Прект "Волшебное дерево знаний"
проект (1 класс) по теме

 

Проблема сложной структуры дефекта становится всё более актуальной для современной психопатологии детского возраста, патопсихологии и специальной педагогики.

За последние десятилетия специалисты, работающие в области этих наук, отмечают рост числа случаев сложных нарушений развития.

Хочется отметить, что развитие специализированной помощи, повышение квалификации специалистов и большая информированность населения привели к тому, что диагностика стала более точной и дифференцированной. Соответственно, во многих случаях там, где специалисты ставили диагноз глубокой умственной отсталости и советовали поместить ребёнка в учреждения социальной защиты населения, теперь выявляют сложную структуру дефекта и предлагают таким детям медицинскую помощь вне стационара и психолого-педагогическую коррекцию. Тот факт, что в России общество постепенно начинает признавать необходимость обучения и социальной адаптации детей, страдающих сложными формами нарушений развития, заставляют специалистов всё больше задумываться о том, как строить систему работы с данным контингентом.

В настоящее время среди воспитанников образовательных учреждений увеличилось число детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии. Значительная часть таких детей не справляется с темпами освоения материала традиционных коррекционных программ воспитания и обучения, испытывает трудности социальной адаптации и обучения в школе. Эти дети нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть адекватными их возможностям.

Анализ опыта создания в Российской Федерации классов (групп) для детей со сложными нарушениями в развитии свидетельствует о трудностях, с которыми сталкиваются педагоги при организации обучения и воспитания таких детей. В настоящее время можно констатировать, что необходимое программно-методическое обеспечение разрабатывается в достаточной мере лишь для групп слабослышащих детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии.

Единственный вариант, который признаётся в нашей системе государственного коррекционного обучения - это программа для детей-имбицилов, которая лишь частично подходит для работы, а методические разъяснения бедны, малоэффективны и не учитывают приоритетности проблем, стоящих перед этими детьми и их семьями.

На наш взгляд, следует уделить большее внимание практической психолого-педагогической помощи, внедрению существующих коррекционных подходов, которые включают не только овладение какими-то знаниями, но и помогает эти знания использовать на доступном уровне, социализировать детей, решить (хотя бы частично) их проблемы поведения, максимально адаптировать их к повседневной жизни, к нахождению в социуме.

В связи с вышеизложенным, нами была предпринята попытка создания дидактического пособия «Волшебное дерево знаний», которое поможет детям со сложной структурой дефекта овладеть некоторыми знаниями, умениями и навыками.

При разработке занятий мы использовали программы:

·        Екжанова Е. А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушениями интеллекта: метод.рекомендации/ Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 20011. – 175 с.

·        Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы. Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Чтение. Письмо. Математика. Изобразительное искусство. Музыка и пение. Ритмика. Физическое воспитание. Трудовое обучение. Под ред. В. В. Воронковой. 7-е издание. М.: «Просвещение», 2010.

·        Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. Русский язык, математика, живой мир, занимательный труд, музыка, изобразительное искусство, физическая культура. Под ред. И. М. Бгажноковой. 3-е издание, исправленное. М.: «Просвещение», 2011.

За основу нами был выбран предмет «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности», так как данный предмет является специфичным для данной категории детей. Однако, данное пособие может быть использовано и на других уроках и занятиях с данной категорией детей (математика, русский язык и развитие речи, чтение и развитие речи и др.)

«Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» является специфическим для обучения детей со сложной структурой дефекта. Его введение в учебный план коррекционных образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием детей со сложной структурой дефекта в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по развитию речи имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные.

Основные задачи занятий с использованием пособия «Волшебное дерево знаний»:

1.     Образовательные задачи:

·        Восполнение пробелов личного опыта учащихся путем проведения наблюдений за явлениями живой и неживой природы;

·        Сообщение элементарных сведений о живой и неживой природе, о труде людей в различное время года;

·        Раскрытие причинно – следственных связей между явлениями и предметами окружающего мира;

2.     Коррекционно – развивающие задачи:

·        Коррекция речевого развития учащихся;

·        Развитие произвольного внимания, памяти, наблюдательности;

·        Коррекция мыслительных процессов (сравнение, синтез, анализ, классификация, обобщение);

·        Развитие моторики.

3.     Воспитательные задачи:

·        Воспитывать у детей доброе и заботливое отношение к природе;

Эти задачи определяют построение программы. По программе В. В. Воронковой дети начинают изучать этот курс с подготовительного класса по четвертый.

         Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в урочной деятельности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин; во внеурочной – на прогулках, занятиях по самоподготовке и в досуговой деятельности детей.

Проект разработан на основе следующих тем:

·        Сезонные изменения в природе;

·        Овощи;

·        Фрукты;

·        Дикие и домашние животные;

 

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект «Моё дерево». Бережное отношение и уход за окружающими нас деревьями.

Цель проекта : «Воспитание бережного отношения к деревьям как к живым существам, сопереживание им, понимание  необходимости их охраны, основанной не на лозунгах- призывах, а на собственных наблюдениях...

Работа с деревом. Резьба по дереву. Ваза для цветов. Павлов Михаил 3 класс

Работа выполнена учеником 3 класса Павлова Михаила...

Праздник 1 сентября во 2 классе "Дерево Знаний"

Праздник для второклассников к началу учебного года...

Чтение. 3 класс. Рассказ "Кто живет на дереве, кто - под деревом". Г. Юрмин

Целью данного урока является знакомство обучающихся с творчеством Г.Юрмина. Учить осознанному, плавному чтению....

Дерево Знаний

Этот утренник проводится в первом классе.Цель этого утренника: познакомить детей с правилами школы и помочь познакимиться друг с другом поближе....

Разработка урока изобразительного искусства во 2 классе по УМК "Планета знаний "Графика. В мастерской художника-графика. Выразительные средства графики. «Ветвистое дерево»

Цели и задачи: знакомство  с графикой. Обучение умению анализировать средства  художественной выразительности (линия, штрих, тон). Изучение  особенностей материалов и инструментов для г...

"Дерево в Царстве Знаний"

Цель: исследование психологического климата в классе и межличностных отношений.Задачи:снять психоэмоциональное напряжение;развивать эмпатию к одноклассникам;развивать  самопознание, осознание соб...