Бессмертные творения Крылова
методическая разработка на тему

Мельгунова Татьяна Викторовна

Ребята 5 класса попробовали басни крылова и пропеть на мотив русской народной песни, и в стиле реппа,и выразительно читали и узнали много интересного и полезного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bessmertnye_tvoreniya_krylova.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

  • Воспитание нравственных качеств у учащихся через анализ басен И.А.Крылова.
  • Расширение и пополнение знаний пятиклассников об И.А.Крылове, об особенностях его творчества.
  • Привлечение к чтению книг классической литературы.

Библиотекарь:

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.

Это стихотворение М.Исаковский посвятил И.А.Крылову.

Учитель литературы: Итак, вы уже догадались о ком и о чем мы сегодня будем говорить? Наше внеклассное мероприятие посвящается басням.

А главным известным баснописцем считают И.А.Крылова.

Басня - это стихотворное или прозаическое литературное произведение сатирического характера, в начале или в конце которого содержится краткое нравоучительное поучение-мораль.

Но басни изобрел не Крылов. Их писали раньше. Из глубокой древности до нас дошли короткие рассказы, часто смешные и обязательно содержащие какое-либо поучение, совет или насмешку над дурными поступками. Эта основная поучительная мысль называется мораль.

Очень давно, 2.5 тыс. лет назад жил в Древней Греции раб по имени Эзоп.

Остроумие и находчивость прославили его имя в веках. Считается, что он первым начал сочинять басни. Они были написаны в прозе, а персонажи - животные. Они в произведениях Эзопа говорят, думают, действуют как люди. Автор высмеивает человеческие пороки, приписывая их животным. Басни Эзопа дошли до нас в прозаическом изложении, но они покажутся вам знакомыми.

Ученик читает:

"Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла и говорит: "Он еще не дозрел".

Иной не может доделать что- либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай".

Учитель литературы: Какая басня Крылова написана на этот сюжет? (Лисица и виноград).

Басни Эзопа были переведены на латинский язык, позднее им придавали стихотворную форму. Они были полезным оружием в спорах. Не только простые люди, но и философы, политики, ораторы использовали их для краткого, яркого выражения своих мыслей. Эти древние истории до сих пор в ходу: в них мудрость, суть которой распространяется и на прошлое, и на будущее.

В России басня стала широко распространяться с середины 18 века.

Мы сегодня остановимся на баснях И.А Крылова. В этом году исполнилось 245 лет со дня его рождения.

Ученик: Родился И.А Крылов в семье армейского офицера, который дослужился до капитанского чина из рядовых. Семья была бедной, и Ваня не мог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. А позже, когда они жили в Твери, довелось ему учиться "из милости". У детей богатого помещика были домашние учителя, которые обучали их разным наукам и Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми Львова.

Когда Ване было 10 лет, умер его отец. После него ничего не осталось - ни денег, ни других ценностей, только сундучок с книгами. И пришлось Ивану поступить на службу в Тверской губернский суд - подканцеляристом. Он переписывал бумаги, ведь тогда не было компьютеров, даже машинок не было. Разносил пакеты с документами, чинил гусиные перья, которые в то время использовались для письма. Да еще потихоньку читал книги, которые остались после отца. Это были и арабские сказки, и произведения русских писателей, басни, стихи. Потом семья перебралась в Петербург, где Иван служил в канцелярии. Ему удалось выучить французский язык, а позднее он выучил и итальянский и греческий.

С 1812года работал библиотекарем в Петербургской Публичной библиотеке. Эта служба была ему по душе. Ведь его окружали книги - спутники всей его жизни. Крылов заведовал в библиотеке русским отделом. В начале его работы там было всего 4 русские книги. Понадобилось много труда, чтобы приобрести книги и журналы прошлых лет, следить за тем, чтобы в библиотеку попадали все вновь печатавшиеся книги. Тридцать лет жизни Крылова связаны с этой библиотекой.

Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни автора. Их заучивали наизусть и пересказывали, хохоча, друг другу боевые генералы, солдаты, императоры:

Иван Андреевич прожил долгую жизнь. Он умер на 76 году жизни и написал более 200басен.

Учитель литературы: Цель нашего интегрированного мероприятия - доказать, что чтение - это интересное и увлекательное занятие, сродни творчеству. Читать можно по-разному: просто пробегать глазами строки, не вдумываясь в написанное или же пофантазировать, помечтать, что-то придумать с художественным текстом, конечно, прежде его осмыслить, понять: что хотел сказать автор. Задаться вопросом: почему произведение бессмертно.

Сегодня мы покажем, что можно сделать с обыкновенной, казалось бы, басней. Мы попробуем  прочитать произведения Крылова разными способами: перевести на язык репа, поиграть с куклами, спеть и просто выразительно прочитать.

Библиотекарь проводит викторину:

Показывает игрушечную обезьяну, дети соотносят образ с басней

("Обезьяна и зеркало");

Волк - "Волк на псарне"; "Волк и ягненок".

Лиса - "Лисица и виноград" и т.д.

Инсценировка басни "Обезьяна и зеркало" (кукольный театр).

Учитель литературы: Понравилось ли Обезьяне её отражение в зеркале? Почему? (Ужимки, прыжки)

Узнала ли она себя?

- В ком легче найти недостатки? (Себе человек всегда кажется хорошим).

А мы всегда контролируем себя, свое поведение?

Вспомните мораль басни. Верно, эти строки стали крылатым выражением?

("Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?).

Библиотекарь: Кому из героев басен принадлежат слова:

"Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!"

"Все про очки лишь мне налгали.

А проку на волос нет в них!"

Какой ответ соответствует вопросу: "Кумушка, мне странно это: да работала ль ты в лето?"

"Соседка, перестань срамиться! Тебе ли со слоном возиться?"

Назовите героя басни.

Она "наелась желудей досыта, до отвала". (Свинья).

Он "виноват уж тем", что кому-то "хочется кушать". (Ягнёнок).

Она хотела сжечь море. (Синица).

Он вернулся из путешествия "с разбитой головою, с попорченным крылом, с повихнутой ногою". (Голубь).

Он обещал стать охранником овечьих стад. (Волк).

Она "без души лето целое всё пела". (Стрекоза).

Она решила заняться не своим ремеслом, пошла ловить мышей и была за это жестоко наказана. (Щука).

Она попала "в большие забияки". (Моська).

Он "обжора и злодей", по словам его хозяина. (Кот Васька).

Она пыталась руководить квартетом. (Мартышка).

У него на локтях продрался кафтан. (Тришка).

Он в кунсткамере не приметил такую мелочь, как Слона. (Любопытный).

Его "захлопнула злодейка-западня". (Чиж).

У неё есть 5-6 кривляк-кумушек. (Обезьяна).

Он достал из волчьей пасти кость и был назван за это неблагодарным. (Журавль).

Её служба - ходить на задних лапах перед хозяевами. (Болонка Жужу).

Он решил "с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой". (Ловчий).

Он кормил своими плодами неблагодарную свинью. (Дуб).

Он был перекормлен рыбным супом. (Фока).

У него всё вокруг только "моё". (Волк).

Учитель литературы: Послушайте, как написал Эзоп "Жук и Муравей":

Зимнею порою муравьи, рассыпавши, рожь сушили. Голодный Жук просил у них корму. Муравьи спросили у него: "Зачем ты летом не собирал себе корму?". Он отвечал: "Мне было некогда - я пел". Они же рассмеялись, сказали: "Если ты летом пел, так зимой - пляши"

А теперь посмотрите, как мы прочитали басню Крылова "Стрекоза и Муравей"

Басню "Стрекоза и Муравей" учащиеся читают в стиле рэп.

Учитель литературы : Похожи басни Эзопа и Крылова? Чем?

А как вы думаете, случайно ли Крылов выбирает персонажем Стрекозу, а не Муравья?

Конечно же, выбор Крылова не случаен. В создании русского человека стрекоза - не только насекомое, но и непоседливый ребенок. Значит, Крылов, выбирая стрекозу персонажем, создавал истинно русское, национальное произведение. Причем, в басне Крылова прямое и переносное значение слова смываются, образуя новый смысл "ветреное, легкомысленное насекомое". Это новое значение вследствие всеобщей известности басен Крылова широко распространилось и, учитывая иносказательность, пополнило словарный запас русского языка еще одним значением слова "стрекоза - легкомысленный, ветреный человек".

Что еще различает басни?

От чьего лица ведется повествование в басне Эзопа? Крылова?

Басню какого автора легче инсценировать на сцене?

Библиотекарь: Чему учит басня "Стрекоза и Муравей"? (Верно, нельзя не трудиться, труд - необходимое условие жизни, иначе не проживешь).

Басня учит, что не надобно ни в чем быть ленивому, чтоб после не печалиться и не терпеть беды.

Крылов учит людей лучше узнавать самих себя, помогает обнаружить в себе недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Крылов учит мудрости жизни, любви к народу. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с новой басней - значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях. Что нового вы узнали сегодня?

Учитель литературы: Что может быть красивей и лиричней песни? Именно в песне раскрывается, разворачивается душа, выказываются самые сокровенные чувства и желания. Попробуем спеть басню "Стрекоза и Муравей".(звучит минусовка "Ой ты, порушка - пораня")

Внеклассное мероприятие библиотечного дела и литературы для учащихся 5 класса

"Бессмертные творения Крылова"

Подготовили :библиотекарь Мельгунова Т.В

 учитель начальных классов Косырева Е.В


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Второй-пятый дни творения мира"

Цель:продолжить знакомить с библейским  изложением творения мира.Задачи урока: 1.     Познакомить с содержанием книги Бытие о 2-5 днях творения мира.2....

Фрагмент интегрированного урока «окружающего мира» с уроком «обучения грамоте» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Природы милое творенье… Царица цветов. Чтение слов с буквой Ц».

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» НА ТЕМУ: «НАШ УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР. ТВОРЕНИЕ МИРА И ЧЕЛОВЕКА»

Представление о происхождении мира; развивать нравственные качества личности; воспитывать бережное отношение к природе...

Литературная гостинная к юбилею И.А. Крылова "В гостях у дедушки Крылова".

Обобщение знаний воспитанников о жизни и творчестве И.А. Крылова. Знакомство с интересными фактами его биографии и творчества. Занимательная викторина, которая может использоваться, как материал для и...

Литературный урок-праздник "Бессмертные творения Крылова" для 3 класса в рамках Недели начальной школы

Литературный праздник - урок-КВН "Бессмертные творения Крылова " проводится в День рождения великого баснописца. 13 февраля 2019 года исполняется 250 лет со Дня рождения И.А.Крылова....

Урок по литературному чтению "Памятник «дедушке» Крылову в Москве и композиция на тему "Басни Крылова".

Цель:  Обобщение  знаний  обучающихся  о  творчестве  И.А.Крылова.    ...