Главные вкладки

    Описание результатов работы над темой самообразования:«Орфографическое чтение на уроках русского языка, как основа формирования грамотного письма слов с непроверяемым написанием в классах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (VII вид)»
    статья по русскому языку (2, 3, 4 класс) по теме

    Чуйкина Эльвира Анатольевна

    В программе по русскому языку в начальной школе предусмотрено обязательное изучение слов с непроверяемым написанием, традиционно называемых «словарными». Тема «Непроверяемые гласные и согласные в корне слова» - одна из сложных тем русского языка, поскольку  правописание словарных слов необходимо запомнить.  А как же запомнить такое огромное количество слов детям, у которых снижена прочность запоминания? 

    Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) русскому языку имеет некоторые особенности: фонематический слух развит слабо, речь часто с нарушениями в произношении, отличается бедностью словарного запаса и  своеобразием лексики. Для данной категории детей характерны нарушения познавательной  деятельности, обусловленные недостаточностью памяти, внимания, инертностью психических процессов, их медлительностью и пониженной переключаемостью. Эти особенности побуждают учителя на поиск более эффективных приемов, способов работы при изучении слов с непроверяемым написанием. Моя практика показывает, что используя разнообразные методы при изучении данной темы, не всегда выходит ожидаемый результат. Большое количество ошибок объясняется, во-первых, трудностями, связанными с тем, что  правописание данных слов нужно запомнить; во-вторых, не системностью повторения  этих слов при выполнении домашних заданий, в-третьих, слабая сформированность орфографической зоркости.

    В связи с этим у меня возникла проблема: как организовать работу со словарными словами на уроках русского языка, чтобы она развивала орфографическую грамотность школьников. Поэтому я решила узнать  существуют ли какие-нибудь приемы и техники, позволяющие запомнить словарные слова более эффективно?

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya.doc77.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Орфографическое чтение на уроках русского языка, как основа формирования грамотного письма  слов  с непроверяемым написанием в классах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (VII вид)»

    Актуальность темы.

    В программе по русскому языку в начальной школе предусмотрено обязательное изучение слов с непроверяемым написанием, традиционно называемых «словарными». Тема «Непроверяемые гласные и согласные в корне слова» - одна из сложных тем русского языка, поскольку  правописание словарных слов необходимо запомнить.  А как же запомнить такое огромное количество слов детям, у которых снижена прочность запоминания?  

    Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) русскому языку имеет некоторые особенности: фонематический слух развит слабо, речь часто с нарушениями в произношении, отличается бедностью словарного запаса и  своеобразием лексики. Для данной категории детей характерны нарушения познавательной  деятельности, обусловленные недостаточностью памяти, внимания, инертностью психических процессов, их медлительностью и пониженной переключаемостью. Эти особенности побуждают учителя на поиск более эффективных приемов, способов работы при изучении слов с непроверяемым написанием. Моя практика показывает, что используя разнообразные методы при изучении данной темы, не всегда выходит ожидаемый результат. Большое количество ошибок объясняется, во-первых, трудностями, связанными с тем, что  правописание данных слов нужно запомнить; во-вторых, не системностью повторения  этих слов при выполнении домашних заданий, в-третьих, слабая сформированность орфографической зоркости.

    В связи с этим у меня возникла проблема: как организовать работу со словарными словами на уроках русского языка, чтобы она развивала орфографическую грамотность школьников. Поэтому я решила узнать  существуют ли какие-нибудь приемы и техники, позволяющие запомнить словарные слова более эффективно?

    В своей практике я уже использую  различные методики запоминания трудных слов с непроверяемыми буквами. Так, например,  метод ассоциативного запоминания словарных слов, стихотворные упражнения. Кроме этого, учитывая особенности детей с ОВЗ  в усвоении правил правописания (лучше развито наглядно-образное мышление), я предоставляю  обучающимся  возможность постоянного зрительного восприятия слов,  для повторения используя  карточки со словами. Большая роль отводится и средствам наглядности, игровым и занимательным моментам.

    Для того  чтобы школьники  могли  успешно запоминать словарные слова, необходимо  подключать к этому виду работы зрительную, слуховую и речедвигательную память. Изучив информацию по данному вопросу,  я выяснила, что некоторые учителя в своей практике применяют методику П. С. Тоцкого, основанную  на орфографическом и орфоэпическом проговаривании. Эта методика не рассчитана на детей, которые в дошкольном возрасте имели речевые проблемы.

    В моём классе (на начало реализации  проекта – сентябрь 2012г.) – 13 человек, из них один ребёнок находится на индивидуальном обучении. Из 12 обучающихся  пять человек имеют нарушения в речи, но я всё-таки решила апробировать методику П.С.Тоцкого  в своём классе. Изначально я изучила теоретически основы методики П.С.Тоцкого и выступила 21.03.2012 г.  на ВШМО учителей начальных классов с докладом «Орфографическое чтение, как основа формирования орфографической зоркости».  (Протокол №3 от 21. 03. 2012г. Тема ВШМО: «Развитие орфографической зоркости, как составной части речевых умений и навыков учащихся начальной школы».)

    Главная идея методики состоит в том, что дорога к правильному письму лежит через орфографическое  чтение. Все грамматические законы можно усвоить через произношение, поэтому необходимо  обучать детей двум видам чтения: орфографическому и орфоэпическому, в котором принимает участие «речедвигательный аппарат», включен зрительный и слуховой анализатор. («Орфография без правил»  П. С. Тоцкий, Просвещение 1991). 

    Многолетняя практическая деятельность позволила П.С. Тоцкому сделать вывод о том, что необходимо, начиная с начальной школы, развивать артикуляционную память на основе орфографического чтения (Тоцкий П.С. Орфография без правил. М., 1991г.). Автором разработана система тренировки орфографической зоркости.

    Гипотеза:  Я предполагаю, что систематическое  орфографическое чтение позволит обучающимся с ОВЗ  лучше  запоминать словарные слова, будет способствовать  формированию навыков грамотного письма.

    Целью проекта является формирование навыков грамотного письма, используя приём орфографического чтения при изучении слов  непроверяемым написанием.

    Задачи:

    • создать условия  для успешного запоминания слов обучающимися;
    • выявить динамику результатов обучения по данной методике;
    • обобщить опыт и результаты обучения.

    В работе со словарными словами можно выделить три основных этапа: знакомство, заучивание, усвоение. Такая  система работы со словарными словами помогает учащимся хорошо запомнить орфографию слова, узнать лексическое значение, научиться использовать слово в речи.

    Подробнее остановлюсь на этапе заучивания слова.

    По системе П.С.Тоцкого заучивание написания слова происходит в результате многократного орфографического прочтения этого слова. Существует несколько правил реализации данного метода:

    1. Текст (слово) должен быть доступен.
    2. Орфографическое чтение должно быть регулярным.
    3. Орфографическое чтение в классе проводится чаще всего хором.
    4. Дети должны заниматься ограниченное время - старшеклассники 15 минут, маленькие дети - 5 -10 минут.
    5. Каждое слово  нужно прочитать по 3 раза.
    6. При орфографическом чтении слово не должно распадаться на слоги, иначе оно потеряет цельность, индивидуальность и не останется в памяти движений речевого аппарата.
    7. При орфографическом чтении каждый звук в слове соответствует букве, слово должно звучать отчетливо. Необходимо проговаривать все окончания слов.  

    Следует помнить, что не поддаются орфографическому чтению лишь несколько правил правописания: шипящие, дефис, заглавная буква, правописание некоторых наречий.

    Реализация образовательного проекта предполагает три этапа:

    1. Подготовительный (апрель-май 2012г.)
    2. Практический (сентябрь 2012 – май  2013)
    3. Мониторинг качества обучения и обобщение результатов (сентябрь –декабрь 2013)

    На первом этапе обучения орфографическому чтению второклассников  мне необходимо было научить детей читать орфографически: «читай так, как написано». На экран выводилось словарное слово, с выделенной орфограммой. Сначала это слово я прочитывала сама, а потом школьники беспрепятственно повторяли моё чтение. Для меня важным было научить детей читать также легко, как делаю это я. Этот этап длился два месяца (апрель-май 2012г), но он стал фундаментом для основной работы по обучению орфографическому чтению и запоминанию  слов с непроверяемым написанием. На  первом этапе я заметила, что орфографическое чтение  способствует отработке четкости произношения, а это очень важно, т.к.  в моём классе есть дети с тяжёлыми нарушениями речи, с нарушением слухового восприятии и слабослышащий ребёнок.

    Задача второго этапа - внедрение в повседневную практику на уроках русского языка метода орфографического чтения словарных слов. Прежде чем продолжить работу, начатую во втором классе, я провела входной словарный диктант, чтобы сделать замер остаточных знаний.

    Результат представлен в таблице.

    Дата: 21.09.2012

    Кол-во обучающихся: 12 чел

    Писали диктант: 11 чел.

    Учитель: Чуйкина Э.А.

    Словарный диктант:  13 слов

    «5»

    0

    Кол-во ошибок:  26

    «4»

    6

    «3»

    2

    «2»

    3

    Для решения задачи второго этапа я составила список слов, изучаемых в третьем классе (по учебнику авт.Т.Г.Рамзаева), выделив красным цветом опасные буквы.

     В начале каждого урока русского языка (4ч. в  неделю) третьеклассники  повторяли словарные слова (исключения - уроки контроля знаний (диктанты) и  развития речи).  Этот процесс шёл по следующему алгоритму: сначала читает учитель, вслед за учителем читают школьники и одновременно следят  на экране за указкой, повторяют правильно, повторяют еще два раза. Такая работа занимает  3-4  минуты начала урока, после чего идет обычная работа по изучению программного материала. За это время третьеклассники успевали прочитать и запомнить 4-5слов (редко 6-7). На следующий день добавлялось новое слово, а первое слово из группы предыдущего дня убиралось. Нам не удавалось прочитать слов больше и это объясняется особенностями обучения детей с ОВЗ:  разная «включаемость» в процесс,  различная техника чтения, нарушение звукопроизношения и др. Очень важно добиваться от детей чёткого произношения и работы в едином темпе, а на это иногда уходит больше времени. Орфографическое чтение в классе проводится хором. Если в каком либо, слове допускается ошибка, то она становится заметна на фоне правильного звучания. И тогда слово следует повторить.

     Поскольку орфографическому чтению не поддаются имена собственные (Родина, Отечество, Москва, Кремль, Красная площадь), я ввела правило эти слова произносить с хлопком. Считаю, что данный приём способствует не только запоминанию, но и активизирует деятельность школьников, концентрирует  внимание.

    Хочу отметить, что знакомство с новым словарным словом проходило согласно календарно-тематическому планированию и  в ходе определённого этапа урока, а не во время «минутки орфографического чтения».

    Для выявления результативности данного проекта необходимо сформировать мониторинг качества обучения – это третий этап работы над формированием навыков грамотного письма слов с непроверяемым написанием.

    На данном этапе работы орфографическое чтение можно сочетать с такими видами промежуточного контроля: вставь пропущенную букву в индивидуальной карточке, выполни рисунок к слову, составь кроссворд,  индивидуальная работа над ошибками, учитель произносит слово орфоэпически, а ученики отвечают орфографически и др.  Один раз в месяц я проводила словарный диктант.

    Результаты представлены в таблицах и диаграммах.

    Анализ словарных диктантов за 2012-2013 уч.год

    дата проведения

    Форма

    анализ работы

    всего

    качество

    обученность

    Словарный диктант

    5

    4

    3

    2

    21.09.2012

    №1

    0

    6

    2

    3

    11

    0,55

    0,73

    02.10.2012

    №2

    0

    4

    6

    2

    12

    0,33

    0,83

    07.11.2012

    №3

    0

    4

    6

    2

    12

    0,33

    0,83

    10.12.2012

    №4

    1

    4

    6

    0

    12

    0,43

    0,92

    07.02.2013

    №5

    0

    6

    5

    1

    12

    0,5

    0,92

    05.03.2013

    №6

    1

    5

    6

    0

    12

    0,5

    1

    16.04.2013

    №7

    1

    5

    5

    0

    11

    0,55

    1

    06.05.2013

    № 8

    1

    6

    5

    0

    12

    0,58

    1

    27.05.2013

    № 9

    2

    5

    5

    0

    12

    0,58

    1

    По результатам, приведённым в таблице можно увидеть, что за первый диктант (21.09.2012) наибольшее количество двоек, и оценку «5» за входной словарный диктант не получил ни один ученик. К концу первого полугодия  все ученики 3 класса (ОВЗ 7 вид) получили положительные оценки. 7 февраля словарный диктант обучающиеся написали хуже предыдущего и объясняется это  в первую очередь тем, что почти две недели (зимние каникулы)  школьники не читали словарные слова орфографически, а такое чтение должно быть регулярным. В течение второго полугодия  ситуация стала стабильной: двоек за словарный диктант обучающиеся не получали, последние три диктанта три человека получали за работу оценку «5».

    Из сравнительного анализа уровня качества и обученности по предметам видна положительная динамика учебных достижений и можно сделать некоторые выводы. Во-первых, обучающиеся на подготовительном этапе освоили орфографическое чтение  и концу обучения в 3 классе оно автоматизировалось. Во-вторых, неоднократное орфографическое чтение дает возможность детям с ОВЗ запомнить слово лучше. В-третьих, предлагаемая система работы со словарными словами по методике П.С. Тоцкого помогает учащимся хорошо запомнить орфографию слова. В-четвёртых, орфографическое чтение способствует более чёткому произношению и коррекции читательских навыков у детей с нарушениями речи.

    Однако, при положительных результатах, достигнутых в рамках реализации проекта, нельзя сказать, что орфографическое чтение способствует сознательному усвоению изучаемого материала и прочности орфографических навыков у детей с ОВЗ. Так, например, анализируя контрольные диктанты, в которых встречаются словарные слова в другой речевой ситуации или изменённой форме,  я заметила, что в них третьеклассники допускают орфографические ошибки. Трудности в переносе знаний из одной области в другую – одна из особенностей детей с ОВЗ. Кроме того, если заучивать и регулярно читать орфографически сначала слова, затем словосочетания с этими словами, а потом и предложения (как это делал автор методики П.С.Тоцкий), то во-первых, в рамках урока эту работу проводить будет невозможным, а во-вторых, не факт что выученные словосочетания, и тем более предложения, останутся в памяти школьников, ведь нарушение памяти занимает существенное место в структуре дефекта у детей с задержкой психического развития.

    Тем не менее, я считаю, что использование орфографического чтения для формирования навыков грамотного письма слов с непроверяемым написанием в классах ОВЗ необходимо. Положительная  оценка за словарный диктант даёт школьнику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.


    Ресурсы:

    • Тоцкий П.С. Орфография без правил. – М.: Просвещение, 1991
    • Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в школе. М., 1996.
    • «Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, природоведение) Составитель-С.Г.Шевченко (М: Дрофа 2002)
    • http://festival.1september.ru/articles/632991/   Липунова Галина Николаевна, Щепина Марина Ивановна «Особенности обучения детей с задержкой психического развития по коррекционной программе в общеобразовательном учреждении»
    • http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met28/node3.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация - обобщение опыта работы по теме "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников"

    Презентация к работе по обобщению опыта "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников"...

    Курсовая работа по теме: «Применение дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе»

    Курсовая работа по теме: «Применение дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе» .Цель работы: дать характеристику дидактической игре как средству повышения интереса к русскому язык...

    Совершенствование приёмов работы на уроках русского языка в процессе изучения слов с непроверяемыми написаниями как условие повышения грамотности учащихся.

    Совершенствование приёмов работы  на уроках русского языка в процессе изучения слов с непроверяемыми написаниями как условие повышения грамотности учащихся....

    Обобщение опыта работы по теме: "Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе".

    В обобщении опыта представлены различные виды и формы творческих заданий, которые позволяют достичь определенного уровня в развитии творческих способностей, посильные для каждого ученика....

    Рабочая программа индивидуальных занятий по формированию навыков устной коммуникации «Коррекция нарушения звукопроизношения у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития)»

    Цель программы: организация коррекционно-развивающей работы с учащимися, имеющими нарушения звукопроизношения, способствующей успешной адаптации  в учебной деятельности; устранить недостатки устн...