методике Монтессори. В 1910 году вышла книга "Метод Монтессори", которую сразу же перевели на 20 языков мира.

В 1913 году Монтессори проводит в Риме первый международный курс. Чтобы его прослушать, к ней приехали как итальянские учителя, так и  педагоги из США, Африки, Китая, европейских стран, а также Австралии, Индии, Канады. Тогда же году состоялась поездка Марии Монтессори в Америку. Она прочла там цикл лекций, которыми был вызван настоящий бум. В Америке была создана Монтессори-Ассоциация.

В 1929 году вместе со своим сыном Марио она организует Международную Монтессори Ассоциацию (AMI - Association Montessori-International), создает специальный колледж и школу. При открытии колледжа Мария Монтессори говорила, что ей не интересна политика, а главное для нее - создать условия для свободного воспитания и развития детей. Но политика вскоре стала оказывать влияние на школы Монтессори.

В России, в угоду идеям поголовного коллективизма, сады Монтессори были запрещены и закрыты. В Испании они также были запрещены, а в фашистской Германии и Италии они были разгромлены воинствующими национал-социалистами.

Чтобы спастись от преследований, Мария едет в Испанию, потом в Голландию, а затем, в 1936 году – в Индию. И там она с сыном вынужденно пробудет семь лет. Они считались представителями Италии, а ею во время второй мировой войны поддерживался фашистский режим, поэтому им было запрещено покидать эту страну до конца войны. Мария Монтессори, отметила свое семидесятилетие, но продолжала вести активную педагогическую деятельность.

М. Монтессори вернулась в Европу, когда ей было 76 лет, после окончания войны. В 50-е годы она написала свои основные труды, часто выступала, вела учебные курсы.

Последние годы М. Монтессори провела с сыном в Голландии, стране, которую она очень любила. В 1950 году ей было присвоено звание профессора Амстердамского университета. Ее дважды выдвигали на Нобелевскую премию. В 1951 году состоялся 9-й международный Монтессори-конгресс в Лондоне. Свой последний учебный курс 81-летняя Мария Монтессори провела в австрийском городе Инсбрук. 6 мая 1952 года ее не стало. Она умерла в голландском городе Нордвиг, близ Амстердама, и похоронена там же на маленьком католическом кладбище. С 1952 года AMI – Международную Монтессори-Ассоциацию возглавил ее сын Марио. Он сделал очень много для популяризации Монессори-педагогики. После его смерти, в феврале 1982 года, президентом AMI стала внучка Марии Монтессори - Ренильде Монтессори. Она возглавляет AMI в настоящее время.

1.2 Педагогическая деятельность и теория  Монтессори

На своеобразной олимпиаде, состоявшейся в Риме В 1900 г., питомцы Монтессори показали намного лучшие результаты, чем дети из обычных школ по счету, письму и чтению. Это был гром среди ясного неба. Итоги этой олимпиады были многократно проверены и перепроверены, но опровергнуть их было невозможно. "Настоящим чудом" было названо это событие английским посланником в докладе в британское Министерство иностранных дел.

Гораздо большее смятение было внесено этим событием в жизнь Марии Монтессори. Она прекращает занятия с аномальными детьми и посвящает свою работу обычным детям. Они  на тот момент были в намного худшем положении в школах, чем воспитанники, страдающие неправильностью в развитии. В стремлении освоить теперешние научные знания, Мария поступает в университет вновь, теперь на философский факультет, и постигает экспериментальную психологию, одновременно преподавая педагогическую антропологию. Позже сама она вспоминает, что ее вела великая вера, хотя Мария и не ведала, будет ли возможно проверить справедливость защищаемой ею идеи.

Монтессори хотелось подтверждать свою методику наблюдениями за детьми в естественных обстоятельствах и пониманием их такими, как они есть, а не теми, какими должна представляться формирующаяся личность ребенка глазами взрослых [23, c. 17].

Постепенно у Марии Монтессори вырабатывается ее педагогическое кредо: гуманной педагогика становится только если ребенку предоставлена свобода поступков, а сдерживать его необходимо только в особенных случаях. Возможности широко применять на практике итоги своих начальных опытов и наблюдений, проверять точность сделанных выводов появилась у нее в 1907 г. Итальянский миллионер Эдуард Таламо, талантливый инженер, являющийся директором "Общества дешевых квартир" – решил провести социальный эксперимент. По его предложению Марией Монтессори были созданы в 58 специально переделанных этим обществом домах новый тип дошкольных заведений - дневной приют, так называемую школу для детей, которая стала называться "Дом ребенка" [19, c. 63].

Используя эту своеобразную "экспериментальную площадку" педагог-гуманист была разработана специальная среда, окружающая ребенка, стимулирующая процесс его естественного развития. Дети в "Доме ребенка" находились с 9 ч утра до 16 ч, при этом они перемежали свободную игру - с молитвами, а разнообразные виды познавательной деятельности - с пением. Там все приспосабливалось с целью обучения ребенка к самостоятельности и содействию его разностороннего совершенствования.

Основой педагогической системы Марии Монтессори стала  биологическая предпосылка, что любая жизнь это разновидность проявления свободной активности. Развивающиеся дети обладают врожденными потребностями в свободе и самопроизвольном развитии. Руководствуясь этим, она видела суть воспитания не в формирующих воздействиях на ребенка, а в организации среды, которая будет наиболее соответствовать его потребностям. Марией Монтессори требовалось выполнение только  одного условия - предоставить детей самим себе, и не препятствовать им в их выборе, и в их самостоятельной работе. Дисциплина М. Монтессори также трактовалась как активность, которую должен контролировать и регулировать сам ребенок и предполагать действия, которые определяются ими самими, а не налагаются извне педагогом. Смысл метода, разработанного Монтессори, заключался в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задачей воспитателя является помощь в организации его деятельности, в поиске собственного уникального пути, в реализации своей природы [7, c. 71].

Монтессори считала, что роль педагога не ограничивается обучением и воспитанием, что он должен направлять самостоятельную деятельность детей. Она всегда использовала термин "руководительница", а не "учитель".

Она была убежденным противником классно-урочной системы, поэтому Мария Монтессори категорически изменила вид помещений, в которых проходили занятия детей. Она шутила, что нашла к уже имеющимся двумстам шестидесяти проектам школьных парт двести шестьдесят первый - все их выбросить. В ее "Доме ребенка" предпочтение было отдано легким переносным столикам, маленьким стульям и креслам, таким что даже трехлетнему ребенку можно было их легко переставить в соответствии с  его потребностями. В то же время она начала пользоваться маленькими ковриками, которые детьми расстилались на полу и дети могли лежать или сидеть на них, и заниматься дидактическим материалом.

Обширное употребление дидактических средств, которые  были созданы Монтессори, - она называла их материалами - достаточно быстро стало давать поразительные результаты. Постоянно экспериментируя, причем не над детьми, а над материалами, - Мария все больше совершенствовала их. Монтессори-материалы - важнейшие составные элементы предложенного ею метода формирования детей. М. Монтессори продолжала линию Ф. Фребеля, И.Г. Песталоцци, и создавала дидактические материалы, которыми, как основной частью так называемой "педагогической среды", была занята значительная часть жизнедеятельности ребенка. Такие материалы служат как важнейшее средство сенсорного развития детей, а оно должно стать ядром обучения ребенка дошкольного и младшего школьного возраста [26, c. 117].

Классы Монтессори были организованы как разновозрастные, в них занимались дети двух с половиной - шести лет. Дети учились работать по одному или с другими детьми. Такой выбор обычно делался самим ребенком, в соответствии с  "основными правилами" класса и он напоминал остальным детям о том, что правила необходимо соблюдать. Благодаря всему этому ребенок также учился вести себя в обществе различных людей, т. е. приобретал навыки социального поведения [20, c. 61].

Интерес к системе Монтессори в XX в. пережил две кульминации. Первая - в 10-40-х гг. - была обусловлена деятельностью Марии Монтессори. В эти годы она много ездит по Европе, выступает в США, в Азии, в Южной Америке. Куда бы она ни приехала, всюду появлялись детские учреждения, которые работали по ее системе. Они возникают десятками в разных странах. Для педагогики Монтессори не было ни государственных, ни национальных ни религиозных границ. В короткие сроки она распространялась по всему миру, и везде находила преданных сторонников.

Мария Монтессори утверждала, что если взрослыми приобретаются знания с помощью разума, то ребенком они  впитываются посредством его психической жизни. Он просто живет, учится изъясняться на языке собственного народа, при этом "в его разуме совершается некий химический процесс". У детей впечатления проникают в сознание  и развивают его, воплощаясь в нем. С помощью того, что окружает малыша, им создается собственная "умственная плоть"[18, c. 49].

Поэтому задача взрослых, говорит Мария Монтессори, должна состоять не в том, чтобы обучить, а в том, чтобы помочь "разуму ребенка в его работе над своим развитием", так как собственно в этом раннем возрасте он располагает большой созидательной энергией. Разумеется, для реализации таких генеральных задач и должны быть созданы соответствующие стимулирующие условия -  педагогическая среда.

2. Основы педагогики  Монтессори

2.1 Методологические основы системы Марии Монтессори

Организация пространства. Методом наблюдения проводится методическое слежение за морфологическим развитием детей. Этот элемент должен входить как необходимая часть в состав данного метода, а сам метод основывается не только на этой частной разновидности наблюдения. Этот метод основывается на одном важнейшем основании, которым является свобода учащихся в ее непосредственных самопроизвольных  проявлениях.

Учитывая это, сначала нужно обращать внимание на обстановку, на окружающую среду, в том числе и на меблировку класса. Важная часть школьной среды - обширная площадка для игр, где есть уголок для огорода, и в этом нет ничего нового. Новой является идея использовать такое открытое пространство: ему нужно быть в прямом сообщении с классной комнатой, так, чтобы ребенок мог свободно приходить и уходить, и по желанию делать это весь день.

Этот метод порвалось с прежними традициями: он убрал скамью, - так как ребенку не нужно было больше быть неподвижным и бездеятельно слушать урок учительницы; этот метод убрал и кафедру, так как учительнице не нужно было больше давать коллективные уроки, как это было при старой системе. Новой проблемой стала организация среды, соответствующей потребностям активного ребенка [11, c.59].

Столы снабжены широкими крепкими восьмигранными ножками; они сделаны устойчивыми и такими легкими, что двумя четырехлетними детьми они могут быть свободно перенесены с одного места на другое. Сами столы сделаны четырехугольными и достаточно большими -  так, чтобы по их длинной стороне могли сидеть двое детей, или даже трое при более тесном размещении. Кроме того, есть маленькие столики, и за ними дети могут работать в одиночку.

Первоначально стулья проектировались с плетеными сиденьями, но опыт показал, что они слишком быстро изнашиваются, и теперь стулья сплошь из дерева. Стулья эти очень маловесны и изящного вида. Кроме того, в каждом классе стоят удобные креслица из дерева или лозы. Другую принадлежность классной меблировки составляют маленькие умывальники, настолько низенькие, что ими могут пользоваться даже трехлетние дети. Где можно, поставлены шкафчики для хранения "своего" кусочка мыла, щеточки для ногтей, зубов и т.д.

Каждый класс имеет ряд низеньких шкафов, которые предназначены специально для размещения учебных пособий и дидактических материалов. У этих шкафчиков двери должны открываться без труда, а забота о материалах предоставлена самим детям. Сверху на шкафчиках ставятся вазы с рыбами, цветы в горшках, игрушки или клетки с птичками, с которыми дети могут играть когда им захочется. Довольно большая часть пространства занята черными досками, которые подвешены так, что дотянуться до них может и самый небольшой ребенок. У каждой доски - ящичек, где есть мел и кусок белого холста, заменяющего обыкновенные вытиралки.

Картины, развешенные на стенах, должны быть подобранны с осмотрительностью и изображают простые сцены, которые всегда  интересуют детей. Большой недостаток прежних игрушек заключался в том, что ими, начиная с военных крепостей и кончая кукольным комодом с ящиками, представлялось собой воспроизведение в миниатюре сложных предметов нашего, взрослого мира, которые соответствовали бы нашим понятиям. В то же время детьми испытывается особое удовольствие, если им предлагаются предметы более простые, сделанные по другому: это нам показывается самими детьми, которые всегда предпочитают дорогостоящим игрушкам какую-нибудь пустяковину, сделанную их руками.

На самом деле, когда дети пробуют заняться предметами, а не не игрушками, окружающими их, - их всегда останавливают: "Не трогай, не шали!" - такой припев повторяется обычно всегда, как только  детские ручки приближаются к вещам из нашего обихода. И только у некоторых бедных детей была привилегия подражать (конечно, украдкой) матери в приготовлении обеда или стирке белья.

Поэтому в "Доме ребенка", где для детей предоставлены множество простых и маленьких предметов, разрешающих им действовать серьезно (например, подавать обед, накрывать стол, мыть стаканы и тарелки), дети отыскивают уголок для счастливой жизни; ведь здесь находятся предметы почти священные для них, которые дома всегда были для ребенка под запретом. Ребенок совершенствуется, научается двигаться, при этом не натыкаясь на предметы, переносит их, не разбивает, ест, не пачкаясь, моет руки, и при этом не обливает платье.

Радость, испытываемая детьми в такой школе и простая мысль о том, что их силы направляются не на занятия, при которых уничтожалось много материалов и много детской энергии, стали той причиной, что метод М. Монтессори так широко огромного распространился во всем мире [8, c. 53].

Создание школы Монтессори не ограничивалось только сотворением новой вещественной среды и организацией таких занятий, которые соответствовали бы потребностям ребенка. Таким же образом должно быть организовано также и обучение, т.е. интеллектуальное развитие ребенка. Дети не только двигаются беспрерывно, но и научаются постоянно. Самым большим открытием стало именно открытие этих потребностей детей в их практических и психических занятиях, не меньших, чем его потребность в движении. Обучение ребенка может направляться  шаг за шагом взрослым человеком, ибо сама природа обусловливает в нем разнообразные способности, соответствующие его возрасту.

Ребенок занят другими упражнениями и поэтому его воспитание становится индивидуальным. Поскольку оно составляет только часть класса, а в нем учатся сорок или более детей; тем не менее, один комплект пособий достаточен для класса в целом. И, наконец, учительнице не нужно иной научной подготовки, как только обладать умением быть в стороне, уметь использовать искусство не препятствовать росту ребенка путем его разнообразной деятельности [2, c. 27].

Педагогический метод наблюдения имеет в своей основе свободу ребенка, а свобода есть деятельность.

Свобода и дисциплина. Дисциплина в свободе - вот великий принцип, который нелегко понять стороннику традиционных школьных методов. Можно ли добиться дисциплины свободных детей в классе? Безусловно, в системе М. Монтессори само понятие дисциплины очень отличается от расхожего понятия ее. Если дисциплина базируется на свободе, то она должна быть активной и деятельной. Обыкновенно мы считаем ребенка дисциплинированным только с того момента, как он становится молчаливым, и неподвижным. Но на самом деле это - уничтоженная личность, а не дисциплинированная.

Мы называем человека дисциплинированным, когда он владеет собою и умеет сообразовать свое поведение с необходимостью следовать тому или иному житейскому правилу. Это понятие активной дисциплины нелегко осознать и усвоить, но оно заключает в себе немалый воспитательный принцип, который очень отличается от не терпящего возражений, безусловного требования неподвижности.

Учительницам, которые намерены воспитывать ребенка в обстоятельствах такой дисциплины, нужно овладевать специальной техникой. При этом очень важно, чтобы она искренне желала облегчить ребенку на всю жизнь этот его путь, хотела сделать его абсолютным господином над собой. В школе М. Монтессори ребенок научается двигаться, не сидеть неподвижно, и потому он подготавливается к жизни, а не к школе; благодаря привычке и упражнению он научается легко и точно выполнять простые ситуации из социальной жизни. Дисциплина, к которой приучается ребенок, по своему характеру не ограничена школьной средой, и в то же время распространяется на социальную среду.

Свобода ребенка должна ограничиваться коллективным интересом, а формой ее является то, что нам привычно называть воспитанностью. Значит, необходимо стараться подавить в ребенке то, что может оскорбить или неприятно воздействовать на других людей или то, что может носить характер невежливого или грубого поступка. А все остальное - любое проявление, которое имеет полезную цель, - каким бы оно ни являлось и в какой бы форме оно ни выражалось, должно быть не только дозволяемо, но и становится объектом наблюдения для учительницы. Это очень существенный вопрос: при прохождении научной подготовки учительница должна брать не только умения, но и выработать желание наблюдать за явлениями природы. По системе Монтессори, она должна проявлять пассивное, а не активное влияние. Такая пассивность включает напряженную любознательность и безусловное уважение к явлениям, за которыми она будет наблюдать. Учительница должна понимать и чувствовать свое положение наблюдателя; активность же должна лежать в наблюдаемом явлении [14, c. 96].

Освоить этот метод учитель, не подготовленный к научному наблюдению, может постигнуть путем усердных занятий, как теоретических, так и практических. Тем более это является необходимым для того, кто свыкся со старыми, деспотическими приемами обыкновенной школы. Даже интеллигентной учительнице, усвоившей основные принципы, с немалым трудом удается проводить его на деле. Ей трудно проникнуться сознанием, своей новой пассивной роли, которая напоминает работу астронома, неподвижно сидящего у телескопа, а в это время в пространстве обращаются миры. Идею, что жизнь идет сама собою и, чтобы изучать ее, разгадывать ее тайны или направлять ее деятельность, необходимо ее наблюдать и понимать, не вмешиваясь, - эту идею, по мнению Монтессори, очень трудно усвоить и провести на практике [7, c. 142].

Методы воспитания, имеющие в основе свободу, должны облегчать детям борьбу с такими разнообразными препятствиями. Словом, воспитание приходит на помощь к учительнице разумным смягчением социальных уз, которые ограничивают его активность. По мере того как дети подрастают в такой атмосфере, его прямые проявления делаются более отчетливыми и раскрывают натуру ребенка. По этим причинам с первых шагов вмеша- тельство педагога должно развивать в ребенке самостоятельность [9, c. 67].

Самостоятельность. Человек несамостоятелен, если он не свободен. Следовательно, первые деятельные проявления личной свободы ребенка необходимо направлять так, чтобы этой активностью формировалась его самостоятельность. Маленький ребенок начинает требовать независимости уже с поры отнятия от груди.

Однако он все еще зависим, так как он не умеет ходить, не умеет самостоятельно умываться и одеваться, не умеет просить о чем-либо языком ясным и удобопонятным. В этом периоде он еще в значительной мере является рабом всякого встречного. Но в возрасте трех лет ребенок уже должен иметь возможность проявлять значительную самостоятельность и свободу.

Любая педагогическая мера, которая пригодна для воспитания маленького ребенка, обязана облегчать ему вступление на путь самостоятельности. Педагог должен научить их ходьбе без чьей-то помощи, бегу, подъему и спуску по лестницам, умению поднять оброненный предмет, самостоятельному одеванию и раздеванию, купанию, произношению слов отчетливо и точному выражению своих желаний. [3, c. 105].

Конечный результат такого отношения матери может быть очень серьезным. Знатному барину, у которого чересчур много слуг, приходится впадать во все более значительную зависимость от них, он, в конце концов, становится их рабом; его мышцы ослабевают от бездеятельности и в результате утрачивают природные способности к работе. Сознание человека, который не трудится над удовлетворением нужд, а только требует удовлетворения их от других, может стать неповоротливым и тяжелым. Если вдруг этот человек когда-нибудь поймет и, сознав жалкое свое состояние, захочет вернуть себе самостоятельность, он увидит, что для этого у него сил не осталось. Об этой опасности обязаны думать родители детей из привиле- гированных классов, если они хотят, чтобы их ребенок сам и по праву пользовался особыми преимуществами, которые принадлежат им. Излишняя помощь – это безусловное препятствие для развития природных сил [19, c. 175]. Из подрастающего поколения нужно сделать сильных людей, а сильными называются люди свободные и самостоятельные.

Отмена наград и наказаний. Когда к руководству принимаются вышеизложенные принципы, отмена  наказаний и наград становится  естественным итогом этих принципов. Человек, наученный свободою, жаждет единственной истинной награды, которая никогда его не унизит и не принесет разочарований, - реализации его душевных сил и воли его собственного "я", его души, которая и является генератором всех его актив- ных способностей.

2.2 Сущность, цели и задачи системы М. Монтессори

Главной целью педагогики Монтессори является воспитание свободных и самостоятельных людей с высоким чувством собственного достоинства. Принципы Монтессори - педагогики состоят в том, что дети творят себя сами, в своей собственной деятельности. Сознанием ребенка все окружающее впитывается как губка. Происходит образование детей в соответствии с их биологическими ритмами, индивидуальными темпами.

Система Монтессори характеризуется, прежде всего, подлинным гуманизмом системы, как  воспитательной, так и образовательной, обраще- нием к природе детей, отсутствием авторитаризма. В тех рамках, которые определены педагогом, ребенок может выбираться работа, которая бы нравилась ему и находилась в соответствии с его внутренними интересами. Им спонтанно и свободно упражняются его чувства, он испытывает энтузиазм и удовольствие от осуществления такой деятельности, ведь он поступил по собственному желанию, а не по указке.

Другим столпом системы Марии Монтессори стала предельно возмож- ная личностная ориентация учебно-воспитательной работы, использование хорошо продуманных и умело инструментированных программ развития детей, рассчитанных и на нынешний день, и на многие годы вперед, органи- чески соединяющих в себе обучение и воспитание, имеющих в своей основе пробуждение и поддержание детской активности. Улучшая свои умения, дети постепенно приобретают чувство уверенности и независимости. Кроме того, у них пробуждается любовь к обучению и формируются мотивы для самостоятельной учебной деятельности.

Важным новшеством М. Монтессори явилось разрушение традицион- ных классно-урочных систем и создание своеобразного учебного процесса для детей от 3 до 12 лет, который построен на признании каждым учеником своего права на значительную самостоятельность и автономию, на свои темпы работы и характерные способы постижения знаний. Девизом школы Марии Монтессори стали слова: "Помоги мне сделать это самому". Все это достигалось реализацией в Монтессори-школах широких образовательных программ, которые не являлись программами в привычном смысле слова. Это скорее было определение тактики и стратегии деятельности ребенка [9, c. 198].

Монтессори-класс состоит из ряда зон:

зона практической жизни – очень важна для маленького ребенка (2,5-3,5 года). Тут находятся материалы, при помощи которых дети учатся ухаживать за своими вещами и за собой. При помощи рамок с застежками (пуговицами, кнопками, молниями, пряжками, булавками, шнурками, бантами и крючками), дети учатся самостоятельно одеваться; переливать и пересыпать (воду, рис); мыть столешницу и так далее;

зона сенсорного развития - здесь ребенку предлагается возможность в использовании своих чувств для изучения окружающего его мира. Здесь дети могут научиться различать длину, высоту, цвет, вес, запах, шум, форму разных предметов; изучить свойства различных тканей;

зоны - языковая, математическая, географическая, естественно- научная обеспечивают материалами, главная цель которых - умственное формирование ребенка.

Многие Монтессори-школы дополняют среду, окружающую ребенка, такими зонами, как музыкальная, искусства и танцев, работы по дереву, иностранного языка, способствующими дальнейшему обогащению общего развития ребенка. Двигательные упражнения развивают ребенка физически и помогают ему почувствовать свое тело и осознать свои возможности.

В результате всего этого, а также тонкого психологического подхода, учета личных возможностей и особенностей каждого ребенка, с опорой на природные особенности восприятия людей, "монтессорианские дети" довольно рано (к 5 годам) и лучше сверстников овладевают счетом и письмом, при этом у них развивается воля и формируются склонности к обучению.

Педагог в школе Монтессори воздействует на ребенка не прямо, а посредством дидактических материалов - различных игр, приспособлений, - с которыми ребенок действует по подготовленной педагогом программе. В отличие от педагога в традиционной школе Монтессори-учитель не являемся центром класса. Когда дети занимаются в классной комнате, он едва заметен. Учитель не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях, работая с ребенком за столиком или на коврике,

Каждый из Монтессори-классов всегда неповторим. Этот метод обладает совершенно определенной структурой, он является гибким и откры- тым для индивидуальных интерпретации. Как не существует двух одинако- вых людей, так и каждый из Монтессори-классов, которые зависят от толко- ваний метода данного учителя и его возможностей, являются уникальными.

Итак, феномен педагогики М. Монтессори заключается и в ее безграничной вере в природу ребенка, и в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, и в ее ориентации на идеал свободной, самостоятельной, активной личности.

2.3 Педагогические принципы М. Монтессори

Когда дети читают слова, написанные на табличках, которые лежат возле соответствующих предметов, это называется интуитивным чтением. При этом ребенок может их прочесть, не зная шрифта и букв. Интуитивное чтение может происходить благодаря тому интересу, который вырос в ребенке, пытающемся проникнуть в тайны знаков. Такой интерес по значению обычно равен материалу. Если на две чаши весов положить алфавит и интерес к его изучению, они были бы на одинаковом уровне. Учитель может и должен вселить в ребенка такой интерес и он знает, как в будущем его развивать, при этом понимая, что тяга к обучению у ребенка природная, она в каждом конкретном случае индивидуальна. Учитель должен выяснить, каковы интересы ребенка и какие материалы годятся для конкретного ребенка, и когда наступит время начать изучать с ним что-то новенькое [5, c. 96].

Многие думают, что ответ на эти вопросы должен исходить от учителя. Сейчас психологи утверждают, что у одного учителя не должно быть больше 6-7 учеников, чтобы внимание можно было уделить каждому. Такое направление в образовании называют индивидуальным методом. Мария Монтессори имела другой взгляд на такую проблему, так как главным ее принципом не являлось образование как таковое. Личностность обучения заключается при этом в создаваемой подготовительной среде, в ней дидакти- ческий материал выбирается не учителем, а самим ребенком. Такое обучение основывается на свободе выбора детей.

В методе Монтессори культура доходит через материал до детей самого младшего возраста. Культура эта выражена в систематической индивидуальной работе, имеющей в своей основе индивидуальный интерес.

В большей части школ дети одинакового возраста учатся в одном классе. Программа таких школ базируется на таком возрасте. Мария Монтессори увела от этого всеобщего правила. В ее школе присутствует стремление к разновозрастности или, в крайнем случае, к различию в 3 года. Такие требования выдвигаются жизнью: ведь в обычной семье  бывают дети разного возраста.

Где бы этот метод ни развивался, везде видна связь между школьным и дошкольным обучением. Один из секретов этого - открытые двери. Дети свободно перемещаются из комнаты в комнату, попадая туда, где занимаются более старшие. В занятия обычной школы это внесло бы ужасный беспорядок. Попытаемся сравнить обычную школу, в которой закрытые двери с организацией процесса воспитания в школе Монтессори, и разница покажется невероятной. Эти школы предполагают абсолютно различные взаимоотношения, организацию и атмосферу. Одним из удачных решений современной архитектуры стали перегородки, разделяющие классы, которые выполнены в виде низких, практически на высоте детских голов, стенок. Учитель имеет возможность наблюдать всех детей сразу. Временами, чтобы была возможность сделать комнату еще красочней, можно использовать шторы. Такие низкие стены одновременно служат подставками для ваз с цветами и кашпо с разными комнатными растениями. При  проведении многочисленных экспериментов было замечено, что в ситуациях, когда ребенку предоставлена свобода, он ищет для себя определенное место и занимает его по своему желанию. Видимо, в натуре человека потребность к собственному дому, прибежищу. Поэтому в школах Монтессори есть маленькие стенные шкафчики, где у каждого ребенка свой ящичек, в котором он может хранить, что ему хочется [3, c. 19].

Детям хочется, чтобы их вещи стояли всегда на тех же местах; они могут взять материалы, поработать с ними в саду, а потом поставить на полку в то же место, откуда его взяли. Свободой передвижения развивается в человеке настоятельная потребность к фиксированному месту. Поэтому ребенок, уходя из класса, не бежит на улицу, а идет в другие группы и видит, как разные интересные вещи могут иметь свое продолжение.

Итак, главное, что мы должны помнить. Во-первых, это интерес ребенка, который приводит его к сосредоточению на учебе. Во-вторых, сотрудничество детей неоценимая база которого - разновозрастность. В-третьих, существование человеческого инстинкта автономности, который приводит к дисциплине и порядку. И все это основы организации школы моего направления.

2.4 Средства обучения в системе М. Монтессори

Монтессори-педагога полагала, что все дети от рождения наделены только им одним свойственной возможностью развития. Раскрыть этот потенциал можно только путем наблюдения за собственной деятельностью ребенка.

Пути совершенствования и развития у каждого человека свои. Задачи образования в этом случае сводятся к созданию среды, облегчающей ребенку вероятность раскрытия собственных возможностей, приспособления его к окружающему миру и разрешения его свободных действий в познании этой среды, а через нее - окружающего мира.

Состав этой среды должен помочь детям систематизировать и упорядо- чить их представления об окружающей среде в полном соответствии с возможностями и задачами на каждом возрастном этапе. При разграничении таких этапов необходимо придерживаться возрастной периодизации, которая была предложена Монтессори, а также ее положениями о сензитивных (особо чувствительных) периодах в развитии ребенка.

Задача педагога заключается в том, чтобы оборудовать и организовать образовательную среду, которая соответствовала  бы возрастным задачам по развитию детей и их злободневным потребностям и возможностям, а также побудить ребенка к познанию, к активным занятиям за счет того, что для него создана атмосфера принятия и безопасности.

Педагог не является главной действующей фигурой образовательного процесса, этой фигурой является сам ребенок. Педагог владеет достаточно богатым арсеналом средств педагогического воздействия.

Основным средством воздействия на детей у учителя возникают методы гуманистической психотерапии, которые способствуют развитию обстоятельной я-концепции ребенка, а также снимают различные зажимы, развивают потребность в самоактуализации [18, c. 173].

Учитель является важнейшей составной частью окружающей ребенка среды, он предоставляет образцы социального поведения, построения отношений, способов решения конфликтов, помогает ребенку научиться понимать других людей и самого себя.

Образовательную среду необходимо строить с учетом тезисов Марии Монтессори о том, что сознание детей дошкольного возраста является "впитывающим", о соответственных сензитивных периодах в развитии ребенка и ее представлениях об этих возрастных этапах. Монтессори-материалы стали прекрасными моделями конкретных понятий, позволяющими выполнять с ними развернутые вещественные действия, которые понемногу приобретают определенную умственную форму. Благодаря этому возможно намного более раннее постижение детьми навыков и знаний умственной деятельности, которые считались ранее для них недоступными, глубокое и полное постижение смысла различных понятий и производимых ими умственных операций. Учителю в традиционных дошкольных учреждениях работать легче. Там есть планы и задачи – и учителю остается только выполнить их как можно точнее. А если из года в год повторяется в одни и те же дни одни и те же темы, то можно придумать лишь очередной свежий поворот или новый ход, для того чтобы донести знания до детей. Учитель не знает, каким к тебе придет ребенок в этот день, и будет ли его волновать те темы, которые он им предложит, но он идет и работает, чаще всего как массовик-затейник на утреннике для детей. Этот план не может зависеть от того, есть ли у детей потребность узнавать или делать то, что предложит им в группе воспитатель.

Здесь нужно идти от реально возникшей ситуации. Это касается не только Монтессори-материала и права ребенка выбрать, с чем и когда он хочет и может работать. Это, что, может, еще важнее, касается жизни ребенка в группе. Если у возникает ситуация, в которой нарушены взаимоотношения между детьми, как строят взаимоотношения цивилизован- ные люди.

По методу Монтессори ребенок готовится не к школе, а к реальной жизни в нашем достаточно противоречивом и сложном мире. Ему дается  возможность обрести социальный опыт, который соответствует его возможностям и развитию. Конечно, любой ребенок живет собственной жизнью и не обязан приноравливаться к нашей. Взрослые стараются создать определенную подготовленную среду, чтобы ребенок мог развивать навыки социальных контактов и извлекать из жизни в школе с детьми упражнения, которые помогут адаптироваться ребенку в его окружении. Задачи воспитания и обучения по системе М. Монтессори представлены в Приложении А.

Существует множество легенд о Монтессори-педагогике. По одной из них, детям в Монтессори-группе все можно. Они делают что хотят. Но это не так. Если приходят новые малыши, то до начала занятий их приводят в соответствующую группу и объясняют: "Смотрите, вы можете взять все, что вам понравится, но здесь есть такое правило: если ты поиграл, надо поставить все на место и в том же виде. Вы можете работать на столе или на ковре" [21, c. 118].

Этих детей (как правило, трехлетних) ведут в практическую зону и дают им первую презентацию, как правило, пересыпание или переливание.

Иногда ребенку предлагаются блоки цилиндров. Ему показывают, как можно поступать с материалом, как и где его можно взять и затем в каком виде возвращать на место. То есть демонстрируют действие правила: "Взял – значит потом положи его на место".

Остальные правила дети узнают, уже придя в группу и столкнувшись с их применением. Даже самые маленькие быстро понимают, что нельзя ходить по чужому коврику. Задача - акцентировать внимание ребенка в тот момент, когда правило нарушается, или предупредить нарушение. Педагог не учит ребенка правилам и не заставляет соблюдать их под страхом наказания, а помогает понять, почему то или иное правило существует и что плохого в том, что оно нарушается. Как правило, если новичок пробегает по чужим коврикам, на которых работают другие дети, то взрослый подзывает новичка к себе и говорит с ним. Воспитатель в процессе такого обсуждения выводит необходимое правило вместе с самим ребенком. Обыкновенно все это бывает в первые месяцы после прихода нового ребенка в группу. Главное, что ребенок должен понять в этот период, что любое правило - не запрет, за нарушение его не накажут, наоборот, такие правила помогают жить дружно. Если нарушено конкретное правило прямо во время занятий, обсуждение проводят, собираясь на линии. При этом дети друг другу напоминают о том, что рабочие коврики - это независимое личное пространство. Все, что есть на нем в момент работы конкретного ребенка - его личная собственность, и трогать ее нельзя. Можно подойти и посмотреть, но надо спросить разрешения у того, кто работает [16, c. 79].

Сложнее бывает, если приходит несколько новеньких детей. Дети пытаются говорить, перекрикивая друг друга. Но детям трудно запомнить такое правило, и тогда педагогом вводится такой предмет, как свечка. Это означает, что когда все собираются вместе, разговаривать может только тот, у кого в руках свечка. Это трудно не только для детей, но и для взрослых. Чтобы это правило органично вошло в жизнь ребенка, требуется обычно не менее трех месяцев.

Не смотря на это, изо дня в день говорить должен только тот, у кого в руках  свечка, говорить он должен тихо, чтобы не мешать тем, кто не подошел в круг, а предпочел остаться за столом и работает. При этом если ребенок захочет спросить что-то, он должен поднять руку.

То же самое касается обычных для новых детей попыток подраться материалами или разрушить чью-то удачно сделанную работу. Всегда необходимо объяснять детям, почему нужно делать именно так, а не иначе, показывать на примерах, для чего существуют эти правила. Такие правила в группе должны действовать для всех. Включая тех взрослых, что заходят в группу на небольшое время. Сегодня дети могут сделать замечание воспитателю, если он, например, громко говорит в группе, или пришедшей медсестре, если она, проходя по группе, переступает через чей-то коврик. Старшие дети воспринимают это правило как норму, которую они могут передавать младшим и они ее охраняют. В Монтессори-группе обязательно присутствует распорядок дня. Внешне он может не особо отличаться от распорядка дня в самой обычной группе. Отличие в том, что он должен вырабатываться совместно с детьми, то есть так же, как остальные правила жизни группы.

Конечно, после того как складывается некоторая традиция, согласно которой утром мы занимаемся с материалами, после обеда - в кругу, рамки планирования сужаются. С детьми обсуждают только некоторые частные вопросы организации занятий на конкретный день.

На  первом году нахождения в группе ребенок осваивает правила жизни группы и работает чаще всего в зонах практической жизни и сенсорики. Кажется, что у него нет никакого продвижения вперед. Он удовлетворяет свою потребность трогать мир руками, ему необходимо научится различать оттенки и цвета, сопоставлять маленькое и большое, короткое и длинное - глазами, руками, носом. Примерно второй год обучения в Монтессори-школе - это период впитывания ребенком конкретных знаний. Ребенок знакомится с цифрами, буквами, другими теоретическими предметными знаниями.

На последнем году происходит переход от конкретных знаний к абстрактным. Ребенка учат складывать и вычитать, читать и т.д. Часто в такой период дети могут возвращаться к практической жизни, но на совершенно другом уровне. В практической зоне они расслабляются, получают удовольствие. тут же они могут проводить маленькие эксперименты, узнавать что-то новенькое о свойствах всех веществ [4, c. 142]. И уже на втором году разновозрастность детей в группе позволяет старшим попробовать себя в роли учителя. Их разъяснения порой бывают более действенны, чем объяснение педагога. Обычно дети играют такую роль, только если они  полностью уверены в своих знаниях. А если они все же ошибаются, педагог поправляет ошибки.

Важно чтобы родители были вовлечены в действия детей. Такие  отношения между родителями и детьми необходимо обновлять и наполнять новым содержанием. Это также не может происходить само собой. При встрече с родителями старших детей им рассказывают, какие темы будут в этом году, и предупреждают, что от них потребуется помощь.

2.5 Особенности использования дидактического материала в системе М. Монтессори

Следует отметить, что из-за того, что дидактический материал находится на виду, его роль по сравнению с другими элементами подготовленной среды в методе Монтессори часто преувеличивается. Кроме того, в некоторых случаях неправильно понимается его цель. Это не учебное оборудование в общепринятом смысле слова, т.к. его целью является не обучение детей навыкам и передача им знаний через "правильное использование". Главная цель дидактического материала Монтессори - внутренняя: помочь самостроительству ребенка и его духовному развитию.

Принципы использования Монтессори – материала приведены в Приложении Б.

Монтессори-материалы основаны на концепции активной личности, которая саморазвивается через серию реакций, вызванных систематическим воздействием, которое было определено опытным путем. Только после длительной и тщательной проверки реакций детей на предметы материала М.Монтессори признала его пригодность, отвергнув все то, что не вызывало самостоятельных повторных упражнений детей и не фиксировало детского интереса и внимания. Во всем удовлетворяются реальные потребности ребенка и учитываются его способности. Отсюда естественным образом вытекает требование недопустимости произвольных вариантов Монтессори-материала [13, c. 27]. Есть несколько главных правил использования Монтессори-материалов. Они были созданы для серьезных целей — развития ребенка — и детям необходимо относиться к ним аккуратно. С материалами надо обращаться аккуратно, лишь после того, как будет понятно их использование. Если ребенок захочет выполнить что-то из упражнений, он должен принести все материалы, которые ему необходимы, и аккуратно разложить их на столе или коврике в установленном порядке. Когда упражнение закончено, материалы возвращаются на свое место в первоначальном виде, чтобы их мог использовать другой ребенок.

Ребенок имеет право пользоваться материалом, не будучи прерванным ни другими детьми, ни воспитателем. Педагогу необходимо быть максимально внимательным. Похвалой или даже улыбкой можно отвлечь ребенка. В практике работы были случаи, когда детьми прекращалась или откладывалась работа даже после незначительного вмешательства.

Среда в Монтессори-группе имеет точную логику построения и до мелочей продуманное содержание, она рассчитана на разновозрастную группу детей от 3 до 6 лет. Весь материал расположен на открытых полках, на уровне не выше 1 м от пола, что обеспечивает ребенку свободу выбора. Каждый материал представлен в одном экземпляре. Самим расположением полок среда разделена на несколько зон  (Приложение В).

Задача Монтессори-педагога наблюдение за самостоятельной работой ребенка и помощь ему в необходимый момент. В Монтессори-группе дети необыкновенно адаптированы. Они умеют работать индивидуально и в группе. Поскольку их с раннего детства побуждали самостоятельно принимать решения, они вырастают способными делать выбор и организовывать свое время. Заповеди Марии Монтессори приведены в Приложении Г.

Монтессори-программы, основанные на деятельности, побуждаемой внутренней потребностью, а не соревновательным мотивом, помогают детям сформировать благоприятный "образ я" и уверенность в себе. Все это позволяет встречать трудности и перемены с оптимизмом.

Заключение

Свой педагогический метод, основанный на активном наблюдении и корнями уходящий в естественные науки, Монтессори называла "методом научной педагогики". Педагогика Монтессори, предложена врачом и первоначально ориентирована на детей с проблемным развитием. В дальнейшем она была испробована Марией Монтессори для воспитания детей, не имеющих ограничений жизнедеятельности и детей, которые в своем развитии опережали сверстников. Плоды такого развития были прекрасны и не  зависели от того, к какому ребенку оно было применено, поскольку задачей воспитателя является наибольшее раскрытие вероятных возможностей ребенка при ориентации его на общие закономерности, которые присущи развитию человека.

Основой метода Монтессори стали опыты Клода Бернарда по воспитанию лиц с ограниченными возможностями, работы известного французского психиатра Эдуарда Сегена, опубликованные в Париже в середине XIX века, и экспериментальные исследования врача-отоларинголога Жана-Гаспара Итара. Наибольшее влияние имели работы Эдуарда Сегена, который предложил ряд теоретических принципов воспитания, успешно применяемых в современной педагогике и получивших распространение во многом благодаря Монтессори. Мария изучила педагогическую систему, разработанную французским психиатром, и уже в 1898 году начала экспериментальную работу с детьми. Монтессори применила основную идею Эдуарда Сегена — использование дидактического материала в целях развития восприятия путем тренировки. При этом она пользовалась как предложенными Сегеном, так и разработанными самостоятельно упражнениями. Успех от ее занятий с детьми невозможно было не заметить. Во время открытого экзамена по орфографии и письму ее выпускники, имеющие несомненные признаки умственной отсталости, демонстрировали те же результаты, что и их сверстники, посещающие начальную школу.

В дальнейшем ее опыт получил практическое применение при воспитании здоровых детей. Вначале это были дети дошкольного возраста, воспитанники открывшегося в 1907 году в рабочем квартале Сан-Лоренцо в Риме "Дома ребенка". Позднее там стали находиться и школьники до 12 лет.

Оформление идей Марии Монтессори в виде педагогической системы — того, что мы называем сегодня Монтессори-педагогикой, — следует отнести к периоду начала первой мировой войны. В это время методы педагогики Марии Монтессори и тематическая литература по этому вопросу быстро распространились во многие страны мира, в том числе и в Россию. Татьяна Львовна Толстая, дочь писателя Л. Н. Толстого, разделяла педагогические воззрения Монтессори и заказывала у нее отдельные упражнения, активно использовала их для занятий с детьми в Ясной Поляне. Имя Марии Монтессори с тех пор длительное время не называлось, отрицались предложенные ею принципы воспитания. Однако упражнения, разработанные Монтессори, использовались, особенно в лечебной педагогике. И сегодня в каждом логопедическом и почти в каждом обычном детском саду можно встретить отдельные упражнения, впервые предложенные для воспитания детей Марией Монтессори.

Сегодня педагогика Марии Монтессори переживает пик популярности во всем мире. Тысячи педагогов, признавая педагогическую систему Монтессори уникальной и необычайно эффективной, работает по ее педагогическим принципам. Функционируют тысячи детских дошкольных учреждений по всему миру, основанных на Монтессори-педагогике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мария Монтессори

Виды упражнений, которые можно использовать в работе учителя...

19 заповедей Марии Монтессори для родителей

19 заповедей Марии Монтессори для родителей...

"Технология саморазвития по Марии Монтессори"

Вот уже почти сто лет имя Марии Монтессори приковывает к себе неослабевающее внимание педагогов и ученых более чем в восьмидесяти странах мира. Известная как выдающийся ученый и гуманист она создала с...

Заповеди Марии Монтессори

Думаю, эти заповеди помогут не только молодым родителям......

Заповеди Марии Монтессори

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9495719","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"252","width":"480"}}]]Советы великого педагога для родителей....

ЗАПОВЕДИ МАРИИ МОНТЕССОРИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Советы родителям по воспитанию детей....

Ребенок в педагогической системе Марии Монтессори.

Особенности развития ребенка и его потребности.Мария Монтессори очень большое внимание уделяла развитию ребенка и его потребностям. Она всегда утверждала, что «ребенок наделен великими возможнос...