Урок ОРКСЭ по теме: Честь и достоинство
план-конспект урока (4 класс) по теме

Cуетова Галина Юрьевна

Данный материал представляет собой урок ОРКСЭ (светская этика) и включает конспект, презентацию, раздаточный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Основы религиозных культур и светской этики  (модуль «Основы светской этики»)

 Тема «Честь и достоинство»

Класс: 4

Тип урока:  урок «открытия» новых знаний

План-конспект урока по ОРКСЭ  в 4 классе.

Методы:

  • деятельностного подхода;
  • моральных дилемм и дискуссий.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к  осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении других людей.

Задачи урока:

           Образовательные:

  • способствовать формированию понятий: честь и достоинство;
  • учить участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мысли;
  • помочь усвоить основы взаимоотношений в обществе;

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию моральных качеств: честь и достоинство;

Развивающие: 

  • развивать  представления младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной  жизни личности, семьи, общества;
  • находить ответы на вопросы, используя учебник,  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

УУД: Личностные: 

  • сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;
  • развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
  • способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам;
  • способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности;

Регулятивные:

  • способствовать выполнению «открытия» новых знаний;
  • создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные:

  • создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • создать условия для совместного решения учебной задачи;
  • способствовать осуществлению взаимодействия ребенка при работе в паре;
  •       развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать предполагаемые действия на уроке;            оценивать правильность выполнения задания.

Познавательные:

  • развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать;
  • помочь выделить и сформулировать познавательную цель;
  • устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепочку рассуждений, устроить устное речевое высказывание;
  • продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике
  • способствовать высказыванию детьми своего мнения;
  • способствовать оцениванию своей деятельности на уроке;
  • развивать умение работать с разными видами информации.

Планируемый результат

Предметные:

  • готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному развитию;
  • понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести;
  • осознание ценности человеческой жизни.

Личностные:

  • уметь выделять основные признаки нравственных ценностей, приводить пример их проявления;
  • понимание учащимися, что носители различных моделей поведения должны взаимодействовать между собой на основе «Золотого правила нравственности»: не делай другому того, чего не желаешь себе»;

Метапредметные:

  • освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять  признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности ( в т. ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»;

Основные понятия: «честь» и «достоинство»

Ресурсы:

  • Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М. Просвещение, 2012.

Идея урока: «Не сильные лучшие, а честные. Честь и
собственное достоинство – сильнее всего» (Ф. М. Достоевский)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

  Перед тем как приступить к изучению темы, вспомним и уточним задачи,  которые мы решаем (чем мы занимаемся) на занятиях «Основы светской этики»).

На занятиях  модуля «Основы светской этики» мы учимся отличать добро от зла, приходим к выводу, что человек сам должен отвечать за свои поступки.

Чтобы перейти к теме сегодняшнего урока послушаем песню («Честь имею»)

Соотнесите слова песни с высказыванием известного во всем мире русского писателя Ф.М.Достоевского.

Д: «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего»

Сформулируйте, пожалуйста, цель урока.

На уроке мы должны понять и объяснить значение слов честь и достоинство, определить своё отношение к происходящему: оценить свои и чужие поступки, делать выбор.

 Как вы считаете: как будет звучать тема нашего урока?

 Тема данного урока «Честь и достоинство»

- Попробуем разобраться в этих понятиях

- Подберите однокоренные слова к слову «честь»

Честно, честный, честность, чествовать

.

4.Что означает слово «честь»? В каких ситуациях мы употребляем в своей речи  это слово?

Когда играем: честно – значит по правилам, справедливо, а нечестно – если жульничаешь, обманываешь.

Значит, честь проявляется, когда действуешь по правилам, без обмана?

А ещё когда обещаем, маме обязательно выполнить что-то: уроки, например, или погулять с собакой. Тогда мы говорим: «Даю честное слово!».

– По телевизору часто слышим: «Чествуем победителей», «В честь высокого гостя был дан концерт».

Чем победители и почётные гости заслуживают такое  отношение к себе?

Чествуют победителей и героев  в знак уважения.  

Что становится человеку наградой за хорошие и правильные поступки?

Уважение других людей – заслуга за хорошие и добрые поступки.

-Я подобрала вам несколько определений слова «честь». Прочитайте, подчеркните в каждом определении слова, которые считаете самыми важными, для определения слова честь. Составьте свое определение этого слова.

Работа в парах.

Заслушивание высказываний.

Честь — это достойные уважения и гордости моральные качества личности, это доброе имя человека, его незапятнанная репутация и т. п.

2.Решение проблемы, открытие новых знаний.

-Раскроем эти понятия на примере литературных героев.

- Известны ли вам эти произведения? Что вы знаете о поступках героев этих произведений?  Какую оценку их поступкам  вы бы дали?

В рассказе «Честное  слово» маленький мальчик, о котором забыли большие ребята во время игры «у порохового склада», не потерял веры в понятия «часовой», «пост», «честь». Он, будучи в игре «сержантом»,  сдержал своё «Честное слово - не уйду». Лишь случайный прохожий, помня свое детство, привел майора, который разрешил «сержанту» покинуть пост.

        В произведении С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» случайный парень спасает в пожаре девочку, забираясь на последний этаж пожаром объятого дома. Это смелый, мужественный поступок.

        

В произведении «Золотая антилопа» крестьянский мальчик-сирота спасает от охотников волшебную антилопу, способную ударом копыта добывать золото. Он не предаёт своего друга – антилопу даже тогда, когда жадный правитель-раджа и его слуги схватили мальчика, под угрозой смерти требуя рассказать, где прячется Золотая антилопа.

Какие моральные качества присущи этим героям?

 - Если человек держит своё слово, не предаёт друзей, не изменяет своим моральным принципам, всегда приходит на помощь слабым, то о нём говорят «человек чести».

-Можно ли сказать, что это «люди чести», несмотря на возраст, национальность, время, когда происходило действие.

-Человек, обладающий честью, бережет ее, дорожит своим именем, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками. Этот человек уважает окружающих, но, прежде всего, он уважает себя.

Умение сдержать своё слово, придти на помощь слабым, не предать друзей, Родину, не изменить своим моральным принципам

- Рядом с понятием «честь» стоит «достоинство».

Встречались ли вы с этим понятием?

Что означает слово «достоинство»?

Человек держит свое слово, не изменяет ему, не смотря на сложность ситуации.

Он понимает, что прав и никакая сила не заставит его нарушить обещание.

Достоинство не позволит ему уронить честь. Достоинство стало правом каждого человека на уважение.

Достоинство помогает осознать собственную ценность. В достоинстве выражено представление людей о равенстве.

Достоинство позволяет избегать взаимных обид. В трудные минуты честь и достоинство подсказывают, как поступить.

Этот человек не допускает оскорблений в свой адрес и не опускается до оскорбления других.

 Не грубит в ответ на оскорбления..

 Не покоряется бездумно чужим приказам, а понимает, когда это необходимо, а когда можно воспользоваться правом не соглашаться и отстаивать своё мнение.

 - Достоинство, достопримечательность, достоверный, - до ста, сто %

(Достоинство – абсолютное качество человека, позволяющее ему оставаться человеком)

Моральные качества честь и достоинство близки по смыслу.

Да это так, но всё- таки между ними есть различие. Каково же оно?

 Часто моральные поступки  Человек чести совершает  непроизвольно, потому что его так воспитали, он учится этим поступкам на примере других достойных людей, героев.  Можно сказать – это воспитанность человека,а  

Достоинство- это осознанный выбор человека. Это осознанность

Сверьте своё высказывание по учебнику.

Достоинство – уважение в самом себе личности, своих прав, своей способности жить в соответствии с требованиями совести, долга и морали, защищать свою честь.

- Поднимая сегодня такую важную тему, как честь и достоинство, невозможно не вспомнить спортсменов-олимпийцев. Это люди абсолютной чести и достоинства, которые в тяжелейшей честной борьбе завоевывают победу.

На церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи в числе почётных гостей рядом с Президентом России была девушка.

-Кто она? Почему рядом с президентом? Чем заслужила?

Это российская спортсменка-бобслеистка, член сборной команды России - Ирина Скворцова. Скворцова получила тяжелые травмы, в том числе многочисленные переломы, во время тренировочных спусков на санно-бобслейной трассе в Германии в ноябре 2009 года. В результате ошибки судьи в экипаж Ирины Скворцовой и Надежды Филиной на полной скорости врезался боб мужской двойки. Ирина перенесла более 50 сложнейших операций.

Полученные травмы не позволили девушке вернуться в спорт, но в свои 20 лет она нашла силы не только побороть болезнь, но и вернуться к полноценной жизни. Она закончила институт, стала телеведущей , спортивным комментатором, была одним из первых факелоносцев эстафеты Олимпийского огня зимних Олимпийских игр 2014, а на церемонии открытия игр – почетным гостем и сидела рядом с президентом России. Это ли не пример чести и достоинства.
Смотрите оригинал материала на
http://www.interfax.ru/sport/news/356777

- Вы знаете, что после олимпийских игр начнутся паралимпийские игры. Они будут проходить с 7 марта по 16 марта в 5 дисциплинах: следж-хоккей, керлинг на колясках, биатлон, лыжные гонки и горные лыжи. Вот где каждая судьба – это огромная сила духа и души, это борьба отстаивание своего достоинства. Это вызывает не только уважение, но и восхищение. Посмотрите небольшой фильм о горнолыжниках-паралимпийцах.

фильм

3.Выполнение продуктивных заданий  по теме.

Ребята, перед вами на партах лежат карточки со словами.  На данном этапе урока вы будете работать в парах.  Вам необходимо  из данных слов собрать высказывание – расположить карточки в таком порядке, чтобы можно было прочесть высказывание.

Учащиеся  собирают (выстраивают) высказывание (предложение):

Задача каждого человека — не унижать достоинство других и не терять собственного.

Кого из своего окружения или близких вы можете назвать человеком чести?

Ответы детей. Учащиеся кратко рассказывают о дедах и отцах, которые участвовали в Вов или служили в рядах вооружённых сил.  

Давайте представим себе,  что герои, которыми мы восхищались, старались быть похожими на них  поступили бы по – другому.  

Честь и достоинство - главные качества человеческой души, и тот, кто утратил их, и кто не хочет воспитывать их в себе, превращаются в жестокого человека, не имеющего ни чувств, ни мыслей.

Что необходимо, чтобы воспитывать  в себе честь, развивать достоинство.

Многие люди предпочитают умереть,   но сохранить свою честь. Любой бесчестный поступок: ложь, клевета, предательство, равнодушие, жестокость – может привести к потере чести. Человек, обладающий честью, бережет ее, дорожит своим именем, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками. Этот человек уважает окружающих, но, прежде всего, он уважает себя.

Когда человек совершает добрые, правильные поступки, противостоит злу, он оберегает свою честь (уважение со стороны других) и обретает чувство собственного достоинства (уважение самого себя),

Что ты будете делать для   сохранения чести  и  достоинства?

Честь и достоинство необходимы в те моменты, когда надо выбрать, как поступить. Именно эти качества не дадут человеку совершить безнравственный поступок, помогут избежать вражды, мести и взаимных обид, потому что он уважает и себя и других.

 4. Итог урока. Рефлексия.

Предлагаю подвести итог урока по следующей схеме:

  Сегодня я узнал…

Было интересно…

было трудно…

я понял, что…

Я задумался …

я почувствовал, что…

 осталось непонятно…

Высказывания детей

  • Хочется завершить наш урок строками из стихотворения  «Человек» Редьярда Киплинга

Останься прост, беседуя c царями,

Будь честен, говоря c толпой;

Будь прям и тверд c врагами и друзьями,

Пусть все в свой час считаются c тобой;

Наполни смыслом каждое мгновенье

Часов и дней неуловимый бег, -

Тогда весь мир ты примешь как владенье

Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

  • Спасибо за сотрудничество. Урок закончен. Можете выйти на перемену.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Честь и достоинство»

Слайд 2

Честь ч естно ч естный ч естность чествовать

Слайд 3

Честь – это достойные уважения и гордости моральные качества личности, это доброе имя человека, его незапятнанная репутация…

Слайд 5

достоинство Достопримечательность достоверность

Слайд 6

Достоинство – это осознание своих прав, уважение в самом себе личности, своей способности жить в соответствии с требованиями совести, долга и морали, защищать свою честь

Слайд 7

ХХ II Олимпийские игры. Сочи 2014.

Слайд 8

собственного других и не терять достоинство Задача каждого человека - н е унижать

Слайд 9

Задача каждого человека – не унижать достоинство других и не терять собственного

Слайд 10

Сегодня я узнал … Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Я задумался… Я почувствовал… Осталось непонятным…

Слайд 11

Человек. Останься прост, беседуя с царями, Будь честен, говоря с толпой; Будь прям и тверд с врагами и друзьями, Пусть все в свой час считаются с тобой; Наполни смыслом каждое мгновенье Часов и дней неуловимый бег, - Тогда весь мир ты примешь, как владенье, Тогда, мой сын, ты будешь Человек!



Предварительный просмотр:

  Прочитай, подчеркни в каждом определении слова, которые ты считаешь важными,  для определения слова честь. Составь свое толкование этого слова.

Честь – это готовность отстаивать свои интересы и интересы своего государства, пренебрегая при этом даже угрозой для жизни.

Честь – внутренний сторож, не допускающий не только низких поступков, но и недобродетельных помыслов.

Честь – это одно из главных достоинств человека, определяющих всю его жизнь.

Честь – это неприкосновенность тела, сила души и чистота помыслов.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

Прочитай, подчеркни в каждом определении слова,    которые ты считаешь важными,  для определения слова честь. Составь свое толкование этого слова.

Честь – это готовность отстаивать свои интересы и интересы своего государства, пренебрегая при этом даже угрозой для жизни.

Честь – внутренний сторож, не допускающий не только низких поступков, но и недобродетельных помыслов.

Честь – это одно из главных достоинств человека, определяющих всю его жизнь.

Честь – это неприкосновенность тела, сила души и чистота помыслов.

___________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме"Честь и достоинство" модуль ОРКСЭ"Основы светской этики"

Тема урока выбрана в соответствии с примерной программой комплексного учебного курса ОРКСЭ по модулю « Основы светской этики» и раскрывает такие понятия  моральных качеств человека, как честь и д...

Разработка урока ОРКСЭ по теме "Честь и достоинство"

Целью данного урока являются раскрытие ценностных понятий "честь" и "достоинство"....

Презентация к уроку ОРКСЭ по модулю "Светская этика" на тему: "Честь и достоинство"

Презентация подготовлена для проведения урока ОРКСЭ по модулю «Светская этика» на тему: « Честь и достоинство». Детям предлагается разные виды деятельности на уроке. Один из них, работа с художе...

Разработка урока по курсу ОРКСЭ модуль "Светская этика". Тема "Честь и достоинство"

Урок "Честь и достоинство" разработан для учащихся 4 - 5 классов. Сопровождается презентацией. На усмотрение педагога могут быть исапользованы фрагменты из художественных фильмов....

Технологическая карта урока по курсу ОРКСЭ 4 класс "Честь и достоинство"

Технологическая карта урока отражает не только этапы урока, виды работы учащихся, но и формируемые УУД на каждом из этих этапов....

Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме «Честь и достоинство» - 4 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении других людей.Задачи урока...

Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Честь и достоинство" - 4 класс («Основы светской этики» под ред. А.Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики»)

Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании понятий «честь и достои...