" Прощение." Курс ОРКСЭ. Светская этика.
план-конспект урока (4 класс) по теме

Суринова Виктория Валериевна

На уроке идет приобретение обучающимися знаний о необходимой черте характера – прощении,  путём разрешения учебной проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbou_sosh_13_surinova_v.v._proshchenie_-_kopiya.rar2.32 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 "Средняя общеобразовательная школа № 13"

Тема: «Прощение»

Суринова Виктория Валериевна

учитель начальных классов

Предмет: ОРКСЭ. Основы светской этики.

Класс: 4

Тип урока: открытие нового знания

Тема: Прощение

Цель: приобретение обучающимися знаний о необходимой черте характера – прощении,  путём разрешения учебной проблемы.

Задачи:

  1. Раскрыть значение понятий «прощение», «отпустить обиду».
  2. Развивать способность понимать и умение прощать другого человека.
  3. Воспитывать великодушие, терпимость в общении с другими людьми. 

Планируемый результат: 

Предметные УУД:

- знакомство с необходимой чертой характера – Прощение.

Личностные УУД:

- развитие нравственного сознания и компетентности в решении нравственных проблем на основе личностного выбора;

-  формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Регулятивные УУД:

- работать по предложенному плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

 Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 Использование деятельностных технологий обучения: приёмы РКМЧП - развитие критического мышления через чтение и письмо (кластер, фишбоун, синквейн).

Описание приёмов:

Прием "Кластер" использован на уроке на стадии «Вызов», он служит для мотивации к размышлению до изучения темы «Прощение». Организована групповая работа учащихся в виде общего совместного обсуждения.

Приём «Фишбоун» использовался на стадии «Осмысление», суть которого состоит в постановке проблемы «Обида», в определении ее аспектов  и нахождении аргументов, фактов в подтверждение той или иной точки зрения на эту проблему. 

С целью способности резюмировать информацию по теме «Прощение» (на стадии рефлексии) использовался приём «Синквейн».  


Этапы урока

ХОД УРОКА

Орг. момент

«Круг радости» (учитель вместе с детьми стоит в кругу, взявшись за руки)

Учитель:   Добрый день солнцу и птицам,

                   Добрый день  улыбчивым лицам,

                        И каждый становится добрым, доверчивым.

                        Пусть добрый день длится до вечера.

                        Мы рады видеть каждого из Вас!

                        И пусть прохлада в окна дышит,

                        Нам здесь уютно, ведь наш класс

                        Друг друга любит, чувствует и слышит.   (Ученики проходят на свои места)

  1. Мотивация  (самоопределение к деятельности).

На протяжении всей жизни мы чему-то учимся, узнаём что-то новое. Но есть такие понятия, о которых лучше узнать как можно раньше. Это значительно облегчит нашу жизнь, и она станет радостней. И вот об одном из таких понятий мы сегодня узнаем на уроке. Я предлагаю вам послушать сказку и подумать: О КАКОЙ БОЛЕЗНИ В НЕЙ ГОВОРИТСЯ?

Учитель рассказывает сказку Приложение №1 (сказка сопровождается презентацией).

 - Ребята, о какой странной болезни говорится в сказке? (о болезни «непрощение»)

  1. Постановка проблемы.

- Как вы думаете, какие знания мы сегодня будем открывать? О каком понятии?

 (предположения детей)

- Сегодня на уроке мы будем искать ответы на вопросы:

  • Что такое прощение?
  • Что прощение приносит человеку?
  • Как простить обиду?

-Работать сегодня на уроке вы будете в группах, а для этого вспомним правила работы Приложение №2.

  1. Открытие нового знания.

- Для того чтобы нам найти ответ на первый вопрос, я предлагаю вам выполнить задание в группах:

ЗАПИШИТЕ В КЛАСТЕР, КАКИЕ У ВАС ВОЗНИКАЮТ АССОЦИАЦИИ, КОГДА СЛЫШИТЕ СЛОВО ПРОЩЕНИЕ. Время на выполнение 2 минуты. Приложение №3

А кто-то один поработает в Интернете, найдет в словарях значение понятия Прощение.

- Итак, поделитесь своими мыслями (учитель записывает ассоциации детей на доске, ответ ребенка, который работал в Интернете).

- Ребята, а что значит, простить человека? (предположения детей)

- Простить человека – значит перестать винить его, не держать на него зла, восстановить с ним хорошие отношения.

Слово «прости» по-старославянски звучит как «прОсти» (с ударением на О) и означает «выпрямить» , т.е. простить – это как бы исправить плохие отношения.

-Работая в группах, вы  сейчас будете заполнять таблицу:

1 группа подумает: КАКИМИ ЧЕРТАМИ ХАРАКТЕРА НУЖНО ОБЛАДАТЬ ДЛЯ УМЕНИЯ ПРОЩАТЬ?

Какими чертами характера нужно обладать

для умения прощать:

 _______________

 _______________

 _______________

2 группа подумает: КАКИМИ ЧЕРТАМИ ХАРАКТЕРА НУЖНО ОБЛАДАТЬ, ЧТОБЫ УМЕТЬ ПРИЗНАВАТЬ СВОИ ОШИБКИ?

Какими чертами характера нужно обладать

 для умения признавать свои ошибки:                                                          

________________

________________

 ________________

КАЧЕСТВА ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППЕ: любовь, доброжелательность, милосердие, искренность, смелость, справедливость, честность, терпение, мудрость, сострадание, решительность, откровенность, великодушие – эти качества напечатаны на самоклеящейся бумаге в виде разрезных карточек. (из выбранных качеств ребята наклеивают нужные в таблицу).

-Итак, 1 группа, какие черты характера вы выбрали для умения прощать?

2 группа, какие черты характера вы выбрали для умения признавать свои ошибки?

НА ДОСКЕ (обучающиеся крепят большие разрезные карточки с названиями качеств на магнитную доску)

для умения прощать:

________________

________________

________________

Какими чертами характера нужно обладать

для умения признавать свои ошибки:

________________

________________

________________

  • Обратите внимание, ребята, какие качества нужны и для умения прощать, и для умения признавать свои ошибки? (учитель их помещает в середину таблицы)
  • Каждый человек сам должен выбирать простить или не простить обиду.
  •  А давайте предположим, что все люди на земле лишились такой важной черты характера, как умение прощать. Что произойдёт с нашим миром? (предположения детей). Хотели бы вы жить в таком мире? (нет)
  • Порой бывает очень трудно простить не внешне, а сердцем. Поэтому нужно всегда ставить себя на место обидчика.

- Достаньте из конверта листок с заданием Приложение №4.

  • Зарисуйте свою мимику в тот момент, когда вы простили обиду, и в тот момент, когда не простили.
  • Какой вывод можно сделать, глядя на эти рисунки? (Чувство обиды – неприятное, очень тяжёлое чувство. Обида мешает радоваться, удивляться, дружить.)

ФИЗМИНУТКА: - Встаньте, покажите, пожалуйста, пантомимой какие мы бываем, когда обижаемся (плечи наклонены вперёд, голова опущена, лицо хмурое), а теперь расправьте плечи, улыбнитесь, голову высоко поднимите – такие мы бываем ,когда умеем прощать (дети садятся на места).

- К сожалению, человек, даже зная, что простить обиду необходимо, не всегда легко может это сделать. Как же быть? Как человеку убедить себя простить обиду? Давайте при помощи приёма фишбоун пропишем причины обид, и что они приносят человеку. Достаньте из конверта скелет рыбы (задание в группе).  В голове скелета прописана проблема – обида, на верхних косточках отметьте причины обид, а на нижних - что обиды приносят человеку. Наши выводы запишем в «рыбьем хвосте». Приложение №5

ПРОВЕРКА «Причины обид».

- Посмотрите на эти качества. Как вы думаете,  сможет ли человек с такими качествами быть счастливым? Какой вывод сделаем?

 - Все эти качества портят нам здоровье, заставляют чувствовать себя несчастными, лишают радости жизни.  Нельзя обиду держать в себе, надо ПРОСТО ПРОСТИТЬ!

Сейчас я вам покажу волшебную силу прощения.

(В стакан с водой закапать по 1 - 2 капли пищевых красителей: желтый - обида; зеленый - зависть; синий - злоба.) Понаблюдаем, как все это проникает в наше «сердечко», огорчает его. (Затем туда же добавляю 1 чайную ложку отбеливателя (можно больше). Отбеливатель разъедает красители.) Вывод: Так же ПРОЩЕНИЕ начисто смывает обиду, зло, укрепляет дружбу, очищает душу. Умение прощать сохраняет, сберегает любовь, дружбу, родственные отношения

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- На какие вопросы мы искали ответы? (возвращение к учебной задаче урока)

- Вы готовы просить прощение и прощать обидчиков?

Заканчивая урок, я попрошу вас написать синквейны к словам (СЛАЙД «Как писать синквейн»):

1 группа ОБИДА

2 группа ПРОЩЕНИЕ

Приложение №6

- Какая группа хочет поделиться своей работой? (Дети зачитывают синквейны.)

-На сердечках, которые лежат на ваших столах, напишите слова, которые вы хотели бы услышать от тех, кто когда-то вас обидел.

- Представим себе мысленно этого человека и подарим ему это сердце. Отпустим все обиды

 (на доске большое белое сердце, дети крепят на него свои получившиеся сердечки, сделанные из самоклеящейся цветной бумаги).

Получилось большое горячее сердце, способное прощать.

Поистине доброе, милосердное сердце просто не сможет держать обиду в себе – оно прощает, отпускает обиду.

Спасибо за урок!


Приложение №1

СКАЗКА.

В далекой жаркой Африке в прохладной воде тихого озера жил Бегемот. В одно прекрасное утро он заболел невиданной и заразной болезнью, которой на целый день заразились и заболели все жители озера. А как это все произошло, вы сейчас узнаете.

В то самое утро очень-очень рано Бегемота разбудил чей-то крик. А потому с утра у него было плохое, можно сказать, прескверное настроение. Он немного повалялся на дне озера, а потом всплыл наверх и подался к берегу, чтобы найти себе пищу. В тот самый момент, когда его спина показалась из воды, на него приземлились маленькие птички. Такое часто случалось и раньше, и Бегемот всегда прощал разгуливающих по его спине птиц. Ведь на спине у Бегемота любили жить разные червячки, жучки и комары, от этого его спина сильно чесалась, а птицы, склевывая насекомых прямо со спины, очень ему помогали.

Но в этот раз одна из птичек клюнула Бегемота чуть сильнее, а Бегемот вдруг взял, да и не простил ей этого. Он неожиданно рассердился и стал прогонять со своей спины всех птиц. Поворачиваясь, он нечаянно наступил на хвост Крокодилу, лежащему на берегу. Крокодил тоже сильно рассердился и почему-то тоже не захотел простить Бегемота. Но Бегемот был большой и сильный, а потому Крокодил решил от злости укусить кого-нибудь поменьше себя и погнался он тогда за зубастой Щукой. Еле уплыла Щука от Крокодила, но при этом и она успела заразиться от него непрощением. Вместо того чтобы простить и успокоиться, она решила сделать что-нибудь плохое маленьким лягушкам. Щука стала за ними гоняться, а лягушки еле-еле успели доплыть до берега и выпрыгнуть из воды. Рассердились лягушки на злую Щуку, тоже не захотели ее прощать и стали гоняться за комарами.

Растревожили лягушки всех комаров, мирно сидящих в траве. Целое облако комаров взлетело над берегом озера. Увидели комары, что на спине у Бегемота нет ни одной птицы, и дружно сели к нему на спину. Вскоре над озером раздался рев. Это ревел Бегемот, потому что на его спине комары устроили себе настоящий пир. Зачесалась у Бегемота спина, начал он опять крутиться и снова наступил на Крокодила. А Крокодил опять рассердился и погнался за Щукой. И так целый день все гонялись друг за другом.

Только к вечеру, когда все озеро ужасно переполошилось и наполнилось ревом и криками, решил Бегемот простить птичек и опять пустил их к себе на спину. Птички прогнали комаров, и Бегемот, наконец-таки успокоился. Следом за Бегемотом успокоился и Крокодил. Он простил Бегемота, потому что тот перестал наступать на его хвост. Щука простила Крокодила и перестала злиться на лягушек, а лягушки перестали обижаться на Щуку и больше не трогали комаров. Так к заходу солнца над озером вновь воцарилось спокойствие и тишина, а его обитатели погрузились в мирный сон.

В далекой Африке до сих пор вспоминают ту странную болезнь.

Приложение №2

Приложение №3

КЛАСТЕР.

Приложение №4

Я простил обиду

Я не простил обиду

Приложение №5

ФИШБОУН

ПРОВЕРКА

Причины обид

Приложение №6

СИНКВЕЙНЫ.

  1. Обида
  2. _________________, __________________
  3. _________________,__________________,_____________________
  4. _________________________________________________________

5. _________________

  1. Прощение
  2. _________________, __________________
  3. _________________,__________________,_____________________
  4. ____________________________________________________________
  5. ________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРКСЭ "СВЕТСКАЯ ЭТИКА"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ "ДОБРО И ЗЛО"...

Карта урока ОРКСЭ. Светская этика."Мораль и культура"

Представлен ход урока по учебному курсу ОРКСЭ. Светская этика...

Урок ОРКСЭ. Светская этика «Добродетель и порок»

Тема "Добродетель и порок" расчитана на два урока. Презентация прилагается....

Конспект урока по ОРКСЭ "Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений»

Материал предназначен для учащихся 4 -х классов , оснащен слайдами....

Конспект урока по ОРКСЭ "Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений»

Презентация к плану урока по ОРКСЭ "Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений»...

ОРКСЭ (светская этика)

Урок  № 14 модуля «Основы светской этики»       Тема: «Дружба»...

ОРКСЭ (светская этика)

разработки уроков по курсу ОРКСЭ (светская этика)...