ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
статья по теме

Приходько Валентина Евгеньевна

Вступая в компьютерный мир, человек должен знать теоретические основы информатики и уметь применять компьютер в своей профессиональной деятельности. Школа обязана готовить детей к жизни в современном обществе, следовательно, проблема компьютеризации обучения должна стать одной из ведущих в учебно-воспитательном процессе. Для решения этой задачи перед семьей и школой возникает необходимость знакомства детей с компьютером, причем не на уровне экскурсий и игр, а в виде регулярных занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В.Е. Приходько – к.п.н., учитель начальных классов

МАОУ гимназия «Мариинская»  г. Таганрога, доцент кафедры педагогики и методики начального обучения  ТГПИ

       Вступая в компьютерный мир, человек должен знать теоретические основы информатики и уметь применять компьютер в своей профессиональной деятельности. Школа обязана готовить детей к жизни в современном обществе, следовательно, проблема компьютеризации обучения должна стать одной из ведущих в учебно-воспитательном процессе. Для решения этой задачи перед семьей и школой возникает необходимость знакомства детей с компьютером, причем не на уровне экскурсий и игр, а в виде регулярных занятий.

         Целесообразность изучения информатики в начальных классах подтверждается результатами обучения в школах нашей страны. При анкетировании учащихся школ разных регионов не раз звучала фраза: «Хочу научиться работать на компьютере».

         Основная задача школы на современном этапе – создание индивидуальной заинтересованности в приобретении знаний, которые могут и должны пригодиться в жизни любого человека. Именно здесь нам, учителям, на помощь приходят новые современные технологии, приоритетными среди которых по праву можно считать компьютерные технологии. Их применение в учебной деятельности даёт возможность не только интенсифицировать процесс образования, реализовать цели развивающего обучения, но и осуществить индивидуальный образовательный запрос каждого ученика. Главной задачей использования компьютерных технологий является расширение интеллектуальных возможностей человека. В настоящее время изменяется само понятие обучения: усвоение знаний уступает место умению пользоваться информацией, получать ее с помощью компьютера. Соответственно, использование новых технологий изменяет цели и содержание обучения: появляются новые методы и формы, повышается роль гуманитарной подготовки, формируется последовательное представление об окружающем мире.

       Использование компьютера как самого совершенного информационного средства наряду с использованием книги, авторучки, телевизора, калькулятора, видеомагнитофона и пр. в изучении учебных предметов естественно влечет совершенствование процесса обучения. Компьютер в современных условиях не просто электронная вычислительная машина; это источник информации, инструмент ее преобразования и универсальная система связи, обеспечивающая взаимодействие всех субъектов дидактической системы, включая и тех, с кем общение идет опосредованно через компьютерную программу.

        Компьютер – средство связи учащихся с сообществом и друг с другом: именно это делает процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня.        

        Информация является одним из ценнейших ресурсов общества наряду с такими традиционными материальными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и другими, а значит, процесс ее переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию. Информационная технология – процесс, использующий совокупность методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Известно, что, применяя разные технологии к одному и тому же материальному ресурсу, можно получить разные идеи, продукты. То же самое будет справедливо и для технологии переработки информации. Например, при подготовке к уроку, каждый учитель применяет свою технологию переработки первичной информации (материала, необходимого для изучения конкретной темы).  

         Информационный продукт (непосредственно тип урока) зависит от того, как учитель «видит» данный урок. Компьютеры и информационные технологии вообще – удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, облегчить учителю задачу подготовки к занятиям. К сожалению, пока зачастую роль компьютера сводится только к возможностям неоправданно дорогой пишущей машинки. Но на это есть объективные причины: не все учителя в достаточной степени владеют навыками работы с компьютером. И все-таки компьютер должен стать такой же неотъемлемой частью любого кабинета, как доска и мел. Легко представить себе урок, во время которого учитель, используя специальные компьютерные указательные устройства (от простейшей «мышки» до компьютеризированной лазерной указки), демонстрирует учащимся специально подобранный ряд учебных видеофрагментов, трехмерные модели, компьютерные эксперименты и прочее. Фантастикой это давно уже не кажется, просто для внедрения таких технологий в обычный школьный урок требуется большая работа учителя – энтузиаста, организационная помощь администрации и материальная поддержка государства. Применение компьютера на разных этапах обучения позволяет довести время активной работы учеников на уроке до 75-80%  времени урока, вместо обычных 15-20%. Современные  школьники быстрее и с большим интересом усваивают информацию с экрана компьютера, чем со слов учителя. Наверное, поэтому, к учителям, использующим на своих уроках информационные технологии, наблюдается больший интерес школьников. Такой учитель идет в ногу не только со временем, но и с ребятами. Безусловно, такое движение дает свои плоды, которые благоприятно сказываются на результатах обучения. Конечно, подготовка к таким урокам требует определенного мастерства и занимает большее количество времени.  

       С 2000-го года начальная школа МОУСОШ № 28 г.Таганрога систематически использует разработанный компанией «Инис-Софт» программно- методический комплекс «Компьютерное обучение. Школьный наставник» — серию мультимедийных многопользовательских обучающих комплексов по русскому языку и математике, обеспечивающих точную диагностику и эффективную коррекцию пробелов в знаниях учеников, многофакторный анализ учебного процесса и его результатов. Широкий спектр многочисленных учебных заданий (7700 заданий по математике и 6500 — по русскому языку) позволяет организовать работу школьников на разном уровне сложности, обеспечивает реальные возможности для формирования индивидуальных образовательных траекторий. Ребята с удовольствием пишут компьютерные диктанты по русскому языку, которые можно проводить в нескольких режимах. Режим «Перепечатка» является аналогом контрольного списывания; в режиме «Правка» школьники вставляют пропущенные буквы; режим «Диктант» аналогичен обычному диктанту, но выполняется под «диктовку» компьютера, при этом есть возможность многократного повтора нужного фрагмента. Большой интерес у младших школьников вызывает выполнение тестовых заданий по русскому языку и математике, сопровождаемое компьютерным поощрением. Все учителя начальных классов отмечают высокую эффективность компьютерных уроков. Отметим, что немаловажную роль здесь играет предварительный подбор программ и тщательное планирование компьютерного урока, так как при наличии одного компьютерного класса учащиеся начальной школы могут посещать его не более двух раз в неделю: 1 час во время основного учебного времени и 1 час во время группы продленного дня.

       Информационные технологии в образовании – одна из наиболее актуальных тем на сегодняшний день. Педагог имеет возможность не только сделать изучение материала более наглядным, интересным, проблемным, но и, что не менее важно – показать связь между отдельными предметными областями. Наиболее распространенная форма внедрения информационных технологий в сферу образования – создание презентаций. В МОУСОШ № 28 г. Таганрога имеется большой опыт создания презентаций не только в виде слайдшоу, но и в виде автоматизированных интерактивных проектов, которые служат важным дополнением к уроку. В этих проектах создается анимированное представление материала (оригинальное оформление и привязка кодов к управляющим элементам типа кнопок, управление движением отдельных объектов и др.). Выполнение проектов по тематике различных предметов осуществляется на уроке информатики, что показывает неразрывную связь между ними, делая работу практически значимой. Еще одна распространенная форма уроков с использованием информационных технологий – создание тестов. Мы также имеем возможность представить различные варианты тестов, с автоматическим способом оценивания, который исключает фактор субъективности учителя. Эти тесты всегда пользуются успехом у учащихся, т.к. база данных вопросов обширна, она может легко обновляться, включая вопросы по любым предметам школьной программы, и дети всегда стремятся пройти тест на «отлично» (ведь учитель не вмешивается в процесс определения оценки).

         Хочется отметить также, что правильная организация поиска материалов для проведения урока с использованием информационных технологий является одним из самых важных моментов. Это формирует у учащихся способность искать информацию по заданному критерию, классифицировать отобранный материал по значимости и соответствию содержанию будущего проекта, умение использовать и выделять наиболее существенные разделы в добытой информации. Здесь, безусловно, главенствующая роль отводится педагогу, как специалисту в своей области. Правильно спланированный урок, правильно отсортированная информационная база – главный залог успеха, главный залог понимания проблемы, изучаемой на этом уроке.

       Говорить о преимуществах уроков с использованием информационных технологий можно бесконечно долго. Но отметим и некоторые недостатки: при неправильной организации работы – естественно наличествует риск нанесения ущерба здоровью, поэтому такие уроки должны готовиться заранее с расчетом не на одного учащегося, а на команду, работа которой распараллелена, где каждый выполняет свои функции, чтобы дать возможность более тщательно и разносторонне представить материал. Организация общеклассной работы всегда сближает учащихся, т.к. они понимают значимость своего труда, повышает их общий уровень развития, расширяет кругозор, в особенности, если планируется интегрированный урок. Мы также рекомендуем объединение детей различных возрастных категорий, что позволяет реализовать взаимообучение, эффект которого также ощутимо велик в системе образования.  

        Показ уроков с использованием информационных технологий – всегда яркое зрелище, зрелище, которого ждут не только ученики, но и учителя, особенно, если удается его представить в нужном свете, если продуманы все детали, подобраны интересные, оригинальные материалы, задействованы ресурсы умственные и творческие учащихся образовательных учреждений. И нет сомнения в том, что именно такая организация обучения, в котором помимо не менее важных классических уроков внедряются интегрированные уроки с использованием информационных технологий, позволят воспитать образованных, интеллигентных и творческих людей.  

         Средства ИКТ способны принести ощутимый эффект только в случае комплексного их использования на уроках информатики и в других предметах, в урочное и внеурочное время, в практической деятельности учеников, учителей и администрации образовательного учреждения.

         Использование компьютерных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ЛИЦЕЯ

Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы лицея...

Статья "Современные образовательные и педагогические технологии в учебном процессе начальной школы"

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике у...

Современные образовательные технологии в учебном процессе начальной школы

Файл содержит статью о современных образовательных технологиях в процессе обучения в начальной школе...

Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе начальной школы

Применение здоровьесберегающих технологий поможет сохранить и укрепить здоровье младших школьников, сформировать навыки  бережного отношения  детей к своему здоровью, что  будет способс...

Педагогические принципы и цели обучения при использовании информационных технологий в учебном процессе начальной школы.

Включение компьютерного практикума в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для формирования их учебной деятельности и р...

Тестовые технологии в учебном процессе начальной школы

Использование тестовых технологий в процессе обучения младших школьников...

Применение информационных технологий в учебном процессе начальной школы.

Использование информационных технологий в начальной школе является средством повышения познавательного интереса школьников к учебной деятельности....