Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс ОС "Школа 2100"
рабочая программа (4 класс) по теме

 Варварина Оксана Николаевна

Данная программа содержит: пояснительную записку, содержание, список литературы, учебно - тематический план и календарно - тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_orkse.docx40.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 1 г. Липецка

СОГЛАСОВАНО

Председатель научно-методического совета ______________ О.И. Мязина

Протокол №1 от 26.08.2013 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ гимназии №1 г.Липецка

_________________________ В.М. Цопа

     Приказ № 71-1-о от 26.08.2013 г.

Рабочая программа

по основам религиозных культур

и светской этики

(модуль «Основы светской этики»)

для 4Б класса

Учитель: Варварина О.Н.

2013 – 2014 учебный год

  1. Пояснительная записка

    Цели рабочей программы

Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:

  • развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества;
  • формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
  • осознание ценности человеческой жизни;
  • воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Задачи программы:

  • знакомство учащихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развитие представлений учащихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Нормативно - правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

          -    Закон «Об образовании в Российской Федерации»

№ 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

          - Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный  приказом Министерства образования  РФ от 05.03.2004г. № 1089;

         - Письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;

          - Авторская программа: Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлёва И.И. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» 2012 г.

         - Письмо Управления образования и науки Липецкой области от 26.10.2009 г. № 3499;

              - Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

               - Образовательная программа  начального общего образования МБОУ гимназии №1 на 2013-2014 учебный год.              

 Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, авторской  программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика». Автор Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлёва И.И., Баласс,  2012 г.

          Выбор данной программы обоснован тем, что она направлена на развитие у учащихся 10-11 лет представлений о нравственных идеалах  и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные  культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность»- являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную). Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности обучающегося на принципах гуманизма в тесной связи религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора обучающегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина. Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности учащихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:

  • Патриотизм
  • Социальная солидарность
  • Гражданственность
  • Семья
  • Труд и творчество
  • Наука
  • Традиционные российские религии
  • Искусство и литература
  • Природа
  • Человечество

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой  по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей учащихся.     

           Рабочая программа  составлена  на  34  учебных часа (из расчета 1 часа в неделю) в соответствии с учебным планом МБОУ гимназии №1 и календарным учебным графиком.

В том числе:

      - представление проектов – 6 часов.

       В авторскую программу не были внесены изменения. 

       Место  и роль  основы  религиозных культур и светской этики  в соответствии с требованиями  к  уровню   подготовки  выпускников

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых учащимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников  10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

       Основными формами организации образовательного процесса по ОРКСЭ в 4 классе являются:

- традиционный урок;

     - урок – исследование;

         - практические  занятия;

         - фронтальная, парная, групповая, индивидуальные формы учебной деятельности.

     В  процессе реализации рабочей программы применяются технологии обучения:

     - технология проблемного обучения;

     - информационно-коммуникационные технологии;

     - проектная технология;

     - технологии личностно-ориентированного обучения;

     - технология формирования критического мышления;

     - здоровье сберегающие технологии.

Виды и формы контроля

- тематический контроль (устные ответы, творческие проекты);

- промежуточная аттестация (защита проектов).

 Контроль знаний учащихся осуществляется через качественную оценку.

          Для реализации данной программы используется учебник

Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева. Основы духовно – нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 класс. Учебник. – М.: Баласс, 2012, 2013.

Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева. Основы духовно – нравственной культуры народов России. Светская этика. 5 класс. Учебник. – М.: Баласс, 2012. 

II. Содержание рабочей программы

п/п

Название раздела, темы

Содержание раздела (темы) (дидактические единицы)

Требования к уровню подготовки учащихся по теме

Перечень контрольных мероприятий

4 класс

Введение. Россия – наша Родина!

Такие разные граждане одной страны. Что общего у всех нас? Общие этические понятия на разных языках России. Общепризнанные ценности. Идеалы, к которым стремятся граждане нашей страны. Духовность человека. Внутренний мир человека

Знать:  общие этические понятия на разных языках России; общепризнанные ценности, идеалы, к которым стремятся граждане нашей страны.

Уметь: договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.

Раздел «Как отличить добро от зла?»

Граница между добром и злом. Чему учат сказки? Хорошие и плохие поступки. Представления о добре и зле. Культура. Мораль. Нравственность. Этика. Долг и совесть. Профессиональный долг. Моральный долг. Чувство вины, чувство стыда. Честь и достоинство. Честь рыцарская, воинская, дворянская, гражданская. Счастье и смысл жизни. Стремления и мечты человека. Ради чего живёт человек? Справедливость и милосердие. «Золотое правило нравственности». Ценные качества человеческой души

Знать: понятия: культура, мораль, нравственность, этика, долг и совесть: профессиональный долг, моральный долг. Честь и достоинство. Честь рыцарская, воинская, дворянская, гражданская; «Золотое правило нравственности»; ценные качества человеческой души.

Уметь: определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим);

быть справедливым и милосердным;

применять в жизни «Золотое правило нравственности»

Представление проектов по теме

Раздел «Каковы истоки правил морали?»

Род. Семья. Ценность рода и семьи. Как появилась семья? Чувство любви. Семейные традиции. Что даёт человеку семья? Народы. Образцы культуры народов. Различия в культурах разных народов. Обычаи нравственной культуры. Взгляд светский и взгляд религиозный. Религия. Правила морали разных религий. Религиозная община. Атеисты. Светские правила. Представление проектов по теме.

Знать: ценности рода и семьи; как появилась семья; семейные традиции; правила морали разных религий, светские правила.

Уметь: излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества; устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях

Представление проектов по теме

Раздел «Какие правила морали особенно важны в школе?»

Правила поведения в школе. Что значит играть роль ученика? Равновесие прав и обязанностей школьника. Новые ситуации – новые правила. Этикет – форма для содержания этики. Форма в отношениях между людьми в школе. Действия – форма для поступков. Представление проектов по теме

Знать: правила поведения в школе; права и обязанности школьника; правила дружбы; понятие: этикет.

Уметь: делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него; строить отношения между людьми в школе

Представление проектов по теме

5 класс

Введение

Понимать и объяснять значение важных слов: духовность и культура, ценности и идеалы, мораль и нравственность, добро и зло, семейные и народные традиции, религиозные и светские правила, этика и этикет

Знать: понятия и значения важных слов; правила работы с учебником.

Уметь: определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения и традиции культуры народов России; оценивать свои и чужие поступки; делать выбор – как поступать в разных ситуациях; работать с учебником

Раздел  «Что такое хорошо и как не делать плохо?»

Сокровища нравственности. Разные ценности. Нематериальные ценности. Жизнь по законам чести. Выбор своего пути на развилке жизненных дорог. Правила дружбы. Доброе слово и дело. Человек слова. Что значит держать слово? Как научиться держать слово? Строитель своей души. Посеешь привычку – пожнёшь характер. Врач и скульптор своего внутреннего мира. Чтобы стать лучше, нужна сила воли. Представление проектов по теме.

Знать: сокровища нравственности; нематериальные ценности; правила дружбы.

Уметь: жить по законам чести; дружить; держать слово; иметь силу воли

Представление проектов по теме

Раздел  «Какие правила мужские, а какие – женские?»

 Образцы мужского поведения. Мир – театр, люди – актёры, но жизнь – не игра. Духовная среда общества. Роли в обществе. Кодексы поведения. Разные представления о настоящем мужчине. Кодексы мужского поведения в разные времена. Кодекс чести рыцаря (Западная Европа, XI–XVI века). Дворянский кодекс чести (Россия, XVIII–XIX века). Кодекс светского аристократа (Европа, Америка, Россия, XIX век). Свод правил Василия Кесарийского. Роли в семье. Образцы женского поведения. Кодексы женского поведения в разные времена. Правила поведения благонравной девицы (Россия, XVI–XIX века). Требования дворянского общества к воспитанию девочек и поведению женщин (Россия, XIX век). Моральный кодекс Екатерининского института благородных девиц (Россия, XIX век). Кодекс современной леди. Женские роли в семье. Классический взгляд на положение женщины в семье. Кто такая леди? Кто такой джентльмен? Представление проектов по теме

Знать: кодексы  мужского поведения в разные времена; понятия: кодекс чести рыцаря, дворянина, светского аристократа; роли в семье; кодексы женского поведения в разные времена; положение женщины в семье; понятия: леди, джентльмен.

Уметь: применять в жизни кодексы мужского и женского поведения в жизни; строить отношения в семье; быть леди и джентльменом

Представление проектов по теме

Раздел  «Что можно и что нельзя людям разных призваний?»

Кодексы чести разных профессий. Уточнение понятия чести. Люди играют роли, роли определяют людей. Разные правила для людей разных профессий. Варианты общественных ролей одного человека. Честь рабочего человека. Честь делового человека. Мораль российских предпринимателей XIX века. Порядочность истинного интеллигента. Интеллигентность – состояние души, обострённое чувство справедливости. Мир добрых соседей. Что такое толерантность? Представление проектов по теме

Знать: кодексы чести разных профессий; понятия: рабочий, деловой человек, предприниматель, интеллигент, толерантность.

Уметь: строить толерантные отношения с представителями разных профессий; договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций

Раздел  «Что хранит многоликую Россию?»

Чувство родной страны. Разные представления граждан России о своей малой родине. Любовь к родине у каждого своя. Представление проектов по теме

Знать: понятия: Отечество, Родина, любовь к Родине, патриотизм, традиция, народ, многонациональный народ, соотечественник.

Уметь: строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; жить в мире друг с другом, сохранив национальные традиции каждого; любить страну, Родину и Отечество

Промежуточная аттестация (защита проектов)

  1. Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Контрольные мероприятия

Количество часов

4 класс

Введение. Россия – наша Родина!

2

 «Как отличить добро от зла?»

6

1

Представление проектов

1

 «Каковы истоки правил морали?»

4

1

Представление проектов

1

 «Какие правила морали особенно важны в школе?»

3

1

Представление проектов

1

5 класс

Введение

1

 «Что такое хорошо и как не делать плохо?»

6

1

Представление проектов

1

«Какие правила мужские, а какие – женские?»

5

1

Представление проектов

1

 «Что можно и что нельзя людям разных призваний?»

4

 «Что хранит многоликую Россию?»

3

1

Промежуточная аттестация (защита проектов)

1

IV. Требования к уровню подготовки  выпускников

В результате реализации рабочей программы учащиеся должны:

    знать/понимать:

    - общие этические понятия на разных языках России;

    - общепризнанные ценности, идеалы, к которым стремятся граждане нашей страны;

    - понятия: культура, мораль, нравственность, этика, долг и совесть: профессиональный долг, моральный долг. Честь и достоинство. Честь рыцарская, воинская, дворянская, гражданская;

   - «Золотое правило нравственности»;

   -  ценные качества человеческой души;

   - ценности рода и семьи;

   - правила морали разных религий, светские правила;

   - как появилась семья;

   - семейные традиции;

   - правила поведения в школе;

   - права и обязанности школьника;

   - правила дружбы;

   - понятие: этикет;

   - сокровища нравственности;

   - нематериальные ценности;

   - кодексы  мужского поведения в разные времена;

   - понятия: кодекс чести рыцаря, дворянина, светского аристократа;

   - роли в семье;

   - кодексы женского поведения в разные времена;

   - положение женщины в семье;

   - понятия: леди, джентльмен;

   - кодексы чести разных профессий;

   - понятия: рабочий, деловой человек, предприниматель, интеллигент, толерантность;

   - понятия: Отечество, Родина, любовь к Родине, патриотизм, традиция, народ, многонациональный народ, соотечественник.

 уметь:

    - определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим);

    - излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества;

    - устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях;

    - строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

     - делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;

     - строить отношения между людьми в школе;

     - жить по законам чести;

     -  держать слово;

     - иметь силу воли;

    -   применять в жизни кодексы мужского и женского поведения;

    - строить отношения в семье;

    - быть леди и джентльменом;

    - договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций;

    - жить в мире друг с другом, сохранив национальные традиции каждого;

   -  любить страну, Родину и Отечество.

V. Литература и средства обучения

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

    Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И. Уроки светской этики. 4-5 класс. Книга для учителя. – М. : Баласс, 2012.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

- Большая энциклопедия начальной школы. – М. ОЛМА - ПРЕСС, 2010.

- Энциклопедия «Эрудит». – М. Мир книги, 2010.

-  История России в лицах: Биографический словарь/ Рапов О.М., Вдовина Л.Н., Федоров В.А., Терещенко Ю.Я./ Под общ. ред. проф. В.В. Каргалова. – М.: Русское слово, Русское историческое общество, 2007.

- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 тт. – М.: ОЛМА – ПРЕСС; ОАО ПФ «Красный пролетарий», 2006.

- Кожевников А.Ю., Линдберг Т.Б. Афоризмы античных мудрецов – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2010.

VI. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Календарные сроки

Примечание

по плану

фактич

по плану

фактич

4 класс

Введение

1

Первичный инструктаж по  ОТ на рабочем месте.  Как работать с учебником

1

2

Введение. Россия – наша Родина!

1

Как отличить добро от зла?

3

Граница между добром и злом

1

4

Долг и совесть

1

5

Честь и достоинство

1

6

Счастье и смысл жизни

1

7

Справедливость и милосердие

1

8

Обобщение главы 1, представление проектов

1

Каковы истоки правил морали?

9

Ценность рода и семьи

1

10

Образцы культуры народов

1

11

Взгляд светский и взгляд религиозный

1

12

Обобщение главы 2, представление проектов

1

Какие правила морали особенно важны в школе?

13

Правила поведения в школе

1

14

Этикет – форма для содержания этики

1

15

Обобщение главы 3, представление проектов

1

5 класс

Введение

16

Как работать с учебником

1

Что такое хорошо и как не делать плохо?

17

Сокровища нравственности

1

18

Доброе слово и дело

1

19

Доброе слово и дело

1

20

Строитель своей души

1

21

Строитель своей души

1

22

Обобщение главы 1, представление проектов

1

Какие правила мужские, а какие – женские?

23

Образцы мужского поведения

1

24

Образцы мужского поведения

1

25

Образцы женского поведения

1

26

Образцы женского поведения

1

27

Обобщение главы 2, представление проектов

1

Что можно и что нельзя людям разных призваний?

28

Кодексы чести разных профессий

1

29

Порядочность истинного интеллигента

1

30

Мир добрых соседей

1

31

Мир добрых соседей

1

Что хранит многоликую Россию?

32

Чувство родной страны

1

33

Промежуточная аттестация (защита проектов)

1

34

Обобщение глав 3 и 4

1

Резервные уроки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа для 1 класса ос 2100 по изо автор куревина

рабочая программа для 1 класса ос 2100 по ИЗО автор Куревина...

Рабочая программа для 1 класса ("Школа 2100")

Рабочая программа предназначена для учителя начальных классов, работающего по ФГОС второго поколения, Образовательная система "Школа 2100", данная программа включает все преподаваемые предметы....

Рабочая программа для 1 класса ("Школа 2100")

Рабочая программа составлена для 1 класса по всем предметам. Образовательная система "Школа 2100"...

Рабочая программа Математика. 1 класс."Школа 2100"

Программа по математике Демидова 4 часа в неделю...

Рабочая программа Математика 1 класс Школа 2100

Рабочая программа по предмету "Математика" 1 класс Школа 2100...

Рабочая программа для 2 класса ("Школа 2100")

Рабочая программа  содержит пояснительную записку, содержание программы, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, методическое обеспечение и тематическое пла...

рабочие программы 1-4 класс "Школа 2100"

рабочие программы 1-4 классы "Школа 2100"...