Речевая ситуация. Урок риторики в 4 классе
план-конспект урока (4 класс) на тему

Миронова Юлия Леонидовна

 Тема: Речевая ситуация.Речевая ситуация. Учитывай, с кем, почему, для чего… ты общаешься.  Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений. Урок построен с использованием современных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_ritor_no_2.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №2

Тема: Речевая ситуация. Учитывай, с кем, почему, для чего… ты общаешься.

Цель: учить разрешать речевые ситуации во время общения;

Задачи: систематизировать  изученные сведения  о речевой ситуации ,о её компонентах;

развивать коммуникативные способности, мышление;

воспитывать культуру речи.

Оборудование: индивидуальные карточки, таблицы по чтению, картинки с речевой ситуацией, памятка «Анализ сочинений», портрет А. Куприна, карточки для рефлексии

У    П      НУ.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.

                                                                Ход урока.

  1. Организационный момент.

«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо)

 -Девочки, мальчики садитесь, пожалуйста.

 -Какой урок сейчас?

 -Проверяем готовность.

 -Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?

 -Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.

  1. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

- Откройте папку и найдите таблицу №2.  

- Как она называется?  (Страница мудрости)

- Почему носит такое название?

- Прочитайте задание.

- Прочитайте высказывание А. Куприна (Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен ,ловок, вместителен.)

- Как понимаете слова А. Куприна?

-  Что пожелаете друг другу на  урок риторики?

- Какие задачи поставите ?

III. Актуализация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.

Речевая разминка.

1. Составление мини- рассказа.

-Составьте устно мини - рассказ , в  котором главная мысль будет заключаться в словах писателя А. Куприна .

 Анализ миниатюры.

- Послушаем ваши миниатюры.

- Проанализируйте работу одноклассников, используя  памятку «Анализ сочинений»

                             

                                              Памятка «Анализ сочинений » 

                                          ( авторы Рамзаева Т.Г., Львов М.Р.)

1. Раскрытие темы сочинения (соответствует ли содержание теме, достаточно ли полно она раскрыта?).

2. План, композиция, последовательность (правильно ли составлен план, соответствует ли порядок изложения материала плану, нет ли повторов в содержании или пропусков, нарушений последовательности). Ясно ли выражена главная мысль, есть ли выводы?

3. Жанр,  стиль  (есть ли элементы описания в повествовательном тексте, элементы рассуждения; нет ли существенных нарушений единства стиля; оправдан ли жанр и стиль задачами раскрытия темы сочинения и ситуацией. Элементы  изобразительности, художественности).

4. Размер сочинения (количество слов, предложений; лаконизм или многословие).

5. Лексика (правильность ее употребления, ее разнообразие, использование синонимов, антонимов, фразеологизмов и пр.).

6. Синтаксис (размеры предложений, разнообразие или однообразие синтаксических конструкций).

7. Орфографическая и пунктуационная грамотность, характер ошибок (грубые  и негрубые).

Приём «Дерево предсказаний».

- Что надо сделать, чтобы не допускать речевых ошибок?

- Как научиться грамотно  строить свою речь?

(Ребята отвечают всё, что они думают по данной проблеме, опираясь и доказывая своё мнение на уже имеющиеся у них знания.)

                                            ДЕРЕВО    ПРЕДСКАЗАНИЙ

2. Работа по индивидуальным картам.

- Считаете ли вы что в наших устах язык красив , певуч выразителен , гибок ,послушен , ловок, вместителен?

- Предлагаю поработать над развитием вашей речи.

                               

                                              Карточка № 2

1 . Отредактируйте.

Рома подошёл к даче. Он улыбнулся .Щенок подбежал к брату . Он вилял хвостом . Мама сварила компот . Он был  ароматным.

По дороге едет машина .Она вся в канавах и рытвинах.

2.Разделите текст на предложения. Поставь знаки  препинания.  Озаглавьте.

( В морском порту готовится в дальний рейс ледокол могучие руки подъёмных кранов переносят с берега и опускают в трюмы грузы корабль дает прощальный гудок здесь есть все для плавания кроме угля и нефти как так не было еще на свете корабля который мог бы отправиться с места без топлива обычно ледокол берёт с собой целый железнодорожный состав угля топливом этого чудесного корабля служит не уголь на ледоколе есть атомный котел атомная энергия приводит в движение машины.)

- В чём вам помогут такого вида задания?

                                                         Физминутка.

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!

  1. Применение знаний и умений в новой ситуации. Тема урока.

- Рассмотрите рисунок.

- Попробуйте расшифровать его.

- Почему носит название «Риторический треугольник»?

- Какие вопросы в нем самые важные?

-Почему все вопросы соединены линиями?

- Сделаем вывод.

Вывод:  Все части (вопросы) важны и все они взаимосвязаны. Но иногда что-то выступает на первый план. Например, место  общения ( где?)

2. Разгадывание  ситуации   « Разговор по телефону»

- Предлагаю вам разыграть ситуацию на тему « Какое домашнее задание дали по риторике?»

- Проанализируем ситуацию, используя вопросы риторического треугольника

(см. учебник)

-Что надо учитывать ,чтобы общение было успешным?

  1. Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция.   Творческое задание.

          (см. иллюстрации в учебнике)                     

- Поработаем в группах.

- Рассмотрите картинки и решите задачу: «Какой компонент речевой ситуации не учтен?»

- Как бы вы решили такую речевую ситуацию?

VI.  Итог урока. Рефлексия.

- Что надо учитывать в речевой ситуации?

Роджер Уоддис писал :

Лишь  пять  вещей должны все знать .

И вам язык-  не враг

Кому сказать,

О ком сказать,

Когда,  и где, и как.

- Оцените вашу работу сегодня.

У       - успещно прошла работа.

П       – получалось на уроке многое, но не всё.

НУ     - не удалась работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок риторики, 1 класс. Тема "Устная и письменная речь".

презентация к уроку риторики устная и письменная речь....

урок риторики 2 класс "Слушаем и стараемся понять."

Эта презентация подготовлена к уроку по риторике по теме "Слушаем и стараемся понять"...

урок риторики 2 класс "Слушаем и стараемся понять."

На данном уроке главная задача детей понять , что от умения слушать будет зависеть понимание звучащего текста....

урок риторики 2 класс "Слушаем и стараемся понять."

На данном уроке главная задача детей понять , что от умения слушать будет зависеть понимание звучащего текста....

Урок риторики, 2 класс

Урок риторики по теме "Мимика и жесты"Цели. Познакомить детей с несловесными  (не вербальными) средствами общения; совершенствовать умение использовать   невербальные средства выразител...

Урок риторики. 2 класс Тема урока: "Общение". ________________________________________

Цели: познакомить учащихся со словесными и несловесными средствами общения;показать значение общения в жизни людей;закрепить положительны отношения в общении друг с другом;формировать дружеские взаимо...