Способы формирования грамотного письма
методическая разработка по русскому языку на тему

Способы формирования грамотного письма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposoby_formirovaniya_gramotnogo_pisma.docx16.09 КБ

Предварительный просмотр:

Способы формирования грамотного письма

I. Использование фонематического принципа при обучении грамотному письму.

Цель: через понимание и тренировку фонетического слуха и мышления научиться грамотно, писать.

Заключается в использовании фонематических правил младшим школьником при обучении грамотному письму.

Начало обучения строится на основе максимального и двигательного анализаторов (обозначение мягкости и твердости звука, глухости и звонкости, определение положения языка).

Когда младший школьник научился писать буквы, он записывает фонетическую схему слова, например:

Дверь

д- [д] согл., мягк., звон., парн.

в- [в] согл., мягк., звон. парн.

е- [е] глас., удар.

р- [р] согл., мягк., звон. непарн.

ь- [-]

Таким образом, чтобы научиться грамотно, писать, младший школьник должен тренировать фонетический слух и отрабатывать правильную артикуляцию всех звуков.

II. Применение жестов на уроках обучения грамоте.

Л.С. Выготский: "Только там, где есть движение руки, тела ребенка, начинается движение его души и ума". Младший школьник любит "разговаривать" пальчиками, жестами. Каждый учитель может придумать свои жесты, разучить с детьми, а затем регулярно использовать их на уроках обучения грамоте. Это поможет повысить результативность и интерес к учебному предмету.

III. Использование зрительных опор, помогающих усвоить орфограммы.

При составлении зрительных опор, нужно руководствоваться правилами, взятыми из учебников по русскому языку. Например:

1. Правописание разделительного мягкого знака (ь) в корне

согл. + Ь + е, е, и, ю, я

(Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне слова после согласных перед гласными буквами е, е, я, ю, и).].

IV. Использование орфографического словаря на уроках грамотного письма.

Школьный орфографический словарь, являясь учебным пособием по орфографии, должен быть, использован в школе при обучении младшего школьника правописанию. Прочное усвоение младшим школьником беспроверочных написаний возможно лишь при помощи орфографического словаря. Для младшего школьника на первой ступени обучения словарь является не только справочником по правописанию, но и немаловажным источником обогащения и упорядочения его словарного запаса.

V. Использование упражнений и игр, способствующих формированию грамотного письма.

1. Тема ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

Игра "Лишняя буква"

Цель: развитие умения работать в группе, закрепление учебного материала невербальными средствами.

Описание. Каждый ребенок в своей группе получает по одной букве. Нужно составить слово, из предложенных букв, учитывая, что одна буква лишняя. (Например: ЕРШИ (Ы), НОЖИ (Ы)). Многократное отделение в пространстве этой буквы от слова закрепляет зрительный образ ее несовместимости с ним.

2. Тема УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ.

Упражнение "Разноцветные мячики"

Цель: развитие внимания, фонематического слуха.

Описание. Учитель, бросая мяч, называет двух - или трехсложное слово. Поймавший мяч ученик, перед тем как бросить его обратно, называет в этом слове: ударную гласную, если мяч красный - безударную (-ые), если синий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ПРАВОПИСАНИЕМ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ - ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА

В этой работе даются рекомендации по приёмам работы над безударной гласной....

Презентация "Формирование грамотного письма младших школьников"

В данной работе  рассказывается об  эффективных  способах  формирования орфографической зоркости  и описывается  система орфографических упражнений для её выработки. Пред...

Работа над ошибками, как способ формирования безошибочного письма.

Один из способов обучению безошибочному письму учащихся начальной школы...

Формирование грамотного письма младших школьников на этапе обучения грамоте.

Заниматься этой проблемой меня заставляет в современный период развития общеобразовательной школы языковое образование младшего школьника и его речевое развитие всё более основательно, и обоснованно с...

Описание результатов работы над темой самообразования:«Орфографическое чтение на уроках русского языка, как основа формирования грамотного письма слов с непроверяемым написанием в классах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (VII вид)»

В программе по русскому языку в начальной школе предусмотрено обязательное изучение слов с непроверяемым написанием, традиционно называемых «словарными». Тема «Непроверяемые гласные и согласные в корн...

«СПОСОБЫ УЧИТЕЛЬСКОЙ ПРАВКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА»

laquo;СПОСОБЫ УЧИТЕЛЬСКОЙ ПРАВКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА» из опыта работы...