Исследовательский проект.
проект по теме

Реки Нижневартовского района.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_reki_nv_rayona.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

«ОТКРЫТИЕ МИРА»

Секция: краеведение

«Почему реки Нижневартовского района имеют такие необычные названия?»

Автор:

 Макарова Екатерина Евгеньевна – 1 б

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

 «Средняя Общеобразовательная Школа № 13»

Руководитель:

Акулова Валентина Егоровна

учитель начальных классов

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

 «Средняя Общеобразовательная Школа № 13»

2013

План исследования

Возвращаясь из очередного отпуска на машине,  нам пришлось пересекать реки с необычными, можно даже сказать, загадочными названиями: Аган, Большой и Малый Юган, Тромъёган, Вах и другие.

Попросила родителей объяснить, почему реки  так называются. Тогда мама предложила мне поближе  познакомиться с происхождением названий рек моей малой родины.

 Мне стали интересны следующие вопросы.

- Почему все- таки реки моего края имеют такие  необычные названия?

- Что обозначают эти названия?

Гипотеза:   предполагаем, что в названиях рек Нижневартовского района отражены национальные корни народов, населяющих наш край.

С целью изучения  происхождения  названий рек Нижневартовского района проведено исследование.  Исследование проводилось поэтапно в течение трех месяцев (октябрь – декабрь 2012 года).

1 этап (октябрь): выбор темы исследования, формулирование цели и задач, определение методов исследования, работа с научной литературой и периодической печатью по проблеме.

 2 этап (ноябрь): анализ и отбор подобранной литературы, статей, периодической печати; работа с материалами сети Интернет; проведение анкетирования.

3 этап (декабрь): анализ полученных результатов.         

Методом исследования стало анкетирование. В нем приняли участие  39 (27 учеников и 12 родителей) респондентов. С помощью вопросов анкеты узнали, что многие ученики и их родители затруднились дать ответы на вопросы анкеты  (прил.1).

Вопросами изучения происхождения рек Нижневартовского района занимались такие ученые как: Лёзин В. А. Реки Ханты-Мансийского автономного округа (1999 г.).  Рассматриваемая тема встречается в интегрированном курсе краеведения «Мы – дети природы» для 1-4 класс 2003 г., также в учебнике «География Ханты  - Мансийского автономного округа», 8-9 класс, 1996 г.


        Содержание        

Введение                                                                                         2

1. Теоретическая часть

 1.1.  Древние насельники Сибири и их названия                                                3

1.2.   История происхождения названия рек Нижневартовского района                        4

2. Практическая часть                                                                        7

Выводы                                                                                                8

Список использованной литературы                                                        9

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.  Разработанная анкета                                                        I

 

Исследовательская работа

Введение

Актуальность.  Возвращаясь из очередного отпуска на машине,  нам пришлось пересекать реки с необычными, можно даже сказать, загадочными названиями: Аган, Большой и Малый Юган, Тромъёган, Вах и другие.

Попросила родителей объяснить, почему реки  так называются. Тогда мама предложила мне поближе  познакомиться с происхождением названий рек моей малой родины.

  Мне стало интересно:

- Почему все- таки реки моего края имеют такие  необычные названия?

- Что обозначают эти названия?

Вопросами изучения происхождения рек Нижневартовского района занимались такие ученые как: Лёзин В. А. Реки Ханты-Мансийского автономного округа (1999 г.).  Рассматриваемая тема встречается в интегрированном курсе краеведения «Мы – дети природы» для 1-4 класс 2003 г. также в учебнике «География Ханты  - Мансийского автономного округа», 8-9 класс, 1996 г.

Цель исследования: изучение истории происхождения  названий рек Нижневартовского района.

 Задачи:

  • исследовать, что обозначают в названии рек слова «ёган, обь, ас, ега, янк» и другие;
  • узнать, как произошли названия рек;
  • оформить информационный буклет «История Югры в названии рек Нижневартовского района».

Объект исследования: реки  Нижневартовского района.

Предмет исследования: историческое происхождение названий рек Нижневартовского района.

Методы исследования: анкетирование, поиск информации в сети интернет, в печатных изданиях, анализ и обработка полученных данных.

Гипотеза: предполагаем, что в названиях рек Нижневартовского района отражены национальные корни народов, населяющих наш край.

Новизна. При проведении данного исследования собран  исторический материал по данному вопросу, который может быть применен на практике.

Практическая значимость. Собранный материал можно применять на уроках краеведения, окружающего мира в начальной школе. Мы думаем, что ребята, которые изучают этот предмет, тоже хотят знать о том,  почему реки имеют такие названия.

1. Теоретическая часть.

  1. Древние насельники Сибири и их названия.

Как известно, русские пришли в Сибирь в XVI—XVII веках и нашли ее заселенною. На Крайнем Севере, в тундре и лесотундре, они столкнулись с ненцами. В лесной полосе познакомились с ханты, манси и селькупами. В южной части лесной зоны, а также в лесостепи они встретились с различными тюркскими народами. [3].

  Кочуя по огромной территории или живя оседло, они прекрасно ориентировались на местности. Особенно хорошо эти народы знали названия рек, так как реки были единственным путем для передвижения в этом таежном крае. Вот почему названия рек передавались от народа к народу. Сибирские названия рек узнало и русское население, восприняло их и стало употреблять в своей речи. Естественно, что при этом прежние  названия изменялись согласно законам русского языка, а часто просто искажались. Именно поэтому многие из них не только непонятны русскому человеку, но и представляют загадку для специалистов, знающих языки сибирских народов. [4].

   И все же определенную часть названий рек достаточно надежно можно объяснить на основе языков аборигенов Сибири. Для этого надо знать, как в них строится географическое название.

  В названиях рек просматривается диалектовая окраска народов ханты и манси: аган – река средней величины; ас – большая река; ега – яга – ех – маленькая речка; еган – ёган – большая река; янк – вода; об -вода, река; у  манси река обозначается словом я, у ханты - словами иган, еган, юган, игай  [3].

   Ученые установили, что в большинстве языков географические названия состоят из двух слов, причем конечное имеет значение «река», «вода». По этому конечному слову можно узнать хантыйские, селькупские, тюркские и другие названия. Например, у ненцев «река» обозначалась словом яха: Табьяха, Мудуйяха, Еркутаяха, Хадытаяха, Мярояха; ханты передают ненецкое яха как яг, поэтому названия рек на яг в местах, где сейчас живут ханты, также имеют ненецкое происхождение: Ягыляг, Кругяк, Еголяк. У манси река обозначается словом «я»: Атымья, Волья, Толья, Калья; у ханты - словами иган, еган, юган, игай: Ларьеган, Ватъеган, Кульеган; у селькупов - словами кы, гы, превратившимися у русских в ка, га: Катальга, Корлига, Лозунга, Суйга; у южных самодийцев - словами бу, чу, чага, бы, которые у русских звучат как ба, ма, ва, , чага: Аба, Амба, Куба, Кумлова, Андарма, Кондома, Касьма, Пача, Паральжа; у тюрок - «река» обозначается словами илга, юл, су: Илгай, Мрассу, Чичкаюл и др. [4].

Таким образом, географические названия - это не случайные слова. Их появление в тот или иной период исторически обусловлено.

1.2.История происхождения названия рек Нижневартовского района.

  Используя эти сведения, попытаемся выяснить значение и хотя бы краешком глаза заглянуть в историю отдельных названий рек моей малой родины.

  У народов Севера к рекам отношение особое. В понимании людей они не только «живые», но имеют и деление: мужчина и женщина. Так, «мужчинами»  считаются Тромъеган, Пим, Вах и Васюган. «Женщина» лишь одна – Аган. Более того, Тромъеган и Аган – супружеская пара. Женой Пима называют его приток – Им-Яун.

Из интернет – источников и научной литературы   узнала о том, что на территории Нижневартовского района протекает более 2 тысяч рек, речек. Среди рек выделяется великан  – Обь. Самыми крупными притоками реки Оби являются реки  Вах - 964 км, Аган -776 км и Куль-Еган - 342 км,  Колек-Еган — 553 км, Сабун — 553 км, Кулун-Игол — 520 км.  Маленькие реки: протоки Мулка, Мега, Большая  Рязанка [6].  

 Если посмотреть на карту Нижневартовского района,  можно сделать вывод: многоводные реки и малые речки настолько плотной сетью покрывают всю территорию Нижневартовского района, что нельзя назвать ни  одного селения, удаленного от водотока более  чем на 100 км.

Следовательно,  люди,  населяющие наш край,  селились по берегам рек, так как единственное средство передвижения было водное.

Много предположений существует  о происхождении названия реки Оби:  от русского слова «обе» или «объять», от иранского «аб, об» - «вода», от коми-зырянских слов: «обва» - «тетка, бабушка» и «обва» - «снежная вода».

Литературные источники говорят о том, что нельзя объяснять происхождение названия этой могучей реки от русских слов, так как в Сибири нет рек, названных русским именем. Из истории известно, что впервые русские упомянули Обь в Новгородской летописи в 1364 году, назвав ее Обдорой. В это время им еще ничего не было известно об истоке реки Оби (из двух рек - Бии и Катуни).   Откуда же русские узнали, что это река Обь? Судя же по летописи, впервые с этой рекой познакомились новгородцы, ходящие в Югру. Значит, они встретились с Обью в ее нижнем течении. Проводниками новгородцев были коми (их русские называли зырянами). Поэтому можно предположить, что и название Оби новгородцы услышали от коми. В этом особенно убеждает нас ранняя связь слова Обь со словом  «дор», которое в языке коми означает «местность». [2].

   Что же значит слово «об» в коми языке? Едва ли можно думать, что такую большую реку коми называли словом обва - «тетка, бабушка». На наш взгляд, правы те, кто связывает название Обь с обва в значении «снежная вода» (немецкий ученый В. Штейниц, томский профессор А. П. Дульзон). [3].

 Это предположение хорошо согласуется и с географическими особенностями реки Оби.

        Об особенностях местности, где протекает река Обь, старинная хантыйская легенда гласит: «Земля наша была плоской, травянистой и болотистой. Но вот встретишь гриву, а на ней бор. Залезь на самый высокий кедр и увидишь богатыря. Лежит он, весь порос травой, илом. Давно он погиб. Вот с тех пор есть на Югорской земле высокие места, которые называют богатырскими холмами.

Прорезая эти богатырские холмы, течет вдоль Западной Сибири с юга на север великая, могучая река Обь».

Обь еще иначе называют Ас-най, что можно перевести дословно как река-солнце, так как она является прародительницей всего живого. Текущая вода прекрасно понимает людей, она может на них сердиться или радоваться за них. Древние ханты не умели плавать, но во всем полагались на реку:  если ты не совершил дурных поступков, река не даст тебе погибнуть. Когда же Ас сердилась, ей приносили в дар монетку, горсть муки, делили с ней трапезу.

 Древняя алтайская легенда так гласит о рождении Оби: «Своенравная, гордая красавица Катунь не могла полюбить посватавшегося к ней властного князя по имени Бий. Она бросилась со скалы, но не погибла, а превратилась в стремительную красивую реку. Катунь мчалась от преследовавшего ее старика, яростно пробиваясь сквозь камни и горы, путала следы, пряталась в ущельях, виляла в сторону и только при выходе из гор, в предгорной степи, где уже было невозможно скрыться, властный старик нагнал ее. И родилась Обь…»

А вот другая легенда, рассказанная Ю.К. Айваседой, жителем поселка Варьеган, так объясняет появление у Оби притоков.

«Старик Обь выдал замуж свою дочь Аган за сына Торум-Ики, у которого было имя Торум-Ягун. Но так как у них характеры были, как у бурлящей реки, вместе прожили они недолго. Разошлись. Торум-Ягун - на северо-запад, а Аган – на восток, но тяга друг к другу осталась. И поэтому, когда хозяйка Агана вспомнит что-нибудь хорошее из совместной жизни – поворачивается в сторону своего мужа и начинает грызть северный песчаный берег ягельного бора. Как вспомнит ссору – рассердится, повернется спиной к нему, и начнет грызть глинистый берег Черного Урмана. Когда соскучится очень – посылает весточку в сторону мужа… Река Хаплимуты, как говорят ненцы, это одна из весточек, которые посылает хозяйка Агана своему мужу». [4].

Река Обь не только самая большая река Сибири. Она чрезвычайно живописна и красива и летними вечерами в час заката, и в период паводка, когда величаво разливается на многие километры и восхищает человека своей неукротимой мощью и силой, и подо льдом,  когда закована в снежные латы.

 По поверьям коренных народов югорского края, в каждой реке живет свой дух. Наиболее почитался дух Оби. Чтобы не утонуть (ханты не умели плавать), чтобы удачной была рыбалка, водяным духам приносили жертвы, почитали их.

Река Вах у остяков  носит то же название, которым его называют русские, и оно означает на их языке и металл, и железо, однако причину этого они объяснить не могут, ибо на Вахе  неизвестна железная руда, а тем более, чтобы ее добывали и использовали остяки.  Возможно, что оно употребительно у живущих в верховьях  Ваха  тымских остяков. Если к названиям других рек остяки прилагают слово «логон», то в случае с рекой Вахом этого нет. Причиной этого различия служит его превосходство по величине надо всеми другими впадающими в Обь реками, так как его ширина в низовьях в некоторых местах достигает версты. Он течет, не делая значительных поворотов, с северо-востока. Дно песчаное. [5].

Большинство рек Западной Сибири являются культовыми, особое место среди них занимает река Тромъеган.

Тромъеган - река Бога в переводе с хантыйского языка.  Она берет свое начало в водоразделе Сибирских Увалов и течет с севера на юг более восьмисот километров, разбиваясь на три больших рукава перед впадением в Обь. Река имеет значимые притоки в верхнем течении: Нятлонгаягун, Энтль - имиягун, в среднем течении Ингуягун, Ортъягун и в нижнем течении Каттым - еган и реку Аган, впадающие в Тромъеган слева. [5].

Аган - свое название река получила от хантыйского слова «еган», которое переводится просто – река. В наших краях река Аган считается самая клюквенная река – Ампута. Это название от ненецкого – Вампухта.

А по-хантыйски называется – Кавахын – кавэнг Ахын, то есть, Аган, но болотистый, клюквенный. А ненецкое название переводится как – река раздора.                            

Легенды описывают местность, характеризуют ландшафтные особенности бассейна реки Аган: в легендах об аганской богине раскрываются нрав и характер течения реки, обосновываются появление двухруслового устья, семиручьевого истока, направления течения многочисленных притоков. [5].

   В Нижневартовском районе можно встретить реки с русским названием. О чем говорят русские названия рек? Часть из них понятна  каждому человеку, часть также требует специального изучения. Русский человек, называя реку, прежде всего, обращал внимание на ее признаки. Эти признаки могли быть связаны как с ее природными качествами, так и с отношением человека к ней.  

2. Практическая часть

      В результате  исследования   нами получены следующие результаты.

  Таблица 1.

№ воп-роса

Вопросы анкеты

Результаты

ученики

родители

1.

Назовите реки, протекающие

в Нижневартовском  районе.

Назвали 1-2 реки

Затруднились ответить

Назвали 3 реки

Назвали  4  - 5 рек

16 учеников

11 учеников.

7 родителей

5 родителей

2.

Сможете ли объяснить,

почему они имеют

такие  названия?

Смогли объяснить

Затруднились с ответом

Смогли объяснить

Затруднились с ответом

0 учеников

27 учеников

0 родителей

12 родителей

3.

Важно ли сохранять историческое наследие  народа?

Все ученики дали положительный ответ – да, важно,  а объяснить, почему – затруднились.

Все родители дали положительный ответ, объяснили  роль истории в  жизни людей.

Ответы на вопросы анкеты

 На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы: полученные результаты оказались не совсем утешительными:   мои одноклассники не знают реки Нижневартовского района, а о происхождении названий рек не смогли сказать ничего.  Результаты родителей оказались чуть лучше, но о происхождении названий рек  затруднились что – либо сказать.

Выводы

Из литературных источников узнала об историческом происхождении названия рек Нижневртоского района.   Исследовав значение слов «ёган, обь, ас, ега, янк» и других в названии рек узнала, что в названиях рек Нижневартовского района отражены национальные корни народов, населяющих наш край в далеком прошлом, сохранившемся до наших дней.      Таким образом, можно сделать вывод, что наша гипотеза оказалась верной.  

 Собранный материал дал  возможность  узнать о культурном наследии,  о том, что названия рекам Нижневартовского района давали люди, живущие по берегам рек, позволил глубже познать свой  край.

С результатами исследования были ознакомлены учащиеся 1-х классов нашего образовательного учреждения на уроках  экологии, окружающего мира.

 В дальнейшем планируем продолжить свои исследования по данной теме и изучить историю рек Ханты – Мансийского автономного округа.

 В завершение нам  хочется, чтобы люди берегли  историческое наследие  малой родины, соблюдали экологический этикет по отношению к окружающей природе, чтобы и через сотни лет  они могли восхищенно сказать: «Здравствуй, милый мой край! Я вернулся домой!» А для этого мы должны вместе со взрослыми беречь природу.  Если мы будем всегда вместе в любом деле, то наша планета будет прекрасной! Человеческая мудрость гласит: «Только та страна, в которой люди помнят о своём прошлом, достойна будущего».

Список использованной литературы

  1. Энциклопедия для детей Аванта +. М.: Аванта +, 2000
  2. Интегрированный курс краеведения.  Мы – дети природы. 1-4 класс. ГУИПП «Полиграфист» , 2003
  3. География Ханты  - Мансийского автономного округа, 8-9 класс, Москва Экопрос, 1996
  4. Азбука краеведения. Край родной. Екатеринбург, 2001
  5. Лёзин В. А. Реки Ханты-Мансийского автономного округа. Справочное пособие. Издательство "Вектор Бук". Тюмень, 1999. -160 с.

6.Интернет-ресурсы:   http://ru.wikipedia.org/wiki

                                     http://yandex.ru


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Разработанная анкета

Уважаемый  друг!

Я, Макарова Екатерина, изучаю историю названия рек моей малой родины. Прошу Вас ответить на несколько вопросов, которые дадут мне возможность в определении значимости изучения темы «Почему реки Нижневартовского района имеют необычные названия?»

  1. Назовите реки, протекающие в Нижневартовском районе:_________________________________________________________
  2. Сможете ли объяснить, почему они имеют такие названия:

           да –

          нет  –

  затрудняюсь -

  1. Согласны ли вы с тем, что от нашего отношения  к природе зависит наше будущее?

Да –                                            не знаю -

Нет-

  1. Как вы  считаете, важно ли сохранять историческое наследие  народа? Почему?

Да –

Нет -

__________________________________________________________________________

Благодарю за помощь.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект. Тема: Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. Исследовательский проект Тема: Конструирован

Универсальные учебные действия (УУД) широко представлены в музыкальном образовании и воспитании.В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способнос...

Исследовательский проект по теме: «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»

Проблемная ситуацияС одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября...

Исследовательский проект Польза лекарственных растений, произрастающих на моём приусадебном участке. Выполнила: ученица 4 А класса Гардт Дарья Руководитель проекта: Довбня Светлана Александровна, учитель нача

Давай пройдемся медленно по лугуИ “здравствуй” скажем, каждому цветку!Ты должен над цветками наклониться,Не для того, чтоб рвать или срезать,А чтоб увидеть добрые их лицаИ доброе лицо им показат...

Научно-исследовательский проект учащихся 4-го класса "Загадки Египетских пирамид" Текст проекта, презентация, сценарий защиты на научных чтениях

Данная работа выполнялась учащимися для городских научных чтений. Были проанализированы многочисленные источники, выделены основные версии происхождения Египетских пирамид, подобран фотоматериал. Теор...

Из опыта работы над проектами в начальной школе.. Исследовательский проект " У природы нет плохой погоды..." 2 класс

Изечение времен года в начальной школе лучше всего делать используя проектную деятельность. Предлагаю вашему вниманию вариант такой работа....

Исследовательская проект в секции предметов Эстетического цикла и технологии.Тема: «Оригами для детей» АВТОР:УЧЕНИК 3В КЛАССА МАОУ СОШ № 26 Г. УЛАН-УДЭ НЕВЕРКЕЕВ КОНСТАНТИН РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА: ПИНЮГИНА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА

Предлагаю Вашему вниманию исследовательский  проект  Тема: «Оригами для детей».Неверкеев Константин, ученик 3 класса  МАОУ «СОШ № 26», г.Улан-Удэ.Работа Лауреата...

Исследовательский проект: "Другое детство" (Проект занял 1 место в научно-исследовательской конференции )

Тема данной проектной работы практически значима и доступна, т.к. она выбрана из содержания предмета окружающий мир. Куклы Барби, роботы-трансформеры, конструкторы «Лего» - это наши современные игруш...