Работа над ошибками, как способ формирования безошибочного письма.
статья по теме

Один из способов обучению безошибочному письму учащихся начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_oshibkami.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над ошибками, как способ формирования безошибочного письма.

Думаю, каждый учитель мечтает, чтобы его ученик писал, не допуская  орфографических ошибок, т.е. писал грамотно. Достичь орфографической грамотности учащихся можно лишь ежедневным упорным трудом, начиная с первого класса. Повысить грамотность и развить орфографическую зоркость ребят нельзя не обращая внимания на ошибки, допущенные ими в работах. Одним словом без работы над ошибками нам не обойтись. Работа над ошибками предполагает объяснение, исправление и закрепление правильного написания слов.

Работа над ошибками должна проводиться в определённой системе, и начинаться с формирования умения самостоятельного нахождения ошибок. В процессе обучения грамоте, помогает найти ошибки “волшебный квадрат”. Этот квадрат лежит у ученика в тетради. Нужно сказать ребятам, что квадрат будет обладать волшебной силой, если они научатся им правильно пользоваться. Для этого квадрат накладывается на слово. Постепенно двигая его вправо, ученик открывает первый слог слова, потом второй и т.д. Таким образом, он легко обнаружит пропуск буквы. Квадрат как бы притормаживает движение глаза, не даёт ему скользить по строке, заставляет быть внимательнее. Этот простой приём даёт хорошие результаты. В дальнейшем, когда заканчивается обучение грамоте, чтобы облегчить детям самостоятельную работу над ошибками, целесообразно познакомить их с памяткой “Работа над ошибками”   В этой памятке даются указания о том, какие операции и в какой последовательности необходимо произвести,  работая над ошибкой.

Работа над орфографическими ошибками.

1. Пропуск, замена, вставка букв.

Если ты пропустил, переставил или не дописал букву в слове, напиши слово правильно, поделив его на слоги. Подчеркни букву, при написании которой ошибся, обозначь ударение.             (стволы)    

2. Перенос слов.

Если ты допустил ошибку в переносе слов, то выпиши это слово, раздели его чёрточками для переноса. Подбери и запиши ещё одно слово на это же правило.(осень, олень;      ар - буз, аб-ри–кос;       ал–лея, груп–па)

3. Сочетания: -жи-ши-, -ча-ща-, -чу-щу-,   -чк, чн…

Если ты допустил ошибку на это правило, то напиши это слово правильно, подчеркни орфограмму. Подбери и запиши ещё три слова на это же правило.            (лыжи, мыши;      малыши, ерши)

4. Удвоенная согласная.

Если ты допустил ошибку на это правило, то выпиши это слово правильно, подчеркни орфограмму, докажи правильность её написания. Подбери и запиши ещё одно слово на это же правило.

 (рассказ, рассердился;     оконная, осенняя;     касса, суббота.)

5. Непроизносимая согласная.

 Если ты допустил ошибку в правописании непроизносимой согласной, то выпиши это слово вместе с проверочным, обозначь орфограмму. Подбери и запиши ещё одно слово на это же правило.         (сердечко–сердце,

прелесть–прелестный;             чудеса–чудесный, ясен–ясный)

6. Правописание – ЦЫ- -ЦИ-

Если допустил ошибку в правописании –цы- -ци-, узнай в какой части слова эта орфограмма, обозначь ударение.

1) цы    цы           2) ци  ци         3) цы  цы     (цыган на цыпочках сказал  

                                                                            цыплёнку   цыц)

Запиши слово верно, правильно выдели орфограмму. Подбери и запиши ещё одно слово на это же правило.(птицы, синицы;  циркачи, цимбалы)

7. Соединительная гласная в сложных словах.

Если ты допустил ошибку в правописании соединительной гласной в сложных словах, то запиши это слово правильно, выдели корни и подчеркни соединительную гласную –о- или –е-.  Подбери и запиши ещё одно слово на это же правило.   (ледокол,   пылесос)

8. Разделительный Ь и Ъ.

ПРАВИЛО: если слышишь в слове звук  й   , он стоит после согласного и                                        

перед гласным      после   ¬     пиши  ъ,   не после   ¬   пиши   ь.

Если ты допустил ошибку при написании ь или ъ, то вспомни и  примени

правило. Выпиши слово, обозначь орфограмму. Подбери и запиши ещё одно слово на это же правило.      (съехал, съел;  семья, воробьи)

9. Безударная гласная и парная согласная.

Если допустил ошибку в правописании безударной гласной, то сначала определи, в какой части слова находится твоя ошибка. Для этого разбери слово по составу.

Если ошибка в приставке, узнай как пишется эта приставка, напиши слово правильно, обозначь орфограмму, подбери и запиши ещё одно слово на это же правило.         (пришёл,  прилетел)

Если ошибка в корне, определи проверяемая эта орфограмма или нет. Если можно проверить, то запиши это слово вместе с проверочным, выдели орфограмму. Если проверить нельзя, то узнай написание по словарю, выпиши это слово правильно, обозначь орфограмму. Подбери и запиши ещё одно слово на это же правило.

(завод, картофель;     стёкла – стекло, стены – стена;

                                     крошек – крошки, ложек – ложки )

Если ошибка в окончании ,определи какой частью речи является это слово и попробуй решить данную орфографическую задачу.   Удалось решить, запиши слово правильно, докажи свой выбор. Не удалось решить – оставь «окошко». Подбери и запиши ещё одно слово на это же правило.

(небо,  солнце;      солнце какое? яркое,  летнее;     светило,   сияло )

Если ошибка в суффиксе, узнай, как он пишется и напиши ещё два слова с тем же суффиксом.     (маленький, кругленький, сладенький) 

10. Правописание суффиксов –ЕК- -ИК-

Если ты допустил ошибку в правописании суффиксов –ек- -ик-,то выпиши это слово, затем измени его по команде вопроса: нет кого? (чего?) и запиши рядом вместе с вопросом. Если гласный звук в суффиксе пропал, пиши –ек- если остался- -ик-. Подбери и запиши ещё одно слово на это же правило.

(сыночек  нет кого?  сыночка;    мостик  нет чего? мостика)

11. Слитное написание приставок.   Раздельное написание предлогов.

ПРАВИЛО: между предлогом и словом всегда можно задать вопрос или вставить другое слово, а между приставкой и словом нельзя задать вопрос или вставить другое слово.

Если ты допустил ошибку на это правило, вспомни и примени его,  а затем

выпиши правильно слово, обозначь орфограмму: приставка или пробел. Подбери и запиши ещё одно слово на это же правило.

(услышал, улетел;          по стволу, по ветру)

12.   ЦА     на конце слов.

Если ты допустил ошибку при написании ца на конце слова, узнай глагол это слово или нет, глагол н. ф. или нет, запиши слово правильно, докажи

правильность написания.  Подбери и запиши ещё одно слово на это же правило.      

 ( синица,  лисица                  напиться,  садиться ,           кружится,  льётся )

13. ь после букв шипящих на конце имён существительных в Н. Ф.

  Если ты допустил эту ошибку, то вспомни и  примени правило. Выпиши слово, обозначь орфограмму. Подбери и запиши ещё одно слово на это же правило.

    сущ., ж. р.     сущ., ж. р.                 сущ.,  м. р.           сущ.,  м. р.  

      рожь,        мышь;                ключ  ,          грач ;            

14. Правописание окончаний имен прилагательных.

Если ты допустил эту ошибку, то найди слово, которое командует этим прил. и задай от него вопрос, узнай окончание. Выпиши прил. вместе с командиром и вопросом, обозначь орфограмму. Подбери и запиши ещё одно слово на это же правило. ( утро какое? туманное,  весна какая? ранняя)

Особенно важно придерживаться указанной последовательности работы над ошибками. Это побуждает детей выполнять работу не наугад, а вдумчиво, на основе анализа материала.

Полезной формой работы над ошибками является цифровое обозначение орфограмм. Каждое правило в памятке “Работа над ошибками” имеет свой порядковый номер, но это не значит, что ученик должен его запоминать. Цифровое обозначение орфограмм с целью исправления ошибок используется следующим образом. Учитель не исправляет, а лишь зачёркивает букву, которая записана неверно. Сверху ошибки ставится цифра, обозначающая номер орфограммы в памятке. После проверочной работы, классной или домашней пропускаются две строчки и ставятся учителем печатные буквы “РНО”, что означает “работа над ошибками”. Ученик, пользуясь памяткой, по цифре определяет тип своей ошибки и выполняет работу над ошибками строго по памятке. Каждую работу над ошибками учитель проверяет и оценивает, при этом учитывается, что правильность и точность исправления, служит показателем осознанности выполняемой работы. Аналогичная работа проводиться при заполнении “окошек” в словах, которые вызывали затруднения. Например, выполняя проверочный диктант, учитель даёт установку, что можно делать “окошки” в словах, где есть выбор букв. Учащиеся, которые медлительные или быстро не могут определить вид орфограммы, или вспомнить проверочное слово, ставят пропуски, т.е. “окошки”. Пользуясь цифровыми обозначениями, сделанные учителем во время проверки, ребята в спокойной обстановке определяют категорию орфограммы, а после прописывают необходимые буквы. Одним из приёмов работы над ошибками считается, индивидуальный подход в исправлении ошибок при проверке письменных работ. У некоторых ребят ошибки не исправляются, а лишь зачёркиваются неверно написанные буквы. У других исправляются лишь трудные для них орфограммы. У третьих лишь указывается строчка, на которой записано слово с ошибкой. Этот процесс творческий, трудоёмкий, отнимающий много времени, но такой труд окупается более высокой грамотностью. Самое важное в работе над ошибками – добиться того, чтобы учащиеся стремились избавиться от них. При отсутствии у детей такого стремления не будет успеха в повышении грамотности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с информацией как способ формирования информационных компетенций и логического интеллекта.

Формирование информационных компетенций младших школьников как необходимое условие их развития, успешности обучения в начальной школе....

Работа над ошибками, как способ формирования регулятивных действий

Как исправлять ошибки, кому исправлять ошибки, способы исправления ошибок....

Статья "Почему в работах учащихся встречаются ошибки?" и "Способы формирования метапредметных умений"

Статья "Почему в работах учащихся встречаются ошибки?" и "Способы формирования метапредметных умений"...

Способы формирования грамотного письма

Способы формирования грамотного письма...

Мастер-класс "Приемы работы с текстом как способ формирования читательской грамотности"

Приемы работы с текстом как способ формирования читательской грамотности...