Разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры"). Тема урока: "Золотое правило этики".
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Зюнева Людмила Николаевна

Урок разработан для учащихся 4 класса. Он может быть интересен учителям начальных классов общеобразовательной школы. Подготовка не потребует много времени. Материал урока достаточно прост, но насыщен, поэтому дети на занятии работают увлечённо, с интересом и легко усваивают изучаемый материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon модель урока50 КБ

Предварительный просмотр:

      ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры»)

                     Урок в 4 классе

Разработала учитель начальных классов Зюнева Л.Н.

Тема : Золотое правило этики.

Педагогическая цель: создать условия для усвоения учащимися
 главного правила человеческих отношений – не делай другим того,
 чего ты не хотел бы для себя, дать представление о том, что такое «неосуждение».
Предметные результаты: запомнят термины «падший»,  «неосуждение», научатся объяснять эти термины; умеют работать с текстом учебника.
Метапредметные результаты (УУД):
регулятивные: формируют и удерживают учебную задачу, применяют установленные правила;

познавательные: осуществляют поиск и выделение информации, рассуждают и делают выводы;

коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме, слушают и понимают речь других.

Личностные: проявляют интерес к истории православной культуры, к изучению основ культурного поведения, совершенствуют навыки сотрудничества в разных ситуациях, учатся не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

Оборудование, материалы к уроку: электронное приложение к учебнику

                                                 А.В.Кураева «Основы православной культуры»;

                                                 раздаточный материал (карточки-тесты,

                                                 карточки с заданиями); репродукции картин

                                                 В.Поленова «Христос и грешница» и Рембрандта

                                                 «Возвращение блудного сына»; «Библия для

                                                 детей»; записи на доске;
                                                компьютер, проектор, экспозиционный экран.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Повторение.

-- Вспомните, о чём говорили мы на прошлом уроке.

    (о милосердии и сострадании).

-- Как понимаете слово «милосердие»?

-- Что такое сострадание?

-- Что нужно делать, чтобы стать милосердным?

-- Прочитать отрывок из стих-я А.Пушкина (с. 45, учебник)

                        И долго буду тем любезен я народу,

                       Что чувства добрые я лирой пробуждал,

                       Что в наш жестокий век восславил я свободу

                       И милость к падшим призывал.

-- Как вы думаете, в каком значении поэт употребил слово «падший»?

   (Упавший? Побеждённый? Согрешивший?)

-- Приходилось ли вам совершать дела милосердия в своей жизни?

-- Расскажите.

 3. Объявление темы и целей урока  (прочитать записи на доске)

 -- Сегодня вы познакомитесь с главным правилом человеческих отношений, узнаете, что такое неосуждение.

4. Вступительная беседа.

 -- Иисус Христос оставил людям множество заповедей. Однажды его спросили о том, какая из заповедей самая главная. Он сказал, что важнее всего любовь к Богу и к человеку: «Люби ближнего, как самого себя».

-- Как вы понимаете эти слова?

   (Любить, как самого себя – значит сочувствовать, сопереживать, чувствовать боль и радость ближнего, страдать и радоваться вместе с ним).

5. Слово учителя.

 -- Ребята, как вы считаете, что важнее – чтобы вас любили или чтобы вас боялись? Объясните свой выбор.

-- А какой человек вам приятнее, тот, которого вы любите, или тот, которого вы боитесь?

Христос сказал: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Православные христиане это правило называют золотым правилом этики. 

--Я думаю, вы уже слышали когда-нибудь это правило. Сейчас я произнесу его в несколько другом виде, а вы закончите его вместе со мной:

«Не делай другим того, чего себе не желаешь».

-- Получается, что если вы хотите, чтобы все вас любили и все хотели с вами дружить, то и сами вы тоже должны всех любить. Если не хочешь, чтобы тебя обзывали, не обзывай других. Не любишь, когда смеются над твоими недостатками, значит, сам не смейся над недостатками других.

6. Сделать записи в тетрадях:

         Золотое правило этики.

Не делай другим того, чего себе не желаешь.

7. Слово учителя.

 -- Кажется, так просто: люби всех – и все будут любить тебя. Но разве можно любить всех? Ведь все люди разные. Одни приветливы, добры, ласковы, щедры, справедливы. А другие злы, завистливы, жадны, хитры. Как же их любить?

-- В православии есть правило: «Люби грешника и ненавидь грех».  Чтобы правильно понять это выражение, давайте попробуем разобраться, что такое грех? Сейчас мы прочитаем, как об этом сказано в Евангелии.

Диск. «Золотое слово» (прочитать текст на экране).

8. Беседа о прочитанном

-- С чем сравнивается грех?  (с болезнью)

-- А что надо делать с болезнью?  (лечить)

-- Но ведь часто в наших болезнях, как телесных, так и духовных, мы бываем виноваты сами. И хорошо, если рядом окажется тот, кто поможет нам избавиться от болезни, а не будет над ней смеяться или осуждать нас.

9. Работа с учебником.

 Прочитать вслух отрывок на с. 47 (от слов «Неосуждение – это …» и до конца).

Комментарии учителя.

10. Карточка № 1.  Как вы понимаете выражение «любить грешника и ненавидеть грех»?

(Уч-ся выбирают ответ и закрашивают рядом с ним кружок).

Диск. Проверка ответа на экране.

11. Карточка № 2. Если кто-то из приятелей или друзей станет сплетничать, то надо: …  (выбрать ответ)

Диск. Проверка ответа на экране.

12. Работа с учебником.

Прочитать текст на с. 47 «Это интересно».

13. Работа с каточками № 3, № 4 (аналогично № 1, № 2).

14. Диск. Работа с иллюстрациями.

       1) рассмотреть картину В.Поленова «Христос и грешница»;

          прочитать текст в учебнике на с. 46 – 47 (от слов «Уберечься от

          осуждения… до слов …И все тихо разошлись»);

       2) рассмотреть картину Рембрандта «Возвращение блудного сына»;

           прочитать главу из «Библии для детей» с таким же названием.

Слово учителя.

 -- Обе эти картины посвящены библейским сюжетам.   О чём думали вы,

когда смотрели на них, слушали тексты?   (Надо прощать ближних, Каждый может оступиться.)

15. Диск. Святые имена.

Прочитать текст «Случай из жизни Серафима Саровского».

Ответить на вопросы:

-- Почему Серафим не дал отпор своим обидчикам? Ведь он был силён.

  (Он любил ближних и ненавидел грех).

-- Почему раскаялись обидчики Серафима?

16. Диск.  Тренажёр.      

1) карточки № 5, 6, закончить предложения.

(уч-ся сначала выполняют работу на карточках, затем идёт проверка по экрану);

2) кроссворд разгадать коллективно.

 -- Что же заповедал Иисус Христос своим ученикам, чтобы их отличали от других людей?    (Любовь)

17. Итоги урока. Рефлексия.

   -- Назовите золотое правило этики.  Почему оно золотое?

   -- Как уберечься от осуждения других людей?  (Надо любить ближнего и ненавидеть грех, т. е. плохой поступок)

Объявление оценок.

         

 

 Золотое правило этики

               

                  Урок по курсу «ОРКСЭ»

 (модуль «Основы православной культуры»)

                       

                          в 4 классе

                                           Учитель Л.Н.Зюнева

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Православная культура". Тема "Золотое правило этики"

      Методическая  разработка урока по изучению темы "Золотое правило этики"....

Разработка урока по курсу ОРКСЭ модуль "Светская этика". Тема "Честь и достоинство"

Урок "Честь и достоинство" разработан для учащихся 4 - 5 классов. Сопровождается презентацией. На усмотрение педагога могут быть исапользованы фрагменты из художественных фильмов....

Урок учебного курса ОРКСЭ " Основы православной культуры" в 4 классе. Тема урока:«Библия и Евангелие». Базовый учебник: Автор: А.В. Кураев, издательство «Просвещение»

Познакомить учащихся со значением Библии и Евангелие для христиан, рассмотреть роль основных частей Священного Писания, их особенности и уникальности.      ...

Конспект урока по курсу ОРКСЭ "Основы православной культуры" в 4 классе по теме: «Есть только одна Книга»

 Тема урока: «Есть только одна книга».    Цель урока: дать учащимся представление о содержании и структуре Библии.    Задачи урока:·...

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ модули "Светская этика" и "Основы православной культуры" тема: Чтобы быть коллективом

Представленная методическая разработка урока, включает тренинги и игровыеупражнения, вырабатывающие у учащихся чувство дружбы. коллективизма, взаимовыручки....

Урок по курсу ОРКСЭ, модуль "Православная культура" по теме "Христианские заповеди. Совесть"

Цель урока - объяснение этических основ Ветхого Завета, раскрытие содержания первых четырех заповедей Декалога о должном отношении людей к Богу.Задачи урока:учебные: сформировать представление о Декал...

Разработка урока по курсу ОРКСЭ и ОМРК по теме «Православие»

На уроке обучающиеся познакомятся  с понятием православие, расширят  представления о православной культуре....