В гостях у самовара
методическая разработка по теме

Венских Алевтина Александровна

Сценарий проведения детского литературного праздника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyakh_u_samovara.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

В гостях у самовара.

Цель: создать условия для ознакомления с обычаями и традициями русских народов.

Задачи:

  • Знакомство с традициями русских и с историей самовара;
  • Формирование культуры общения;
  • Воспитание уважения к русской культуре и традициям;
  • Знакомство с устным народным творчеством;
  • Обогащение словарного запаса.

Оборудование: выставка детских рисунков и поделок; слова: самовар, тулово, кувшин – труба – жаровня, утварь, трактир.

Основная часть:

Учитель: Очень часто за событиями

                 И за сутолокой дней

                 Старины своей не помним,

                 Забываем мы о ней.

                 И хоть более привычны

                 Нам полеты на Луну,

                 Вспомним русские обычаи,

                 Вспомним нашу старину.

Дорогие ребята, приглашаю вас в гости к самовару. Сегодня разговор пойдет о самоваре.

Любили наши дедушки и бабушки посидеть у самовара, попить ароматного чая после трудового дня или после бани. Без него нельзя представить жизнь русского народа.

А что такое самовар, если без него нельзя было обойтись ни в праздники, ни в будни, ни в жару, ни в холод?

1 ученик: Я нашел в словаре В. И. Даля определение значения слова. «Самовар – водогрейный для чая сосуд, большей частью медный, с трубкою и жаровней внутри».

2 ученик: Предки самоваров были обнаружены при раскопках города Помпеи, города, засыпанного пеплом при извержении вулкана Везувия в начале нашей эры. Их использовали для подогрева воды, которой разбавляли вино.

3 ученик: В России, лет эдак 500 назад, в городах и селах появились сбитенщики. Горячий сбитень, приготовленный на меде, охотно раскупался простыми людьми. Носили его на спине в огромных медных сосудах, внутри которых были впаяны трубы для горячих углей.

4 ученик: Настоящие самовары появились на 200 лет позднее. Несмотря на то, что были они поначалу дороги, спрос на них рос. В первый появление самовара отмечено в Туле в 1778 году братьями Лисицыными. К середине 19 века Тула стала настоящей самоварной столицей.

5 ученик: Там около 80 фабрик делали самовары. Какие только самовары не делали тульские умельцы! В форме вазы, бочонка, рюмки, банки, чайника, шара и т. д. Были  и самовары – гиганты – на несколько ведер, которые обычно стояли в трактирах, а были и маленькие, дорожные.

6 ученик: Самовар устроен очень просто. Сначала на специальных наковальнях из медных листов формировали фигурное тулово (показывает). В него заливалась вода, обычно, ведро. Потом в тулово помещали кувшин – жаровую трубу. Токарь полировал самовар, приделывал ручки, кран, украшал его. И самовар готов. Клади в трубу горячие угли, шишки, березовые щепки, заливай в тулово воду и готово! Вода закипит – открывай кран и разливай чай.

Учитель: Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке. За чаепитием нередко решались деловые вопросы, проходили семейные праздники и просто обычные беседы. Самовар был необходим и в доме аристократа, и в простой крестьянской избе.

Первая группа: Посидеть за самоваром

                            Рады все, наверняка,

                            Ярким солнечным пожаром

                            У него горят бока.

                            Самовар поет – гудит,

                            Только с виду он сердит.

                            К потолку пускает пар

                            Наш красавец самовар.

                            Самовар пыхтит, искрится –

                            Щедрый, круглый, золотой.

                            Озаряет наши лица

                            Он своею добротой.

                           Лучше доктора любого

                           Лечит скуку и тоску

                           Чашка вкусного, крутого

                           Самоварного чайку.

Вторая группа показывают сценку. 

У стола сидят хозяйка и хозяин. Заходят гости.

Гости (низко кланяются): Здравствуйте, хозяева!

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог – хозяину в радость. Просим в избу, во светлицу. Будьте как дома, присаживайтесь угощения откушать да речи послушать. Милости прошу. (Гости усаживаются за стол).

Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли все видно, всем ли все слышно? Всем ли места хватило?

Один из гостей: Гостям – то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Хозяин: В тесноте – да не в обиде.

Хозяйка: Небылицы в лицах, сидят в теремах – светлицах, щелкают орешки да творят насмешки.

Гости исполняют шутливые диалоги:

 - Федул, что губы надул?

 - Кафтан прожег.

 - Можно зашить?

 - Да иглы нет.

 - А велика ли дыра?

 - Один ворот остался.

 - Фома, что из леса не идешь?

 - Да медведя поймал!

 - Так веди сюда!

 - Да он не идет!

 - Так сам иди!

 - Так он не пускает!

 - Фома, у тебя в избе тепло?

 - Тепло. На печи в шубе согреться можно.

 

Входят две девушки.

Хозяйка (их встречает): Добро пожаловать, подруженьки мои!

Девушки: Мы пришли на беседки с сушками. У самовара посидеть, чайку попить да песни попеть.

Поют песни «Вдоль да по речке», «Во саду ли в огороде», «Ой, вставала я ранешенько».

Гости уходят.

Один из гостей: Счастья вам, хозяин с хозяюшкой!

Другой гость: Большого здоровья!

Учитель: Вот как интересно можно провести время у самовара. Сейчас в каждом доме есть электрические чайники, но надо ли забывать такое чудо, как самовар, ведь он стал символом щедрого русского гостеприимства. Иностранцы, побывав в России, называют самовар «русской чайной машиной». Давайте и мы с вами не будем забывать эту чудесную «чайную машину», которая вместе с матрешкой и балалайкой является символом России.

Чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "В гостях у самовара"

Цели: познакомить детей с культурой семейных традиций, отношений, прививать любовь к  русским традициям, бережно относиться к традициям других народов, развивать любознательность, внимание, форми...

Сценарий праздника "В гостях у самовара"

Внеклассное мероприятие знакомит учащихся  с целебными свойствами чая, расширяет кругозор учащихся, прививает навыки этикета. является итоговым мероприятием работы над коллективным проектом "В го...

Классный час "В гости к самовару"

Цель данного классного часа:  - познакомить с историей возникновения самоваров на Руси,                          ...

Сценарий клубного часа "В гостях у Самовара"

Цель: познакомить детей с историей появления самовара на Руси,          обогатить лексику учащихся,...

Сценарий клубного часа "В гостях у Самовара"

Цель: познакомить детей с историей появления самовара на Руси,          обогатить лексику учащихся,...

Сценарий клубного часа "В гостях у Самовара"

Цель: познакомить детей с историей появления самовара на Руси,          обогатить лексику учащихся,...

Презентация к внеклассному мероприятию "В гостях у самовара"

Яркая, красочная презентация позволит не только продемонстрировать  учащимся богатство росписи и разнообразие самоваров, но и расскажет о его истории, а также познакомит с самыми разными необычны...