Разработка урока по курсу ОРКСЭ модуль "Светская этика". Тема "Честь и достоинство"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Куракова Любовь Васильевна

Урок "Честь и достоинство" разработан для учащихся 4 - 5 классов. Сопровождается презентацией. На усмотрение педагога могут быть исапользованы фрагменты из художественных фильмов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chest_i_dostoinstvo.docx27.48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок « Честь и достоинство»

Куракова Любовь Васильевна

Учитель начальных классов ГБОУ Школа № 2075 г. Москвы

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики».

МОДУЛЬ «Основы светской этики»

Цели:

  • формирование у учащихся  мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на  уважении других людей.
  • сформирование общих  представлений о понятии чести и достоинства личности и ответственности за их нарушение.

Задачи урока:

Образовательные:

  • способствовать формированию понятий: честь и достоинство;
  • учить участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мысли;
  • помочь усвоить основы взаимоотношений в обществе;

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию моральных качеств: честь и достоинство;
  • воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Развивающие:

  • развивать представления детей о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; «открывать» новые знания;
  • находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

УУД: Личностные:

  • сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;
  • работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

Регулятивные:

  • создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • развивать умение учащегося контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные:

  • создать условия для положительного учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • создать условия для совместного решения учебной задачи;
  • помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других);

Познавательные:

  • развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать;
  • помочь выделить и сформулировать познавательную цель;
  • устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепочку рассуждений, устроить устное речевое высказывание;
  • способствовать высказыванию детьми своего мнения;
  • способствовать оцениванию своей деятельности на уроке;
  • развивать умение работать с разными видами информации.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: беседа с элементами дискуссии

Методы: проблемно - поисковый; репродуктивный.

Оборудование: учебник «Основы светской этики», мультимедиа презентация, карточки с заданиями, ПК для учащихся, толковые словари русского языка (1 на парту).

Основные понятия: честь, достоинство, оскорбление, клевета, ответственность.

Ход урока.

1.        Организация деятельности учащихся, психологический настрой.

Мы знаем тысячи в истории примеров,

Как Честь мужчины защищали, твёрдо веря,

Что Честь порой дороже даже Жизни,

Когда идёт речь о семье или Отчизне.

(демонстрируется отрывок из к/ф «Гардемарины, вперед!»)

2.        Тема, цель, задачи урока.

- Ребята, попробуйте догадаться, о чем мы будем говорить сегодня на уроке и для чего? (предположения детей)

- Тема нашего урока «Честь и достоинство».

3. Работа по теме урока.

- Попробуйте дать определение понятию «Честь» (ответы детей)

- Честь – одна из основных категорий этики – определяет отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Оказывается, честь – очень сложное понятие. Чтобы определить его, давайте для начала обратимся к Толковому словарю русского языка. (Открываем словарь) -  там следующее: «Честь – это общественно-моральное достоинство». Трудно придумать что-либо более непонятное и расплывчатое!

-Давайте попробуем найти определение в Интернете (дети выполняют поиск, зачитывают варианты).

-Найденное там понравилось нам больше: «Честь – это комплексное понятие, связанное с оценкой таких качеств, как верность, правдивость, благородство, достоинство. Трактуется как присущее человеку чувство, неотъемлемая часть его личности».

- Следует отметить, что понятие «честь» не является общепринятым и застывшим. Оно меняется со сменой общественного строя и социальных условий, не говоря о том, что у разных народов понятия о чести не совпадают, а иногда даже абсолютно противоположны.

- Найдите антоним понятию «Честь». (Работа со словарем, с Интернетом, зачитывание вариантов ответов детей)

-Действительно, если понятие «честь» трудно поддается определению, то бесчестье – это всегда позор и не просто позор, а позор публичный, который известен тем людям, с чьим мнением данный человек считается. В не столь далеком прошлом обесчещенный человек оказывался выброшенным из своей социальной среды и становился изгоем. От него шарахались как от прокаженного.

-К сожалению, в наши дни слово «бесчестье» так же устарело, как и слово «честь».

- Когда-то честь занимала первое место в ряду нравственных символов. Ради сохранения чести люди вызывали друг друга на дуэль, шли на верную смерть и даже кончали жизнь самоубийством.

(показ видеоролика «Дуэль Пушкина и Дантэса»)

- Не следует думать, что честь – это чисто русское изобретение. Понятие о рыцарской чести существовало с незапамятных времен. О ней писали Шекспир, Сервантес, Байрон и многие-многие другие. «Честь дороже жизни» – это Фридрих Шиллер. Подобных цитат можно привести очень много, и в то время это были отнюдь не пустые слова. Посмотрите на высказывания, написанные на карточках, которые лежат у вас на партах. Выберите понравившееся вам и попробуйте его объяснить.

(работа с карточками. Приложение 1)

- на какие же виды можно разделить понятия «Честь и достоинство»?

«Офицерская честь»

- Выскажите ваши предположения об офицерской чести. Что это такое?(ответы детей)

- Честь во все времена считалась важнейшим духовным качеством офицера. Когда-то в российской армии существовала такая краткая, но очень емкая формула: «Жизнь – Отечеству, честь – никому». Петр I, создавая регулярную армию, записал в Воинском уставе свое представление об офицерской чести: «Честь офицера – это внутреннее достоинство, верность, доблесть, благородство души, чистая совесть. Она является главной драгоценностью офицера...»

Отвлекаясь от всякой «лирики», можно сказать, что честь офицера – это верность присяге и безусловное исполнение воинского долга. И вот здесь возникает до сих пор не решенная моральная дилемма. Что является высшим приоритетом для офицера: следовать собственному представлению о чести и достоинстве или выполнить приказ командира, который далеко не всегда соответствует кодексу чести офицера. Как правило, выполняется приказ, который, как известно, является законом для подчиненных. За несоответствие собственному представлению о чести следуют (или не следуют) угрызения совести, а за несоблюдение приказа – трибунал. Так что выбор существенно упрощается: приходится выбирать не «из двух зол», а «из одного зла».

(фрагмент к/ф «Адмирал» включается на усмотрение педагога)

«Честь женщины»

- Как вы понимаете это? (ответы детей)

- Какой-то умник сказал, что женская честь – величайшее мужское изобретение. В домостроевские времена под честью женщины понимали нравственное поведение перед замужеством, а после него – поддержание чести семьи и домашнего очага. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что такое представление о женской чести так же устарело, как представление о чести вообще и месте женщины в обществе. И все-таки понятие о чести женщины, чести дамы дошло и до наших дней, причем хранить эту честь не в последнюю очередь должен мужчина.

Честь и достоинство человека

- Кто такой человек чести? (ответы детей)

-Честь - это внутреннее достоинство человека. Такое определение дается в толковом словаре В. И. Даля.

-С каким понятием оно тесно связано? (достоинство)

- Что же такое достоинство? Как вы это понимаете?

- Достоинство – это совокупность высоких моральных качеств, уважение этих качеств в самих себе. Высшим проявление человеческого достоинства является благородство.

-Давайте попробуем привести примеры из жизни, кинофильмов, книг, где показан человек чести. (ответы детей)

- Понятие "честь" - комплексное, так как включает в себя как этический, так и социальный аспекты. Честь связана с оценкой качеств отдельного человека. Это такие качества, как верность, достоинство, справедливость, благородство и правдивость. Честь можно трактовать как чувство, вызванное социальными или культурными традициями, материальным положением или личными амбициями человека. Что такое честь? Честью является то чувство, которое присуще человеку первоначально, это неотъемлемая часть его личности.

Вывод: Честь – самоуважение и уважение к нему со стороны других людей за то, что он совершает хорошие поступки.

В завершении нашего урока прошу выполнить задание «Собери пословицы» и объяснить каждую из них. (приложение 2)

(Дети выполняют задание. Можно на карточках, можно коллективно у доски, можно на ПК. Исходя из возможностей)

4. Подведение итогов. Заключение

Притча.

Когда-то дружили Вода, Ветер, Огонь и Честь. Они всегда были вместе, но как-то пришлось им разойтись, чтобы каждый мог заняться своими делами. При расставании стали они рассуждать, как им потом вновь найти друг друга. Вода сказала, что её можно найти там, где растет камыш. Ветер сказал, что он всегда находится там, где трепещут листья. Огонь сказал, что его можно найти по идущему вверх дыму. Лишь одна Честь стояла молча. Они спросили, почему она не называет своих признаков. Она сказала: «Вы можете и расходиться, и вновь сходиться, а мне это не позволено. Тот, кто однажды расстался со мною, расстался навсегда и уже со мной никогда не встретится»

-Какое бы определение "чести" вы ни выбрали для себя, важно помнить: "Береги честь смолоду, а платье снову". Народная мудрость все-таки!

Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему «Честь и достоинство моей семьи»

Приложение 1.

  1. Совесть и Честь — их наличие делает человека Человеком!
  2. Переступивший через чужую честь переступит и через чужую жизнь.
  3. Храни достоинство и честь, как дар Богов,

они заставят вызвать уважение врагов.

  1. Коль совесть добрую имеешь,

Покой и мир в душе хранишь,

Знай, зерна доброты ты сеешь,

И честь свою не осквернишь.

  1. Честь надо не БЕРЕЧЬ, с Честью надо ЖИТЬ!
  2. Самое благоуханное--это незапятнанная честь и доброе имя.

Приложение 2

  1. Честь на волоске висит, а потеряешь - и канатом не привяжешь.
  2. Не кусок пирога, а честь дорога.
  3. Береги платье снову, а честь смолоду.
  4. Честь ум рождает, а бесчестье и последний отнимает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ. Тема "Совесть" (ОСЭ)

Данная методическая разработка предназначена для учителей, работающих в 4 классе по учебному комплексу ОРКСЭ ислужит пособием при разработке и проведению урока по данному курсу. Содержание урока разра...

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ урок 10 "Свобода и ответственность"

Методическая разработка урока "Свобода и ответственность" по курсу ОРКСЭ с использованием психологической сказки "О Спиногрызкине"...

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку...

Разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры"). Тема урока: "Золотое правило этики".

Урок разработан для учащихся 4 класса. Он может быть интересен учителям начальных классов общеобразовательной школы. Подготовка не потребует много времени. Материал урока достаточно прост, но нас...

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ модули "Светская этика" и "Основы православной культуры" тема: Чтобы быть коллективом

Представленная методическая разработка урока, включает тренинги и игровыеупражнения, вырабатывающие у учащихся чувство дружбы. коллективизма, взаимовыручки....

Технологическая карта урока по курсу ОРКСЭ 4 класс "Честь и достоинство"

Технологическая карта урока отражает не только этапы урока, виды работы учащихся, но и формируемые УУД на каждом из этих этапов....

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ модуль ОПК. Урок №27 Тема: Христианская семья.

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ модуль ОПК.  Урок №27 Тема: Христианская семья....