Мастер-класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»
методическая разработка на тему

Шауро Елена Михайловна

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.
Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроках в начальной школе
Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках в начальной школе,; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_shauro_e.m.docx27.14 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Формирование универсальных учебных действий

на уроках в начальной школе»

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроках в начальной школе

Задачи:

  • познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию УУД;
  • показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.

Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки, бабочки.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках в начальной школе,; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

                             Ход мастер – класса:

  1. Оргмомент

Добрый день,  уважаемые коллеги! Я очень рада сегодня видеть вас  на  мастер - классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой.  Я желаю нам успехов.

2 .Мотивация к мастер-классу. «Яркий образ».

-Я хочу рассказать вам одну историю. Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот он решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец не сумел на него ответить. Он пошел на луг, поймал бабочку.

Посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка у мудреца:
- Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках:  живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мёртвая, я разомкну ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умный».

Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, живая или мёртвая?» И тогда мудрец сказал: «Всё в твоих руках…»

- Да, действительно, всё в руках каждого из нас. В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым   нужным ,а главное, успешным.

Я надеюсь, что и на сегодняшнем мастер-классе всё будет в ваших руках и у нас всё с вами получится.

Важнейшей задачей современ. системы обр-я является формирование УУД, обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию, самосовершенствованию.

При работе по ФГОС каждый учитель столкнулся с проблемой, как помочь детям ставить цели к каждому этапу урока, подводить итоги своей деятельности и как связать это с универсальными учебными действиями. Для решения этих задач, я использую  учебное пособие – таблицу «Универсальные учебные действия для обучающихся».

Все 4 группы универсальных учебных действий я распределила по цветам: познавательный – синий цвет, коммуникативные – зелёный, регулятивные – жёлтый цвет и личностные – красный. У каждого ребёнка имеются по 4 круга этих цветов на парте.. И на каждом этапе уроке, ставя цель, дети опираются на эту таблицу, показывая при этом круг определённого цвета.

3.Представление системы уроков, имитационная игра

Фрагмент 1 ( Работа в группах)

Что мы видим на лужайке? (цветы,   бабочки, трава…)

Вам нравится на лугу? Что же мы будем тут делать?

- А чего нельзя делать? (рвать цветы…)

-О чем мы будем говорить сегодня на уроке?

-Сформулируйте тему урока.  «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?»  Сегодня мы познакомимся с бабочками и цветами, которые встречаются на лугу; повторим и узнаем новые правила поведения в природе.

Определение вида формируемого УУД

- Ребята, что мы сейчас учились делать?

(учились строить речевое высказывание)  

Каким кружком мы обозначим эти действия (

- Какие вы знаете цветы, растущие на лугу?  

Работа по группам. ( желтые листочки)  1 группа

На лугу растут сестрички —
Золотой глазок, белые реснички.                                                                                                  (ромашки)

Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.                                                                                                    (колокольчики)

Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок —
Остался стебелёк.                                                                                                 (одуванчик)

А почему нельзя рвать цветы?

-будет пусто и некрасиво;

- насекомые и птицы питаются нектаром и пыльцой;

Совершенно верно, насекомые и птицы питаются нектаром или пыльцой цветов, и без цветов они просто погибнут.

Ребята, что мы сейчас учились делать?

1.  (Добывали информацию из текста).

Каким кружком мы обозначим эти действия? (синим кружком).(зелёным)

Почему мы не будем ловить бабочек?  ( исследователи)  2 группа

Что полезного делает бабочка? (опыляет цветы, растения и без этого у цветов не будет плодов и семян)

- А если исчезнут с нашей планеты многие растения, то будет исчезать потихоньку и свежий воздух…

- А еще бабочки – это корм для птиц. Если исчезнут все бабочки, то погибнут многие  птицы.

- Ну, и потом бабочки – это живые существа и они тоже хотят жить! А многие из них тоже, как и цветы занесены в Красную книгу и охраняются законом!

Определение вида формируемого УУД

- Ребята, что мы сейчас учились делать?

(учились строить речевое высказывание)  

Каким кружком мы обозначим эти действия (зелёным кружком).

Составление памятки «Как нужно вести себя в природе?»  3 группа

- Давайте вспомним, ребята, какие сегодня и на прошлом уроке мы с вами разбирали правила поведения в природе и составим памятку «Как нужно вести себя в природе?»

* Нельзя рвать цветы на лугу, в лесу. Букеты можно составлять из садовых растений, которые специально выращивают люди.

* Нельзя ловить бабочек и убивать насекомых. Они не только нужны в природе, но и украшают ее.

*Нельзя шуметь и включать музыку на природе, так как шумом можно распугать всех обитателей – насекомых, животных, птиц.

* Нельзя оставлять после себя мусор. Если каждый человек оставит после себя хоть немного мусора на месте своего отдыха, то цветущий луг превратится в свалку.

* Нельзя брать из дикой природы ни яиц птиц, ни детенышей животных так, как в дальнейшем они все равно погибнут в неволе.  

Фрагмент 2.

2.Наша бабочка отправилась в путешествие.

Мы очутились на полянке. Кого вы видите?

Составьте к рисунку рассказ.

- Катя тоже составила по рисунку два рассказа, послушайте и сравните их.

а) На полянке летали 4 голубянки  и 1 павлиний глаз. Сколько бабочек летало на полянке?

б) На полянке летали 4 голубянки  и 1 павлиний глаз  Красивые были  бабочки?

– Чем похожи и чем отличаются эти рассказы? (Предположения детей: чтобы ответить на вопрос в первом рассказе, надо сделать вычисления, а в другом рассказе не надо.)

– Как вы думаете, какой из этих рассказов можно найти в учебнике математики, а какой – в книге по  окружающему миру?

– Кто знает, как на языке математики называется первый рассказ? (Затруднение). Почему вы не можете ответить? (не знаем, не изучали)

- Поможет  нам это узнать  ребус

За (дача)

- А что такое задача?

- Попробуйте определить тему нашего урока.

- Какую цель мы поставим? (Узнать, что такое задача).

- Наметим наш план действий:

1. Сами попробуем выполнить задание: узнать, что такое задача.

2. Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя.

3. Устраним затруднение.

4. Применим новое знание.

Определение вида формируемого УУД

- Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель)

Что мы сейчас делали? (умение ставить цель, составлять план работы). Каким кружком обозначаем такие действия? (жёлтый)

Фрагмент 3.

Сейчас  я предлагаю вам посмотреть отрывок из  мультфильма  по  сказке  Владимира  Григорьевича Сутеева   «Кораблик» и определить: место обучения,  какие универсальные действия сформированы у героев, а чему им   нужно научиться?

( Умеют взаимодействовать, решать проблемные ситуации в команде, сотрудничать в совместном решении проблемы, планировать деятельность, быть лидером,  применяли знания в новой ситуации, использовали в работе  нужные предметы, распределили  роли,  договорились друг с другом , …..)

Что необходимо сформировать? – Лягушонку – эгоисту:  необходимо научиться принимать точку зрения других, работать в группе, владеть собой,  умение ценить и принимать ценности «настоящий друг»

.

4.Рефлексия.  ( «Поляна»)

  На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с задачей, .). Перед каждым ребенком - бабочка. Ребята, наш урок подходит к концу, оцените свою работу, прикрепите свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности вам  понравился больше всего.

А теперь посмотрите на эту поляну.

- Помните историю про мудреца? Что он сказал? ( Всё в наших руках)

Вы согласны с ним? Я тоже. Всё сегодня было в ваших руках, я думаю, что у вас всё получилось.

1.     сегодня я узнал…

2.     было интересно…

3.     было трудно…

4.     я выполнял задания…

5.     я понял, что…

6.     теперь я могу…

7.     я почувствовал, что…

8.     я приобрел…

9.     я научился…

10.    у меня получилось …

11.     я смог…

12.   я попробую…

13.    меня удивило…

14.   урок дал мне для жизни…

15.  мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий ФГОС Перспективная начальная школа

Программа     формирования     универсальных     учебным действий направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в ...

Формирование Универсальных учебных действий у учащихся начальной школы.

В данной статье показаны основные приемы и метода формирования универсальных учебных действий и эффективные средства включения детей в творческий процесс....

«Формирование универсальных учебных дей-ствий в начальной школе «Основ умения учиться»

Ключевой задачей современного учителя  становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универ...

Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальной школы на уроке английского языка

В настоящий момент модернизация образовательной системы ставит нас перед необходимостью формировать у учащихся способность к обучению в течение всей жизни. для достижения этой цели учителю необходимо,...

Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальной школы на уроке английского языка

Необходимость формирования у учащихся осознаётся особенно остро всвязи с модернизацией российского образования, поэтому необходимо научит обучающихся учиться. В статье представлены планомерные действи...

Формирование универсальных учебных действий (УУД) в начальной школе.

Данная статья ориентирована на ФГОС второго поколения. Материал раскрывает сущность УУД в начальной школе в условиях новых стандартов....

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

При разработке ФГОС НОО второго поколения одним из методологических оснований является компетентностный и системно-деятельностный подходы и приоритетом становится формирование общеучебных умений и нав...