Рабочая программа внеурочной деятельности "Доброе слово". Духовно-нравственное направление 1 класс
учебно-методический материал (1 класс) по теме

Кузнецова Ольга Олеговна


Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Доброе слово"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochka_dobroe_slovo.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей МОУ «Детский дом-школа»

г.о. Орехово-Зуево

УТВЕРЖДАЮ:

И.о. директора МОУ «Детский дом-школа»

________________________________________

______________________ Расшифровка подписи

_______________________________________ Дата

                           

                      М.П.    

«Доброе слово»

Программа кружка внеурочной деятельности

духовно-нравственного направления

(1 класс)

                                                                                        Составила

учитель нач.классов

Кузнецова О.О.

2013-2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.).

Младший школьный возраст — это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.

Цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, педагоги превратили во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка; воспитывали такие социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.

Понятие «нравственное воспитание» достаточно широкое. Сердцевина воспитания — развитие нравственных чувств личности. Когда воспитаны эти чувства, то человек как бы непроизвольно правильно ориентируется в окружающей жизни.

Переживания, связанные с нравственными проявлениями личности: ее отношение к «малой родине», к труду, другим людям, к природе, к себе являются одной из сторон патриотического воспитания. Оно является частью нравственного воспитания.

Программа нравственного воспитания младших  школьников является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий. Решение проблем нравственного воспитания в данной программе осуществляется через такие формы воспитательного воздействия, как этические беседы, конкурсы, турниры вежливости, классные часы, семейные выставки достижений.

Эффективным средством нравственного воспитания является коллективная творческая деятельность. Ее направленность выступает тем каналом, по которому  школьник может перенаправить свою энергию из деструктивного в конструктивное направление.

Коллективное сотворчество, на которое ориентирует программа, ставит  школьника перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других, осознавать чувства партнера, выражать свое понимание. Воспитание  школьников в общественном объединении на принципах нравственности — это организация целенаправленных действий и отношений на приоритетах миролюбия, толерантности, ненасилия, диалога через активизацию социальной деятельности и творческой активности личности.

Общая характеристика  курса.

Целевое назначение

Данная программа духовно-нравственного воспитания направлена на формирование гуманизма, чуткости, патриотизма, развитие нравственного поведения, общей культуры, знакомство с историко-культурным наследием, воспитание и сохранение традиций.
Задачи: 
       1. Формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении.

       2. Приобретение опыта общения и отношений со сверстниками и взрослыми на основе культурно – нравственных норм. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.
      3. Формирование гражданских и патриотических чувств, любви к Отечеству. Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры русского народа. Выработка умений по воспитанию, посильной исследовательской работы в области краеведения.
     4.Формирование правовой культуры, системы ценностей и отношений, соответствующих обществу. Уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушениям.
    В основу программы « Дорогами добра» взят традиционный тематический принцип группировки материала. Младший школьник познает себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения; усваивает нормы отношения к этому миру и поведения, действования в нем – через беседы, деловые игры, коллективные дела, конкурсы, турниры вежливости, семейные выставки достижений.
    В результате освоения предметного содержания курса  у учащихся предполагается
формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов».

 Описание места  курса в учебном плане

Программа кружка «Доброе слово» для 1 класса рассчитана на 66 часов в год, т.е. 2 часа в неделю.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Одним из результатов освоения курса является осмысление и интериоризация (присвоения) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности традиций родного края.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества,  приоритета знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; интерес к своей стране: её истории, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  курса

«Метапредметными результатами изучения курса «Дорогами добра» является формирование следующих УУД:

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности  с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем,  обнаруживать и формулировать нравственную проблему.
  • Учиться планировать свою  деятельность во внеурочное время.
  • Высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ её проверки.
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога.

  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания коммуникативных достижений

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения задач.
  • Делать предварительный отбор источников информации для  решения задачи.
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

 Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других людей.
  • Вступать в беседу во внеурочной деятельности.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.

  • Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

7.  Содержание  курса

Программа включает в себя следующие направления:

  •  Самоорганизация;
  • Я и Отечество;
  • Моё здоровье;
  • Моя семья;
  • Моя школа.

         Самоорганизация

Самоорганизация – сложный и длительный процесс последовательной деятельности детей вместе с взрослыми через решение постоянно усложняющихся жизненных задач, поэтому в работе с детьми исхожу  из понятий «сам», «самостоятельно». Самостоятельность – качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это, по мнению педагогов и психологов, способность подчинять свое поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь.

 Воспитание сознательной дисциплины,  культуры поведения, ответственности и исполнительности. Развитие представления о чувстве собственного достоинства, об индивидуальных особенностях человека.
Формирование духовно-нравственных ориентиров.

Воспитание своих моральных качеств, формирование потребности самовоспитания. Развитие умений понимать себя, свой внутренний мир.
Формирование у учащихся культуры деятельности. Развитие навыков культуры общения (выполнение норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в быту, в общественных местах).

Я и Отечество

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно – смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна, Государственная символика Росси: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при слушании гимна. Конституция – основной закон Российской Федерации. Права ребёнка. Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно – нравственное благополучие граждан. Россия на карте. Государственная граница России

Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др.

Города России. Санкт – Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру  I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору).

Родной край  - частица России. Родная станица: название, основные достопримечательности;   музеи, театры, спортивные комплексы и др. Особенности труда людей родного края, профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края.

Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Ленинградцы – герои ВОВ. Экскурсия к местам боевой славы. Подвиг ленинградцев.

Моё здоровье

Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня, личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе, как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номе6ра телефонов экстренной помощи.  Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёмах в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей – нравственный долг каждого человека. Организация просвещения учащихся  по сохранению, развитию и коррекции здоровья. Воспитание негативного отношения к вредным привычкам. Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни

Моя семья

          Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Семейные ценности. Семейные праздники. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Уважение к членам семьи. Воспитание хорошего семьянина. Воспитание ребёнка, любящего своих родителей. Социальные роли сына – мужа, дочери – матери.

Моя школа

           Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Структура школьного коллектива.  Наш главный труд. Традиции школы. Школьные праздники.

Тематическое планирование

Тема

Характеристика деятельности учащихся

Дата

п/п

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Самоорганизация

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1213

14

«Кто я? Какой я?»

Христианское имя, в честь кого я назван?

Православная культура

«Формула успеха»; «Кем быть? Каким быть?»

«Я и мои роли»; «Я и моя учебная позиция»;

«Товарищи и друзья»; «Я и моя позиция в группе (классе)»;

 «Неизбежно ли противоречие между хочу и должен»; «Радость ответственности».

Школа вежливости «Говорят ли Вам люди спасибо».

«Речевой этикет»; «Культура поведения и такт»;

Турнир вежливости

«Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть!»

«Что такое настоящий  друг»

«Дети и деньги»

Знакомиться с учителем и одноклассниками.

Осознавать себя как члена школьного коллектива.

Оценивать свои личные качества и их проявление в коллективе.

Знакомиться с правилами поведения в школе.

Оценивать различные ситуации поведения в школе.

Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах.

Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

Обосновывать целесообразность выбора языковых средств, соответствующих цели и условиям общения.

Анализировать уместность использования средств устного общения в разных речевых ситуациях.

Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми людьми, с людьми разного возраста.

Анализировать нормы речевого этикета, оценивать собственную речевую культуру.

Я и Отечество

15

16

17

18

19

20

21

«С чего начинается Родина?»

Моя  «малая» Родина, родной  край.

Конституция.

 Гимн. Герб. Флаг.

 Права ребёнка.

 Конкурсы рисунков « За наше счастливое детство спасибо защитник тебе»

 « Война глазами детей»

Прослушивать, декламировать (петь) гимн РФ.

Знакомиться с основными правами и обязанностями граждан России, правами ребёнка.

Рассказывать о праздничных днях России

Наблюдать ( в родной станице, крае) исторические памятники, культурные сооружения

Государственные и православные праздники

2223242526272829303132333435

 «День пожилого человека».

«День учителя»

«Новый год»

«Святки»

 «Рождество Христово»

«Великий пост»

«Вербное воскресение»

«Пасха»

«Ангел - хранитель»

«Последний бой, он трудный самый!»

«День защитника Отечества»

 «9 мая».

«Масленица в гости к нам пришла»

«Народные промыслы»

Моё здоровье

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

Беседы медсестры о профилактике простудных заболеваний.

Режим дня школьника.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Беседа «Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня.

Составление режима дня.

Безопасное поведение на водоёмах в разное время года.

Виртуальное путешествие в лес. Правила безопасного поведения в лесу.

Беседа врача  «Личная гигиена школьников».

Беседа: «Здоров будешь – все добудешь!»

Практическая работа « Измерение температуры тела человека».

Деловая игра « Телефоны экстренной помощи»

Инсценировка  сказки «Кошкин дом». Правила противопожарной безопасности.

Олимпиада в Сочи

Паралимпиийский урок

Практическая работа: составлять режим дня Оценивать степень личной ответственности за сохранение своего здоровья, за здоровье и безопасность окружающих.

Выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил  безопасного поведения  (в доме, на дорогах, в лесу, водоёмах, в школе).

Моделировать ситуации, при которых, необходимо вызывать пожарных, электрика и др.

Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр.

Измерять температуру тела человека.

Моя семья

50

51

52

53

54

55

Беседа «Семья – семь «Я».

Семейные традиции.

Семейные ценности.

Мои обязанности в семье.

 Хозяйство семьи.

Семейные праздники.

Находить информацию в ходе беседы с родителями, со старшими родственниками, местными жителями о семье, традициях наречения имени младенцу, особенностях семейного воспитания детей в культуре народов своего края.

Знакомиться по словарям личных имён и фамилий со значениями имён и фамилий своей семьи (рода).

Моделировать ситуации, требующие определения цели совместной деятельности в семье.

Моя школа

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

Теперь я первоклассник

Правила поведения в классе и в школе

Мы школьниками стали.

Экскурсии по школе (библиотека, столовая, спортивный зал, актовый зал).

Праздник «День рождение нашего класса».

Наш большой школьный коллектив.

Мода и школьная одежда.

Наш главный труд.

Структура школьного коллектива.

Традиции школы.

 Школьные праздники.

Обсуждать правила поведения в школе, особенности взаимоотношений  со взрослыми, сверстниками.

Знакомиться с оценкой роли учителя в культуре народов своего края.

Практическая работа: освоить правила поведения в школе и других общественных местах в игровой форме.

Моделировать ситуации, требующие соблюдения культурной нормы поведения в классе на уроке, во время перемен, во время проведения общешкольных учебных, игровых, рекреационных мероприятий.

Моделировать ситуации, в которых необходимы дружелюбные отношения, согласие, взаимная помощь, личная ответственность друг за друга.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Наименование объекта и средства материально-технического обеспечения

Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием).

Детская справочная литература

 (справочники, атласы, энциклопедии)  об окружающем мире.

Методическая литература для учителя.

 Подборка журналов, других материалов из различных средств массовой информации по данному направлению деятельности обучающихся.

Репродукции произведений искусства, произведения декоративно-прикладного искусства.

Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию программ, обучающие программы.

Аудиопроигрыватель.

Персональный компьютер.

Мультимедийный пректор.

Видеофильмы по программе.

Аудиозаписи в соответствии с программой.

Презентации.

Настольные развивающие игры по тематике программы  (лото, игры-путешествия).

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, семья, транспорт и др.)

Наборы карандашей, красок, альбомы для рисования.

СОГЛАСОВАНО

Заседание творческой группы

«____»____________________2013 г.

Протокол №____

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

«____»_________________2013 г.

____________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов факультатив «Путешествие по стране этикета»

Актуальность и социальная значимость данного факультатива состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитан...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов «Путешествие по стране этикета»

Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного ра...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов «Путешествие по стране этикета»

Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного ра...

Методическая разработка "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Я – гражданин и патриот России»"

В данной публикации представлена РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 класса  «Я – гражданин и патриот России». Разработа программа в соответ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для учащихся 1-4 классов.

Главной целью данного курса в соответствии с реализацией принципов государственной политики в сфере образования является: дать первичное представление о православной культуре, знакомство с крас...