Дополнительная образовательная программа по бисероплетению
рабочая программа по теме

Якушина Мария Ивановна
Дополнительная образовательная программа по бисероплетению "Чудеса из бисера" для детей 6-10 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_byudzhetnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx50.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»

                                             Утверждаю

                                                                             Директор: _____Н. П. Цыбина

                                                                     «_____»_________ 2014г.

Учебно-тематический план

к дополнительной образовательной программе

по бисероплетению «Чудеса из бисера»

для обучающихся 6-10 лет

курс обучения 2 года

Якушина Мария Ивановна

                                                                                      педагог МБОУ ДОД ДДТ

Утверждено педагогическим советом

протокол №

Осинники

2014

Пояснительная записка.

Все мы любим получать подарки, но не менее интересно их дарить. Отрадно наблюдать за тем, как радуется человек такому подарку. Однако как мучительно бывает порой его подобрать. Особенно большие трудности в этом испытывают дети, ведь они не могут купить дорогой подарок, купить же что-то не дорогое и оригинальное трудно. А как хочется ребенку подарить маме, папе, бабушке или подружке что-то необычное и неповторимое. В этом случае самым лучшим подарком является тот, который сделали сами, воплотив полет своей фантазии в творении рук. Для реализации идеи мы используем бисер, который привлекает яркостью красок и разнообразием форм.

В настоящее время появилось много новых приемов изготовления изделий из бисера, что дает возможность создавать более разнообразные подарки. В качестве подарков из бисера, предлагаются различные сувениры, плетение на проволоке, цветочные композиции и мелкие предметы обихода, которые не только порадуют родных и друзей своей красотой, но и окажутся нужной и полезной вещью.

Приобщение подрастающего поколения к различным видам прикладного искусства, связанного с рукодельными работами, можно считать значимой частицей трудового обучения и воспитания детей. Они с раннего возраста имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость различных работ.

Данная программа рассчитана на 2 года обучения. На первом году обучения занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа, всего 144 часа в год. На втором году обучения занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа, всего 216 часов.

На первом году обучения учащиеся осваивают основные приемы плетения на проволоке: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Учащиеся изучают основные виды плетения бисером на леске в одну и две нити: крестик, колечки, восьмерки, ромбы, соты, фонарики, цепочки "в крестик", "колечки". Дети учатся закреплять и наращивать проволоку, леску, плести по схемам, самостоятельно изготавливать простейшие украшения и сувениры из бисера, составлять композиции.

На втором году обучения ребята осваивают другие виды плетения бисером: многослойное плетение, объемное плетение, украшение плотного жгута бисером. Дети изготавливают более сложные украшения и сувениры из бисера, ткут и плетут картины. Учатся самостоятельно оформлять бонсаи в вазе, составлять 3-хмерные композиции.

Цель курса - изучение и освоение техники бисероплетения через приобретение трудовых умений и навыков. Стимулирование творческой активности и формирование эстетического художественного вкуса, а также развитие интеллектуальных способностей ребят.

Задачи:

• Воспитывать интерес к технике бисероплетения.

•  Развивать фантазию.

•  Формировать эстетический вкус.

•  Развивать художественно-творческие способности обучающихся, трудовую и творческую активность, сознательный подход к выполнению работы.

•  Развивать навыки самостоятельной творческой работы.

•  Формировать потребность в самопознании и самовыражении.

•  Способствовать через формирование навыков мелкой моторики рук повышению интеллектуального уровня развития детей.

•  Создать творческую атмосферу и установить контакт с каждым обучающимся.

Прогнозируемые результаты обучения по программе:

По окончании первого года обучения учащиеся должны знать:

•  название и назначение материалов (бисер, стеклярус, нитки, проволока);

•  название и назначение ручных инструментов и приспособлений (иглы, ножницы);

•  правила безопасности при работе указанными инструментами;

•  основные виды техники плетения.

По окончании первого года обучения учащиеся должны уметь:

•  организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;

•  соблюдать правила техники безопасности инструментами при работе;

•  правильно подбирать размер бисера и лески;

•  подбирать цветовую гамму;

•  научиться основным видам плетения бисером;

•  обладать навыками самостоятельной работы в выполнении изделий;

•  пользоваться схемами по бисероплетению.

По окончании второго года обучения учащиеся должны знать:

•  название материалов, ручных инструментов, предусмотренных программой;

•  правила безопасности труда при работе ручным инструментом;

•  правила планирования и организации труда;

•  основы составления композиции.

По окончании второго года обучения учащиеся должны уметь:

• самостоятельно выполнять всю работу по составленному вместе с педагогом плану с опорой на рисунок, схему, чертеж;

•  составлять схемы изделий по образцу;

•  проявлять элементы творчества на всех этапах работы;

•  эстетично оформлять изделия;

•  составлять композиции плоских и объемных изделий;

•  освоить более сложные приемы плетения бисером;

•  под руководством  педагога  проводить  анализ  изделия,  планировать последовательность  его  изготовления  и  осуществлять контроль результата практической работы по образцу, схеме, рисунку.

      Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществля-ется после прохождения каждого раздела и предусматривает выполнение творческих и коллективных работ. Работы учащихся оцениваются по определенным критериям.

      Критерии оценки результата деятельности детей:

•  Скорость выполнения работ плетения бисером.

•  Аккуратность выполнения работы.

•  Качество и прочность выполнения. 

Контроль проходит в два этапа.

I этап – промежуточный контроль:

- беседы по вопросам прошедшего занятия;

- решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике;

- самостоятельная работа по схемам;

- решение кроссвордов;

- проведение занятий - контрольных срезов;

- игровые формы контроля.

     Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.

II этап – итоговый контроль

      Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в творческом объединении, а также предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам с использованием различных материалов.

      Основной дидактический принцип - обучение в предметно-практической деятельности.

      В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный,
  • рассказ,
  • беседы,
  • работа с книгой,
  • демонстрация,
  • упражнение,
  • практические работы репродуктивного и творческого характера,
  • методы мотивации и стимулирования,
  • обучающего контроля,
  • взаимоконтроля и самоконтроля,
  • познавательная игра,
  • проблемно-поисковый,
  • ситуационный.

Условия реализации программы:

1.  Помещение для занятий.

2.  Компьютер и проектор.

3.  Презентации, электронные учебники, слайд-шоу.

4.  Наглядные пособия, образцы из бисера.

5.  Схемы.  

6.  Инструменты и материалы:

•  бисер, стеклярус, бусины;

•  леска, проволока, нить;

•  ворсистая ткань;

•  ножницы, плоскогубцы, кусачки;

•  иглы;             

•  баночки для бисера;

•  фурнитура.

           

Учебно-тематический план

первого года обучения.

№ п/п

Тема

К-во часов

В

Т

П

I

II

Вводное занятие

Плетение на проволоке

2

2

-

1

Цветы из бисера

32

10

22

2

3

Декоративное панно

Плоские фигурки животных

12

24

2

6

10

18

4

III

Полуобъемные фигурки животных

Плетение на леске

16

4

12

5

Основные приёмы бисероплетения

24

8

16

6

Комплект украшений

18

2

16

7

Подвески для мобильного телефона

8

2

6

IV

V

Итоговое занятие

Досуговая деятельность

2

6

-

-

2

6

Итого:

144

36

108

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I год обучения

  1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ч.)

Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.

  1. ПЛЕТЕНИЕ НА ПРОВОЛОКЕ

  1. ЦВЕТЫ ИЗ БИСЕРА (32ч.)

Теоретические сведения. Основы цветоведения. Цветовой круг, композиция. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: брошей, букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.

  1. ДЕКОРАТИВНОЕ ПАННО (12 ч.)

Теоретические сведения. Анализ видов оформления панно. Выбор бисера. Цветовое решение. Последовательность выполнения элементов панно. Зарисовка эскиза.

Практическая работа. Плетение фрагментов на основе изученных приёмов. Подготовка основы декоративного панно: оплетение металлического кольца. Прикрепление элементов композиции к основе. Сборка и оформление готовой работы.

  1. ПЛОСКИЕ ФИГУРКИ ЖИВОТНЫХ (24 ч.)

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем. Использование плетеных фигурок  животных для изготовления брошей.

Практическая работа. Выполнение фигурок на основе изученных приёмов. Подготовка основы для брошей. Сборка брошей.

4. ПОЛУОБЪЕМНЫЕ ФИГУРКИ ЖИВОТНЫХ (16 ч.)

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления плоских фигурок: параллельное, петельное, игольчатое плетение. Придание формы готовым фигуркам. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов полуобъемных фигурок. Сборка изделий. Придание формы готовым фигуркам. Создание коллективной работы.

  1. ПЛЕТЕНИЕ НА ЛЕСКЕ

  1. ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ (24 ч.)

Теоретические сведения. Эскизы. Рабочие рисунки. Традиционные виды бисероплетения. Низание из бисера "в одну нить": простая цепочка, цепочка с бусинками, цепочка с бугорками, цепочка с петельками, цепочка "зигзаг", цепочка "змейка", цепочка цветком из шести лепестков, цепочка цветком из восьми лепестков, цепочки "мозаика", "восьмёрки", "соты", ромбы, "фонарики". Низание из бисера "в две нити": цепочка "в крестик", "колечки". Различные способы плоского и объёмного соединения цепочек "в крестик". Наплетения на цепочку "Крестик". Подвески: бахрома (простая, спиральная), "веточки", "кораллы". Плетение ажурного полотна (сетки) одной и двумя иглами. Ажурный цветок.

Практическая работа. Освоение приемов бисероплетения. Упражнения по выполнению различных подвесок и их подплетению к цепочкам. Выполнение браслетов и цепочек, подвесок.

  1. КОМПЛЕКТ УКРАШЕНИЙ (18 ч.)

Теоретические сведения. Понятие дизайна. Виды дизайна. Дизайн украшений. Анализ образцов украшений (колье, браслеты, кольца, серьги). Выбор бисера. Цветовое решение. Виды застёжек.

Практическая работа. Зарисовка дизайнерских схем для выполнения украшений на основе сетки. Плетение комплекта украшений "Фантазия" на основе изученных приёмов. Оформление. Прикрепление застёжек.

  1. ПОДВЕСКИ ДЛЯ МОБИЛЬНОГО ТЕЛЕФОНА (8 ч.)

Теоретические сведения. Основные техники выполнения подвесок. Использование бусин и пайеток при плетении. Чтение и зарисовка схем. Техника оплетения круглой бусины. Приемы закрепления лески. Техника плетения кубика из 12-ти бисерин. Назначение и последовательность выполнения. Практическая работа. Выполнение образцов подвесок для мобильного телефона. Плетение подвесок на основе изученных приемов. Прикрепление карабина.

IV. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ч.)

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.

V. ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (6 ч.)

Учебно-тематический план

второго года обучения.

№ п/п

Тема

К-во часов

В

Т

П

I

II

1

2

III

3

4

5

6

IV

V

VI

VI I

 VI I I

Вводное занятие

Плетение на проволоке

Объёмные игрушки из бисера и бусинок

Бонсаи

Плетение на леске

Основные приёмы бисероплетения

Аксессуары для волос

Объёмные игрушки из бисера на леске

Пасхальное яйцо

Бисерное ткачество

Ручное бисерное ткачество

Вышивка бисером

Итоговое занятие

Досуговая деятельность

2

26

28

20

18

24

28

   18

20

22

2

8

2

4

     6

4

2

2

4

2

4

4

-

-

-

22

22

16

16

22

24

16

16

18

2

8

Итого:

216

38

176

II год обучения

  1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ч.)

Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.

  1. ПЛЕТЕНИЕ НА ПРОВОЛОКЕ
  1. ОБЪЁМНЫЕ ИГРУШКИ ИЗ БИСЕРА И БУСИНОК (26 ч.)

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления объемных игрушек из бисера и бусинок: петельное, игольчатое и параллельное плетение. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Зарисовка схем.

Практическая работа. Выполнение игрушек. Составление 3-хмерной композиции. Оформление. Применение.

  1. БОНСАИ (28 ч.)

Теоретические сведения. Понятие «бонсаи». Исторический экскурс. Анализ образцов. Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления бонсаи: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения элементов бонсаи. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов бонсаи. Составление композиций. Сборка и закрепление бонсаи в вазе. Использование бонсаи для оформления интерьера.

  1. ПЛЕТЕНИЕ НА ЛЕСКЕ
  1. ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ (20 ч.)

Теоретические сведения. Назначение и правила выполнения косого плетения: уголок, острый угол, тупой угол. Многослойное плетение - вышивка по сетке крестиками, колечками, цветочками, бусинами, гладью. Объёмное плетение. Жгуты: жгут "мозаика", "спираль", шнур квадратного сечения, ажурный жгут. Украшение плотного жгута бисером, цветочками, бахромой, воланом. Объёмные цветочки: цветок с круглыми лепестками, цветок с острыми лепестками. Последовательность изготовления. Анализ схем.

Практическая работа. Освоение изученных приёмов бисероплетения. Упражнения по выполнению жгутов (жгут "мозаика", "спираль", шнур квадратного  сечения,  ажурный  жгут). Украшение плотного жгута бисером,

цветочками, бахромой, воланом.  Изготовление объёмных цветочков (цветок с круглыми лепестками, цветок с острыми лепестками).

  1. АКСЕССУАРЫ ДЛЯ ВОЛОС (18 ч.)

Теоретические сведения. Из истории аксессуаров для волос. Материалы и инструменты, необходимые для работы. Анализ образцов заколок, невидимок, зажимов, сеток, резинок для волос. Выбор бисера. Цветовое решение. Виды основ. Зарисовка схем выполнения аксессуаров для волос.

Практическая работа. Плетение аксессуаров для волос на основе изученных приёмов. Сборка. Оформление. Прикрепление к основе.

5. ОБЪЁМНЫЕ ИГРУШКИ ИЗ БИСЕРА НА ЛЕСКЕ (24 ч.)

Теоретические сведения. Различные техники объёмного плетения на леске. Объёмные изделия на основе плоского плетения, параллельного плетения, жгута, кирпичного стежка. Анализ модели. Выбор материалов. Цветовое решение. Последовательность выполнения, зарисовка схем.

Практическая работа. Выполнение деталей игрушек на основе изученных приёмов. Сборка и оформление игрушек.

                                 6. ПАСХАЛЬНОЕ ЯЙЦО (28 ч.)

Теоретические сведения. Исторический экскурс. Виды основы: папье-маше, парафиновая, деревянная. Подготовка основы для работы. Приёмы бисероплетения, используемые для оплетения пасхальных яиц: ажурное плетение, "Колечки", вышивка по сетке, мозаика, кирпичный стежок, полотно в "Крестик", "Полоски". Различные варианты оплетения пасхальных яиц: по секторам, низками бисера, "от макушки до макушки"; плетение двух сфер и соединение их между собой; оплетение центральной части, тупого и острого концов яйца. Составление орнамента. Зарисовка схем. Выбор бисера. Цветовое решение.

Практическая работа. Подготовка основы. Расчёт плотности плетения. Оплетение центральной части, тупого и острого концов яйца. Плетение объёмных украшений. Украшение пасхального яйца.

  1. БИСЕРНОЕ ТКАЧЕСТВО (18 ч.)

Теоретические сведения. История ткачества. Инструменты и оборудование для работы. Правильный выбор нитей и бисера. Правила закрепления нитей на станке. Техника выполнения тканых образцов одной ширины, с переменной шириной. Составление орнамента. Цветовое решение. Способы закрепления акрепление готовых изделий.

Практическая работа. Подготовка, закрепление нитей основы на станке. Выполнение образцов. Ткачество браслетов разной ширины, кулонов и брелоков для ключей. Закрепление изделий и оформление.

  1. РУЧНОЕ БИСЕРНОЕ ТКАЧЕСТВО (20 ч.)

Теоретические сведения. Техники ручного бисерного ткачества: продольное ткачество (плотное полотно, кирпичный стежок) и поперечное ткачество (Ндебеле), Анализ образцов тканых картин. Выбор бисера. Цветовое решение. Последовательность выполнения картины. Зарисовка эскиза.

Практическая работа. Плетение полотна на основе изученных приёмов. Подготовка основы для картины, оформление готовой работы и закрепление картины в раме.

VI .  ВЫШИВКА БИСЕРОМ (22 ч.)

Теоретические сведения. Из истории вышивки бисером. Материалы и инструменты для работы. Виды швов. Основные приемы вышивки бисером. Способы нашивания пайеток. Способы оформления края изделия. Использование вышивки в оформлении предметов интерьера и одежды.

Практическая работа. Подготовка ткани для вышивки. Создание эскиза. Вышивка узкого браслета и колье-хомутика из органзы, открыток, мешочка для трав (саше), небольшого панно.

VI I.  ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ч.)

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.

VIII.  ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (8 ч.)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов-на-Дону: Изд-во «Учитель», 2007.

2. Сборник авторских программ дополнительного обр. детей / Сост. А. Г. Лазарева. – М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь:  Сервисшкола, 2002.

3.  Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /Б. В. Куприянов, Е. А. Салина, Н. Г. Крылова, О. В. Миновская; Под ред. А. В. Мудрика. – М. : Издательский центр «Академия», 2004.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аполозова  Л.М. Бисероплетение. - М., 1997.

2. Артамонова Е. Украшения и сувениры из бисера. - М., 1993.

3. Белякова Н. Пасхальные яйца. - СПб., 2000.

4. Берлина Н.А. Игрушечки. - М., 2000.

5. Богданов В.В., Попова СП. Истории обыкновенных вещей. - М., 1992.

6. Божко Л. Бисер. -  М., 2000.

7. Божко Л. Бисер, уроки мастерства. - М., 2002.

8. Бондарева Н. А. Рукоделие из бисера.- Ростов-на-Дону, 2000.

9. Гадаева Ю. Бисероплетение: ожерелья и заколки. - СПб., 2000.

10. Гадаева Ю. Бисероплетение: цепочки и фенечки. - СПб., 2000.

11. Гринченко А. С. Вышивка бисером. М., 2006.

12. Гусева Н. А. 365 фенечек из бисера. - 2004.

13. Журнал "Бисероплетение".

14. Игрушечки из бисера. Сост. Лындина Ю. - М., 2006.

15. Исакова Э. Ю., Стародуб К.И., Ткаченко Т. Б. Сказочный мир бисера. Плетение на леске. - Ростов-на-Дону, 2004.

16.  Полянская А. И. Изделия из бисера/ А. И. Полянская. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2010.

17. Серия книг "Мастер-класс по бисеру". - М.: ОО ТД Мир книги, 2011.

18. Стефани Бёрнхем. 100  оригинальных украшений из бисера: колье, браслеты, броши, серьги. - М.: ОО ТД Мир книги, 2006.

19. Ткаченко Т.Б., Стародуб  К.И. Сказочный мир бисера. Плетение на проволоке. - Ростов-на-Дону, 2004.

20.  Ткаченко Т. Б., Стародуб К.И. Плетем деревья из бисера. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

21.  Федотова М.В., Валюх Г.М. Цветы из бисера. - М.: Культура и традиции, 2005.

22. Фигурки из бисера/ авт.–сост. Н. В. Белов. – Минск.: Харвест, 2007.

23. Сайт http://www.biser.info


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит социально-педагогическую направленность. Уровень освоения програм

Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из  целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит...

Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)

Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы  "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...

Дополнительная образовательная программа «УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТЬ» Программа рассчитана для детей 6-7 лет Срок реализации: 1 год

АннотацияПрограмма дополнительного образования «Учимся правильно говорить» разработана для детей 5 – 6 лет. Главной целью ее – подготовить детей к школе. Занятия проводятся как групповые, где игры и з...

Дополнительная образовательная программа «Волшебные пальчики» для учащихся 1-2 класса по программе VIII вида

Дополнительная образовательная программа «Волшебные пальчики»для учащихся 1-2 класса по программе VIII вида (кружковая работа)....

Дополнительная образовательная программа «Путешествие в страну Экологию» (окружающий мир для детей 7-8,срок реализации программы –1год

Курс по дополнительной образовательной программе «Путешествие в страну Экологию» для детей начальной школы (7-8лет) является интегрированным курсом, имеет образовательно-развивающую, экологическую нап...

Дополнительная образовательная программа художественно - эстетической направленности "Волшебный мир бисероплетения"

Дополнительная образовательная программа художественно - эстетической направленности "Волшебный мир бисероплетения"...